Данная статья выполнена в рамках написания Выпускной квалификационной работы бакалавра.
Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Секачевой А.Б., кафедра "Мировой экономики", Дипломатическая академия МИД России.
Abstract: This article considers prospects and problems of development of the international transport corridor «North-South» within the framework of the Russian strategy of reorientation of export flows to the markets of Asian countries. The main documents that form the legal field for the creation and regulation of MTC, the history of the development of the way and implementation of investment projects, the dynamics and structure of trade turnover of the countries involved into this transport corridor have been studied. On the basis of the used data, all the problem points in the development of MTC «North-South» were marked both in the field of legal interstate regulation and infrastructure and insurance aspects of logistics, also possible ways of eliminating these barriers were proposed.
This article was completed as part of the Bachelor's graduate qualification work.
The article was carried out under the scientific supervision of Candidate of Economics, Associate Professor, A.B. Sekacheva, Department "World Economy", Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
Keywords: ITC «North-South», reorientation of export flows, turn to the east, transport and logistics routes, EAEU, Iran, Russia.
Введение
Формирование транспортных коридоров является одним из необходимых методов укрепления роли страны в регионе, а также продвижения ее экономических интересов и выполнения интересов национальной безопасности. После начала специальной военной операции (СВО) в феврале 2022 года, Россия стала государством, на которое наложено наибольшее количество санкций в мире, часть из которых направлена на значительное ограничение логистических возможностей страны. В частности, Россия не может осуществлять транзит воздушным, наземным и морским транспортом по территории Евросоюза, что существенно усложняет работу традиционных логистических коридоров России, а также не может работать с крупнейшими судоходными контейнерными компаниями. В связи с этим, создание новых транспортных коридоров, а также налаживание и увеличение экономических связей в том числе со странами Центральной и Южной Азии является необходимым для компенсации воздействия экономических санкций и обеспечения экономического роста.
Методологическая основа исследования
В процессе работы применялись такие общенаучные методы, как теоретико-методологический, статистический, графический анализ, наблюдение, сравнение, синтез, аналогия и обобщение.
Информационно-эмпирическую базу исследования составили труды российских и зарубежных ученых, диссертационные исследования по изучаемой проблеме, монографии, журналы, отчеты Евразийского банка развития, материалы международных научно-практических конференций, нормативные правовые акты (соглашения о создании МТК (в т.ч. МТК «Север-Юг») и другие), аналитические отчеты государственных лиц Казахстана, Белоруссии, Азербайджана, Ирана и России, а также статистические данные государств-членов, опубликованные ЕАБР, Росавтодор, РЖД, Европейской экономической комиссией ООН, Евразийским железнодорожным Альянсом.
Общая характеристика МТК «Север-Юг»
МТК «Север-Юг» — это меридианный мультимодальный транспортный коридор, проходящий по территории России, Азербайджана, Казахстана, Туркменистана и Ирана. Соглашение о создании МТК «Север-Юг» было подписано в ходе второй Международной евроазиатской конференции по транспорту 12 декабря 2000 года Россией, Ираном и Индией [1]. Изначально создание МТК предназначалось для упрощения логистической связи между Северо-восточной Европой и Россией с одной стороны и Индией с Азиатско-Тихоокеанским регионом — с другой. Считалось, что время пути по маршруту будет составлять 12-14 дней, что гораздо быстрее, чем 30-45 дней доставки через Суэцкий канал, однако в связи с неразвитостью транспортной инфраструктуры, практического отсутствия грузового флота, отсутствием сквозного тарифа и других причин, о которых подробнее будет указано далее в статье, реальное время доставки составляло около 22-43 дней в зависимости от простоев. [2] Однако, несмотря на возникшие трудности, коридор представлял большой инвестиционный интерес в регионе, и в дальнейшем к договору присоединились Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Оман и Сирия.
Интерес России в заключении договора состоял в обеспечении возможности быстрого доступа на рынок Арабских стран и Индии, ВВП которой по прогнозам станет третьим в мире к 2030 году. Иран был заинтересован в проекте, так как остро нуждался в привлечении инвестиций в свой транспортный сектор, вследствие нехватки финансирования из-за санкций, наложенных после Исламской революции 1979 года, а также общего интереса в повышении своей транзитной роли в регионе. Индия, в свою очередь, была заинтересована в увеличении своего экспорта в страны Средней Азии и России, получении доступа к поставкам сырьевых ресурсов из каспийского региона (уран, титан, железная руда, уголь, фосфор, газ, нефть и другие), а также соперничеством с Китаем, инвестирующим в транспортный сектор Пакистана. [3]
Вследствие того, что для работы МТК требовались большие вложения, и отсутствия приоритетности его развития для России в силу экономического сближения с Европой и увеличения роли МТК «Запад-Восток», проект с 2000-х годов был буквально «заморожен». Вложения были ограничены 1 млрд долларов в 2017 году от ОАО «РЖД» на электрификацию участка Гармсар – Инче Бурун (ж/д соединение Ирана с Туркменистаном) и обновление парка локомотивов Ирана, а также кредитом Азербайджана Ирану в 0,5 млрд долларов в 2018 году для строительства отсутствующего железнодорожного соединения между Астара – Решт – Казвин. Однако, стремясь избежать попадания под вторичные санкции США, Россия впоследствии вышла из проекта.
После начала СВО России на Украине транзитная роль транспортного коридора снизилась, так как европейские страны закрыли свои границы с Россией для грузовых перевозок, однако интенсификация развития МТК наоборот возросла, так как он стал одним из ключевых безопасных способов вывода российского экспорта на рынки Ближнего Востока и Южной Азии [14]. Также сохранился интерес и у региональных игроков, вследствие того, что транзитными возможностями МТК «Север-Юг» в части выхода в Северо-восточную Европу никто не пользовался в силу дороговизны и длительности процесса. Стремление Средней Азии (в лице Казахстана, Узбекистана и других) участвовать в реализации проекта заключается, в первую очередь, желанием получить выход на рынки Арабских стран и Южной Азии, а Индия и Иран, по-прежнему сохраняют заинтересованность в увеличении торговли именно в Каспийском регионе и с Россией, так как их торговля с Европой (в основном у Индии) традиционно проходит через Суэцкий канал.
Территориально маршрут МТК «Север-Юг» выстроен следующим образом: с российской стороны: Санкт-Петербург – Москва – Рязань – Саратов – Волгоград – Астрахань. В Астрахани маршрут разделяется на три ветви:
- Транскаспийский: проходит напрямую от России к Ирану, через порты Махачкала, Оля, Астрахань к иранским каспийским портам Ензели, Амирабад и Ноушехр. Также организуется соединение с портами Актау и Курык (Казахстан), Туркменбаши (Туркменистан), Баку (Азербайджан).
- Западный: сухопутная автомобильная и ж/д ветвь, проходящий по западному берегу Каспийского моря (Астрахань – Ялама (Азербайджан) – Астара Иранская (Иран) – Тегеран).
- Восточный: также автомобильный и ж/д путь, проходящий через Астрахань – Атырау (Казахстан) – Берекет (Туркменистан) – Инче-Бурун (Иран) – Тегеран. Стоит отметить, что в Восточной арке еще реализуется дополнительная ж/д ветвь через Узбекистан и Туркменистан.
С иранской стороны маршрут идет из Тегерана и проходит через Бафк в Бендер-Аббас или порт Чабахар. Оттуда возможно продолжение маршрута до Мумбаи (Индия) или далее в Южную и в целом Юго-Восточную Азию. Также, на настоящий момент, правительство Ирана провело частичную модернизацию своих собственных железнодорожных сетей, [4] и теперь иранские железные дороги дают выход на Пакистан и Турцию в рамках открытого после 10 лет реконструкции железнодорожного пути Исламабад – Тегеран – Стамбул, проходящего соответственно по территории Пакистана, Ирана и Турции.
Следует также упомянуть, что МТК «Север-Юг» будучи меридиональным маршрутом, пересекает большинство евразийских широтных маршрутов, таких, как ТРАСЕКА и ОПОП (рисунок 1). МТК «Север-Юг» особенно сильно взаимосвязан с Транскайспийской ветвью ОПОП (проходящей через Казахстан, Узбекистан и Азербайджан и далее в Грузию и Турцию). Стоит упомянуть, что такое разветвление маршрута обеспечивает дополнительную безопасность перевозок в случае изменения геополитической ситуации, так как если одна из веток будет блокирована, то останутся альтернативные маршруты.
Рисунок 1 — Транспортный коридор «Север-Юг»
Источник: ОАО «РЖД»
Оценка результатов функционирования МТК «Север-Юг»
Развитие МТК «Север-Юг», созданного в рамках второй международной Евроазиатской конференции по транспорту в 2000 году, проходило неравномерно. Заявленные преимущества коридора, такие, как меньшие временные издержки, не оправдались. Изначально заявлялось, что если морская перевозка из Санкт-Петербурга через балтийские проливы к Суэцкому каналу занимает 43-45 дней, а из Новороссийска через Босфор к Суэцу – 30-35 дней, то перевозка по МТК «Север-Юг» займет лишь 15-24 дня (дальность перевозки морем от Санкт-Петербурга до Мумбаи – 13 824 км, от Санкт-Петербурга через Новороссийск до Мумбаи – 10 100 км, от Санкт-Петербурга через МТК «Север-Юг» до Мумбаи – 8 741 км). Однако время пути тестового поезда, прошедшего в 2014 году по транскаспийской арке транспортного коридора из Мумбаи в Астрахань, заняло 43 дня в связи с простоями в портах Бендер-Аббаса и административными барьерами на границах. По данным ЭСКАТО ООН, около 50% транзитного времени тратится на пересечение границ и связанных с этим процедур.
Такая же ситуация на то время наблюдалась и со стоимостной частью маршрута. Стоимость залога при аренде 40-футового контейнера для транспортировки его по коридору на 20 дней составляла 5 000 долларов США на 2014 год, в то время как стоимость залога за аналогичный контейнер на Суэцком направлении лишь 1000-1200 долларов США за весь путь. [5; 13] Остро стояла проблема востребованности контейнерных перевозок в принципе на маршруте, так как была высокая вероятность того, что если из Индии товары могли идти в контейнерах, то обратно их в большинстве случаев пришлось бы отправлять порожними, так как большую часть экспорта России по этому направлению составляли насыпные и наливные грузы — зерно, и углеродное сырье (рисунок 2). [6] Таким образом, на период до 2021 года МТК «Север-Юг» был по большей части как альтернатива Суэцкому каналу невыгоден, в связи с чем коридор использовался по большей части только для внутрирегиональной торговли между Россией и Ираном.
Рисунок 2 — Грузоперевалка в портах Каспийского моря в 2019 г. (тыс. т)
Источник: интернет-ресурс – portnews.ru
На период до 2021 года МТК «Север-Юг» де-факто представлял собой совокупность разрозненных транспортных коридоров без единого сквозного тарифа и с многочисленными узкими местами логистики. Интенсификация развития проекта началась в 2017 году с инвестициями 0,5 млрд долларов США Азербайджаном в строительство железнодорожной ветки Астара – Казвин и 1 млрд долларов США ОАО «РЖД» в развитие железнодорожной сети Ирана. Однако в связи c наложением американских санкций на Иран во время президентства Д. Трампа, ОАО «РЖД» были вынуждены приостановить инвестиционный проект. Новый виток развития МТК инициировала Россия в 2020 году в рамках увеличения торговых связей с Ираном и повышенной волатильностью ставок фрахта на традиционных путях морской перевозки, что сделало выгодным перенаправить часть грузов по коридору «Север-Юг», где ставки за фрахт и железнодорожные тарифы были гораздо более стабильными. Отдельный вклад в повышение цены фрахта внес сбой в поставках (рисунок 3), вызванный аварией корабля Ever Given в Суэцком канале, заблокировавшем перевозки из Средиземного в Красное море на 6 дней. [7]
Рисунок 3 – Котировки SCFI* и ERAI** и объем железнодорожных контейнерных перевозок в сообщении Европа – Китай/Китай – Европа
Источники: интернет-ресурс – Shanghai Containerised Freight Index, Eurasian Rail Alliance Index
Так, в 2020 году в Нью-Дели было заключено соглашение между российской «РЖД Логистика» и индийской корпорацией «Container Corporation of India Ltd» (CONCOR) – крупнейшим оператором контейнерных железнодорожных перевозок в Индии о предоставлении парка большегрузных контейнеров и другого оборудования для организации перевозок по МТК «Север-Юг». [8] Также активизировались инвестиции в данный транспортный проект со стороны Индии: за 1,5 млрд долларов США к 2021 году была проложена железная дорога от Чабахара, единственного океанского порта Ирана, при этом способного принимать сверхбольшие контейнерные суда с дедвейтом до 120 000 т., построенного на инвестиции Индии, до Захедана — столицы Белуджистана, тем самым подключив порт к железнодорожной системе Ирана. Азербайджан продолжил инвестиционную программу по строительству железной дороги между Астарой и Рештом. Россией были приняты многочисленные усилия по снятию таможенных барьеров между странами-участницами коридора, а также в 2019 году начало действовать временное соглашение о зоне свободной торговли ЕАЭС и Ирана. [9] Приложенные усилия привели к тому, что перевозка сократилась до 23-25 дней с перспективой снижения до 15-24 дней, что подтвердилось тестовым запуском поезда из Финляндии в Индию в 2021 году (время следования составило 25 дней). [10]
Проведенная модернизация и повышение востребованности маршрута в 2022 году вследствие наложения на Россию санкций привели к тому, что объем перевозок по всем направлениям коридора вырос на 64% до 8,4 млн т. Более того, в первом квартале 2023 года по сравнению с первым кварталом 2022 года наблюдался рост грузоперевозок в 2 раза, а контейнерных перевозок – в 5 раз. [11]
Перспективы развития МТК «Север-Юг» и оценка выгод для России
В 2022 году Россия столкнулась с санкциями, существенно ограничивающими ее логистические возможности. Среди мер, предпринятых против России значились следующие:
- Запрет на транзит через европейские страны, использование воздушного пространства Европы для России, а также запрет на вхождение в порты под Российским флагом.
- Запрет европейским грузовым компаниям ввозить товары в Россию и Белоруссию, а также следовать через них транзитом, что влияет, соответственно, и на другие страны ЕАЭС.
- Отказ судоходных контейнерных линий (Maersk, CMA CGM, Happag Lloyd идр.), фидерных перевозчиков на Балтике (X-Press Feeders, Samskip и др.) работать с российскими грузами и российскими морскими портами. А также уход международных грузовых экспресс-перевозчиков (DHL, FedEx и др.) с российского рынка, фактическое прекращение международных перевозок грузов и почты российскими грузовыми авиакомпаниями.
Все перечисленные меры затронули и другие страны ЕАЭС, в связи с чем стало необходимым найти альтернативный транспортный коридор, чтобы снизить чрезмерную нагрузку на восточный коридор, и найти других поставщиков необходимой продукции. Именно поэтому для России критически важно, чтобы транспортный коридор «Север-Юг» раскрыл полностью свой потенциал. Однако несмотря на уже проделанную работу и достигнутый успех, существует значительное количество барьеров, способных ухудшить перспективы данного коридора.
Инфраструктурные препятствия включают в себя заметное отставание технологий и инфраструктуры от международных стандартов качества, что негативно влияет на скорость прохождения маршрута. Также к ним относятся различия габаритов и стандартов на железнодорожном транспорте, в том числе ширина колеи: Иран – 1435 мм, Россия – 1520 мм. Далее следуют участки автодорог с ограниченной пропускной способностью и высокой интенсивностью движения, особенно подходов к морским портам. Еще можно выделить немодернизированные пункты пересечения границ, особенности внутренних водных путей России (намывание песка и необходимость дноуглубительных работ в акватории портов и каналов). Слабо развит также и придорожный сервис (охраняемые стоянки для грузовиков, мотели, зоны отдыха вдоль автомагистралей). Также к препятствиям относится недостаток вагонов, локомотивов, контейнеров (особенно рефрижераторных), также наблюдается недостаток контейнерных терминалов, логистической инфраструктуры по переработке грузов, особенно в местах пересечения коридора с широтными коридорами. [12]
Для устранения данных барьеров необходимо привлечь инвестиции в строительство, реконструкцию, модернизацию и развитие транспортной инфраструктуры, а также обновление подвижного состава. Особую роль должна сыграть приоритизация проектов, то есть выявление проектов, реализация которых могла бы дать максимальный эффект для привлечения грузов на МТК «Север — Юг». Пополнение парка 20- и 40-футовых контейнеров, в том числе рефрижераторных, включая их собственное производство на территории России и Республики Казахстан. На период дефицита контейнеров в государствах-членах ЕАЭС возможна их аренда у стран-партнеров по коридору, например, контейнеров Индийской контейнерной ассоциации при осуществлении перевозок в Индию и из нее. Расширение парка магистральных грузовых электровозов и вагонов, в первую очередь, современных фитинговых железнодорожных платформ. Пополнение парка фитинговыми платформами требуется в странах-участницах коридора, в которых прогнозируется увеличение контейнерных железнодорожных перевозок. При необходимости — приобретение флота многоцелевых сухогрузных судов, в том числе зерновозов, контейнерных судов на Каспии, а также судов Rо-Pax и судов смешанного плавания «река-море». Развитие перегрузочных мощностей на ЖДПП между Ираном, Азербайджаном и Туркменистаном.
Развитию транспортного коридора «Север-Юг» мешают тарифные, финансовые и административные препятствия, такие, как отсутствие единой тарифной системы, сложностей с финансированием и получениями разрешения на провозку. Для решения этих проблем нужно развивать зоны свободной торговли, создавать единую таможенно-тарифную систему и регулировать финансовые проблемы на межгосударственном уровне [15]. Также необходимы цифровизация и развитие координации таможенных услуг. [16]
Для реализации этих мер была разработана программа инвестиций на общую сумму 38,2 млрд долларов США (рисунок 4). Эта программа включает проекты по строительству и модернизации железных дорог, автодорог, портов и других элементов инфраструктуры. Проекты разделены на три группы по степени приоритетности, чтобы устранить узкие места и повысить качество и эффективность транспортного коридора
Рисунок 4 – Географическая структура инвестиционных проектов развития инфраструктуры МТК «Север — Юг» с распределением проектов по приоритетности их реализации
Источник: Евразийский Банк Развития (ЕАБР)
При должной реализации инвестпрограмм, заложенных в докладах Евразийского Банка Развития (ЕАБР), одобренных при подписании декларации о развитии транспортного коридора 9 сентября 2022 года, перспективы маршрута «Север-Юг» могут быть следующими:
- Совокупный потенциал контейнерных перевозок может составить от 325 до 662тыс. ДФЭ (от 5,9 до 11,9 млн тонн) к 2030 году. При этом эффект сопряжения МТК «Север — Юг» с евразийскими широтными транспортными коридорами, связывающими восток и запад, обеспечивает от 127 до 246 тыс. ДФЭ (от 2,3 до 4,4 млн тонн), или порядка 40% совокупного потенциала контейнерных перевозок.
- Вследствие происходящих изменений географии торговли дополнительный грузопоток, который может быть привлечен на МТК «Север — Юг», может включать российские металлы, продукты нефтепереработки, атакже белорусские удобрения, продукцию деревообработки. Дополнительный объем грузов можно оценить краткосрочно в 2–4 млн тонн, в перспективе до трех лет — в 5–7 млн тонн.
- В случае продолжения санкционного давления стран Запада в отношении России и Ирана, с юга (из Турции, Арабских стран, Индии) на север грузопоток может увеличиться в краткосрочной перспективе на 1-3 млн т, в период до трех лет на 2-7 млн т.
- Объём перевозки грузов, непригодных для контейнеризации (в основном зерно, углеводородное сырье), к 2030 году может составить от 8,7-12,8 млн т.
Суммарно, к 2030 году планируется достичь от 14,6 до 24,7 млн т оборота, в зависимости от сценария (базового и оптимистичного), гарантированно в два раза сократить сроки доставки грузов из Европы в Индию (по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал) и достичь 77-кратного роста контейнерного транзита по оси Китай – ЕАЭС – Европа (за счет сопряжения меридианного и широтного коридора). [13]
Россия, помимо вышеперечисленных выгод, получает гарантированный выход на страны Латинской Америки, Африки и АТР через порты, соответственно, Турции и Ирана, а также перспективу укрепления экономических и политических связей в регионе и укрепление своей роли, как одного из лидеров региона, что крайне важно для компенсирования урона от санкций и для выполнения целей национальной безопасности, заложенных в Концепции внешней политики 2023 года. [14]
Заключение
МТК «Север-Юг» на сегодняшний день – это ключевой меридианный коридор евразийского транспортного каркаса с большими перспективами, который может позволить соединить евразийские государства по вертикали, вовлекая страны, находящиеся на периферии транспортных маршрутов, в центр мировой торговли, дав им выход к мировому океану. МТК «Север-Юг» может поспособствовать возникновению дополнительных грузопотоков за счет синергии, придать ЕАЭС импульс развития за счет нахождения на «транспортном перекрестке». Соединение меридианного и широтных коридоров (ТРАСЕКА, ОПОП) в будущем может стать ключевым драйвером развития Большой Евразии.
Однако в данный момент реализацию маршрута тормозят около 40 инфраструктурных и нефизических барьеров, на решении которых в ближайшей перспективе необходимо сосредоточиться странам-участницам проекта. Основными являются несогласованность таможенных служб стран-участниц маршрута, сложности бюрократических процедур, отсутствие сквозного таможенного тарифа, а также многочисленные узкие места логистики проекта (порт Энзели, железная дорога Астара-Решт и др.). В настоящих условиях видится особенно важным для России приложить все усилия для осуществления этого проекта, так как благодаря этому маршруту помимо прочего Россия сможет компенсировать свои экспортные потери, снять часть нагрузки с перегруженного в настоящий момент восточного маршрута (в связи с перенаправлением импортных и экспортных потоков) и нивелировать в определенной степени чрезмерные логистические издержки, вызванные западными санкциями.
Библиографический список
1. Соглашение о МТК «Север-Юг» – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901828641 (дата обращения 25.05.2023).2. Международные транспортные коридоры на евразийском пространстве: развитие широтных маршрутов – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://index1520.com/analytics/mezhdunarodnye-transportnye-koridory-na-evraziyskom-prostranstve-razvitie-shirotnykh-marshrutov/ (дата обращения 8.05.2023).
3. Международный транспортный коридор «Север — Юг» и сценарии трансрегиональной интеграции» – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.valdaiclub.com/files/27685/ (дата обращения 25.05.2023).
4. Rail diplomacy between Turkey, Pakistan and Iran – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://moderndiplomacy.eu/2022/03/18/rail-diplomacy-between-turkey-pakistan-and-iran/ (дата обращения 25.05.2023).
5. Перспективы развития перевозок грузов по маршрутам мультимодального международного транспортного коридора «Север–Юг» – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://1economic.ru/lib/117073 (дата обращения 26.05.2023).
6. Торговые соглашения ЕАЭС с ИРА – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/comission/department/dotp/torgovye-soglasheniya/iran.php (дата обращения (26.05.2023).
7. Интеграция в тестовом режиме – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://gudok.ru/newspaper/?ID=1582615&archive=2021.10.13 (дата обращения 26.05.2023).
8. Объем перевозок по всем направлениям МТК «Север-Юг» в 2022 году – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://portnews.ru/news/346959/ (дата обращения 26.05.2023).
9. Декларация о развитии транспортного коридора «Север-Юг» – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://government.ru/news/46488/ (дата обращения 26.05.2023).
10. Международный транспортный коридор «Север — Юг»: инвестиционные решения и мягкая инфраструктура – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://eabr.org/upload/iblock/a2b/EDB_2022_Report-2_INSTC_rus.pdf (дата обращения 26.05.2023).
11. Концепция внешней политики Российской Федерации от 31.03.2023 – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.mid.ru/ru/detail-material-page/1860586/ (дата обращения 27.05.2023).
12. Договор «РЖД Логистики» и корпорации «CONCOR» о предоставлении контейнеров для МТК «Север-Юг» – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rzdlog.ru/press/2425/ (дата обращения 26.05.2023)
13. Внешнеторговые контракты : Учебник для магистрантов / М. С. Арабян, Р. В. Данилов, А. Б. Дмитриева [и др.]. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Центркаталог", 2019. – 256 с. – (Вузовский учебник). – ISBN 978-5-903268-22-1.
14. Внешнеэкономические связи России : К столетию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации / И. Н. Абанина, А. Б. Дмитриева, Б. Е. Зарицкий [и др.]. – Raleigh, North Carolina : Open Science Publishing, Lulu Press, Inc., 2018. – 195 с.
15. Дмитриева, А. Б. Особенности уплаты налога на добавленную стоимость при международных перевозках / А. Б. Дмитриева, С. С. Илюхина // Налоги. – 2016. – № 1. – С. 23-26.
16. Дмитриева, А. Б. К вопросу о спорах, связанных с излишне уплаченными таможенными платежами и налогами / А. Б. Дмитриева // Таможенное дело. – 2015. – № 3. – С. 6-9.