Abstract: The huge hydrocarbon potential concentrated in the Arctic and measured by more than 350 onshore and offshore fields represents a strategic reserve of the Russian oil and gas complex and determines the opportunities for the application of unique organizational and technological solutions. Arctic offshore hydrocarbon production projects appear to be high-risk from both investment and environmental points of view. For successful realization of the project it is necessary to decompose the factors of influence - external and internal impact. The research method is to use strategic analysis of influence factors by considering political, economic, social, technological, environmental legal factors. The purpose of this study is to identify the influencing factors on offshore oil and gas projects using strategic analysis techniques. The most important role of organizational-technological and economic factors in the development of hydrocarbon fields in the Arctic was determined.
Keywords: Arctic, economic development potential, projects, hydrocarbons, offshore fields, technologies.
Введение. C 2014 года на развитие нефтегазовой отрасли Российской Федерации влияют многочисленные санкции со стороны США и других стран. С 2022 года ситуация с точки зрения политических и экономических взаимоотношений обострилась еще сильней. Санкции имеют непосредственное влияние на арктические проекты, так как они ограничивают доступ к финансовым ресурсам, а также напрямую влияют на возможность покупки лучших технологий. У российских арктических проектов повысился уровень следующих угроз: риск ограничения доступа к новейшим производственным технологиям и оборудованию, риск потери рынков сбыта, снижение темпов развития инфраструктуры, а значит и уменьшение привлекательности Арктики для кадров [1].
В части развития рынков идет переориентация на Азиатско-Тихоокеанский регион.
Важным направлением является развитие производств сжиженного природного газа (СПГ), особенно с учетом конкурентных преимуществ строительства заводов СПГ в Арктике исходя из климатических особенностей [6].
Другим путем преодоления санкций является развитие собственных технологичных производств, включая нефтесервис, машиностроение, приборостроение, судостроение и др. Создание полных технологических цепочек по переработке углеводородного сырья также позволяет говорить о новых возможностях нефтегазовой добычи на шельфе.
Важным аспектом при освоении месторождений углеводородного сырья на морском шельфе Арктики является охрана окружающей среды. Экосреда Арктики сильно отличается от других природных зон, поэтому в рамках реализации любого арктического проекта нужно уделять огромное внимание этому аспекту. Катастрофы, связанные с разливами нефти могут привести к необратимым последствиям и уничтожению биоразнообразия арктической фауны [1,3].
Суровые климатические условия, недостаточная социальная инфраструктура в прибрежных городах Арктики являются факторами, которые не способствуют привлечению персонала к работе на таких проектах. Справедливости стоит отметить, что при реализации арктических проектов часто используется вахтовый метод.
В целом, можно выделить следующие тренды развития нефтегазового рынка, которые касаются и арктического региона [2,4,5,7]:
- усиление конкурентной борьбы на традиционных рынках углеводородных ресурсов – Арктика становится потенциальной территорией для новых игроков на рынке;
- переход на формирование системы низкоуглеродной экономики, бурное развитие «зеленых» технологий создает опасность углеводородным проектам;
- развитие технологических инноваций, в том числе автоматизация и цифровизация нефтегазовых промыслов, применение беспилотных летательных аппаратов для геологоразведки и экологического мониторинга;
- увеличение роли ESG-принципов, в части корпоративной социальной ответственности и эколого-сбалансированного освоения ресурсов.
Цель настоящего исследования выделить факторы влияния на реализацию морских нефтегазовых проектов с помощью методов стратегического анализа.
Методы исследования. Внешние факторы исследуются с помощью PESTEL-анализа – это инструмент стратегического менеджмента, позволяющий проанализировать внешнее окружение проекта со стороны четырех аспектов: политического, экономического, социального и технологического. Группировка факторов их декомпозиция позволяет определить важнейшие тренды, угрозы, особенности, которые характеризуют арктические проекты. Выявление таких тенденций будет способствовать построению прогнозов и вариантов организационно-управленческих решений в рамках реализации морских арктических проектов в долгосрочном периоде времени.
Результаты и дискуссия. Изученные автором особенности реализации морских проектов в Арктике позволяет выделить факторы влияния, которые можно сгруппировать в рамках PESTEL-анализа (рисунок 1).
В планах стратегического развития нашей страны указано развитие Арктических территорий. Для крупнейших компаний, таких как ПАО «Газпром» и ПАО «Роснефть» реализации арктических активов также является важным стратегическим направлением развития.
Политика | Экономические |
1. Сложные геополитические отношения с США и европейскими странами. 2. Переориентация интересов РФ на АТР. 3. Возрастание оборонной активности арктических стран в Арктике 4. Появление арктических стратегий у стран не имеющих выходу арктическим территориям (Китай, Южная Корея, Япония) | 1. Нестабильный курс рубля. 2. Высокое значение ключевой ставки 3. Волатильные цены на энергоресурсы 4. Изменение цен на оборудование и комплектующие, в связи с изменением логистики. 5. Высокий уровень инфляции в России. |
Социальные | Технологические |
1. Трудовой потенциал арктических регионов, связанный, в том числе с распределением населения, характеризуется пространственной неравномерностью. 3. Дефицит компетенций и кадров для технологически сложных арктических проектов | 1. Необходимость создания уникальных сооружений и технологий для разработки каждого отдельного арктического месторождения. 2. Необходимость совершенствования береговой инфраструктуры. 3.Развитие «зеленых» технологий. 4. Отсутствие аналогов импортного оборудования, сырья, комплектующих и технологий на отечественном рынке. 8. Необходимость развития транспортной инфраструктуры в Арктике (порты, ж/д дороги). |
Экологические | Правовые |
1. Высокая уязвимость арктических экосистем к антропогенным воздействиям и низкой способности к самоочищению. 2. Сложные природно-климатические условия арктических морей (низкие температуры, плавучие льды и айсберги). 3. Необходимость снижения выбросов СО2 к 2050 году до нулевого уровня. 4. Мировая тенденция к переходу на альтернативные источники энергии. | 1. Внедрение цифровых технологий в государственное управление и контрольно-надзорную деятельность в отраслях ТЭК. 2. Изменение налогового законодательства – ставки НДПИ, льготы, налоговые ставки. 3. Обязанность исполнения требований природоохранного законодательства.
|
Рисунок 1 — PESTEL-анализ морского арктического проекта
Развитие арктических месторождений может быть связано и с геополитикой, которая диктует наше обязательное присутствие в Арктике, в том числе технологическое.
Уникальность арктических морских проектов и отсутствие аналогов подчеркивает невозможность полноценной и корректной оценки экономики проектов. Экономическая неопределенность связана и с ценами на нефть и природный газ, которая определяется и развитием возобновляемой энергетики.
Снижение сроков окупаемости проектов в сфере возобновляемой энергетики и привлекательности вложений в эту отрасль на долгосрочную перспективу представляется фактором угрозы при реализации дорогостоящих арктических проектов.
Кадровый вопрос определяется дефицитом инженерных специальностей для обслуживания уникальных технологических объектов, создаваемых в рамках проектов разработки углеводородных месторождений.
Решения проблемы технологических угроз определяется необходимостью крупнейших нефтегазовых компаний увеличения финансирования НИОКР, что позволит постепенно преодолевать дефицит собственных технологий.
К важным аспектам можно отнести и создание собственного оборудования для горизонтального бурения по сложным траекториям, замена сервисных услуг иностранных компаний на отечественные в области разработки скважин сложных конфигураций, технологии морской сейсморазведки, морские буровые установки. Для арктических месторождений в акваториях, где присутствует лед большую часть времени, как в Карском море, важно использовать специальные ледостойкие буровые установки.
Если говорить про добычные морские комплексы, то из существующих собственных уникальных российских сооружений существует платформа Приразломная. На подготовительные работы для обеспечения добычи с платформы Приразломной прошло 20 лет, за это же время Норвегия стала мировым лидером в производстве оборудования для морской добычи.
Для арктических акваторий таких морей как: Баренцево море, Карское море, море Лаптевых и другие в мировой практике нет апробированных технологических решений. Необходима комплексная система поддержки реализации шельфового проекта, где одним из элементом является транспортная поддержка. Для ее создания необходимы верфи (которые будут строить морские суда обеспечения) и береговая инфраструктура, которой нет на арктических территориях – ее нужно создавать с нуля. Одной из главных особенностей арктических проектов является выбор варианта транспортировки углеводородов, особенно в случаях, когда месторождение удалено от береговой инфраструктуры [1].
Заключение. Однако, несмотря на все трудности и сложности, считается, что за освоением Арктики будет будущее нашей страны. Разработка углеводородных месторождений, в свою очередь, стимулирует это развитие в виде проведения обширных исследований со стороны разных аспектов, а инвестирование в инфраструктуру, способствует развитию других секторов национальной экономики.
Арктические месторождения имеют огромный потенциал, однако для полного его использования необходимо и дальше исследовать возможности воспроизводства запасов в пределах шельфа и сухопутных территорий.
Крупные нефтегазовые российские компании отмечают развитие арктических территорий как одно из важнейших направлений стратегического развития. Более 70% запасов природного газа в Арктике принадлежит Газпрому. В 2023 году, согласно отчету компании, наблюдается небольшой спад добычи газа.
Для развития морских шельфовых проектов необходимо создавать уникальные технологические и конструкторские решения, которые будут способствовать эффективной реализации проекта со стороны всех экономического, организационно-управленческого, технологического аспектов.
Библиографический список
1. Мирзоев, Д. А. Особенности освоения нефтегазовых ресурсов континентального шельфа Арктики / Д. А. Мирзоев, И. Э. Ибрагимов, О. Л. Архипова // Деловой журнал Neftegaz.RU. – 2023. – № 1(133). – С. 22-25.2. Осиновская, И. В. Повышение эффективности управления освоением месторождений Арктического шельфа / И. В. Осиновская, В. В. Пленкина, И. В. Андронова. – Тюмень : Тюменский индустриальный университет, 2023. – 162 с. – ISBN 978-5-9961-3177-8.
3. Спиридонов, А. А. Стратегическое управление рисками освоения арктических шельфовых месторождений / А. А. Спиридонов, А. М. Фадеев // Экономика промышленности. – 2022. – Т. 15, № 1. – С. 36-48. – DOI 10.17073/2072-1633-2022-1-36-48.
4. Третьяков, Н. А. Цифровая трансформация Арктического нефтегазового комплекса: новые вызовы и возможности / Н. А. Третьяков, А. Е. Череповицын // Север и рынок: формирование экономического порядка. – 2022. – Т. 25, № 1(75). – С. 17-32. – DOI 10.37614/2220-802X.1.2022.75.002.
5. Carayannis, E. G. The future of energy and the case of the arctic offshore: The role of strategic management / E. G. Carayannis, A. Ilinova, A. Cherepovitsyn // Journal of Marine Science and Engineering. – 2021. – Vol. 9, No. 2. – P. 1-20. – DOI 10.3390/jmse9020134.
6. Cherepovitsyn, A. Parameters of sustainable development: Case of arctic liquefied natural gas projects / A. Cherepovitsyn, O. Evseeva // Resources. – 2021. – Vol. 10, No. 1. – P. 1-27. – DOI 10.3390/resources10010001.
7. Dmitrieva, D. Sustainable development of oil and gas potential of the arctic and its shelf zone: The role of innovations / D. Dmitrieva, N. Romasheva // Journal of Marine Science and Engineering. – 2020. – Vol. 8, No. 12. – P. 1-18. – DOI 10.3390/jmse8121003.