Abstract: Antimonopoly legislation is the basis of price regulation in foreign national and international markets. It allows not only to regulate the mechanism of price formation for industrial goods, but also to establish the liability of tortfeasors.
Keywords: pricing, price regulation, antitrust price regulation, tort liability.
Ценообразование – это одна из проблем, которая с древних времен занимает умы философов, ученых, практиков и политиков. Наибольшие споры вызывает участие государства в формировании и регулировании цен. Сегодня нельзя найти страну, где бы государство полностью абстрагировалось бы от участия в процессе ценообразовании.
Участие государства в процессе формирования и управления ценами на продукцию промышленности является непременным атрибутом современной экономики. Это обусловлено неспособностью рынка всецело противостоять вновь возникающим экономическим кризисам и проявлениям недобросовестной конкуренции. Регулирующее воздействие на уровень цен со стороны государства реализуется через систему международных, наднациональных, национальных и локальных (территориальных) нормативных и правовых актов. Государственное регулирование цен на промышленную продукцию преследует своей целью сдерживание их необоснованного роста и недопущению сбалансированности товарного рынка.
Исследование зарубежного опыта ценового и антимонопольного регулирования общего уровня цен на промышленную продукцию показало, что регламентация процесса ценообразования и контроль осуществляются преимущественного через систему антимонопольных актов, а, прямое регулирование уровня цен осуществляется только в отношении социально-значимых товаров, работ и услуг и продукции естественных монополий. Регулированию подвержены до 20% цен на товары, работы и услуги. Считается приемлемым, если уровень цен на товары и услуги произведенные и реализуемые на национальном рынке отличается от мировых не более чем на 20%, а импортируемых товаров не более 10% [1, с. 20].
В США регулируется около 10% цен. Сфера государственного регулирования обширна и распространяется на все секторы экономики и все аспекты повседневной жизни. Основное внимание в части ценового регулирования сосредоточено на продукции аграрного комплекса, на которую устанавливаются залоговые и гарантированные цены. В дополнение к этому, в феврале 2022 года, Министерством юстиции совместно с Министерством сельского хозяйства, запущен онлайн-инструмент для сбора информации о потенциально недобросовестной и антиконкурентной практике в животноводстве и птицеводстве с тем, чтобы обеспечить фермерам или владельцам ранчо справедливую и конкурентную цену за их товары и труд, а потребителю доступные по ценам продукты питания [2]. Предпосылкой к этому послужила консолидация предприятий мясоперерабатывающей промышленности и снижение доли фермеров в стоимости конечной продукции за последние 50 лет на рынке говядины с 60% до 39% и до 19% на рынке свинины.
Кроме того, в девятнадцати штатах и двух территориях США действуют законы или положения о ценообразовании за единицу продукции. Одиннадцать из них имеют обязательные положения о ценах за единицу товара. Это: Коннектикут, Мэриленд, Массачусетс, Нью-Гемпшир, Нью-Джерси, Нью-Йорк, Орегон, Пуэрто-Рико, Род-Айленд, Вермонт и Виргинские острова. Например, законами Кентукки определено, что реклама, содержащая цену, должна содержать количество, реализуемого за указанную цену товара. При этом, законами штата не допускается любым способом искажение цен и введение покупателя в заблуждение. В случае если контролирующими органами штата устанавливается факт нарушения не в пользу покупателя, продавец подвергается штрафу в размере от 100 до 500 долл. США за каждый случай. Контроль за ценами в США осуществляется Антимонопольным отделом Министерства юстиции и Федеральной торговой комиссией.
В странах ЕС действует наднациональная система регулирования и регламентации цен на товары, работы, услуги, так и национальные [3, c. 500]. Ценовое регулирование с использованием интервенционных (сельское хозяйство), целевых (дефицитных локальных рынков) и пороговых цен охватывает около 15% продукции сельского хозяйства, черной металлургии и других отраслей [4, с. 46]. Наиболее жесткий режим национального регулирования цен (около 20%) действует во Франции.
Опыт ЕС, в части установления границ финансовой ответственности за нарушения порядка формирования и применения цен в рамках антимонопольного законодательства заслуживает отдельного внимания. Так, за злоупотребление рыночной властью при установлении цен (ст. 81, 82 Регламента Совета ЕС № 1/2003 от 16.12.2002 г.) в отношении деликвентов предусмотрена субсидиарная ответственность в виде штрафа, величина которого не может превышать 10% от оборота каждого участника, полученного в предыдущем хозяйственном году [5].
При установлении размера штрафа за нарушение правил конкуренции в странах ЕС учитывается как тяжесть, так и продолжительность нарушения. Базовая сумма налагаемого штрафа определяется как доля стоимости реализованных с нарушением законодательства товаров, работ и услуг, но не более 30% от объема продаж за последний год, в пределах географической территории Европейской экономической зоны путем умножения на количество лет нарушения. Верхняя граница штрафов применяется, как правило к деликвентам, в отношении которых выявлены факты применения горизонтальных соглашений о фиксации цен, разделе рынков, и ограничении объемов производства. В целях предупреждения вступления в картельные соглашения (горизонтальное ценообразование) в ЕС действует норма, согласно которой независимо от продолжительности и степени участия в нарушении антимонопольного законодательства базовая сумма штрафа устанавливается в размере 15–25% от стоимости продаж за предыдущий год.
Смягчающими обстоятельствами, при установлении фактов нарушения антимонопольного законодательства является ситуация, когда деликвент избегал нарушений, однако вынужден был их допустить в связи со складывающейся ценовой конъюнктурой рынка при условии, что продолжительность индивидуального нарушения меньше общего срока выявленного нарушения или, когда антиконкурентное поведение было санкционировано или поощрялось государственными органами или законодательством. В исключительных случаях может быть принято во внимание финансовое положение деликвента.
В рамках выполненных исследований нами установлено, что нарушение порядка формирования цен и их уровня как в рамках законодательства о ценообразовании, так и антимонопольного законодательства влечет ответственность деликвентов во всех странах. Однако, например в КНР, несмотря на декларацию равенства всех участников сделки перед законом за нарушения порядка установления цен в рамках антимонопольного законодательства, установилась практика привлечения к ответственности только резидентов [6, с. 35]. Это связано с тем, что привлечение к ответственности нерезидентов, требует дополнительных расходов, то есть является экономически несостоятельным, а в ряде случаев может наносить и дополнительный ущерб национальным интересам. В тоже время, солидарная ответственность деликвентов, установленная в КНР, позволяет повысить серьезность их отношения к переговорному процессу и своим обязанностям, что в свою очередь исключает использование асимметрии информации как способа ухода от ответственности за нарушения в области антимонопольного законодательства и ценообразования.
Таким образом, на основании результатов исследования и обобщения зарубежного опыта ценового и антимонопольного регулирования общего уровня цен на промышленную продукцию нами предлагается:
- Считать практику регулирования цен со стороны государства на продукцию, работы и услуги предприятий промышленности правомерной, обоснованной и приемлемой в условиях рынка;
- Установить критерий (верхнюю границу) финансовой ответственности деликвентов в пределах доли от дохода (выручки) за последний финансовый год на уровне средней нормы прибыли по республике (отрасли) скорректированной на уровень инфляции;
- Рекомендовать привлечение к финансовой или иной ответственности нерезидентов Республики Беларусь с учетом национальных интересов и экономической целесообразности;
- Разработать и ввести в практику систему мониторинга и контроля сделок и предупреждающих мероприятий по новым договорам (контрактам) в отношении нерезидентов Республики Беларусь, уличенных в нарушении национального ценового или антимонопольного законодательства;
- Предусмотреть возможность снижения уровня ответственности деликвентов, в том числе, с возможностью отсрочки или переноса сроков исполнения решений, в случае если привлечение к ответственности может повлечь более серьезные последствия для национальной экономики, социально-экономического развития и национальных интересов, нежели причиненный их действиями ущерб.
Библиографический список
1. Карпович, В.Ф. Формирование импортных цен на сельскохозяйственную продукцию во взаимной торговле стран ЕАЭС в рамках требований ВТО / В.Ф. Карпович. – Текст: непосредственный // Сорокові економіко-правові дискусії: матеріали міжнародної науково-практичної інтернет-конференції. – Львів, 2019. – С. 20–22.2. USDA, DOJ Launch Online Tool Allowing Farmers, Ranchers to Report Anticompetitive Practices / U.S. Department of Agriculture. – Режим доступа: https://www.usda.gov/media/press-releases/2022/02/03/usda-doj-launch-online-tool-allowing-farmers-ranchers-report (дата обращения: 21.10.2022).
3. Giosa P. Exploitative pricing in the time of coronavirus – the response of EU competition law and the prospect of price regulation //Journal of European Competition Law & Practice. – 2020. – Т. 11. – №. 9. – С. 499-508.
4. Bas van Aarle. Designing a European energy price regulation system: some basic principles / Bas van Aarle, Joep Konings, Aaron Putseys // Journal of Economic Policy Reform. – 2024. – № 27:1, –Р. 45-65, DOI: 10.1080/17487870.2023.2275277.
5. Council Regulation (EC) № 1/2003 of 16 December 2002 on the implementation of the rules on competition laid down in Articles 81 and 82 of the Treaty (Text with EEA relevance) // Official Journal. L 001, 04/01/2003. – P. 0001 – 0025. – Text: iimmediate.
6. Карпович, В. Ф. Цена как объект антимонопольного регулирования в Китайской Народной Республике / В. Ф. Карпович. – Текст: непосредственный // Актуальные исследования. – 2022. – № 17(96). – С. 33-37.