Abstract: This article covers the main issues of strategic management in agribusiness. The concept of "strategic management" is defined. The processes of strategic management in agribusiness are examined. The characteristics of strategic management methods and methodology are presented. The algorithm and methods of its analysis for developing an enterprise development strategy are shown.
Keywords: agriculture, region, management, strategy, development prospects, products, system, agro-industrial complex.
Термин «стратегическое управление» формулировался не сразу. Для этого ему нужно было пройти четыре этапа:
– управление, на основании экстраполяции – этот метод основан на предположении, что прошлые тенденции и закономерности будут продолжать действовать в будущем;
– управление, осуществляемое после окончания действия – это тип управления, при котором компания продолжает управлять своими операциями после того, как действие уже завершилось;
– управление, с помощью предвидения – этот метод помогает принимать решения на основе фактов и данных, а не только на основе интуиции и опыта;
– управление, на основе гибких решений – это подход к управлению, который позволяет быстро реагировать на изменения в окружающей среде.
Понятие «стратегическое управление» определяется в научной литературе по-разному. Рассмотрим в таблице 1 определения научных ученых.
Поскольку условия внешней среды из года в год менялись, в стратегическом менеджменте сформировалось несколько способов организации деятельности предприятий [5, с. 96].
Таблица 1
Определения термина «стратегическое управление»
| Автор | Название работы | Дано понятие Определение |
| Антонов Г.Д. | «Стратегическое управление организацией» | Это деятельность, которая состоит в определении и выборе предпочтительных направлений развития предприятия, в обосновании и достижении перспективных целей в постоянно меняющихся условиях внешней среды |
| Ансофф И. | «Стратегическое управление» | Область научных знаний, изучающая методы и инструменты, методологию принятия стратегических решений и способы практической реализации этих знаний |
| Виссема Ханс | «Стратегический менеджмент и предпринимательство. Возможности для будущего процветания» | Стили управления и методы коммуникации, передачи информации, принятия решений и планирования. Это позволяет административному персоналу и линейным руководителям своевременно ставить и конкретизировать бизнес-цели |
| Веснин В.Р. | «Стратегическое управление» | Деятельность по разработке и реализации стратегии в масштабе реального времени |
| Виханский О.С. | «Стратегическое управление» | Организационное управление, ставящее человеческую силу в основу организации, осуществляющее производственную деятельность в соответствии с потребностями потребителей, гибко реагирующее на проблемы внешней среды и своевременно проводящее организационные реформы |
Все вышесказанные определения подчеркивают важность планирования, анализа внешней среды, принятия решений и реализации стратегии для достижения успеха организации.
Методология стратегического управления представляет собой набор принципов достижения целей, способов принятия стратегических решений и способов их реализации на практике [7, с. 33].
Так, в развитии методологии есть общепринятая логическая цепочка, которая характеризует процесс стратегического управления (рисунок 1).
Рисунок 1 – Процесс стратегического управления
Процесс стратегического управления включает в себя основные этапы: комплексный анализ, определение миссии и целей организации, разработка альтернативных стратегий, выбор стратегии и реализация стратегии, все они направлены на разработку и реализацию стратегии развития предприятия.
Возникновение и практическое применение методологий стратегического управления обусловлено объективными причинами, вытекающими из характера изменений, связанных с внешней средой предприятия. В таблице 2 показан этот алгоритм и способы его анализа для разработки стратегии развития предприятия.
Таблица 2
Алгоритм разработки стратегических решений
| Этапы | Характеристика | Методы анализа |
| 1 | 2 | 3 |
| Комплексный анализ | Комплексный анализ — непрерывное исследование и прогнозирование изменяющихся факторов внутренней и внешней среды, оценка внешних возможностей и угроз, а также анализ всех аспектов собственной деятельности компании, выявление сильных и слабых сторон. | – SWOT-анализ; – Метод экспертных оценок; – Метод взвешенной оценки; – Графические методы; – Метод построения контурной карты |
| Разработка и выбор альтернативных стратегий развития предприятия | Выявление и обоснование альтернатив развития территорий потенциального развития. Выбор стратегии — анализ альтернативных стратегий, выбор наиболее подходящего варианта достижения поставленных целей, разработка конкретного плана реализации выбранного варианта развития, особенно для конкретного вида бизнеса, проекта в виде конкретного бизнес-плана | – Экономико- математические модели описательного типа; – Метод сценариев |
| Координация и контроль реализации стратегии | Стратегический менеджмент фокусируется на определении того, может ли принятая стратегия быть реализована в будущем и позволит ли ее реализация достичь поставленных целей. Корректировки по результатам стратегического управления могут касаться как реализуемой стратегии, так и целей компании. | – Методы наблюдения; – Методы экономического наблюдения: балансовый, индексный, метод выборочных наблюдений; – Финансовые методы анализа |
Таким образом, алгоритм разработки стратегических решений заключается в получении ответов специалистов на заранее поставленные перед ними вопросы, обработке полученной информации с помощью специальных логических и математических процедур и преобразовании ее в форму, удобную для выбора наиболее предпочтительной альтернативы решения.
Роль методов в организации управленческой деятельности не менее важна, чем роль технологий, так как с помощью методов мы можем ориентироваться в многочисленных стратегиях, выделять кластеры, классифицировать и группировать их, разрабатывать типовые схемы поиска, выбора и реализации стратегий управления.
Методы стратегического управления можно разделить на следующие категории (рисунок 2).
Рисунок 2 – Методы стратегического управления
Методы стратегического управления – это инструменты, которые помогают организации принимать решения и достигать долгосрочных целей. Они могут быть экономическими, организационно-административными, социально-психологическими или количественными. Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки, но все они помогают организации адаптироваться к изменениям внешней среды и повысить свою конкурентоспособность. Характеристика методов стратегического управления представлена в таблице 3.
Таблица 3
Характеристика методов стратегического управления
| Экономические методы | Они основаны на действии хозяйственного закона и затрагивают собственность организаций и персонал. Эти методы включают экономические расчеты, планирование, прогнозирование, экономический анализ и экономическое обоснование. Эти методы теперь составляют основу управления экономикой организации |
| Организационно-административные методы | В ее основе лежат объективные законы, организующие и регулирующие совместную деятельность людей, основанные на естественной потребности людей взаимодействовать в определенном порядке |
| Социально-психологические методы | Они представляют собой методы воздействия на индивидуальное и командное поведение и являются старейшими методами управления, поскольку они встроены в наше поведенческое и психологическое доминирование. Современные методы позволяют влиять на состояние и настроение целых организаций и групп |
| Количественные методы | Они отражают количественный подход к управлению и используются в организационной деятельности, финансах и экономике, учете при разработке программ и планов. Ценность этих методов состоит в том, что они позволяют не только применять в исследованиях качественные оценки явлений и процессов, но и использовать количественные меры, гарантирующие достоверность и объективность |
Каждый метод характеризуется своими особенностями и преимуществами, что делает его более эффективным в определенных ситуациях. Например, экономические методы – могут помочь увеличить доходы организации, а организационно-административные улучшить работу персонала. Социально-психологические методы направлены на улучшение отношений в коллективе и снижение конфликтов. Количественные методы позволяют измерить различные показатели деятельности организации.
Обратившись к книге Ларионова И.К., можно заметить еще одно определение – система методов управления (СМУ). Оно характеризует организационную структуру, совместную с функциями, методами и механизмами управления [9, с. 198].
СМУ классифицируют на типы по различному характеру работы исполнителей в системе управления.
Система методов управления типа I. В труде достаточно полно выражается творчество человека, поэтому такой труд сам по себе является наградой и приносит человеку истинное счастье здесь:
– На первый план выходят рабочий статус и моральные мотивы.
– Материальное вознаграждение либо отходит на второй план, либо усиливается в сочетании с основной мотивацией труда (иначе в некоторых случаях работник может быть интересен ему за счет крупного материального вознаграждения), можно устроиться на работу без работы.
– Санкции играют второстепенную роль, в первую очередь они связаны с предотвращением нежелательного поведения подрядчика и нарушений технической дисциплины.
Система методов управления типа II. В труде мало или совсем не выражается творческий потенциал человека. В этом случае на первый план выходит один из следующих трех вариантов или их комбинация:
– Финансовые вознаграждения.
– Моральный долг.
– Наказание.
Система методов управления типа III. Труд представляет собой смесь первых двух видов и представляет собой:
– Для некоторых работников работа прежде всего творческая и созидательная.
– Для других это исключительно принудительное бремя.
– В третьем случае – действовать частично созидательно и созидательно, частично как бремя.
Принятие управленческих решений осуществляется по одному из нескольких типов.
- Сила и подчинение, обеспечивающее прямое управление посредством:
– страх принуждения и наказания;
– материальное преимущество;
– статусные привилегии;
– моральные убеждения;
– моральное давление;
– идеологическая ценность;
– комбинации различных типов вышеперечисленных элементов.
- Программированное, опосредованное управление поведением людей путем пропаганды определенных идей, критериев, мифов и т.п., в том числе дезинформации.
- Управление в форме координации поведения людей, действующих добровольно и с интересом и адекватным поведением.
Методы управления следует выбирать в соответствии с конкретной ситуацией, целевым состоянием и целями управления. При этом выбранные методы должны дополнять и усиливать друг друга, и объединяться в неконфликтную систему.
Методы управления объективно характеризуются крайней универсальностью. Эффективные лидеры всегда изобретают новые способы.
Стратегическое управление направлено на расширение границ предвосхищения будущего и предоставление компаниям возможности своевременно подготовиться к конкретным ситуациям [5, с. 357;].
Библиографический список
1. Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»2. Закон Республики Бурятия от 4 марта 2019 года № 1639-V «О стратегическом планировании в Республике Бурятия» (с изменениями и дополнениями)
3. Постановление от 28 февраля 2013 года №102 г. Улан-Удэ Об утверждении Государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия» (с изменениями на 6 мая 2019 года)
4. Указом Президента Российской Федерации — России от 12 мая 2020 года № 536 «Об Основах стратегического планирования в Российской Федерации»
5. Ансофф, И. Стратегическое управление: учебник / И. Ансофф. – Москва: Экономика, 2015. – 519 с. – Текст: непосредственный.
6. Бадмаева И.В. Стратегическое планирование развития сельского хозяйства региона / И.В.Бадмаева // Вестник ИрГСХА. – 2022 - №63. – с. 104-110
7. Белова, Н.Е. Стратегическое планирование предпринимательской деятельности инвестиционно-строительных компаний: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Белова Надежда Евгеньевна. - СПб, 2023 – 26 с.
8. Гордеев, А. В. Ведомственный проект Цифровое сельское хозяйство/ А. В. Гордеев, Д. Н. Патрушев, И. В. Лебедев. – Москва: ФГБНУ «Росинформагротех», 2019. – 48 с. – Текст: непосредственный.
9. Ларионов, И. К. Стратегическое управление: учебник для магистров/ И. К. Ларионов, А. Н. Герасин, О. Н. Герасина; под редакцией И. К. Ларионова. – 3-е издание. – Москва: Дашков, 2019. – 235 c. – Текст: непосредственный.
10. Шестопал, Ю. Т. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Ю. Т. Шестопал, В. Д. Дорофеев, В. А. Дресвянников. – Москва: КноРус, 2013. – 135 с. – Текст: непосредственный.

