Индекс УДК 33
Дата публикации: 29.12.2023

Эволюция взглядов на оценку, эффективность и результативность развития системы отечественного образования

The evolution of views on the assessment, effectiveness and efficiency of the development of the national education system.

Мокроносов Александр Германович,
Бочкарева Марина Владимировна
1. доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры Экономики предприятий, Уральский государственный экономический университет, г.Екатеринбург
2. ассистент кафедры Управления качеством и экспертизы товаров и услуг, Уральский государственный экономический университет, г.Екатеринбург

Mokronosov Alexander Germanovich,
Bochkareva Marina Vladimirovna

1. Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Enterprise Economics, Ural State Economic University, Yekaterinburg
2. Assistant of the Department of Quality Management and Expertise of Goods and Services, Ural State Economic University, Yekaterinburg
Аннотация: Актуальность исследования обусловлена большой неопределенностью вызовов и перспектив трансформационных процессов системы национального образования, рассматриваемых в контексте выхода Российской Федерации из Болонской системы и обеспечения технологического суверенитета страны. На основе сравнительного анализа в статье дано уточнение ключевых трендов, причин и факторов структурных изменений в образовательных процессах, происходящих в различные исторические периоды. Обоснована необходимость корректировки методического инструментария оценки эффективности и результативности системы образования исходя из критериев ее соответствия интересам и возможностям опережающего конкурентоспособного развития национальной экономики в глобальном инновационном ландшафте. Результаты исследования раскрывают резервы нейтрализации рисков, связанных с разрывом сложившегося международного межвузовского взаимодействия, а также перспективу новых возможностей для модернизации системы отечественного образования, организации партнерских отношений с научно – образовательными организациями дружественных стран многополярного мира.
Целью исследования выступает понимание исторического контекста с точки зрения формирования и развития образовательной идеи в разные исторические периоды с целью выявления основных тенденций, причин изменений и влияния социокультурных и экономических факторов. В статье использованы методы дедуктивного анализа и синтеза, метод обзора научной литературы и методы обобщения и аналогии. В работе раскрыты преимущества и недостатки системы образования России в различные исторические периоды, включая советскую эпоху, переходный период и этап интернационализации на платформе Болонской системы, связанные с повышением роли российских университетов в формировании и укреплении интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала российской высшей школы, показаны актуальные угрозы и возможности системы образования Российской Федерации при отказе от Болонской системы образования.
Авторы выделяют и систематизируют предпосылки отказа от Болонской системы, опасения по поводу образовательных реформ, вызванные разрывом международного межвузовского взаимодействия, прекращением партнерских отношений в рамках работы программ академической мобильности, программ стажировок и программ межвузовского международного обмена и новые возможности для модернизации системы образования Российской Федерации и для организации новых связей с университетами стран Азии и Африки.


Abstract: The relevance of the study is due to the great uncertainty of the challenges and prospects of the transformational processes of the national education system, considered in the context of the Russian Federation's withdrawal from the Bologna system and ensuring the country's technological sovereignty. Based on a comparative analysis, the article clarifies the key trends, causes and factors of structural changes in educational processes occurring in various historical periods. The necessity of adjusting the methodological tools for evaluating the effectiveness and efficiency of the education system based on the criteria of its compliance with the interests and opportunities of advanced competitive development of the national economy in the global innovation landscape is substantiated. The results of the study reveal reserves for neutralizing the risks associated with the rupture of the established international interuniversity cooperation, as well as the prospect of new opportunities for modernizing the domestic education system, organizing partnerships with scientific and educational organizations of friendly countries of the multipolar world.
The purpose of the study is to understand the historical context from the point of view of the formation and development of educational ideas in different historical periods in order to identify the main trends, causes of changes and the influence of socio-cultural and economic factors. The article uses methods of deductive analysis and synthesis, the method of reviewing scientific literature and methods of generalization and analogy. The paper reveals the advantages and disadvantages of the Russian education system in various historical periods, including the Soviet era, the transition period and the stage of internationalization on the platform of the Bologna system, associated with the increasing role of Russian universities in the formation and strengthening of the intellectual, cultural, social, scientific and technical potential of Russian higher education, shows the current threats and opportunities of the Russian education system Federation in case of abandonment of the Bologna education system.
The authors identify and systematize the prerequisites for abandoning the Bologna system, concerns about educational reforms caused by the rupture of international interuniversity cooperation, the termination of partnerships within the framework of academic mobility programs, internship programs and interuniversity international exchange programs, and new opportunities for modernizing the education system of the Russian Federation and for establishing new ties with universities in Asia and Africa.
Ключевые слова: образовательные услуги, эволюция взглядов, Болонская система, стратегия интернационализации, высшее образование.

Keywords: educational services, evolution of views, Bologna system, internationalization strategy, higher education.


Введение. Системы образования встают перед постоянно меняющимися вызовами, и их эволюция является отражением динамики социокультурных изменений, технологических прорывов и общественных ожиданий. Исследование эволюции взглядов на анализ проблем развития образовательных систем представляет собой важный шаг в направлении понимания, как формировались и изменялись подходы к образованию на протяжении времени.

Изучая историю, мы выявляем, что перспективы на образование в значительной степени определялись социокультурными и экономическими факторами каждой эпохи. На протяжении продолжительного периода образование было тесно связано с передачей базовых знаний, но со временем акцент сместился от формального обучения к развитию личности и приобретению навыков, необходимых в современном мире.

В нашу эпоху, охваченную бурным развитием информационных технологий, глобализацией, интернационализацией и постоянным изменением общественных ценностей, система образования сталкивается с новыми вызовами. Дистанционное обучение, персонализированные подходы, цифровые технологии и акцент на развитии компетенций становятся неотъемлемой частью диалога о будущем образования.

В данной статье мы проследим путь эволюции взглядов на анализ проблем развития системы образования от традиций к инновациям в советский период, эпоху внедрения информационных технологий (1990-е – нулевые годы) и настоящее время.

Мы рассмотрим ключевые этапы этой эволюции, выделим основные тренды и проанализируем, какие вызовы и возможности стоят перед образовательными учреждениями в настоящее время в условиях кардинальных изменений геополитической обстановки и выхода России из Болонской системы образования.

Основная часть. Система образования в Советском Союзе в период с 1917 по 1991 годы имела свои уникальные характеристики, отражающие цели и идеологические принципы советского общества. Основными чертами этой системы можно назвать идеологизированность, универсальность и бесплатность, централизация и стандартизация, техническое и научное образование, политическое воспитание, наличие учебных заведений разных типов, контроль информационной среды (цензура). Таким образом, советская система образования, несмотря на свои особенности, имела как положительные, так и отрицательные стороны.

Обратим внимание на работы Е.А.Березуева, в которых он подчеркивает важность учета опыта прошлого, чтобы не допустить ошибок или неверных методов и средств реализации тех или иных проектов. Так, автор подчеркивает неразрывное единство обучения и воспитания, существующее в советской системе образования, гарантирующее духовно-нравственное становление человека. Кроме того, марксистско-ленинская идеология была основой советской модели образования и влияла на все его аспекты, ориентируясь на жизненную реальность в совокупности с принципом природосообразности [1]. Сегодня, в условиях четвертой промышленной революции (или Индустрии 4.0), подготовка кадров требует нового и гибкого подхода к образованию, учитывающего современные технологические изменения и требования рынка труда.

А.А.Славохотов отмечал, что советская система образования включала в себя в лучшее из наследия дореволюционной школы, то есть существовала преемственность учебных программ [2].

В СССР образование не рассматривалось как услуга, а воспринималось как сфера жизни общества, как важный общественный ресурс и право, предоставляемое государством гражданам, а не как коммерческая услуга, доступная за плату.

Закон СССР от 19 июля 1973 г. № 4536-VIII «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» гласит: «Образование в нашей стране является подлинно всенародным делом. Государство, семья, общественные организации, трудовые коллективы совместными усилиями обеспечивают коммунистическое воспитание и образование подрастающего поколения. Особая роль в этом деле принадлежит педагогическим работникам, деятельность которых основывается на идейной убежденности, высоком сознании своей профессиональной и общественной ответственности, педагогическом мастерстве, эрудиции и культуре. Труд учителя, воспитателя, других педагогических работников – благородное и почетное дело. Они формируют духовный мир юной личности, им общество вверяет самое дорогое – детей, молодежь». [1]

В 1992 году в России и некоторых других странах, входивших в бывший Советский Союз, произошли существенные изменения в экономической и социальной сфере, включая образование. Это год, когда Советский Союз прекратил свое существование, и многие из его бывших республик начали переход к рыночной экономике. В этот период произошли изменения в отношении образования как услуги.

В условиях рыночной экономики начали появляться частные образовательные учреждения. Возникла возможность предоставления образовательных услуг частными компаниями или предпринимателями. Высшее образование стало часто ассоциироваться с платностью, и частные школы и университеты стали предлагать платные программы. Вместе с изменениями в структуре финансирования происходили и изменения в содержании образования. Учебные планы могли становиться более адаптированными к рыночным потребностям, с акцентом на профессиональной подготовке.

Эти изменения отражали общий тренд к рыночным принципам в различных сферах жизни, включая образование. Однако важно отметить, что эти процессы также сопровождались вызовами, такими как неравенство в доступе к образованию и возможностью образования стать недоступным для некоторых слоев населения из-за финансовых трудностей.

В 1992 году в России были внесены существенные изменения в законодательство, в том числе в сфере образования. Одним из ключевых моментов было закрепление в Федеральном законе «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 принципа, согласно которому образование рассматривается как услуга.  Возникла необходимость модернизации системы высшего образования, и в сентябре 2003 года Российская Федерация подписала Болонскую декларацию. В этом контексте выражаются несколько ключевых мотиваций и целей, связанных с модернизацией системы высшего образования в России: интеграция в общемировую систему, конкуренция с зарубежными системами образования и повышение конкурентоспособности своих выпускников на мировом рынке труда, интернационализация образования,  включая обмен студентами, сотрудничество с зарубежными университетами и привлечение иностранных преподавателей, глобализация и международная мобильность

Этот шаг отразил смену парадигмы в образовательной системе: образование перестало рассматриваться исключительно как обязанность государства, и был введен элемент выбора и ответственности за получение образования со стороны граждан. Это также открыло путь к более широкому использованию частных образовательных инициатив и частных образовательных учреждений.

Эти изменения имели важное значение для организации и финансирования образования в России, отражая общую тенденцию к рыночным принципам в различных сферах жизни в период постсоветской трансформации.

О.А. Александрова, отмечая неблагополучной ситуацию в области снабжения экономики необходимыми кадрами, называет в качестве причин не только переход на Болонскую систему образования, произошедшую в 2003 году, а также и ряд факторов, находящихся вне системы образования. В частности, поспешность и непоследовательность проводимых реформ, отказ от преемственности образования, коммерциализация социальной сферы, скудность финансирования, слепое следование западным либеральным догмам [3].

О.Н. Смолин приводит в своем исследовании высказывание бывшего министра образования О.Ю. Васильевой: «По отношению к школе я консерватор, я за возврат к лучшим традициям советской школы. Всё новое — это хорошо забытое старое. Сегодня это всё тоже актуально…»  и выступает с предложением пересмотреть стандарты образования, исходя из необходимости возвращения к линейному принципу преподавания [4].

В 2017 году звучали неутешительные прогнозы относительно перспектив российской системы образования: «Реализуемая сегодня политика в сфере образовании и науки не только делает невозможным какую-либо реиндустриализацию страны, но и ведет к потере ею суверенитета в области образования, подготовки кадров, научных исследований и разработок, являющегося стержнем национальной безопасности. Научно-образовательная система подвергается тотальной замене в интересах транснационального инновационного бизнеса, при которой под броским тезисом о России как «генераторе смыслов» нашу страну превращают в экспериментальную площадку для обкатки новейших технологий глобального управления» [5].

Таким образом, решение о выходе из Болонской системы обусловлено различными факторами и вызовами, с которыми столкнулась страны в контексте высшего образования. Авторы выделяют возможные причины, которые стали основанием для принятия решения о выходе: неудовлетворенность результатами реформы, несоответствие национальным потребностям, социальная и студенческая неудовлетворенность, необходимость обновления образовательной политики для более эффективного решения современных вызовов и потребностей общества, более свободную роль высших учебных заведений в определении своей структуры и методов обучения, вместо привязки к единым стандартам, предусмотренным Болонским процессом.

Первым шагом стало внесение изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 14.07.2022 N 295-ФЗ, где термин «государственная и муниципальная услуга в сфере образования» исключен из статей закона, а взамен этого введены понятия «объем финансового обеспечения реализации образовательной программы» и «объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания». [2]

А.Д. Смоляков, освещая аспекты, связанные с генезисом интернационализации высшего образования, отмечал недостатки Болонской системы образования, к которым относил рост соискателей на образовательные бюджетные места, вызванный доступностью высшего образования; выбор студентами предметов обучения и дат по сдаче экзаменов, который вкупе с форматом экзаменационного тестирования дает учащимся ощущение «ложной свободы», приводит к зазубриванию учебного материала и, как следствие, невозможности определения истинного уровня знаний и навыков; признание работодателями дипломов бакалавров неполноценными высшему образованию в связи с коротким сроком программы обучения и невозможностью поступления специалистов на бюджетной основе в магистратуру, так как на основании Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) оба уровня образования равноправны [6].

А.И. Гретченко, Ю.Г. Одегов отмечали не только снижение качества отечественного образования, но и, начиная с 1990 года, падение численности ученых, связанное с реализацией Болонской программы. Тем не менее, при явных недостатках двухступенчатой подготовки специалистов, авторы указывали на модульный подход к обучению, предполагающий межпредметное построение обучения. Кроме того, высказывали необходимость плавного внедрения реформ, исключая одномоментную отмену системы, объединяя лучший опыт советской высшей школы с учетом новых требований [7].

Г.Г. Мачхелян также говорит о том, что замена традиционной отечественной системы образования Болонской системой не привела к ожидаемым положительным результатам. «Маркетизация учебного процесса» спровоцировала снижение акцента на обеспечение качественного образования, стала угрозой интеллектуальной деградации населения [8].

Все сказанное позволяет сделать вывод, что в современных реалиях необходимо использовать кросс-отраслевой потенциал [9] развития системы образования, что означает способность интегрировать элементы и подходы из различных отраслей экономики и общественной жизни для улучшения образовательных процессов и результатов. Внедрение принципов, технологий и методов из различных отраслей может привести к более гибкой, инновационной и адаптивной системе образования. Применение технологий из различных отраслей, таких как информационные технологии, искусственный интеллект, виртуальная реальность и др., может обогатить образовательный процесс, делая его более интерактивным и эффективным. Принципы управления, стратегического планирования и организации из бизнес-сферы могут быть использованы для улучшения управления образовательными учреждениями и разработки образовательных программ. Идеи из индустрии развлечений и геймификации могут быть применены для создания более привлекательных и мотивирующих учебных сред. Сотрудничество с предприятиями и корпорациями может способствовать разработке программ обучения, соответствующих требованиям рынка труда, и предоставить студентам реальный опыт в рабочей среде. Принципы дизайна и креативные методы могут быть внедрены в образовательный процесс для развития критического мышления, инновационности и творческого подхода к решению задач. Методы из сферы психологии и нейронаук, такие как индивидуализация обучения, активное обучение и обучение в формате проектов, могут сделать учебный процесс более эффективным. Принципы социальной ответственности бизнеса могут быть использованы для создания инклюзивных и разнообразных образовательных сред, которые отвечают потребностям различных студентов. Принципы финансового образования могут быть внедрены в учебные программы для подготовки студентов к финансовой грамотности и управлению личными финансами. Использование кросс-отраслевого подхода позволяет образовательным учреждениям более эффективно адаптироваться к быстро меняющимся требованиям общества и экономики, а также разнообразить образовательный опыт студентов.

Высшая школа и рынок труда сталкиваются с сложной задачей обеспечения гармонии между потребностями рынка труда в квалифицированных специалистах и обучением соответствующих кадров в системе высшего образования [10].

С.И. Авдеева, А.Ю Уваров, К.В. Тарасова, рассматривая вопросы, связанные с цифровой трансформацией и информационно-коммуникативной компетентностью в процессах обучения, отмечали значение международных цифровых научных сетей с позиции контактного обмена знаниями как на уровне студентов, так и на уровне преподавателей-ученых и угрозы потери элементов, позволяющих российским учебным заведениям конструктивно участвовать в международных образовательных процессах [11].

Таким образом, российская система образования стоит перед новыми открывающимися возможностями организации новых связей, например, с университетами Китая, Индии, Казахстана и т.д., организации нового межвузовского сотрудничества и изменения методологии по новым национальным стандартам.

Заключение. Таким образом, эволюция взглядов на анализ проблем развития системы образования представляет собой сложный и многогранный процесс, который прошел через значительные изменения на протяжении времени. Исследование этой эволюции позволяет нам лучше понять, как формировались и менялись представления об образовании, а также выявить тенденции, которые оказали влияние на современную систему образования.

Начиная с классических подходов, ориентированных на формирование базовых знаний, мы видим постепенное расширение фокуса на разнообразные аспекты образовательного процесса. Смена парадигм от советской традиционной модели к более гибкой, адаптивной и ориентированной на потребности студентов стала неотъемлемой частью современной эволюции образования.

Однако, анализируя современное состояние системы образования, мы также выявляем новые вызовы и проблемы. Глобализация, технологические изменения, социокультурные сдвиги — все эти факторы требуют постоянного обновления и адаптации образовательных стратегий. Важным является также баланс между традиционными методами обучения и инновационными подходами, чтобы обеспечить студентам комплексное развитие и подготовку к изменяющемуся миру.

Дальнейшее исследование и обсуждение эволюции системы образования остаются актуальными и важными задачами для образовательных практиков, исследователей и общества в целом.

Подводя итоги, отметим, что выход из Болонской системы расширяет возможности модернизации системы образования Российской Федерации и организации новых партнерских связей с высшими учебными заведениями дружественных стран. Интернационализация образования с дружественными странами способствует обмену знаний, опыта и культурных ценностей, укрепляет международные отношения и способствует созданию образовательного пространства, благоприятного для взаимопонимания и сотрудничества.

[1] Закон СССР от 19 июля 1973 г. № 4536-VIII «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» (в ред. Закона СССР от 27.11.1985 — Ведомости ВС СССР, 1985, N 48, ст. 918)

[2] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 14.07.2022 N 295-ФЗ // Российская газета, 21 июля 2022 г. N 159.

Библиографический список

1. Березуев Е.А. Особенности системы образования в советский период: достоинства и недостатки // Современные формы и методы обучения в аграрных вузах. Сборник трудов национальной научно-практической конференции «Интеграция науки и образования в аграрных вузах для обеспечения продовольственной безопасности России». – Тюмень : Государственный аграрный университет Северного Зауралья, 2022 – С. 20-24.
2. Славохотов А.А. С нашей системой образования ведётся открытая и тайная война // Пятая газета, №43 (141), 22 октября 2019. С.5.
3. Александрова О.А. Проблемы высшей школы: внутри и вне системы образования // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Том 19. № 2. С. 157–168.
4. Смолин О.Н. Цели и содержание образования: о советских традициях и современной ситуации // Народное образование. 2019. № 4. С.7-19.
5. Четверикова О.Н. "Ликвидация": судьба Российского образования // Свободная мысль. 2017. № 2 (1662).
6. Смоляков А.Д. О генезисе интернационализации высшего образования // Образование и наука. – 2019. – Т.21, - № 8 – С. 9-28.
7. Гретченко А.И., Одегов Ю.Г. Модернизация «болонизации» – по какому пути пойти? // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Том 19. № 1. С. 61–69.
8. Мачхелян Г.Г. Актуальные проблемы перестройки системы образования в современной России // Уровень жизни населения регионов России. 2023 Том 19 № 1 С. 47–60.
9. Бабкин А.В., Шкарупета Е.В., Плотников В.А. Управление кросс-отраслевым потенциалом развития в условиях индустрии 5.0: теория, инструментарий и практические приложения // Экономическое возрождение России. 2022 № 2(72). С. 50-65.
10. Разумова Т.О., Телешова И.Г. Трансформация системы высшего образования: вызовы и перспективы // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Том 19. № 3. С. 338–349.
11. Авдеева С.И., Уваров А.Ю., Тарасова К.В. Цифровая трансформация школ и информационно-коммуникативная компетентность учащихся // Вопросы образования. – 2022. - № 1. С. 218-243.