Индекс УДК 343.35
Дата публикации: 28.12.2024

Меры по противодействию коррупции в государственном управлении Российской Федерации

Measures to combat corruption in public administration of the Russian Federation

Кичало Юрий Ярославович,

соискатель кафедры проектного менеджмента и управления качеством
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» (Санкт-Петербург), Россия

Kichalo Yu. Ya.,

Candidate of the Department of Project Management and Quality Control
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education
«Saint Petersburg State University of Economics» (Saint Petersburg), Russia
Аннотация: Коррупция является системным социальным феноменом, негативно сказывающимся на фундаментальных аспектах развития общества, включая экономическую стабильность, политическую консолидацию и социальную гармонию. В анализе антикоррупционных мер рассматриваются ключевые элементы, такие как нормативное регулирование, подходы к управлению персоналом, социокультурные инициативы и международные партнерства, целящиеся в создание эффективной стратегии преодоления данного явления. В работе подчеркивается важность комплексного подхода в достижении устойчивого прогресса и укреплении общественного доверия к государственным органам власти.

Abstract: Corruption is a systemic social phenomenon that adversely affects fundamental aspects of societal development, including economic stability, political consolidation, and social harmony. The analysis of anti-corruption measures examines key elements such as regulatory frameworks, human resource management approaches, sociocultural initiatives, and international partnerships aimed at creating an effective strategy to overcome this phenomenon. The paper emphasizes the importance of a comprehensive approach in achieving sustainable progress and strengthening public trust in government authorities.
Ключевые слова: государственное управление, коррупция, методы противодействия, антикоррупционные усилия.

Keywords: public administration, corruption, counteraction methods, anti-corruption efforts.


В настоящее время возрастает актуальность усиления мер по противодействию коррупции в государственном управлении Российской федерации. Это подчеркивается в майском Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». В документе зафиксированы ключевые задачи реформ, направленные на увеличение открытости работы государственных институтов, упрощение управленческих процессов и улучшение системы набора кадров [12]. Среди принципиальных моментов выделяется внедрение комплексных мер, предназначенных для снижения коррупционных угроз, в том числе путем применения цифровых инноваций, усовершенствования этических стандартов поведения сотрудников и гарантирования прозрачности в принятии управленческих решений.

Коррупция представляет собой одно из старейших социальных явлений, которое растет вместе с эволюцией общественных систем. Зародившись с появлением первых форм общественного управления, она прошла множество трансформаций и в современном мире выступает в качестве серьезного вызова для большинства стран, негативно сказываясь на экономическом развитии, политической стабильности и социальной сфере [1].

Коррупция в рамках государственного управления является многоаспектным явлением, оказывающим препятствие эффективному функционированию государственных институтов и наносящим урон доверию населения к властным структурам. Искоренение этого негативного феномена достигается за счёт комплекса мероприятий и процедур, которые обозначаются как антикоррупционная политика в государственном управлении.

Коррупция представляет собой сложное явление, состоящее из множества факторов, что делает невозможным создание универсального определения. Академический консенсус достигнут в отношении её ключевых характеристик:

1.Нарушения правовых и этических стандартов: коррупция предполагает преступления против законодательства, этических принципов и стандартов профессионального поведения [18]. Она может проявляться в различных формах, начиная от взяточничества и присвоения имущества до лоббирования и манипуляции процессами государственных закупок [15].

2.Системные и индивидуальные аспекты: несмотря на то что коррупция часто ассоциируется с действиями отдельных лиц, она также является отражением системных слабостей. Эта двойственность акцентирует важность устранения институциональных пробелов вместе с необходимостью индивидуальной ответственности.

3.Проникновение в множество секторов: другой существенный элемент концептуализации коррупции заключается в ее влиянии на многообразные аспекты общественного устройства, в том числе на экономическую сферу, политическую арену, социальное равноправие, правоохранительную систему и прочие домены. В данном ракурсе коррупция интерпретируется не столько как затруднение, обусловленное поступками конкретных служащих или коллективов, сколько как системное «зло», устранение которого потребует комплексного и многогранного подхода [19].

Базисом противодействия коррупции является комплексное применение правовых, кадровых, социально-политических, международных методик. Изложим ключевые направления борьбы с данным явлением.

Нормативно-правовая основа занимает центральное место в антикоррупционной политике, в силу того что она формирует законодательную основу, определяющую стандарты поведения государственных служащих.

Основы антикоррупционной стратегии на территории Российской Федерации закреплены в Конституции. В данном нормативно-правовом акте утверждены принципы обеспечения гражданских прав, разграничения властных полномочий и надзора за действиями государственных структур. Эти принципы служат фундаментом для целостного подхода к пресечению коррупционных действий.

Деятельность по противодействию коррупции реализуется через стратегические и плановые мероприятия, разрабатываемые государственными институтами под эгидой Президента Российской Федерации. Президент занимает центральное место в данной области, применяя свои полномочия для выпуска указов, формирования государственной кадровой политики и воздействия на законодательный процесс.

Стратегия экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года, принятая Указом Президента от 13 мая 2017 года [6], определяет высокий уровень коррупции в экономике как ключевую угрозу. В стратегии предложены шаги по уменьшению объема теневой экономики и «оздоровлению» финансовой сферы, в том числе введение амнистии капиталов.

Национальный план по противодействию коррупции на период с 2021 по 2024 годы, одобренный Президентом в 2021 году [9], является первым долгосрочным документом, нацеленным на систематическое укрепление антикоррупционных усилий. Эти меры подтверждают решимость правительства идти на решительные шаги в борьбе с коррупцией для обеспечения экономической устойчивости страны.

Второй метод – кадровая стратегия, которая ориентирована на снижение коррупционных рисков через эффективное управление человеческими ресурсами. Этот метод строится на следующих принципах:

  • Прозрачность процесса отбора: организация открытых конкурсов и экзаменов для выбора компетентных и честных претендентов.
  • Образование и этические принципы: реализация постоянного образовательного процесса и курсов повышения квалификации, а также внедрение программ, способствующих укреплению высоких стандартов этики среди работников.
  • Оценка производительности: установление систем оценки деятельности сотрудников для своевременного обнаружения правонарушений и неэффективности.

Социально-политический подход в борьбе с коррупцией подчеркивает значимость активизации участия гражданского общества в процессе надзора за действиями государственных органов. Вовлечение граждан в процесс принятия решений и контроль за исполнением государственных функций повышает уровень прозрачности и способствует уменьшению коррупционных угроз. Обеспечение свободного доступа к информации о действиях властных структур и экономическом состоянии чиновников лежит в основе открытости и ответственности государственных институтов.

Ключевую роль в антикоррупционных усилиях играют автономные средства массовой информации и неправительственные организации. Их способность к выявлению инцидентов коррупции и влиянию на общественное сознание усиливает давление на правительственные структуры с целью укрепления их открытости и обязательств перед обществом. Так, социокультурный метод стимулирует разработку эффективных систем контроля за работой государственных органов.

Противодействие коррупции на международном уровне включает активное взаимодействие с мировыми организациями и адаптацию успешных иностранных практик. Участие в инициативах, реализуемых такими организациями, как ООН, ОЭСР и Всемирный банк, способствует усилению антикоррупционной деятельности на национальном уровне. Применение рекомендаций ООН по борьбе с коррупцией, интеграция лучших зарубежных моделей управления и включение международных стандартов играют важную роль в преодолении коррупционных действий [17].

Самым эффективным подходом к борьбе с коррупцией является синтез различных методик в общую стратегию. Интегрированный подход, сочетающий юридические, персональные, социокультурные и глобальные меры, создает устойчивую антикоррупционную среду. Разработка и реализация систем, защищающих права граждан и укрепляющих доверие к государственной власти, являются ключевыми компонентами успешной антикоррупционной политики.

Только с помощью многоаспектного подхода, включающего в себя разработку законодательных инициатив, улучшение кадровой политики, стимулирование гражданского участия, международное взаимодействие и комплексное применение различных мер, можно добиться эффективного противостояния коррупции. Объединённые усилия государства и общества способны сформировать надёжную систему, сокращающую коррупционные риски и способствующую устойчивому развитию.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 06.02.2023) «О противодействии коррупции» // Российская газета. 30.12.2008. № 266.
2. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. 31.07.2004. №162.
3. Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 18.03.2023) «О государственной регистрации недвижимости» // Российская газета.17.07.2015. №156.
4. Федеральный закон от 5.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Российская газета. 12.04.2013. № 80.
5. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) «О судебной системе Российской Федерации» // Российская газета. 06.01.1996. №1.
6. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный источник] - URL: https://base.garant.ru/71672608/.
7. Указ Президента РФ от 19.05. 2008 № 815 (ред. от 17.05.2021) «О мерах по противодействию коррупции» // Российская газета. 22.05.2008. № 108.
8. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
9. Указ Президента Российской Федерации от 16.08.2021 № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 – 2024 годы». [электронный ресурс]. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402519978/
10. Указ Президента РФ от 25.04.2022 № 232 «О государственной информационной системе в области противодействия коррупции «Посейдон» и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»» // Собрание законодательства РФ. 02.05.2022. №18.
11. Указ Президента РФ № 968 от 29 декабря 2022 года «Об особенностях исполнения обязанностей, соблюдения ограничений и запретов в области противодействия коррупции некоторыми категориями граждан в период проведения специальной военной операции».
12. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309
"О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202405070015?index=10
13. Постановление Верховного Совета РФ от 31.03.1993 № 4718-I «О проекте закона Российской Федерации «О борьбе с коррупцией» // Российская газета. 16.04.1993. № 73.
14. Распоряжение Правительства РФ от 30.01.2014 № 93-р «О Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. 03.02.2014. №5.
15. Алиева, М. Н. Международно-правовой механизм противодействия коррупции / М. Н. Алиева // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. – 2018. – С. 99-106.
16. Иволгин, Е. А. Коррупция в системе государственного управления / Е. А. Иволгин, Д. О. Мацыкина // Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право: Сборник статей и тезисов, Москва, 26–27 апреля 2022 года / Главный редактор А.А. Панарин. Том 8. – Москва: Московский психолого-социальный университет, 2022.
17. Руководство для законодательных органов по осуществлению Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции "[Электронный источник] - URL: https://www.unodc.org/documents/treaties/UNCAC/Publications/LegislativeGuide/UNCAC_Legislative_Guide_R.pdf (дата обращения: 05.12.2024).
18. Темнов, Е. И. Основы противодействия коррупции (системы общегосударственной этики поведения) / Е. И. Темнов, А. В. Березовская // М.: Индем, 1999. – 228 с.
19. Шурыгин, Ф. Ф. Проблема толкования термина «коррупция»: особенности отечественных и зарубежных подходов / Ф. Ф. Шурыгин // Молодой ученый. – 2020. – № 26 (316). – С. 198-201.