Индекс УДК 33
Дата публикации: 29.03.2024

Современное состояние нормативно-правовой базы цифровой среды в РФ

The current state of the regulatory framework of the digital environment in the Russian Federation

Клименкова Мария Сергеевна
к.э.н., доцент, доцент кафедры управления инновациями
МИРЭА-Российского технологического университета
г. Москва
Klimenkova Maria Sergeevna
Ph.D., Associate Professor, Associate Professor of the Department of Innovation Management
MIREA-Russian Technological University
Moscow
Аннотация: Настоящая статья посвящена анализу современного состояния нормативно-правовой базы, регулирующей правоотношения, возникающие в цифровой среде в Российской Федерации. Анализ и обобщение действующего российского законодательства продемонстрировали, что в положениях нормативно-правовых актов, регулирующих взаимодействие субъектов цифровых прав, присутствуют определенные пробелы и противоречия, способные на практике привести к нарушениям в области действующего «цифрового» законодательства.
Автор анализирует дефиницию понятия «цифровые права» в гражданском законодательстве, а также выявляет актуальные современные проблемы нормативно-правовой базы, регулирующей правоотношения в цифровой сфере, предлагает пути их решения. Ключевые слова: цифровая среда, цифровизация, нормативно-правовая база, Российская Федерация, правоотношения, правовое регулирование, субъекты права, объекты права.


Abstract: This article is devoted to the analysis of the current state of the regulatory framework governing legal relations arising in the digital environment in the Russian Federation. Analysis and generalization of the current Russian legislation have demonstrated that in the provisions of regulatory legal acts regulating the interaction of subjects of digital rights, there are certain gaps and contradictions that in practice can lead to violations in the field of current “digital” legislation.
The author analyzes the definition of the concept of “digital rights” in civil law, and also identifies current current problems of the legal framework governing legal relations in the digital sphere, and suggests ways to solve them.
Ключевые слова: цифровая среда, цифровизация, нормативно-правовая база, Российская Федерация, правоотношения, правовое регулирование, субъекты права, объекты права

Keywords: digital environment, digitalization, regulatory framework, Russian Federation, legal relations, legal regulation, subjects of law, objects of law.


На сегодняшний день цифровизация представляет собой обыденное явление повседневной действительности, проникшее во все сферы человеческой жизнедеятельности – в политическую, экономическую, культурную и т.д.  [9, с. 52-52]. В результате, можно констатировать, что каждый гражданин Российской Федерации ежедневно сталкивается с цифровыми технологиями [10, с. 5-8]. В качестве наиболее распространенных примеров цифровизации жизни на современном этапе следует обозначить возможность получения россиянами дистанционного образования, электронный документооборот, совершение сделок купли-продажи в онлайн-формате, обращение за онлайн-консультациями в медицинские учреждения и т.д. Таким образом, следует согласиться с мнением Г.Г. Шинкарецкой, что внедрение цифровых технологий в экономику, а также в целом –  в повседневную жизнь граждан, является фактором развития, все боле наращивающим свою мощь [14, с. 119].                                                  Таким образом, учитывая столь стремительное внедрение достижений цифровизации в повседневную жизнь населения РФ, можно заключить, что проблема оптимизации нормативно-правового регулирования цифровой среды в российском государстве стоит достаточно остро. В особенности, необходимость своевременного ее решения определяется постоянными трансформациями в области цифровых технологий, возникновением все новых технико-технологических новшеств, функционирующих на базе цифровых платформ.

Безусловно, на современном этапе в российском государстве разработана и функционирует определенная нормативно-правовая база, регулирующая правоотношения, возникающие по поводу взаимодействий субъектов в цифровой среде, с использованием необходимых для этого технологий. Между тем, непрерывно расширяющиеся взаимосвязи права и процесса цифровизации, рост их взаимовлияния, предопределили возникновение вопросов, нуждающихся в нормативно-правовом решении, а также трансформировали характер субъектов права и обусловили возникновение новых форм ответственности [8, с. 13]. В рамках настоящей статьи было произведено исследование российской нормативно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения субъектов права при взаимодействии в цифровой среде. Его проведение было направлено, в первую очередь, на выявление проблем и противоречий, присутствующих в отечественном законодательстве, регулирующем права и обязанности граждан в цифровой среде, а также на выработку рекомендаций по их устранению.

В качестве основных методов, использованных при проведении настоящего исследования, следует отметить такие частнонаучные методы, как формально-юридический и системный, а также общенаучные методы, в частности, анализ и синтез материала, первый из которых позволил выявить отдельные проблемы в отечественном законодательстве, регулирующем правоотношения в цифровой среде, а второй – представить «цифровое» законодательство в качестве определенной системы.

В первую очередь, необходимо отметить, что на сегодняшний день в России в контексте основных достижений цифровизации идет активное преобразование правового поля. В этой связи, непрерывно осуществляется процесс выдвижения, трансформации и реализации законодательных инициатив в данной сфере, что, в свою очередь, обеспечивает возможность оптимизации правового регулирования цифровой среды в Российской Федерации.

            Указанные меры являются необходимыми в силу того, что постоянное усовершенствование имеющихся и возникновение новых цифровых технологий обуславливает расширение предмета правового регулирования [7, с. 92]. В этой связи, Н.В. Разуваев отмечал, что многими учеными подчеркивалась связь между возникновением все новых виртуальных объектов правовых отношений и формированием «новой комплексной отрасли российского законодательства» [11, c. 20].         Необходимо отметить, что на сегодняшний день состояние нормативно-правовой базы цифровой среды в Российской Федерации характеризуется развитием, осуществляющимся по двум основным направлениям, а именно: 1) по линии совершенствования действующего законодательства в области регулирования правоотношений в цифровой среде; 2) по линии формирования новых законодательных актов, т.е. создания нового правового поля.

Итак, развитие отечественного «цифрового» законодательства в рамках первой из обозначенных линий реализуется посредством трансформаций положений уже действующих законодательных актов. В данном случае, преимущество отдается оптимизации гражданского законодательства. В частности, по мнению А.Ю. Яковлевой-Чернышевой и А.В. Дружининой, одним из ведущих аспектов адаптации гражданского права к современным явлениям в области цифровизации было включение в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ) такого понятия, как «цифровые права» в качестве объекта гражданских прав [15, с. 52]. Так, в соответствии с частью 1 ст. 141.1 ГК РФ, под цифровыми следует понимать права, названные таковыми в законе, как обязательные, так и иные, содержание и условия реализации которых определяются согласно правилам информационной системы, отвечающей признакам, установленным законом. В свою очередь, реализация, распоряжение, в том числе – передача, залог или обременение цифрового права иными способами, равно как и ограничение распоряжения цифровым правом возможны исключительно в информационной системе без обращения к третьему лицу [1]. В свою очередь, обладателем цифрового права признается лицо, в соответствии с правилами информационной системы обладающее возможностью распоряжения им в том случае, если иное не предусмотрено законом.

Необходимо подчеркнуть, что отдельными исследователями отмечалась сжатость значения определения «цифровых прав», внедренного в ГК РФ. Это объяснялось тем, что данная дефиниция свидетельствует лишь о форме реализации гражданских прав. В частности, на основании экспертного заключения по проекту Федерального закона «цифровое право» дефиницировалось в качестве нового способа фиксации гражданских прав [6]. Де-факто включение определения «цифровых прав» в гражданское законодательство является ответом на вызовы современности правовой системе Российской Федерации. В свою очередь, дискурс в научном сообществе по поводу дефиниции цифровых прав, а также оптимизации существующей нормативно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения субъектов в цифровой среде, также подчеркивает актуальность данного вопроса.

Что касается второго обозначенного направления в развитии нормативно-правовой базы цифровой среды в РФ, а именно – формирования новых законодательных актов, необходимо отметить, что оно в настоящее время осуществляется на разных уровнях. Обобщение и анализ действующего российского законодательства в цифровой среде позволяет представить данный процесс в виде таблицы.

Таблица 1

Нормативно-правовые акты по уровням регулирования правоотношений в цифровой среде

Наименование уровней регулирования правоотношений в цифровой средеНормативно-правовые акты
ФедеральныйНациональная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», сформированная Правительством РФ в рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [3] и от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [4];

Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2020 г. № 1836 «О государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда» [5];

Законы федерального уровня

РегиональныйСтратегии в области цифровой трансформации различных сфер общественной жизни, а также государственного

управления субъектов Российской Федерации

ОтраслевойВедомственные программы преобразований в цифровой сфере, распоряжения Правительства Российской Федерации, на основании которых определяются

стратегические направления конкретных отраслей

МуниципальныйНе получил развития

            Таким образом, данные таблицы позволяют заключить, что на современном этапе в сфере развития законодательства, регулирующего правоотношения в цифровой среде, доминирующим является федеральный уровень, что подтверждается значительным количеством нормативно-правовых актов, изданных в последние годы. Они являются, своего рода, программными документами по развитию цифровой среды в Российской Федерации: в них закреплены национальные стратегии и цели цифрового развития государства. В свою очередь, отдельные аспекты нормативно-правового регулирования цифровой среды также нашли закрепление в законах федерального уровня.      В свою очередь, на уровне регионов законодательное регулирование цифровой среды на современном этапе осуществляется, в первую очередь, посредством разработки стратегий по цифровой трансформации отдельных сфер жизнедеятельности россиян, а также государственного управления субъектов российского государства. В виде ведомственных преобразовательных программ цифровой среды реализуется отраслевой уровень нормативно-правового регулирования, равно как и посредством правительственных распоряжений, устанавливающих правила взаимодействия субъектов в цифровой среде в рамках функционирования конкретных отраслей.                                                                                   Необходимо отметить, что если законодательные акты, разработанные и утвержденные на федеральном уровне, имеют целью установление правовой основы цифровизации, то акты, действующие на уровне отраслевом и региональном, закрепляют ведущие векторы изменений цифровой среды, применяемые для этой цели инструменты, а также определяют специфику реализации трансформационных процессов в отдельных отраслях отечественной экономики. Наконец, законодательство в исследуемой сфере на муниципальном уровне к настоящему моменту не получило должного развития, что является одной из проблем в области формирования нового цифрового законодательства. В результате, можно констатировать, что сформированные на федеральном уровне программы развития законодательства в цифровой сфере на муниципальном уровне далеко не во всех случаях получают практическую апробацию. Во многом указанная проблема определяется отсутствием возможностей конкретных муниципалитетов (нормотворческих, ресурсных и т.д.). для разработки законодательных актов, направленных на регулирование цифровой среды. Между тем, цифровизация муниципалитетов обладает высоким потенциалом с точки зрения улучшения качества жизни на местах. Она также представляет собой важный механизм обратной связи и средство привлечения населения к решению вопросов, обладающих актуальностью на местном уровне. В этой связи, А.И. Соколова подчеркивает, что именно в процессе совершенствования правового регулирования и применения отдельных цифровых технологий на практике взаимодействие органов местного самоуправления с населением трансформируется от «… информационного присутствия к интерактивному взаимодействию» [13, с. 5], что определяет необходимость развития нормативно-правовой базы в области цифровой среды на местном уровне. Тем не менее, к настоящему моменту нормативно-правовое регулирование цифровой среды на муниципальном уровне продолжает оставаться неразвитым, в силу чего муниципальные образования стремятся выстроить свою деятельность сообразно региональной стратегии. Представляется целесообразным уделять именно муниципальному уровню значительное внимание в силу того, что каждое конкретное муниципальное образование, учитывая различия в экономическом, культурном, а также иных областях развития, должно самостоятельно подходить к решению вопросов оптимизации нормотворчества в цифровой сфере, а также задач цифровизации, обозначенных перед ним регионом.

            Также анализ нормативно-правовой базы регулирования цифровой среды в Российской Федерации по отдельным уровням позволил выявить два ведущих проявления трансформации права с точки зрения его содержания: 1) конструирование общей системы нормативно-правового регулирования цифровой среды; 2) развитие законодательства, регулирующего правоотношения в цифровой сфере, на региональном и отраслевом уровнях.

            На этом основании можно сделать вывод о том, что отечественной системе правового регулирования взаимодействия субъектов в цифровой среде также присущи следующие проблемы, а именно: 1) проблема определения стандартов понятийного инструментария, иными словами, недостаточное теоретико-познавательное обоснование истинности понятий, используемых в цифровой отрасли права; 2) потенциальные риски противозаконного использования личных данных граждан, создание угрозы безопасности в цифровом пространстве в силу несовершенства нормативно-правовой базы, регулирующей правоотношения субъектов в цифровой среде. К указанным проблемам, как уже отмечалось выше, также относится неразвитость нормативно-правового регулирования правоотношений граждан, возникающих в цифровом пространстве, на муниципальном уровне.

            Первая из указанных проблем требует особого внимания законодателя в связи с необходимостью более детальной разработки проектов новых законодательных актов, а также внесения изменений в уже существующие положения законов, направленных на регулирование правоотношений граждан в цифровой среде. В частности, определение «цифровых прав», представленное в ч. 1 ст. 141.1 ГК РФ [1], следует расширить, изложив его в следующей редакции: «… под цифровыми следует понимать обязательные и иные права, закрепленные в законе, содержание и условия реализации которых определяются согласно правилам информационной системы, и предусматривающие возможность использования, создания и публикации цифровых произведений, доступа и использования компьютеров и других электронных устройств, коммуникационных сетей, в частности, Интернета».

            В свою очередь, изложение определения «цифровых прав» в данной редакции позволит, с одной стороны, конкретизировать область их применения, с другой – законодательно закрепить основные формы их реализации.

            В свою очередь, вторая проблема, а именно возникновение потенциальных рисков противозаконного использования личных данных граждан, а также формирование угрозы безопасности в цифровой среде [12, с. 9-10], в силу наличия определенных пробелов в законодательной базе, регулирующей правоотношения россиян в данной сфере, обусловлена, прежде всего, несвоевременной реакцией законодателя на стремительную цифровизацию окружающей действительности. Ведь повседневные общественные процессы, все более обезличиваясь, все чаще перетекают в цифровое пространство, нуждаясь в законодательном регулировании наряду с правоотношениями, реализуемыми в оффлайн-среде. Указанное обстоятельство формирует благоприятные условия для развития разного рода злоупотреблений и мошенничества в цифровой сфере.

            Как следствие, ведущей задачей по устранению данной проблемы в рамках оптимизации правового регулирования взаимодействия субъектов в цифровом пространстве выступает трансформация действующей законодательной базы, направленная на максимальное сокращение потенциальных рисков для граждан. На наш взгляд, анализ и обобщение действующего российского законодательства позволяет заключить, что если проблема субъектов цифрового права разработана в нем достаточно хорошо, то объекты цифрового права не получили в нем необходимого освещения. В частности, в гражданском законодательстве присутствует так называемая проблема «непризнанных» цифровых объектов, которые, несмотря на то, что не нашли законодательного закрепления, на практике становятся поводом для возникновения правоотношений в цифровой среде. К их числу можно отнести виртуальные объекты, доменное имя и т.п.

            В гражданско-правовых отношениях достаточно часто цифровые объекты де-факто представляют собой сведения, зафиксированные на электронном носителе в виде пароля, логина, файла и т.д. Однако, указанные объекты также обладают оборотоспособностью и ценностью вещи. В результате, указанные сведения сами могут выступать в качестве объекта правоотношений, формирующихся в различных сферах человеческой жизнедеятельности. Однако в Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» не содержится определения «цифровой информации», а также не раскрывается ее специфика [2].

         Таким образом, подводя итоги рассмотрению вопроса о современном состоянии нормативно-правовой базы цифровой среды в РФ, следует отметить, что, несмотря на ее развитие по линии как трансформации действующего законодательства, так и разработки новых законов, анализ положений законов, регулирующих правоотношения в цифровой сфере, позволил выявить определенные проблемы, а именно: 1) несовершенство терминологического аппарата «цифрового» законодательства в РФ; 2) наличие пробелов и противоречий, обуславливающих потенциальную возможность злоупотреблений и мошенничества в цифровой среде; 3) неразвитость законодательной базы, регулирующей правоотношения в цифровой поле, на муниципальном уровне.

Все указанные проблемы требуют повышенного внимания законодателя к их решению. При этом если первые две из указанных проблем определяют необходимость внесения соответствующих изменений в действующее российское законодательство, третья проблема имеет комплексный характер: ее устранение связано не только с инициативностью законодателя, но также с расширением материального и ресурсного обеспечения муниципальных образований.

Библиографический список

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (посл. ред.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/?ysclid=lt8clo9qq3257911687 (дата обращения: 01.03.2024).
2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 12.12.2023) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения: 01.03.2024).
3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа: URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.03.2024).
4. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа: URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.03.2024).
5. Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2020 № 1836 «О государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74822854/?ysclid=lt8e15b2g2757811487 (дата обращения: 01.03.2024).
6. Экспертное заключение по проекту федерального закона N 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации» (принято на заседании Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 17.01.2019 № 183-1/2019) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=181511&dst=100001&ysclid=lt8cr1h9m7255150152#Xmfnk5UUBTVacRyz (дата обращения: 01.03.2024).
7. Гаджиева Х.В., Омарова З.Н. Вопросы правового регулирования цифровой трансформации финансовой системы // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2021. № 1 (128). – С. 91-93.
8. Гравшина И.Н., Денисова Н.И. К вопросу нормативно-правового регулирования цифровой экономики // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 2. Юридические науки. 2023. № 1 (36). – С. 12-16.
9. Прончев Г.Б. Становление электронно-цифровой цивилизации: ключевые понятия. Ч. 2 // Теория и практика общественного развития. 2022. № 7. – C. 47-56.
10. Прончев Г.Б., Лонцов В.В., Монахов Д.Н., Монахова Г.А. Проблемы безопасности информационного общества современной России: монография. – М.: Экон-Информ, 2014. – 215 с.
11. Разуваев Н.В. Цифровая трансформация субъективных гражданских прав: проблемы и перспективы // Теоретическая и прикладная юриспруденция. 2021. № 1. – С. 18-38.
12. Рыжов В.Б. Информационная безопасность в государствах Европейского союза: к постановке проблемы // Представительная власть – ХХ1 век. 2018. № 4 (163). – С. 8-12.
13. Соколова А.И. Актуальные проблемы цифровизации местного самоуправления: учебное пособие. – Оренбург: Оренбургский институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина, 2020. – 59 с.
14. Шинкарецкая Г.Г. Цифровизация – глобальный тренд мировой экономики // Образование и право. 2019. № 8. – С. 119-123.
15. Яковлева-Чернышева А.Ю., Дружинина А.В. Правовое регулирование процессов цифровизации в России: гражданско-правовой аспект // Юридические исследования. 2021. № 8. – С. 51-62.