Abstract: Digital technologies and their application in various spheres of economic and social life in Russia actualize the problem of creating effective normative legal regulation, its further improvement taking into account the development of social relations. The article is aimed at a general overview of the development of the domestic legislative base in the field of normative regulation of digitalization processes in Russia. The article is based on the positions of domestic authors on the issues of legal regulation of the digital transformation of the Russian economy and the introduction of digital technologies into modern social processes. This study focuses on a comprehensive analysis of the Russian legislation regulating digitalization processes. The article considers the main regulatory documents regulating digitalization processes in the history of the Russian Federation. An analysis of the legislative base for the digital transformation of socio-economic relations is carried out, starting with the first developments of the Soviet Union in the field of computing technology and ending with the adoption of new national projects in Russia in the field of data economy and digital transformation of the state. An assessment of the effectiveness of the regulatory framework for digitalization processes created at the federal level is given. The results of a retrospective analysis of the state of legal support for the digital environment in Russia made it possible to propose recommendations aimed at improving the processes of digitalization of economic and social life in the country. This article makes a certain contribution to the problem of studying the issues of legal regulation of digital transformation of various spheres of activity and can become the basis for further research in this subject area.
Keywords: digitalization, digital transformation, regulatory documents, legislative acts, legal regulation.
Введение
Цифровизация представляет собой масштабный процесс трансформации всех сфер жизни, основанный на переходе от аналоговых к цифровым технологиям. Процесс цифровизации направлен на коренное изменение способов производства, обработки информации, коммуникации и взаимодействия людей.
В первую очередь, цифровизация затрагивает экономику, переводя традиционные процессы в цифровой формат, обеспечивая тем самым повышение эффективности и производительности деятельности. Это включает в себя автоматизацию бизнес-процессов, внедрение больших данных для анализа рыночной ситуации и принятия управленческих решений, развитие электронной коммерции и создание новых цифровых продуктов и услуг.
Кроме того, цифровизация оказывает влияние на все аспекты социальной жизни общества, от образования и здравоохранения до культуры и политики. В образовании появились онлайн-курсы, виртуальные лаборатории и системы дистанционного обучения, позволяющие получать знания независимо от географического положения. В здравоохранении цифровизация способствует развитию телемедицины, диагностики с помощью искусственного интеллекта и персонализированного лечения. Цифровые платформы обеспечивают доступ к огромному массиву информации, позволяют создавать и распространять контент в глобальном масштабе, формируя новую цифровую культуру.
Появление новых технологий требует адаптации существующего законодательства и разработки новых правовых норм, регулирующих отношения в цифровой среде и включающих законодательство в области защиты данных, интеллектуальной собственности, электронной коммерции, киберпреступности, юридического регулирования функционирования систем искусственного интеллекта. Следовательно, изучение нормативно-правового поля процессов цифровизации является необходимым условием для обеспечения стабильного и справедливого развития общества в условиях новой цифровой реальности.
Цифровизация как явление начала формироваться в Советском Союзе с первыми шагами в области вычислительной техники, ставшими основой для дальнейшего развития информационных технологий и автоматизации процессов в различных сферах жизни. Одним из ключевых моментов в этом процессе стало создание первой вычислительной машины, что открыло новые возможности для обработки данных и управления производственными процессами.
В 1956 году Исаак Семенович Брук, выдающийся советский ученый и один из пионеров в области вычислительной техники, представил свою работу, посвященную процессам автоматизации. Он рассмотрел различные направления применения электронных вычислительных машин (ЭВМ) в промышленности, подчеркивая их важность для повышения эффективности и производительности. В 1958 году под его руководством была разработана проблемная записка «Разработка теории, принципов построения и применения специализированных вычислительных и управляющих машин» [1]. Эти исследования стали основой для создания первых программ автоматизации, которые впоследствии легли в основу более сложных систем управления.
Обзор литературы
Вопросы нормативно-правового регулирования процессов цифровизации экономической и общественной жизни Российской Федерации активно обсуждаются в связи с их высокой актуальностью.
Проблемы правового регулирования процессов цифровизации российской экономики исследуются в работах целого ряда ученых: Еланский И.Ю. [2], Земскова И.А. [3], Кахаров А.С. [4], Колоткина О. А. [5], Михеева Т. Н. [6] и других. Данными авторами рассматриваются ключевые понятия, связанные с феноменом цифровизации и трансформации системы правового регулирования в условиях цифровизации. В исследованиях затрагивается комплекс мер, которые необходимо в первую очередь предпринять государству для оптимизации нормативно-правового регулирования процессов цифровизации, анализируются объективные проблемы, которые препятствуют развитию цифровой экономики в России. Ученые акцентируют внимание на необходимости формирования такой нормативно-правовой базы, которая была бы способна своевременно и эффективно реагировать на динамику общественных процессов, обеспечивая правовое регулирование любых сфер социально-экономической жизни в соответствии с новыми требованиями цифровой реальности.
Процессы цифровой трансформации государственного управления, финансово-банковской системы в России с учетом особенностей развития новых информационно-коммуникационных технологий анализируются в трудах Гаджиева Х. В. и Омарова З. Н. [7], Паниной О.В. [8], Тимофеева С.В. [9], Храпова И.А. [10] и других исследователей.
Вопросам изучения правового регулирования гражданско-правовых отношений в условиях цифровой экономики посвящены работы таких исследователей, как Ефимова Л. Г. [11], Разуваев Н. В. [12], Яковлева-Чернышева А. Ю. и Дружинина А. В. [13]. В своих работах ученые рассматривают тенденции и проблемы развития гражданского законодательства в рамках правового регулирования процессов цифровизации в России. Авторы всесторонне изучают, осмысляют и раскрывают правовую сущность понятия цифровых прав как объекта гражданских прав, введенного в российское законодательство в рамках правового регулирования процессов цифровизации.
Следовательно, применение цифровых технологий в различных сферах деятельности актуализирует проблему создания в России эффективного нормативного правового регулирования процессов цифровизации. В свою очередь, формирование действенного нормативно-правового поля требует проведения комплексного ретроспективного анализа правовых основ регулирования отношений, возникающих в сфере цифровизации социально-экономических процессов.
Целью исследования является проведения анализа ключевых нормативно-правовых документов, регулирующих процессы цифровизации в России.
Материалы и методы
Исследование направлено на всестороннее изучение российского законодательства в рамках правового регулирования процессов цифровизации экономической и общественной сфер деятельности и основано на общенаучных и специальных юридических методах познания, таких как формально-юридический метод и метод толкования права. Кроме того, для проведения исследования конкретно-исторического материала и изучения эволюции правовых явлений в области внедрения цифровых технологий в различные сферы деятельности в России применялся историко-правовой метод.
Эмпирической базой исследования послужили законодательные акты, официальные правовые нормы, которые в разное время были приняты в Российской Федерации в целях регулирования процессов цифровизации. Следует отметить, что выбор нормативно-правовых документов проводился на основе критерия значимости для регулирования процессов цифровизации в отечественной экономике.
Результаты исследования
Началом внедрения вычислительных машин в управление можно считать Постановление Пленума Центрального комитета КПСС 1955 года «О задачах по дальнейшему подъему промышленности, техническому прогрессу и улучшению организации производства»[1]. На этом заседании было подчеркнуто, что стране необходимо перейти на широкое применение электронной техники, что стало ответом на растущую потребность в обработке больших объемов данных. В условиях быстро развивающейся экономики и необходимости планирования ресурсов использование ЭВМ стало неотъемлемой частью управления.
Следующим этапом в истории развития процессов цифровизации в нашей стране стало секретное Постановление Центрального комитета КПСС и Совета Министров СССР № 1121-541 от 7 октября 1958 года «О неотложных мерах по созданию и производству электронных вычислительных машин»[2]. В этом документе констатировалось отставание СССР в области вычислительной техники по сравнению с западными странами, и содержались предложения по увеличению выпуска ЭВМ, совершенствованию их конструкции и подготовке специалистов, способных работать с данной новой техникой. Это постановление стало своего рода сигналом к действию, призывающим к активизации работ в области разработки и внедрения ЭВМ.
1 октября 1959 года был подписан приказ № 597 «О создании Вычислительного центра при Госплане СССР»[3]. Эта организация была основана с целью использования электронно-вычислительной техники для выполнения планово-экономических работ. С этого момента началась история Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, который продолжает свою деятельность и в настоящее время. Вычислительный центр стал важным звеном в системе управления, обеспечивая необходимую информационную поддержку для принятия решений.
Однако с ликвидацией Госплана СССР и последующим распадом Советского Союза тема электронного правительства на долгое время отошла на второй план. В условиях перехода к рыночной экономике и изменениях в политической системе необходимость в автоматизации и цифровизации была недооценена. Тем не менее, с начала 2000-х годов интерес к цифровым технологиям вновь возрос, что было связано с глобальными тенденциями в области информационных технологий и необходимостью адаптации к новым условиям.
Современные технологии, такие как облачные вычисления, большие данные, искусственный интеллект и интернет вещей, открывают новые возможности для цифровизации различных секторов экономики и управления. Таким образом, можно утверждать, что цифровизация, начавшаяся в Советском Союзе с первых шагов в области вычислительной техники, продолжает развиваться и в современных условиях.
Продолжением процесса цифровизации в России можно считать принятие Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года № 65, которое стало основой для реализации Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002–2010 годы)»[4]. Эта программа была нацелена на создание условий для перехода на электронное предоставление государственных услуг, что предполагало не только упрощение взаимодействия граждан с государственными органами, но и значительное улучшение качества этих услуг. Основными задачами программы были развитие инфраструктуры электронного правительства, а также внедрение технологий, позволяющих эффективно решать задачи государственного управления.
Одним из главных достижений проекта «Электронная Россия (2002–2010 годы)» стало создание системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), которая обеспечила безопасный и эффективный обмен информацией между различными государственными органами, что значительно упростило процесс оказания государственных услуг и минимизировало бюрократические процедуры. Еще одним важным результатом федеральной программы стал запуск Единого портала государственных услуг (ЕПГУ), который стал основным каналом взаимодействия граждан с государственными органами. Портал предоставил возможность получать государственные услуги в электронном виде, не выходя из дома, что значительно упростило жизнь гражданам и снизило временные затраты на получение необходимых документов. Важно отметить, что успешное функционирование портала стало возможным благодаря развитию широкополосного доступа в интернет, увеличению уровня компьютерной грамотности населения, а также постоянному совершенствованию самого портала. Однако на ранних этапах существовали проблемы с доступностью портала для людей старшего возраста или с ограниченными возможностями.
С момента запуска программы «Электронная Россия (2002–2010 годы)» в стране начался активный процесс формирования стратегии цифровой трансформации, основывающийся на ряде ключевых нормативно-правовых актов. Одним из таких документов стала Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная поручением Президента Российской Федерации от 7 февраля 2008 года № Пр-212[5]. Эта стратегия определила ключевые направления развития информационных и телекоммуникационных технологий, которые должны были способствовать созданию современного и эффективного информационного пространства в стране.
Цели, поставленные в рамках этой стратегии, охватывали различные аспекты жизни общества. Одной из главных задач стало создание современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, которая могла бы обеспечить доступ к качественным услугам и информации для всех слоев населения, что требовало не только технического оснащения, но и повышения уровня цифровой грамотности граждан. Это, в свою очередь, было связано с необходимостью улучшения образовательных программ и повышения квалификации специалистов в данной области.
Кроме того, важной задачей Стратегии стало улучшение сферы здравоохранения и социальной защиты населения. Использование информационных и телекоммуникационных технологий в этих областях должно было привести к более эффективному управлению ресурсами, улучшению качества медицинских услуг и повышению доступности социальной помощи для граждан. Внедрение электронных медицинских карт, телемедицины и других цифровых решений стало важным шагом к улучшению качества жизни людей.
Следующим документом, регулирующим процессы цифровизации в России, стала «Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» (распоряжение Правительства РФ № 632-р от 6 мая 2008 года)[6]. Она определила цели и задачи создания электронного правительства, включая упрощение взаимодействия граждан с государственными органами, повышение прозрачности государственного управления и сокращение коррупции. В рамках этой Концепции были определены ключевые этапы развития электронного правительства, включая создание портала государственных услуг, разработку единых стандартов и интеграцию различных информационных систем. Важно отметить, что эта Концепция, хотя и имела ограниченный временной горизонт, заложила фундамент для последующего развития электронного правительства в России. Кроме того, успешная реализация Концепции предполагала значительные инвестиции в инфраструктуру, обучение персонала и разработку соответствующего законодательства.
В 2008 году было принято распоряжение Правительства РФ № 1663-р «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года»[7], которое конкретизировало некоторые аспекты цифровизации, выделяя ее как приоритетное направление государственной политики. Этот документ уделял особое внимание развитию инфраструктуры электронного правительства, созданию условий для эффективного функционирования электронных сервисов и обеспечению информационной безопасности. В частности, в документе подчеркивалась необходимость создания единого информационного пространства и развития системы электронного документооборота.
Среди нормативных документов, регулирующих процессы цифровизации в Российской Федерации, особое место занимала «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (распоряжение Правительства РФ № 1662-р от 17 ноября 2008 года)[8]. Этот документ ставил перед страной задачу устойчивого повышения благосостояния населения, укрепления национальной безопасности, ускоренного экономического роста и повышения международного авторитета России. Цифровизация рассматривалась как один из важнейших инструментов достижения этих целей. Концепция не конкретизировала технические аспекты, но задала общий вектор развития, предусматривающий, среди прочего, существенное улучшение качества жизни граждан за счет применения информационных технологий.
Важным шагом стало принятие распоряжения Правительства РФ № 1555-р от 17 октября 2009 года, утверждающего «План перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти»[9]. Этот план детализировал процесс перевода государственных услуг в электронный формат, устанавливая сроки и конкретные меры по их реализации. Он предусматривал создание унифицированных платформ, стандартизацию процессов и обеспечение совместимости различных информационных систем.
С 1 июля 2012 года регионы России начали активное внедрение электронных сервисов, присоединяясь к федеральной инициативе. Однако процесс внедрения был неоднородным, и темпы развития электронного правительства в различных регионах отличались в значительной степени. Это было обусловлено разными уровнями развития информационной инфраструктуры, кадрового потенциала и финансовых возможностей регионов. Кроме того, необходимо было учитывать специфику региональных законодательств и административных процедур. Для устранения этих несоответствий требовалось разработка единых стандартов и методических рекомендаций, а также оказание методической и финансовой поддержки регионам.
Следующим этапом регулирования процессов цифровизации в России стало Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество»[10]. Основной целью данной программы являлось повышение качества жизни граждан и развитие экономики страны на основе информационных и телекоммуникационных технологий. В последующие годы в России появились новые государственные инициативы, направленные на развитие цифровой экономики и цифрового общества: указы Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 года № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации»[11], от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»[12].
В целях создания и развития в России современного информационного общества Президентом Российской Федерации 9 мая 2017 года утвержден Указ № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы»[13]. Для реализации указанной Стратегии Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года № 1632-р утверждена Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»[14].
Для решения задач по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере Правительством Российской Федерации 4 июня 2019 года утвержден национальный проект «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»»[15]. В состав данной программы вошли следующие федеральные проекты: «Нормативное регулирование цифровой среды», «Кадры для цифровой экономики», «Информационная инфраструктура», «Информационная безопасность», «Цифровые технологии», «Цифровое государственное управление», «Искусственный интеллект», «Обеспечение доступа в Интернет за счет развития спутниковой связи», «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли».
В 2025 году в России планируется завершение национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации», который был направлен на развитие цифровой инфраструктуры, внедрение современных технологий и повышение цифровой грамотности населения. На смену ему придет новый национальный проект «Экономика данных и цифровая трансформация государства»[16], который будет сосредоточен на более глубоком использовании данных как ключевого ресурса для развития различных отраслей экономики и повышения конкурентоспособности страны на мировом рынке.
Основная цель нового проекта – создание условий для эффективного сбора, обработки, анализа и использования больших объемов данных. Это предполагает развитие технологий искусственного интеллекта, машинного обучения, а также создание надежных платформ для хранения и обмена данными. Особое внимание будет уделено вопросам безопасности и защиты информации. Кроме того, проект «Экономика данных и цифровая трансформация государства» будет способствовать внедрению аналитических инструментов в бизнесе, государственном управлении и социальной сфере.
Следовательно, национальный проект «Экономика данных и цифровая трансформация государства» станет очередным шагом в цифровой трансформации страны, направленным на создание инновационной, устойчивой и конкурентоспособной экономики, где данные будут играть ключевую роль.
Обсуждение и заключение
Проведенное исследование позволяет констатировать, что в ходе процессов цифровизации экономической и общественной жизни в России было разработано множество нормативных актов, направленных на создание правовой базы для внедрения различных цифровых технологий. Эти документы не только закрепляют правовые принципы, но и определяют механизмы взаимодействия между государственными органами, бизнесом и гражданами.
Анализ нормативных документов, касающихся трансформации социально-экономических процессов под воздействием цифровых технологий, свидетельствует о необходимости комплексного подхода к правовому регулированию цифровизации, который включает не только создание новых юридических норм, но и пересмотр существующего законодательства с целью повышения уровня правовой определенности.
Комплексный анализ позволил не только оценить текущую правовую базу, но и определить направления ее дальнейшего развития с учетом динамики изменений в цифровой среде. В связи с этим необходимо отметить, что несмотря на достигнутый прогресс, перед страной стоят серьезные задачи, связанные с обеспечением цифровой грамотности населения, развитием цифровой инфраструктуры, усилением кибербезопасности и решением этических и правовых вопросов, возникающих в связи с распространением цифровых технологий. В частности, появились новые вызовы, связанные с искусственным интеллектом, большими данными и развитием интернета вещей, что требует разработки новых стратегий и механизмов регулирования. Решение этих вопросов требует разработки принципиально новых законодательных актов, которые должны закреплять новые термины, устанавливать правовые основы регулирования цифровой среды и применения ее инструментов, что позволит российской экономике развиваться поступательно и результативно.
[1] О задачах по дальнейшему подъему промышленности, техническому прогрессу и улучшению организации производства [Электронный ресурс] : Постановление Пленума ЦК КПСС, июль 1955 г. URL: https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/355230-postanovlenie-plenuma-tsk-kpss-iyul-1955-g-o-zadachah-po-dalneyshemu-podemu-promyshlennosti-tehnicheskomu-progressu-i-uluchsheniyu-organizatsii-proizvodstva (дата обращения: 17.02.2025).
[2] Пионеры цифровизации [Электронный ресурс]. URL: https://ac.gov.ru/uploads/pdf/About._Documents._01/60_let_web.pdf?ysclid=m79a8herqg601664614 (дата обращения: 17.02.2025).
[3] Там же
[4] О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002–2010 годы)» [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65. URL: http://government.ru/docs/all/ (дата обращения: 17.02.2025).
[5]Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации [Электронный ресурс] : утверждена Президентом РФ от 7 февраля 2008 г. № Пр-212. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1691980/ (дата обращения: 17.02.2025).
[6] О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 632-р. URL: http://government.ru/docs/all/64062/ (дата обращения: 17.02.2025).
[7] Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1663-р. URL: http://government.ru/docs/all/66138/ (дата обращения: 17.02.2025).
[8] О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. URL: http://government.ru/docs/all/66158/ (дата обращения: 17.02.2025).
[9] О плане перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 17 октября 2009 г. № 1555-р. URL: http://government.ru/docs/all/69940/ (дата обращения: 17.02.2025).
[10] Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313. URL: http://government.ru/docs/all/91296/ (дата обращения: 17.02.2025).
[11] Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646. URL: http://government.ru/docs/all/109306/ (дата обращения: 17.02.2025).
[12] О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038 (дата обращения: 17.02.2025).
[13] О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201705100002 (дата обращения: 17.02.2025).
[14] Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утратило силу) [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 г. № 1632-р. URL: http://government.ru/docs/all/112831/ (дата обращения: 17.02.2025).
[15] Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс] : утверждена протоколом заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения: 17.02.2025).
[16] Национальный проект «Экономика данных и цифровая трансформация государства» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_418512/1a62816b9079d3b2f614a419792d5ba66fb411c6/?ysclid=m79cg7vyis388016820 (дата обращения: 17.02.2025).
Библиографический список
1. Прохоров Н.Л., Ким А.К., Егоров Г.А. Творческий путь И.С. Брука. К 115-летию со дня рождения // Информационные технологии и вычислительные системы. – 2017. – № 3. – С. 3–9.2. Еланский И.Ю. Нормативно-правовое регулирование цифровой трансформации российской экономики // Юридическая наука. – 2024. – № 3. – С. 42–45.
3. Земскова И.А. Цифровое развитие общества в России: государственный и бизнес-аспекты // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2020. – № 2 (81). – С. 13–15.
4. Кахаров А.С. Правовое регулирования экономической сферы в условиях цифровизации // Юридическая наука. – 2022. – № 12. – С. 37–42.
5. Колоткина О.А. Правовое регулирование процессов цифровизации российской экономики: теоретико-правовой аспект // Бюллетень инновационных технологий. – 2021. – Т. 5, № 2(18). – С. 103–106.
6. Михеева Т.Н. К вопросу о правовых основах цифровизации в Российской Федерации // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. – 2019. – № 9. – С. 114–122.
7. Гаджиева Х.В., Омарова З.Н. Вопросы правового регулирования цифровой трансформации финансовой системы // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2021. – № 1. – С. 91–93.
8. Панина О.В. Нормативно-правовое регулирование процессов цифровизации государственного управления // Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. – 2023. – Т. 13, № 5-1. – С. 163–170.
9. Тимофеев С.В. Проблемы правового регулирования цифровизации банковской сферы // Восточно-Европейский научный вестник. – 2022. – Т. 18, № 2. – С. 23–26.
10. Храпов И.А. Правовые основы цифровой трансформации бизнеса в Российской Федерации // Вопросы российского и международного права. – 2024. – Т. 14, № 6-1. – С. 21–28.
11. Ефимова Л.Г. Альтернативный взгляд на правовое регулирование гражданско-правовых отношений в условиях цифровой экономики // Актуальные проблемы российского права. – 2021. – Т. 16, № 8. – С. 52–62.
12. Разуваев Н.В. Цифровая трансформация субъективных гражданских прав: проблемы и перспективы // Теоретическая и прикладная юриспруденция. – 2021. – № 1. – С. 18–38.
13. Яковлева-Чернышева А.Ю., Дружинина А.В. Правовое регулирование процессов цифровизации в России: гражданско-правовой аспект // Юридические исследования. – 2021. – № 8. – С. 51–62.