Индекс УДК 338
Дата публикации: 28.12.2024

Анализ особенностей методов и синтез понятийного аппарата управления организациями спортивной индустрии в современных условиях

Analysis of the features of methods and synthesis of the conceptual apparatus of management of sports industry organizations in modern conditions

Козлов Владислав Сергеевич
Кузьменко Марина Игоревна

1. доктор экономических наук, доцент,
профессор кафедры менеджмента
непроизводственной сферы
ФГБОУ ВО «ДОНАУИГС», г. Донецк,
Донецкая Народная Республика,
Российская Федерация
2. преподаватель кафедры менеджмента
непроизводственной сферы
ФГБОУ ВО «ДОНАУИГС», г. Донецк,
Донецкая Народная Республика,
Российская Федерация

Kozlov Vladislav Sergeevich
Kuzmenko Marina Igorevna
1. Doctor of Economics, Associate Professor,
Professor of the Department of Management
of the Non-Production Sphere
FGBOU VO "DONAUIGS", Donetsk,
Donetsk People's Republic,
Russian Federation
2. Lecturer at the Department of
Management of the Non-Production Sphere
FGBOU VO "DONAUIGS", Donetsk,
Donetsk People's Republic,
Russian Federation
Аннотация: В статье проанализированы методы управления организациями спортивной индустрии. Проанализирована система управления в соответствии с органами государственного управления в сфере ФКС. Применяя методы теории и анализа, был обобщен терминологический аппарат, а также, масштаб влияния фактор таких как политические, экономические, демографические, социально-культурные, технологические, экологические, географические, климатические на деятельность организаций спортивной индустрии в современных условиях.

Abstract: The article analyzes the management methods of sports industry organizations. The management system in accordance with the public administration bodies in the field of FCS is analyzed. Applying the methods of theory and analysis, the terminological apparatus was generalized, as well as the scale of influence of factors such as political, economic, demographic, socio-cultural, technological, environmental, geographical, climatic on the activities of sports industry organizations in modern conditions.
Ключевые слова: менеджмент, непроизводственная сфера, методы, анализ, спортивная индустрия, система управления

Keywords: management, non-production sphere, methods, analysis, sports industry, management system


Вопросами развития системы управления организациями занимались отечественные и зарубежные ученые и специалисты, такие как: Александров, С. Г. [1], Алтухов, С. В. [2], Бардина, М. Ю. [3], Белавина, А. Ю. [4], Братковский, М. Л. [5], Галкин В.В. [6], Голубева Г. Н. [7], Енченко И. В. [8], Жолдак В.И. [9], Зобкова Е. А. [10], Зуев В.Н. [11], Коляда Н.Я. [12], Красникова, Д. Д. [13], Краснова, М. Ю. [14], Миндубаева, Н. Р. [15], Сидоркин, А. Е. [16], Солнцев И.В. [17], Соловьева, З. О. [18], Цветков А. Н. [19] и др.. Всеобщность изученния вопроса не в полной мере раскрывает сущность методов управления, их особенностей в каждом отдельном случае.

В современном мире сфера управления организациями спортивной индустрии, в том числе и бизнесом, является одной из самых высокооплачиваемых. Его основная задача – руководство всевозможными спортивными организациями, такими как клубы, секции, федерации и т.п., поэтому именно они и являются объектом пристального внимания спортивного менеджмента.

Менеджмент спортивной индустрии – область научно-практической деятельности, один из видов отраслевого специального менеджмента.

Объектом менеджмента спортивной индустрии как самостоятельной науки является процесс управления физкультурно-спортивными организациям, включающими определенное множество ФСО – спортивных школ, спортивных клубов, спортивных команд (по видам спорта), стадионов, спортивно-оздоровительных центров, спортивных федераций.

Продуктом деятельности ФСО является производство физкультурно-спортивных услуг, т.е. организованные формы занятиями физическими управлениями и спортом, программы спортивной тренировки, спортивные зрелища и т. д.

Предмет менеджмента спортивной индустрии – управленческие отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия субъекта и объекта управления внутри организаций физкультурно-спортивной направленности и взаимодействия этих организаций с внешней средой в процессе производства и распространения физкультурно-спортивных услуг.

Сущность менеджмента спортивной индустрии заключается в целенаправленном воздействии субъекта управления на управляемый объект для обеспечения перевода объекта в новое качественное состояние, т.е. из исходного, начального состояния в желаемое, запланированное.

В современной России переход от командно-административной системы осуществляется недостаточно эффективно. Так, сложившаяся система управления в сфере ФКС также отвечает всем признакам управления «старого» типа.

Современная система управления системой физической культурой и спортом в соответствии с Указом Президента РФ от 7 октября 2008 г. № 1445 «Вопросы Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 408 «О Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации» и Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. № 948 «О некоторых вопросах деятельности Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации» выглядит следующим образом:

В системе управления физической культурой и спортом (как отраслью) в качестве субъектов выступают в первую очередь федеральный орган исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, а также иные органы государственного и общественного управления, а в качестве объектов – физкультурно-спортивные организации различного уровня и характера.

Цели воздействия отличаются в зависимости от конкретных характеристик субъекта и объекта управления: так, если целью Олимпийского комитета России является обеспечение единой политики развития спорта высших достижений, то целью федераций по видам спорта – обеспечение развития конкретного вида спорта на всех его уровнях, от массового до спорта высших достижений.

В системе менеджмента в физической культуре и спорте субъектом является руководитель организации (коллегиальный орган управления), его заместители или руководители отдельных подразделений, а объектом – коллектив сотрудников организации (подразделения) или отдельные исполнители.

Механизм менеджмента в индустрии спорта представляет собой комплекс форм, методов и средств, обеспечивающий эффективную реализацию целей физкультурно-спортивных организаций, наиболее полное удовлетворение потребностей их работников и потребителей производимых ими социально-культурных услуг.

Рис. Система управления в сфере физической культуры и спорта

Как социальная система каждая спортивная организация характеризуется целеустремленностью. В системе спорта фактор целеустремленности проявляется в процессе подготовки спортсмена на достижение определенной цели.

Вместе с тем, следует отметить, что формирование целей каждой конкретной спортивной организации имеет свои закономерности, которые должны учитываться при управлении организации. Общие цели спортивных организаций отражены в уставе спортивной организации. На уровне каждой самостоятельной системы спорта (массовый спорт, спорт высших достижений и др.) цели конкретизируются в виде предполагаемых конкретных результатов на соревнованиях, рекордов, достижений, плановых заданий по подготовке спортсменов разрядников, рекордсменов и мастеров спорта.

Отдаленные цели высокого уровня достигаются не непосредственно, а на основе последовательно решаемых задач каждого уровня спортивной подготовки (начальной подготовки, углубленной спортивной специализации, спортивного совершенствования, высшего спортивного мастерства).

Цели деятельности спортивной организации являются системообразующим фактором, вокруг которого формируется вся деятельность организаций.

Поэтому выявление и формулировка целей – важный элемент управления деятельностью организаций. В ряде исследований отмечается, что «цель менеджмента в физической культуре и спорте есть желаемое, возможное и необходимое состояние организации, которое должно быть достигнуто».

Цели спортивных организаций более высокого уровня не могут быть перенесены в неизменном виде как цели для организаций более низкого уровня, например, цели организаций системы спорта высших достижений не могут переноситься без изменений как цели организаций уровня резервного спорта.

Каждая спортивная организация может обеспечить достижение только определенного количества целей, ограниченного ее ресурсами и возможностями.

Описывая феномен целевого управления в спорте, В.Н. Жмарев отмечает, что под управлением в спорте в общем виде следует понимать целенаправленное воздействие на какой-либо объект или процесс с целью повышения эффективности его функционирования.

Методы управления в физической культуре и спорте представляют собой конкретные способы воздействия субъекта на объект (орган управления на физкультурно-спортивную организацию, руководителя физкультурно-спортивной организации на ее сотрудников и т.п.).

Методы управления в физической культуре и спорте рассматривают с позиции различных классификаций. В их совокупности выделяют методы прямого (достижение непосредственного результата) и косвенного (создание условий для достижения результата) воздействия; формального (авторитарный стиль руководства) и неформального (демократический стиль руководства) воздействия и т.д.

Наиболее значима с точки зрения практики управления классификация методов на основе специфики отношений, складывающихся между сотрудниками физкультурно-спортивной организации в процессе совместного труда. По этому основанию выделяют организационные, экономические и социально-психологические методы управления.

Организационные методы управления Организационные методы менеджмента строятся на организационных отношениях между органами управления и организациями, организациями и работниками, на отношениях власти и подчинения.

В совокупности организационных методов управления обычно выделяют следующие группы – методы организационно-стабилизирующего, распорядительного и дисциплинарного воздействия. Методы организационно-стабилизирующего воздействия применяются для создания организационной основы совместной работы и заключаются в распределении функций, обязанностей, ответственности, полномочий, установлении порядка деловых взаимоотношений и т.д. Эта группа методов включает:

— регламентирование, т.е. четкое закрепление функций за организацией, ее руководителем, подразделением, исполнителем и т.п.;

— нормирование, т.е. определение допустимых границ деятельности и установление нормативов труда;

инструктирование, т.е. ознакомление исполнителя с различными факторами и обстоятельствами выполнения определенных работ в форме объяснения, совета, предостережения, разъяснения и т.п.

Методы распорядительного воздействия используются для решения текущих задач и позволяют корректировать деятельность с учетом изменения ситуации. Методы этой группы обычно реализуются в форме приказа, распоряжения и т.п.

Методы дисциплинарного воздействия предназначены для ликвидации отклонений в деятельности, для обеспечения четкого и своевременного выполнения установленных обязанностей. За невыполнение (ненадлежащее выполнение) обязанностей к работнику физкультурно-спортивной организации, например, могут быть применены такие дисциплинарные взыскания, как замечание, выговор, строгий выговор, увольнение с работы, а также в специфических ситуациях штрафные санкции.

В качестве специфических разновидностей организационных методов рассматриваются административные методы и методы правового регулирования, которые по своей природе характерны в первую очередь для управления физической культурой и спортом.

Административные методы связаны с властной природой государственного управления, проявляющейся в различных обстоятельствах и ситуациях. Одна сторона взаимоотношений (государственный орган управления, должностное лицо) наделена властными полномочиями и потому может отдавать приказы другой, как правило, прямо подчиненной ей, стороне взаимоотношений (организации), которая обязана выполнять предписанное независимо от того, согласна она с ним или нет; одна сторона взаимоотношений (государственный орган управления, должностное лицо) обладает правом рассматривать заявления, жалобы другой стороны взаимоотношений (граждан) и удовлетворять их законные интересы; одна сторона взаимоотношений (государственный орган управления) устанавливает нормы, которые подлежат неукоснительному исполнению другой стороной взаимоотношений (гражданами) и т.д.

Методы правового регулирования представляют собой применяемые государством средства правового воздействия на общественные отношения. Различают два основных способа правового регулирования – авторитарный и автономный. Авторитарный способ используется при регулировании административных и других правоотношений и характеризуется тем, что одна сторона правоотношений наделена правом устанавливать другой стороне правоотношений содержание ее деятельности.

Автономный способ основан на принципе равноправия: стороны правоотношений являются равноправными и в рамках действующего законодательства могут самостоятельно устанавливать содержание своих прав и обязанностей, изменять или прекращать их.

Методы правового регулирования отношений в сфере трудового, финансового и других отраслей права носят комплексный характер и включают в тех или иных соотношениях элементы авторитарного и автономного способов. Экономические методы менеджмента предназначаются для воздействия на экономические отношения. Их спектр весьма широк и многообразен, поэтому (с известной долей условности) часть экономических методов используется по преимуществу в целях управления физической культурой и спортом как отраслью (бюджетное финансирование, капитальные вложения, дотации и др.), а другая часть – в целях менеджмента физкультурно-спортивной организацией (кооперирование средств, амортизационные отчисления, налогообложение, материальное стимулирование и др.).

Социально-психологические методы менеджмента в физической культуре и спорте. Социально-психологические методы используются для воздействия на социально-психологические отношения людей и потому в наибольшей степени характерны для управления физкультурно-спортивной организацией.

Специфика этих методов связана с применением разнообразных неформальных факторов, интересов личности, группы, трудового коллектива. К числу социально-психологических методов, как правило, относят:

— формирование трудовых коллективов с учетом социально-психологических характеристик людей (способностей, темперамента, черт характера и т.п.), что создает благоприятные условия для совместной деятельности и социального развития физкультурно-спортивной организации;

— социальное нормирование поведения, в том числе путем поддержания традиций физкультурно-спортивной организации и т.п.;

— социальное регулирование, связанное с учетом реального взаимодействия социальных интересов, их единства и разнообразия;

— социальное стимулирование: создание ситуации социально-психологической заинтересованности в достижении целей деятельности физкультурно-спортивной организации (повышение квалификации, культурный рост сотрудников, творческое отношение к труду и т.п.);

— удовлетворение культурных и социально-бытовых потребностей работников, в том числе обеспечение возможностей для проведения досуга, предоставление жилья и т.п.;

— создание и поддержание благоприятного социально-психологического климата совместной работы за счет морального стимулирования социальной активности, требовательности, взаимоподдержки, помощи и др.

В процессе реализации общих и конкретных функций менеджмента в физической культуре и спорте применяется комплекс различных методов, состав которого зависит от целого ряда факторов. К основным факторам можно отнести организационно-правовую форму физкультурно-спортивной организации, специфику объекта воздействия, особенности конкретной ситуации, профессиональный опыт субъекта воздействия и др. [5,9,17]. Рассматривая организацию как систему, необходимо учитывать все ее подсистемы, их взаимодействие между собой и взаимоотношения с внешним окружением.

В связи с этим объектом изучения являются факторы как внешней, так и внутренней среды. Внешняя среда характеризуется как совокупность переменных, которые находятся за границами организации и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны ее менеджмента. Факторы, образующие внешнее окружение организации, подразделяются на две группы: прямого и косвенного воздействия.

В первой группе представлены организации и люди, которые связаны с данным предприятием в силу выполняемых ими целей и задач: поставщики, потребители, акционеры, кредиторы, конкуренты, профессиональные союзы, торговые организации, правительственные органы, общества потребителей и пр.

В условиях рыночной экономики давление рынка является самым существенным внешним фактором, поэтому необходимо постоянно отслеживать следующие параметры факторов деловой среды организации: сложность рынка, определяемая тем, насколько рынок влияет на способы, темпы и технологию выполнения работ внутри самой организации; степень диверсификации, характеризующая спектр продуктов, клиентов или услуг, предлагаемых на рынке и требующих ответных действий со стороны предприятия; определенность и стабильность, помогающие или, наоборот, мешающие предприятию предсказывать ход и темпы изменений на данном рынке; соотношение возможностей и угроз на данном рынке, предопределяющее его результирующую оценку для предприятия; характер отношений с другими организациями, определяющий предсказуемость требований и запросов с их стороны, наличие прямых или опосредованных связей, степень зависимости от них и т.д.

Во второй группе переменных внешней среды находятся факторы и условия, которые, не оказывая прямого воздействия на оперативную деятельность организации, предопределяют стратегически важные решения, принимаемые ее менеджментом. К таким факторам относят политические, экономические, демографические, социально-культурные, технологические, экологические, географические, климатические факторы.

Рассмотрение содержания каждой из этих групп позволяет определить силу и возможное направление их воздействия на деятельность организации Политические факторы оказывают влияние на такие явления общественной жизни, как стабильность власти, изменения в составе и политике правительства, характере проводимых реформ. Смена программ правительства может вызвать весьма серьезные сдвиги в характере поддержки национальной экономики, частного бизнеса, предпринимательства, государственного сектора экономики. Политическая нестабильность может увеличить риск долгосрочных инвестиций в экономику.

Экономические факторы определяют такие параметры экономики, как динамика и темпы роста валового внутреннего продукта и продукции отраслей, оплата труда, производительность и эффективность.

Анализ демографических факторов производится по показателям подвижности, половозрастного состава населения, коэффициентам смертности и рождаемости, динамики спроса и т.п.

Социально-культурные факторы оказывают существенное влияние на выбор товаров и услуг, которые стремятся приобрести люди. Он отражает определенные вкус и моду, нравственные и религиозные нормы и характеризует отношение отдельного человека к работе, условиям и оплате труда.

Группа технологических факторов отражает уровень научно-технического развития в обществе или в отрасли и в определенном смысле предопределяет возможности проектирования и создания технической системы предприятия.

Поэтому среди факторов этой группы особенно большое значение имеет анализ исследований и новых разработок, выявление прогрессивных изменений в интересующих данное предприятие отраслях.

Все это, в конечном счете, предопределяет способность компании быстрее других применять новые технологии и продукты, а это, как правило, приводит к повышению конкурентоспособности организации.

Такой же детальный анализ должен быть проведен по остальным группам факторов внешней среды второй группы. Значение факторов внешней среды для развития организации повышается в связи с усложнением всей системы общественных связей и отношений.

 Их влияние на организацию может проявляться в виде:

— возможностей, использование которых может оказать положительное влияние на деятельность организации;

— угроз, характеризующих факторы, которые при их реализации представляют опасность для организации.

Внутренняя среда каждой организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на осуществляемые здесь процессы. Именно они предопределяют структуру предприятия, необходимые ресурсы и культуру, которые отражают состояние и главные черты внутренней среды.

Культура организации – это совокупность коллективно разделяемых ценностей, убеждений, традиций и норм, оказывающих влияние на поведение отдельных индивидов и групп людей, а следовательно, и на процессы, протекающие в организации.

Внутренняя среда организации зависит от внешней, представляя собой органическую составляющую внешней среды, получая из нее все необходимое для того, чтобы реализовывать свое предназначение, и предлагая ей результаты своих усилий по преобразованию ресурсов в продукцию и услуги.

Основными нормативными актами, регламентирующими структурно-штатную организацию управления физической культуры и спорта, являются уставы, положения об органе управления, должностные инструкции и положения о должности.

Система управления в сфере физической культуры является нормативной системой типа «человек – человек», основная цель которой – эффективное решение проблем организации.

Для проектирования системы формирования решений руководство высшего уровня должно: определить основные части системы, построить модель, собрать и использовать данные, относящиеся к эффективности функционирования системы. Анализ систем представляет собой процесс расчленения и установления все более мелких частей системы; синтез систем – процесс перегруппировки.

Охарактеризуем кратко основные функциональные разновидности менеджмента в физической культуре и спорте, которые в своей взаимосвязанной совокупности представляют систему.

Стратегический менеджмент представляет собой управленческую деятельность, состоящую в выборе сферы и системы действий по достижению долгосрочных целей физкультурно-спортивной организации с учетом постоянно меняющихся условий внешней среды. Стратегический менеджмент, несмотря на то что в его основе лежит такая основная функция управления, как планирование, не является ни четко определенным образом
действий, ни тем более конкретным планом. Его сущность составляет концепция деятельности физкультурно-спортивной организации в конкретных условиях.

В связи с этим стратегический менеджмент есть область деятельности высшего руководства физкультурно-спортивной организации.

Стратегический менеджмент как общая концепция деятельности физкультурно-спортивной организации в конкретных условиях реализуется в различных планах и теснейшим образом связан с такой функциональной разновидностью менеджмента, как программный (проектный) менеджмент.

Программный (проектный) менеджмент представляет собой деятельность по управлению не постоянными, а временными объектами, в качестве которых выступают отдельные программы, проекты или их совокупность.

Организационный менеджмент представляет собой управленческую деятельность, базирующуюся на общеорганизационных принципах (демократический централизм, иерархичность, сочетание отраслевого и территориального управления, ответственность и др.) и направленную на реализацию такой основной функции управления, как функция «организация».

Персонал-менеджмент представляет собой управленческую деятельность, включающую совокупность мероприятий, направленных на оптимальное формирование трудового коллектива физкультурно-спортивной организации и наиболее полное использование его способностей в производственном процессе.

Инновационный менеджмент представляет собой деятельность по управлению инновационными процессами в физкультурно-спортивной организации. В соответствии с международными стандартами инновация рассматривается как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового (усовершенствованного) продукта или технологического процесса либо в новом подходе к предоставлению социально-культурных услуг. Спектр инноваций в деятельности физкультурно-спортивных организаций весьма многообразен и может быть классифицирован по различным основаниям – технологическим параметрам, типу и степени новизны, степени распространенности, сферам деятельности и др.

Риск-менеджмент представляет собой деятельность по оценке рисков, которые могут возникнуть в работе ФСО, и управлению ими. Риск-менеджмент характеризует управленческую деятельность в условиях неопределенности, основой которой являются все более непредсказуемые изменения рынка. Обычно риск-менеджмент связывают с экономическими отношениями между хозяйствующими субъектами в связи с рискованными (венчурными) вложениями капитала. Финансовый менеджмент представляет собой вид деятельности, направленной на управление финансово-хозяйственным функционированием физкультурно-спортивной организации.

Будущие научные исследования должны сосредоточиться на разработке подхода, механизма управления организациями спортивной индустрии, включая особенности расположения и менталитет, методы взаимного информирования участников и информационное обеспечение всей индустрии. Эти подходы будут способствовать созданию благоприятных условий для развития как отдельных организаций в сфере ФСО, так и укреплению социально-экономического развития региона в целом.

Библиографический список

1. Александров, С. Г. Управление спортивными мероприятиями как особый вид менеджмента / С. Г. Александров, Г. Т. Согомонян, А. И. Ковалева // Сфера услуг: инновации и качество. – 2022. – № 63. – С. 15-26. – EDN ONKZYI.
2. Алтухов, С. В. Спортивный менеджмент - профессия для особенных людей / С. В. Алтухов, А. И. Воробьев // Сборник научных статей ЦСМ ЭФ МГУ. Том Выпуск 1. – Москва : Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова" (экономический факультет), 2017. – С. 29-41. – EDN IPNNBM.
3. Бардина, М. Ю. Спортивный менеджмент, спортивный менеджер / М. Ю. Бардина // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2018. – Т. 3, № 4. – С. 36-39. – EDN YQJYZN.
4. Белавина, А. Ю. Менеджмент в спортивной деятельности / А. Ю. Белавина, Е. К. Шматко, Ю. И. Дудкина // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. – 2020. – Т. 17, № 1. – С. 9-18. – EDN AFGUFO.
5. Братковский, М. Л. Эффективность менеджмента в спортивных организациях / М. Л. Братковский, В. С. Козлов, А. О. Филипюк // Сборник научных работ серии "Государственное управление". – 2022. – № 27. – С. 22-31. – DOI 10.5281/zenodo.7371838. – EDN YBUCRW.
6. Галкин В.В. Экономика и управление физической культурой и спортом: учебное пособие для вузов / В.В. Галкин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 448 с.
7. Голубева Г. Н. Система управления физической культурой испортом : учебное пособие для вузов / Г. Н. Голубева, В. Р. Сул-танова. — Санкт-Петербург : Лань, 2024. — 60 c. — Текст :непосредственный
8. Енченко И. В. Экономика и менеджмент физической культуры и спорта: менеджмент физкультурно-оздоровительныхуслуг : учебное пособие для СПО / И. В. Енченко. — 2-е изд.,стер. — СанктПетербург : Лань, 2023. — 88 с. : ил. — Текст :непосредственный
9. Жолдак В.И. Менеджмент: монография / В.И. Жолдак, С.Г. Сейранов. - М.: Физическая культура, 2006. - 372 с.
10. Зобкова Е. А. Менеджмент спортивных соревнова¬ний : учебное пособие для СПО / Е. А. Зобкова. —2¬е изд., стер. — Санкт¬Петербург : Лань, 2023. —40 с. : ил. — Текст : непосредственный
11. Зуев В.Н. Нормативное правовое регулирование отечественной сферы физической культуры и спорта (история и современность) /В.Н. Зуев, В.А. Логинов. - М.: Советский спорт, 2008. - 196 с.
12. Коляда Н.Я. Спортивный маркетинг: сущность, особенности, цели и задачи // Молодой ученый. – 2021. – №14 (356). – С. 108-110.
13. Красникова, Д. Д. Особенности спортивного менеджмента / Д. Д. Красникова, С. И. Бочкарева // Физическая культура, спорт, туризм: инновационные проекты и передовые практики : Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию основания кафедры физического воспитания, Москва, 14–15 мая 2019 года / Под редакцией Л.Б. Андрющенко, С.И. Филимоновой. – Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2019. – С. 481-485. – EDN NBRXLF.
14. Краснова, М. Ю. Формирование осведомленности будущих спортивных менеджеров о специфике предпринимательской деятельности в массовом спорте / М. Ю. Краснова, А. П. Пакин, В. А. Шаповалова // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 81-4. – С. 275-278. – EDN PGEIQW.
15. Миндубаева, Н. Р. Современные проблемы развития спортивного менеджмента / Н. Р. Миндубаева // Актуальные вопросы современной экономики. – 2023. – № 4. – С. 331-334. – EDN VTCSOA.
16. Сидоркин, А. Е. Особенности менеджмента спортивного бизнеса / А. Е. Сидоркин, О. С. Медведева // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – № 10-2(80). – С. 101-104. – DOI 10.24412/2411-0450-2021-10-2-101-104. – EDN RHIKHJ.
17. Солнцев И.В. Зарубежная практика внедрения программ лояльности для футбольных болельщиков // Практический маркетинг. – 2015. – №9 (223). – С. 42.
18. Соловьева, З. О. Спортивный менеджмент в России / З. О. Соловьева // Вестник молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. – 2019. – № 4. – С. 378-383. – EDN LAEYUV.
19. Цветков А. Н. Основы менеджмента : учебник для СПО /А. Н. Цветков. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань,2024. — 192 с. — Текст : непосредственный