Индекс УДК 33
Дата публикации: 31.05.2024

Развитие механизмов взаимодействия с потенциальными инвесторами государственно-частного партнерства в Хабаровском крае

Development of mechanisms for interaction with potential investors in public-private partnerships in the Khabarovsk Territory

Халикова Светлана Сергеевна,
Клебан Никита Константинович

1. к.соц.н., доцент, доцент кафедры менеджмента и государственного управления Дальневосточного института управления - филиала РАНХиГС очной формы обучения, г.Хабаровск
2. обучающийся Дальневосточного института управления – филиала

Khalikova Svetlana Sergeevna,
Kleban Nikita Konstantinovich
1. Candidate of Social Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Management and Public Administration of the Far Eastern Institute of Management - full-time branch of RANEPA, Khabarovsk
2. student of the Far Eastern Institute of Management - branch
Аннотация: В статье анализируется актуальное состояние государственно-частного партнерства в Хабаровском крае. Сделаны выводы о сферах развития и наиболее часто используемых формах партнерства. Разработан и предложен механизм в виде концептуальной модели, позволяющей активнее привлекать инвесторов для реализации проектов в развитии общественной инфраструктуры края. В подтверждение выводов приводятся статистический материал.

Abstract: The article analyzes the current state of public-private partnership in the Khabarovsk Territory. Conclusions are drawn about areas of development and the most commonly used forms of partnership. A mechanism in the form of a conceptual model has been developed and proposed to more actively attract investors to implement projects in the development of public infrastructure in the region. Statistical material is provided to support the conclusions.
Ключевые слова: инвестиционная политика, государственно-частное партнерство, концессионное соглашение, соглашение о ГЧП/МЧП, механизм взаимодействия, квази-ГЧП, инвестиции в инфраструктуру

Keywords: investment policy, public-private partnership, concession agreement, PPP/MPP agreement, interaction mechanism, quasi-PPP, infrastructure investments


Государственно-частное партнерство (далее — ГЧП), как способ развития и реализации государственных полномочий в социально-значимых сферах, является современным и актуальным способом инвестиций в экономику страны, при сохранении роли государства. Можно сказать, что ГЧП является частью развития экономики в целом.

Можно выделить характерные для ГЧП признаки:

  • как правило, долгосрочный характер соглашений;
  • всегда имеет договорной гражданско-правовой характер отношений (подразумевает равенство прав и обязанностей сторон);
  • на всех этапах реализации происходит распределение рисков и ответственности между партнерами;
  • полное или частичное финансирование создания объекта общественной инфраструктуры частной стороной.

Таким образом, под государственно-частным партнерство следует понимать: особый вид взаимоотношений публичной власти и частнопредпринимательского сообщества, выраженный взаимовыгодной консолидацией, в виде контрактной формы, при котором происходит разделение рисков, прав и обязанностей, имеющей целью создание, реконструкцию или восстановление имеющейся или новой социально-значимой общественной инфраструктуры, с учетом требований, выставленных органами государственной и/или муниципальной власти.

В РФ существует перманентная потребность создания, реконструкции, улучшения, развития инфраструктуры, и не только, во многих сферах жизни общества. Государство должно искать новые пути развития отношений с частными партнерами, которые эффективней управляют инфраструктурными проектами. Высокий уровень изношенности общественной инфраструктуры подтверждается данными Росстата: в период с 2017 по 2021 год показатель вырос с 42,8% до 44,2% и он продолжает расти.

В свою очередь капиталоемкость проектов ГЧП доходит до уровней годовых бюджетов муниципалитетов, а иногда и целых субъектов, поэтому механизмы ГЧП позволяют вывести финансирования за баланс бюджетов и ограничить участие органов ГИМУ в возможных проектных рисках, в такой парадигме, развитие ГЧП является неизбежным.

ГЧП, представляется, действенным и эффективным способом исполнения государственных полномочий и удовлетворения потребностей населения. Но необходимо обратится к статистическим данным института ГЧП в РФ, чтобы выявить существующие тенденции и возможные проблемы. На период с 2020 по 2022 год в РФ реализовано 11186 проектов ГЧП, из которых:

Рис. 1 – Динамика инфраструктурных проектов по сферам реализации

Около 73% инфраструктурных проектов, за отчетный период, реализованы в коммунально-энергетической сфере, остальные сферы остаются не приоритетными, что объясняется как высокой изношенностью ЖКХ инфраструктуры, так и быстрым возвращением инвестиций. Это же видно и в распределении по уровням реализации: порядка 84% проектов реализуются на муниципальном уровне:

Рис. 2 – Динамика инфраструктурных проектов по уровню реализации

Объем совместных инвестиций по формам ГЧП показывает совершенную не заинтересованность, около 13% заключения соглашения по 224-ФЗ:

Рис. 3 – Динамика объема инвестиций по различным формам ГЧП

В свою очередь, динамика распределения инвестиций по уровню реализации проектов показывает, что доля инвестиций на муниципальном уровне, следовательно, в сфере ЖКХ занимает наименьшую долю во всем объёме инвестиций:

Рис. 4 – Динамика объема инвестиций по уровню реализации за 2020 г.

Рис. 5 – Динамика объема инвестиций по уровню реализации за 2021 г.

Рис. 6 – Динамика объема инвестиций по уровню реализации за 2022 г.

За указанный период растет объем привлеченных инвестиций на региональном и муниципальном уровнях, в свою очередь на всех уровнях, объем частных инвестиций почти равен общему объему инвестиций.

Так же в РФ наблюдается незаинтересованность в механизме соглашения о ГЧП/МЧП по 224-ФЗ:

Рис. 7 – Динамика заключенных проектов по различным формам ГЧП

Анализируя статистические данные, наблюдаются общие тенденции развития ГЧП в современной России, а именно:

  • повышение популярности ГЧП у бизнес-сообщества, заинтересованность в инвестировании;
  • самой востребованной сферой, все же, остается – коммунально-энергетическая, что связано с высокой изношенностью инфраструктуры, потребности в ней;
  • большая часть проектов реализуется на муниципальном уровне, что подтверждается наибольшей популярностью коммунально-энергетической сферы;
  • ГЧП привлекает все больше и больше инвестиций, так в 2020 г. только по концессионным соглашениям привлекли 1,6% от ВВП РФ 2019 г;
  • наибольший объем инвестиций приходится на региональный уровень: на 12,7%, 13,8% и 15% всех заключенных соглашений в 2020, 2021, 2022 гг. соответственно, приходится 45%, 51,5% и 52% общего объема инвестиций за указанные годы;
  • проекты, реализованные на муниципальном уровне занимают долю в 86,5% в 2020 г., 85,1% в 2021 г. И 83,8% в 2022 г. от общего числа реализованных проектов в этих годах. Так, доли инвестиций на муниципальные проекты составляет всего: 14,3%, 13,75% и 18,8% соответственно;
  • совершенная непопулярность заключения соглашения о ГЧП/МЧП, по причине ограничений, установленных 224-ФЗ.

Выделенные тенденции должны быть характерны и для Хабаровского края, что подтверждается статистикой. В 2022 году Хабаровский край занял 2 место в рейтинге субъектов РФ по развитию ГЧП:

Рис. 8 – Динамика Хабаровского края в рейтинге субъектов РФ по развитию ГЧП

Исходя из данных графика, институт ГЧП в Хабаровском крае развивается очень быстрыми темпами. В свою очередь, необходимо углубится в методику расчета показателей рейтинга, в которой расчеты ведутся, основываясь на определённые показатели, а именно:

— динамика реализации проектов ГЧП в отчётном году;

— накопленный опыт реализации проектов ГЧП в предшествующие годы;

— состояние нормативно-институциональной среды.

На 2022 год, эти показатели для Хабаровского края равны:

Рис. 9 – Динамика показателей Хабаровского края в рейтинге субъектов РФ по развитию ГЧП

Объем инвестиций по проектам ГЧП в Хабаровском крае за 2022 год, после корректировки составил 55602 млн. руб., что в диаграмме доказывает резкий рост динамики реализации проектов ГЧП. В свою очередь, нужно уточнить: в расчетах используется сумма планируемых, законтрактованных, инвестиций, а не объем привлеченных и освоенных средств. Также стоит указать, что в 2022 году в Хабаровском крае завершена инвестиционная стадия и введена в эксплуатацию автодорога «Обход г. Хабаровска км 13 – км. 42» с общим объемом инвестиций на 37000 млн. руб., что равняется 66,5% всех законтрактованных инвестиций, после коррекции.

Рост показателя состояния нормативно-институциональной среды – документационного обеспечения деятельности органов власти в области ГЧП, для Хабаровского края является трендом. Из чего следует: в Хабаровском крае развита нормативная база, организационное обеспечение институтов ГЧП, при небольшом количестве реализуемых проектов.

При перманентом спросе на общественную инфраструктуру, ее развитие с помощью механизма ГЧП, необходимо регулировать и предложение частных партнеров, их заинтересованность, в инвестировании. Необходимо сближение публичных и частных интересов.

Таблица 1

 Инвестиционные проекты государственно-частного партнерства в Хабаровской крае за 2019 – 2021 гг.

Сфера и уровень реализации проектов201920202021
Социальная, из них:7910
На муниципальном уровне579
На региональном уровне221
Жилищно-коммунальная, из них:283330
На муниципальном уровне272925
На региональном уровне145
Транспортная111
Благоустройство и сопутствующая инженерно-техническая инфраструктура000
Жилищное строительство и сопутствующая инфраструктура000
Информационные системы (IT-инфраструктура)000
Промышленная инфраструктура000
Сельское хозяйство и охотхозяйство000
ВСЕГО364341

Ссылаясь на приведенную статистику, бо́льшая часть соглашений заключаются в сфере жилищно-коммунального хозяйства на основе концессионных соглашений. В свою очередь, высокая потребность социальной сферы (образование, здравоохранение) не может быть удовлетворена полностью из-за низкой заинтересованности частной стороны, по причине медленного возвращения инвестиций, низкой заинтересованности публичной стороны использовать механизмы 224-ФЗ. При главной цели частной стороны в получении прибыли, а публичной в общественной инфраструктуре, их интересы сходятся в ЖКХ, умаляя высокую потребность других сфер.

В таких условиях, государству необходимо рассматривать частную сторону не как доступ к альтернативным источникам финансирования, а как заинтересованного в получении ощутимой прибыли субъекта рыночных отношений, готового вложить свои собственные средства, с целью их скорейшего вывода.

Партнерство есть добровольная форма взаимодействия заинтересованных сторон на договорной основе, в условиях ГЧП – длительная, при разделении рисков. При этом необходимо взять во внимание обширный интерес публичной стороны, и достаточно узкий – частной стороны. Поэтому государство в большей степени заинтересовано в привлечении частной стороны.

На данный момент механизм взаимодействия с инвесторами в Хабаровском крае основывается на деятельности Министерства экономического развития Хабаровского края – уполномоченного органа в сфере ГЧП политики Хабаровского края. У Министерства есть подведомственное учреждение КГКУ «Центр ГЧП», которое создано для сопровождения инвестиционных проектов, реализующихся и планируемых к реализации на территории Хабаровского края с применением государственно-частного партнерства, включая концессионные соглашения, в сферах образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, физической культуры и спорта и в иных сферах экономики, организацию межмуниципальных инвестиционных проектов, инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований края. То есть, является организационным учреждением, поддерживающим частную сторону, во всех сферах ГЧП, за исключением ЖКХ.

Нынешний механизм предполагает публичную и частную инициативу. По инициативе публичного партнера предполагается проведение конкурсных процедур для определения частного партнера. Для частной инициативы характерны ускоренные конкурсные процедуры, или их фактическое отсутствие. Обращаясь к статистике: на основании частной инициативы было заключено 1413 концессионных соглашений, порядка 43 % от общего числа заключенных концессионных соглашений и 47 соглашений о ГЧП/МЧП, порядка 92% от общего числа заключенных соответствующих соглашений.

Статистика подтверждает заинтересованность частной стороны в участии в проектах ГЧП, однако механизм представляется таким образом: инвестор «заходит» и инвестирует по своему желанию, конструирует инфраструктурный объект и эксплуатирует его по целевому назначению, в течение соглашения.

Опираясь на вышесказанное, считаем необходимым изменить механизм взаимодействия, используя заинтересованность инвесторов, ставя в приоритет потребность государства и общества в социальной инфраструктуре, за счет применения оценочного коэффициента к определенным инвестиционным проектам. После чего, организовать рейтинг приоритетности и срочности социальных проектов. Предлагая выбрать потенциальному инвестору возможность реализовать определенный проект, стимулируя его выбор определенными субсидиями, финансированием, межбюджетными трансфертами, в том числе участие в дальневосточной и арктической концессии в зависимости от «остроты» необходимости.

Публичный партнер может участвовать в финансировании: создания, реконструкции, эксплуатации/использовании, технического обслуживания – инфраструктурного объекта. Для соглашений о СГЧП/СМЧП финансовое участие может осуществляться в виде:

  • предоставления бюджетных субсидий для частичного финансирования расходов частного партнера на создание объекта соглашения;
  • предоставления бюджетных субсидий для финансирования до 100% расходов частного партнера на эксплуатацию и (или) техническое обслуживание объекта соглашения.

Для концессионных соглашений финансовое участие концедента может осуществляться в виде:

  • Капитального гранта — финансирование на этапе создания и (или) реконструкции объекта КС не более 80% расходов на создание и (или) реконструкцию объекта КС;
  • Платы концедента — возмещение и (или) финансовое обеспечение на этапе эксплуатации объекта КС расходов концессионера на создание и (или) реконструкцию, использование (эксплуатацию) объекта КС;
  • Компенсации недополученных концессионером доходов от использования (эксплуатации) объекта КС.

Закон Хабаровского края от 23.11.2011 №130 «О государственной инвестиционной политике в Хабаровском крае»[1] в статье 9 устанавливает такие меры краевые государственные формы финансовой поддержки как:

  • предоставление налоговых льгот в соответствии с Законом Хабаровского края от 10 ноября 2005 года N 308 «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае»[2];
  • предоставление льгот, понижающих коэффициентов и иных мер поддержки при расчете и уплате арендной платы за земельные участки, установление размера арендной платы по которым отнесено к полномочиям края;
  • предоставление субсидий на возмещение части затрат субъектов инвестиционной деятельности, связанных с реализацией инвестиционных проектов, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
  • предоставление государственных гарантий края в соответствии с Законом Хабаровского края от 26 декабря 2007 года N 170 «О реализации государственных полномочий Хабаровского края в сфере управления государственным долгом Хабаровского края»[3] с учетом особенностей, установленных частью 3 настоящей статьи;
  • предоставление иных мер краевой государственной финансовой поддержки, предусмотренных государственными программами края.

На 2024 г. в бюджет Хабаровского края выделены средства, на реализацию региональных проектов, в рамках Национальных проектов, из которых могут субсидироваться социальные проекты ГЧП[4]:

  • на развитие здравоохранения: в рамках Национального проекта «Здравоохранение» — 52,1 млн. руб., в рамках Национального проекта «Демография» — 0,3 млн. руб.;
  • на развитие образования: в рамках Национального проекта «Образование» — 863,0 млн. руб.;
  • на развитие культуры: в рамках Национального проекта «Культура» — 130,4 млн. руб.;
  • на развитие физической культуры: в рамках Национального проекта «Демография» — 0,6 млн. руб.;
  • на формирование современной городской среды: в рамках Национального проекта «Жилье и городская среда» – 403 млн. руб.;
  • на развитие транспортной системы: в рамках Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» — 3135,1 млн. руб.;
  • на развитие внутреннего и въездного туризма: в рамках Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» — 418,2 млн. руб.

На данный момент наиболее актуальными, в Хабаровском крае, в качестве межбюджетных трансфертов федерального уровня могут рассматриваться:

  1. «Демографическая» субсидия на создание дополнительных мест в общеобразовательных организациях, реализация возможна как на региональном, так и на муниципальном уровнях;
  2. Дальневосточная и арктическая субсидия, не имеющая отраслевой привязки и осуществляется на отдельной территории;
  3. Субсидии на развитие инфраструктуры обращения с ТКО, выделенные Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в размере 199 млрд. руб.;
  4. Межбюджетные трансферы на создание кампусов, выделенные Министерством науки и высшего образования РФ;
  5. Межбюджетные трансферы на развитие инфраструктуры социального обслуживания Министерства труда и социальной защиты РФ;
  6. Субсидии, предоставляемые в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ по выплате капитального гранта по концессионным соглашениям и соглашениям о ГЧП как по региональным, так и по муниципальным проектам;
  7. Субсидии предоставляемые в рамках Государственная программа «Развитие туризма» предусмотрены в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ по созданию инженерной и транспортной инфраструктуры для развития туристических кластеров, строительству/реконструкции объектов обеспечивающей инфраструктуры с длительным сроком окупаемости, возмещению затрат по заключенному концессионному соглашению в сфере туризма и др.

Таким образом, в Российской Федерации существует исчерпывающее количество преференций и субсидий, на всех уровнях власти, для частной стороны. При правильной консолидации финансовых ресурсов можно привлекать инвесторов к определенным, необходимым обществу сферам.

Для эффективного подбора всех преференций к определенному проекту необходимо привлекать институты развития сферы ГЧП Хабаровского края: АНО «Агентство привлечения инвестиций и развития инноваций Хабаровского края», деятельность которого направлена на привлечение инвестиций на территорию Хабаровского края, оказание информационно-консультационной и организационной поддержки инвестиционным и инновационным технологическим проектам, повышение инвестиционной активности и развитие экспортного потенциала края, и Корпорацию развития Дальнего Востока и Арктики (далее – КРДВ), главной целью деятельности которой является: «обеспечение ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий жизнедеятельности населения субъектов Российской Федерации, на территории которых в соответствии с решениями Правительства Российской федерации создаются территории опережающего развития, и распространяется режим свободного порта Владивосток»[5] — в Хабаровском крае существует ТОР «Хабаровск», «Комсомольск» и «Николаевск» и два района, в которых распространяется СПВ: Ванинский и Советско-Гаванский. Предполагается, что КРДВ сможет предложить наилучшее соотношение субсидий и преференций потенциальному инвестору, как организатор и консультант.

Роль институтов развития в государственно-частном партнерстве должна опираться на потребности инвесторов, при этом, диктуя необходимость публичной власти, в связи с чем, концептуальной основной нового механизма будет являться ранжирование социальных проектов, планируемых к реализации с применением ГЧП-механизма.

На сегодняшний день, Министерство экономического развития Хабаровского края ежегодно публикует перечень объектов, в отношении которых планируются к реализации проекты ГЧП на региональном и муниципальном уровнях[6]. Предполагается присваивать каждому проекту из перечня интегральную оценку, после чего ранжировать их. Обращая внимание на специфику многих социальных проектов, считаю неверным использование, в качестве критерия, экономического эффекта от реализации проекта. Таким образом, система оценки будет складываться из показателей, выведенных в таблице:

Таблица 2

Система критериев оценка инфраструктурных проектов

№ П.Наименование критерияПоказатели системы оценивания, баллыОценка, баллов
1.Возможность реализации без применения механизма ГЧП1.            Нет – 5 баллов;
2.            Нет, в текущем финансовом году – 3 балла;
3.            Да – 0 баллов.
2.Наличие иной/выполняющей эти же функции инфраструктуры1.            Нет – 5 баллов;
2.            Да, в здании, другого учреждения – 3 балла;
3.            Да, но здание/инфраструктура находится в аварийном состоянии – 3 балла;
4.            Да – 0 баллов.
3.Вклад в достижение показателей отраслевых госпрограмм, нацпроектов и нац. целей развития РФ.1.            Затрагивает показатели нацпроекта, отраслевой госпрограммы и/или подходит под национальные цели развития РФ – 5 баллов;
2.            Затрагивает показатели нацпроекта и/или отраслевой госпрограммы – 3 балла;
3.            Затрагивает как минимум 1 показатель отраслевой госпрограммы – 1 балл.
4.            Не затрагивает показателей нацпроекта, отраслевой госпрограммы и/или не подходит под национальные цели развития – 0 баллов.
4.Размер необходимых бюджетных инвестиций в приведенных затратах на проект1.            До 10% от общих затрат на проект – 5 баллов;
2.            От 10% до 20% от общих затрат на проект- 3 балла;
3.            До 30% от общих затрат на проект – 1 балл.
5.Возможность привлечения внебюджетных трансфертов
  1. Да, участием в федеральных субсидиях – 5 баллов;
  1. Нет – 0 баллов.
6.Возможность применения инноваций1.            Да – 1 балл;
2.            Нет – 0 баллов.
7.Возможность монетизации социальных эффектов1.            Да – 5 баллов;
2.            Да, с помощью предоставления дополнительных услуг – 3 балла;
3.            Нет – 0 баллов.
8.Суммарная величина рисков публичной стороны1.            Риски до 5% финансовых обязательств публичного партнера – 5 баллов;
2.            Риски до 7% финансовых обязательств публичного партнера – 3 балла;
3.            Риски свыше 7% финансовых обязательств публичного партнера – 0 баллов.
9.Расчетное количество населения, имеющее потребность в объекте1.            От 500 человек – 5 баллов;
2.            От 250 человек – 3 балла;
3.            От 100 человек – 1 балл;
4.            До 100 человек – 0 баллов.

Сложив все оценки, выводится интегральная оценка, по которой определяется приоритетность проектов.

Для объективной оценки необходимо организовать межведомственную комиссию на основе имеющегося инвестиционного совета Хабаровского края, действующего на основании п.5 ст.5 Закона Хабаровского края от 23.11.2011 N 130 «О государственной инвестиционной политике в Хабаровском крае»[7]. Комиссия должна включать участников как региональных исполнительных органов власти, включая, в обязательном порядке, Министерство экономического развития Хабаровского края, так и органов местного самоуправления, участвующих в заключении соглашений ГЧП.

Для наглядного представления механизма взаимоотношения с инвесторами, с использованием системы оценок, необходимо составить концептуальную модель, она представлена в схеме:

Рис. 10 – Концептуальная модель механизма взаимодействия публичного и частного партнера

В соответствии с новым механизмом будет организована межведомственная комиссия на основе имеющегося инвестиционного совета, которая для инфраструктурных проектов организует рейтинг приоритетности, каждому запланированному проекту, присваивается интегральная характеристика — индекс его необходимости и срочности.

Агентство привлечения инвестиций, целью деятельности которого является привлечение инвестиций и оказание информационно-консультационной поддержки, будет активно вести поиск потенциальных инвесторов, готовых на заключение соглашений, вести с ними организационную деятельность и приводить их в КГКУ «Центр ГЧП», к функциям которого относится участие в реализации инвестиционных проектов, реализуемых на территории Хабаровского края на основании концессионных соглашений, соглашений о ГЧП, для выбора приоритетного проекта и разработки для него дорожной карты.

Таким образом, основываясь на дорожную карту, КРДВ и Арктики, совместно с институтами развития и органами власти, сможет определить наилучший преференциальный режим и возможности привлечения субсидий и межбюджетных трансфертов.

После чего, в Министерство экономического развития, совместно с КГКУ «Центр ГЧП», будет направлено предложение о заключении соглашения на основе частной инициативы.

Таким образом, считаю необходимым пересмотр механизма взаимодействия органов государственной и муниципальной власти с потенциальными и реальными инвесторами, исходя из потребности общества на общественную инфраструктуру.

[1] Закон Хабаровского края от 23.11.2011 №130 «О государственной инвестиционной политике в Хабаровском крае». URL: https://docs.cntd.ru/document/995144312;

[2] Закон Хабаровского края от 10 ноября 2005 года N 308 «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае» URL: https://docs.cntd.ru/document/995114660.

[3] Закон Хабаровского края от 26 декабря 2007 года N 170 «О реализации государственных полномочий Хабаровского края в сфере управления государственным долгом Хабаровского края». URL: http://www.pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=180136934&backlink=1&&nd=180016590&rdk=4&refoid=180136936;

[4] Закон Хабаровского края от 30 ноября 2023 г. N 441 «О Краевом бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов». URL: https://www.garant.ru/hotlaw/xabar/1664528/.

[5]Устав акционерного общества «Корпорация развития Дальнего Востока» утвержден Приказом Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока от  «30» июня 2016 г. № 143. URL: https://minvr.gov.ru/upload/doc/2020-06/krdv_ustav.pdf;

[6] Проекты ГЧП (МЧП), концессионные проекты планируемые к реализации. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/1130000065217416/?*=mp4Dsesri0IV%2BhTVQRug6cBQjiJ7InVybCI6Imh0dHBzOi8vbWluZWMua2hhYmtyYWkucnUvP21lbnU9Z2V0ZmlsZSZpZD0xOTA2MiIsInRpdGxlIjoibWluZWMua2hhYmtyYWkucnUiLCJub2lmcmFtZSI6dHJ1ZSwidWlkIjoiMTEzMDAwMDA2NTIxNzQxNiIsInRzIjoxNzEyMjA5ODMzMzkyLCJ5dSI6IjgzNTc0ODQ0NjE2MzUyNTA2NzYiLCJzZXJwUGFyYW1zIjoidXJsPWh0dHBzJTNBJTJGJTJGbWluZWMua2hhYmtyYWkucnUlMkYlM0ZtZW51JTNEZ2V0ZmlsZSUyNmlkJTNEMTkwNjIifQ%3D%3D

[7] Закон Хабаровского края от 23.11.2011 N 130 «О государственной инвестиционной политике в Хабаровском крае». URL: https://docs.cntd.ru/document/995144312.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О концессионных соглашениях". Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102404546&backlink=1&nd=102099032
2. Федеральный закон "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 13.07.2015 N 224-ФЗ. Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102090643&backlink=1&nd=102376338
3. Закон Хабаровского края от 23.11.2011 N 130 (ред. от 26.12.2022) "О государственной инвестиционной политике в Хабаровском крае". Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/995144312
4. Боджаева, В. В., Сангаджиева, Д. В. Актуальные проблемы развития ГЧП в регионах России [Текст] / В. В. Боджаева, Д. В. Сангаджиева // Вестник калмгу; Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-razvitiya-gchp-v-regionah-rossii
5. Волков, Б. А. Основные этапы подготовки и реализации проектов государственно-частного партнерства. Критерии оценки рисков модели партнерства / Б. А. Волков // Международная конференция «ГЧП в России – 2014»; Режим доступа: https://miit.ru/content/%D0%94%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F.pdf?id_wm=749848
6. Маслова С.В. Государственно-частное партнерство как средство достижения Целей устойчивого развития: международные стандарты и национально-правовое регулирование. Монография. Спб: 2019; Режим доступа: https://disser.spbu.ru/files/2021/disser_maslova.pdf
7. Бондарев Н. С., Ольховик В. В. Совершенствование механизма государственно-частного партнерства автодорожной инфраструктуры. Корпоративные Финансы. 2018; Режим доступа: https://cfjournal.hse.ru/article/view/8319
8. Локшин Н. В. Модели механизма финансирования проектов государственно-частного партнерства и особенности их функционирования. Государственная служба. 2020; Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-mehanizma-finansirovaniya-proektov-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-i-osobennosti-ih-funktsionirovaniya
9. Бедняков А.С. 2021. Зависимость устойчивого социально-экономического развития от инфраструктуры. Мир дорог. №134; Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno-chastnoe-partnyorstvo-kak-model-razvitiya-publichnoy-infrastruktury
10. Иванов О.В. 2019. Государственно-частное партнёрство как инструмент развития инфраструктуры и модернизации экономики (опыт стран Азиатско-Тихоокеанского региона). Москва.: Издательство «МГИМО-Университет». Режим доступа: https://open.mgimo.ru/handle/123456789/368.