Индекс УДК 32
Дата публикации: 31.01.2024

Россия и Китай в Арктике: между сотрудничеством и соперничеством

Russia and China in the Arctic: Between Cooperation and Confrontation

Зюзина Алена Анатольевна
Соискатель степени кандидата политических наук
Казанского (Приволжского) федерального университета

Zyuzina Alena Anatolyevna
PhD candidate
Kazan Federal University
Аннотация: В статье рассматривается динамика сотрудничества между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой в арктическом регионе. На фоне меняющегося геополитического ландшафта и возрастающего значения Арктики был осуществлен анализ многогранных российско-китайских отношений, которые характеризуются тонким сочетанием партнерства и стратегического соперничества. Россия, обладающая обширными территориальными пространствами в регионе, и Китай, стремящийся удовлетворить растущие потребности в энергоносителях, имеют значительные экономические интересы в Арктике. Конкуренция за доступ к этим ресурсам и их эксплуатацию является центральным элементом этого соперничества. Будет сделана попытка дать ответ на вопрос может ли возникающее соперничество между Китаем и Россией в регионе повлиять на отношения между двумя государствами.


Abstract: The article examines the dynamics of cooperation between the Russian Federation and the People's Republic of China in the Arctic region. Against the backdrop of a changing geopolitical landscape and the growing importance of the Arctic, an analysis of the multifaceted Russian-Chinese relationship was made. This relationship is characterized by a combination of partnership and strategic rivalry. Russia, which has vast territorial expanses in the region, and China, which seeks to meet growing energy needs, have significant economic interests in the Arctic. Competition for access to and exploitation of these resources is central to this rivalry. An attempt to answer the question of whether the emerging rivalry between China and Russia in the region can affect relations between the two states will be made.
Ключевые слова: Арктика, арктический регион, природные ресурсы, сотрудничество, соперничество, Россия, Китай.


Keywords: Arctic, Arctic region, natural resources, cooperation, rivalry, Russia, China.


Арктика является объектом интенсивных китайских инвестиций, которые позволяют ей прочно закрепиться в регионе.

Китай инвестирует в инфраструктуру региона в рамках энергической гонки. По расчетам Центра военно-морского анализа (CNA), исследовательского института Вирджинии, в период с 2005 по 2017 год «Китай инвестировал 89,2 миллиарда долларов в инфраструктуру, капитал, соглашения о сотрудничестве или финансировании и другие проекты в экономиках арктических стран», главным образом в секторе энергетики и полезных ископаемых. [1] Действительно, с 2018 года Китай активизировал свои северные инициативы, в частности, был спущен на воду ледокол «Сюэлун»  («Снежный дракон») — первый ледокол, построенный в Китае.

Китаю нужен опыт северных экономик. Партнерство с Россией особенно интересно для последней, так как она намерена воспользоваться экономическими интересами Китая в Арктике. Столкнувшись с западными санкциями, страна рассматривает Китай в качестве основного партнера для своих газовых и других инфраструктурных проектов. Две страны совместно реализуют программы научных исследований с целью совершенствования технологий, используемых в Арктике, в основном ориентированных на углеводородные проекты. Три китайские компании предоставили необходимый капитал для реализации углеводородных проектов: China National Offshore Oil Corporation, China Petroleum & Chemical Corporation Limited и China National Petroleum Corporation (CNPC) [2]. Последняя обеспечила 30% финансирования завода по производству сжиженного природного газа на полуострове Ямал, введенного в эксплуатацию в 2017 году российской энергетической компанией «Новатэк».

В сентябре 2023 года российский государственный холдинг «Газпром» объявил об первой успешной поставке сжиженного природного газа (СПГ) в Китай по Северному морскому пути (СМП), став поставщиком СПГ на растущий азиатский рынок. Газовоз «Великий Новгород», отправившийся из СПГ-терминала «Портовая» (Ленинградская область), осуществил разгрузку в СПГ-порту Таншань на северо-востоке Китая.

Россия видит в сокращении площади морского льда новые возможности для развития маршрута, в частности, увеличение объема грузооборота с азиатскими странами. По словам представителей «Газпрома», использование СМП «позволяет значительно сократить сроки поставок СПГ в страны Азиатско-Тихоокеанского региона». Российский газовый гигант, на долю которого приходится 12% мировой и 68% российской добычи газа, ввиду санкционного давления принял решение сместить вектор экспорта с европейского рынка. [3] Таким образом, увеличение экспорта в Китай, третью по величине страну-потребителя газа, рассматривается как важнейший фактор роста. Что касается экспорта нефти и нефтепродуктов, то вице-премьер Александр Новак сообщил, что по итогам 2023 года доля Китая выросла до 45-50%. [4] Кроме того, Россия вложила значительные средства в развитие Северного морского пути, что является стратегическим шагом, соответствующим китайской инициативе «Пояс и путь». Обе страны заинтересованы в эксплуатации СМП, что создает основу для растущего использования этого важного судоходного коридора.

Такой подход укрепляет экономические связи между Россией и Китаем.

Помимо прочего, Китай запустил Шанхайский арктический форум, который позволяет государствам остального мира встречаться за пределами Арктического Совета, что для России особенно актуально, учитывая сокращение сотрудничества в рамках Совета.

Вместе с тем Китай развивает доступ к минеральным и энергетическим ресурсам, осознавая, что их подавляющее большинство расположено в исключительных экономических зонах государств-членов Совета. Поскольку Китай не является арктической страной, он вынужден активизировать сотрудничество с арктическими государствами, чтобы получить доступ к углеводородным ресурсам, а также чтобы увеличить свой политический вес и легитимизировать свои интересы в регионе. Именно опираясь на государства региона, в частности, на Россию, Китай постепенно утверждает себя в качестве арктической державы на экономическом и политическом уровне.

Китайское правительство сделало  в Белой книге по Арктике осторожное заявление, что «преследуя свои интересы, Китай будет учитывать интересы других государств» [5] . Однако маловероятно, что его долго будет удовлетворять такая позиция.

 Таким образом, действия, предпринимаемые Китаем в регионе, кажутся не столько вопросом логики сотрудничества, сколько преследованием собственных интересов. Если Китай будет сотрудничать с арктическими державами, он получит большую выгоду от такого стратегического партнерства.

Растущее присутствие Китая в Арктике вызывает обеспокоенность у некоторых российских политиков по нескольким причинам. Во-первых, как указывалось выше, эти опасения связаны с потенциалом Китая увеличить свое геополитическое влияние в Арктике, что может привести к ослаблению стратегической позиции России в регионе. Фактически Пекин считает, что вопросы, связанные с Арктикой, не предназначены для решения исключительно арктическими странами и выступает за свободное передвижение в Северном Ледовитом океане, что, с российской точки зрения, можно рассматривать как вызов ее интересам, связанным с Северным морским путем. Китай также причисляет этот регион к всемирному наследию и заявляет, что глобальный характер воздействия происходящих в Арктике изменений оправдывает участие неарктических государств в региональном управлении. Российские политики опасаются, что Китай, воспользовавшись открывающимися возможностями СМП и доступом к ресурсам, может попытаться значительно расширить свое присутствие. Таким образом, нет никаких сомнений в том, что демонстрация Китаем широких амбиций на Крайнем Севере в геополитической среде, которая и без того достаточно конкурентна с точки зрения России, не нравится последней.

Во-вторых, милитаризация Китаем Южно-Китайского моря вызвала некоторые опасения по поводу возможности аналогичной милитаризации в Арктике. Военная напряженность в Южно-Китайском море вызвала обеспокоенность по поводу проецирования китайской военной мощи на другие морские регионы, включая и северные широты. Россия внимательно наблюдает за передвижениями китайских военных в регионе.

Внутренние дебаты на эту тему в любом случае противоречивы. Сторонники линии сближения с Китаем считают, что Россия должна искать сотрудничества с Поднебесной для защиты своих интересов в Арктике. Для них такой подход тем более желателен, поскольку «Китай не имеет геополитических претензий на Арктику » и « желает внести вклад в укрепление мира и безопасности в регионе, что косвенно свидетельствует о низком уровне его политических амбиций и одновременно стремлении содействовать развитию региона» [6] . Некоторые, как, например, заместитель директора Дальневосточного института РАН Андрей Островский, выступают за совместную эксплуатацию Северного морского пути. [7]   Они подчеркивают, что в своей формулировке «Северный Ледовитый океан как объект всемирного наследия»  Пекином не противоречит сам себе в приверженности Конвенции по морскому праву, которая принимает во внимание континентальный шельф и исключительную экономическую зону прибрежных территорий государств. [8] .

Представители другой точки зрения предпочитают более сдержанную позицию, полагая, что увеличение инвестиций Китая и его участия в арктических проектах — это открытая дверь для него, чтобы установить фактическое присутствие в регионе и, следовательно, подтвердить свою позицию в арктических делах. По их мнению, в долгосрочной перспективе это может представлять угрозу интересам России в регионе. Они также опасаются, что российско-китайское сближение в Арктике может еще больше осложнить отношения со странами Запада, хотя, по их мнению, регион должен стать мостом между Россией и этими странами. Также упоминается фактическое отсутствие в Китае экологических стандартов в сфере добычи ресурсов, что в контексте двустороннего сотрудничества может создать проблему с точки зрения сохранения арктических экосистем.

Одновременно с этим, Россия старается не попасть в экономическую зависимость от Китая , особенно в отношении инвестиций и экспорта углеводородов. Напряженные отношения между Россией и Западом побудили Россию искать альтернативных экономических партнеров, и Китай в этом смысле занимает привилегированное положение. Несмотря на это, слишком тесное сотрудничество с Пекином может поставить под угрозу российскую экономическую автономию и производственные мощности в случае внешнего шока.

Политика России в отношении китайского присутствия в Арктике отражает учет определенных реалий. Китай начал развивать двусторонние отношения с другими арктическими странами (Дания/Гренландия, Исландия, Норвегия) и участвовать в энергетическом партнерстве. Это вызывает в России подозрения относительно стремления Китая разделять и властвовать, играя на многочисленных региональных противоречиях для более эффективного продвижения своих интересов. Но вполне вероятно, что российское правительство разделяет идею некоторых политологов о том, что, если Москва не проявит благосклонного отношения к выраженному Пекином интересу к более широкому присутствию в Арктике, Китай повернется в сторону других крупных региональных игроков (в том числе в сторону Канады и США). Другими словами, Россия не может позволить себе оставаться в стороне от этого процесса. Со своей стороны, Пекин, безусловно, видит выгоду от расширения сотрудничества с Россией, учитывая ее естественный вес в Арктике, как драйвера своего присутствия в регионе.

Так, Россия стремится создать максимально плотную сеть форматов отношений с Китаем, считая, что это может позволить ей управлять китайскими геополитическими рисками.

Таким образом, позиция России по отношению к Китаю в Арктике типична для общей позиции Москвы по отношению к Пекину. Определяя Китай как возможный геополитический вызов в долгосрочной перспективе, Россия считает, что сможет сдержать связанные с этим риски за счет укрепления сетевых отношений и экономической взаимозависимости. В Арктике, как и в других вопросах отношений с Китаем, Россия рассчитывает на свой запас времени (например, Северный морской путь еще долго не будет круглогодично эксплуатироваться) и на нынешнюю вторичность арктического региона в приоритетах Пекина (о чем свидетельствует все еще довольно неопределенный характер его стратегии в регионе).  Кроме того, китайское правительство, со своей стороны, в рамках многочисленных встреч официальных лиц двух стран на высшем уровне дало Москве заверения и разъяснения относительно конструктивного характера своих действий.

Библиографический список

1. LEMAIRE Frédéric et TURC Olivier, «Prospection minière et gazière, nouvelle voie de navigation : l’Arctique, une ambition chinoise » 3 января 2020 г. URL: https://www.lemonde.fr/international/article/2020/01/03/arctique-une-ambition-chinoise_6024717_3210.html (дата обращения: 20.01.2024)
2. LASSERRE Frédéric et V. ALEXEEVA Olga, « La Chine en Arctique? », 3 октября 2013 г., URL: https://www.diploweb.com/La-Chine-en-Arctique.html (дата обращения: 20.01.2024)
3. Газпром. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%B7%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC (дата обращения: 21.01.2024)
4. Половина экспорта нефти и нефтепродуктов из РФ пришлась на Китай, 40% — на Индию. Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6427436 (дата обращения: 21.01.2024)
5. China’s Arctic Policy // The State Council of the People’s Republic of China. URL: https://english.www.gov.cn/archive/white_paper/2018/01/26/content_281476026660336.htm (дата обращения: 22.01.2024)
6. КАРТ-БЛАНШ. Арктику можно сделать российско-китайской. Незавимисвя газета. 20 марта 2014 г. URL: https://www.ng.ru/economics/2014-03-20/3_kartblansh.html (дата обращения: 23.01.2024)
7. Мы пойдем Севморпутем? Pro-Arctic. 10 марта 2014 г. URL: https://pro-arctic.ru/19/03/2014/press/7331 (дата обращения: 23.01.2024)
8. Загорский А.В. Россия и Китай в Арктике: разногласия реальные или мнимые? / А. В. Загорский // Мировая экономика и международные отношения. - 2016. - Т. 60, № 2. - С. 63-71.