Индекс УДК 656.7.022.88
Дата публикации: 28.12.2024

Мультимодальные перевозки как инструмент развития неавиационной деятельности предприятия воздушного транспорта

Multimodal transportation as a tool for the development of air transport enterprise ancillaries

Сливинский Д.В.,
Мартелов И.В.
1. к.э.н., доцент
2. магистрант кафедры «Коммерческая деятельность»
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации им. А.А. Новикова»
Россия, Санкт-Петербург

Slivinskii D.V.,
Martelov I.V.
1. candidate of economic sciences, associate professor
2. master's student
Saint-Petersburg state university of civil aviation named after the main marshal of aviation A.A. Novikov
Russia, Saint-Petersburg
Аннотация: Статья посвящена описанию проекта продажи комбинированных перевозок, целью которого является развитие неавиационной деятельности. В статье определено понятие неавиационной деятельности и место услуг по реализации мультимодальной перевозки в её иерархии, рассмотрены актуальные примеры мультимодальных пассажирских перевозок иностранных компаний. Особое внимание уделено оценке экономической целесообразности развития проекта трансферных интермодальных перевозок с использованием воздушного и железнодорожного транспорта. Предложен вариант продукта на примере ПАО «Аэрофлот» и АО «ФПК».

Abstract: The article is devoted to the description of the project of combined transportation sales, the purpose of which is the development of non-aviation activities. The article defines the concept of non-aviation activities and the place of services for the implementation of multimodal transportation in its hierarchy and considers current examples of multimodal passenger transportation of foreign companies. Particular attention is paid to the assessment of the economic feasibility of developing a project of transfer intermodal transportation using air and rail transport. A product option is proposed using the example of PJSC Aeroflot and JSC FPC.
Ключевые слова: неавиационная деятельность, интермодальные перевозки, трансферные перевозки, развитие, воздушный транспорт, железнодорожный транспорт, авиакомпания, доходы.

Keywords: non-aviation activities, intermodal transport, transfer transport, development, air transport, rail transport, airline, revenue.


Введение

В настоящий момент отрасль гражданской авиации продолжает адаптироваться к новым реалиям, отечественные перевозчики корректируют полётную программу, развивают перевозки по новым направлениям. Продолжается восстановление рынка внутренних авиаперевозок. В условиях постепенного восстановления рынка, авиакомпаниям необходимо привлекать потенциальных клиентов за счёт непрерывного обновления продукта и диверсификации дополнительных опций (услуг).

ПАО «Аэрофлот» прогнозирует ежегодный рост пассажиропотока
к 2030 году до 65 млн. пассажиров, что явно отражает тенденцию роста пассажиропотока, развитие транспортной отрасли, в том числе в связи с ростом мобильности населения. Поэтому вполне логично расширить сотрудничество между предприятиями транспортной отрасли для организации мультимодальных перевозок с целью привлечения пассажиров. В настоящий момент в России ни одна компания не предлагает оформить трансферную (единую) мультимодальную перевозку.

Методологическая основа исследования

Использовались общенаучные методы исследования, такие, как анализ и обобщение специальной литературы. Для подтверждения теоретических предложений использован расчет чистой приведенной стоимости.

Основная часть исследования

Международные нормы права (DOC 9562 ИКАО, DOC 9082 ИКАО) дают точное определение и правовую регламентацию неавиационной деятельности аэропортов и строго регламентируют ее лишь данными субъектами воздушного права, оставляя ряд пробелов в нормах права по вопросу неавиационной деятельности авиакомпаний, что влечет возникновение сложностей в правоприменении. [1]

Общие требования к авиакомпаниям по обслуживанию пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, в том числе по осуществлению услуг 6 неавиационного характера, содержатся в положениях ФАП, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 82. В Федеральном законе РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 07.07.1995 закреплен термин «услуги», который применим в контексте коммерческой деятельности неавиационного характера. Под ним понимается предпринимательская деятельность, которая направлена на удовлетворение потребностей лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений. [1]

Однако четкое определение неавиационной деятельности авиакомпании в законодательстве Российской Федерации отсутствует. Попытки его закрепления состоялись в 2010 году при разработке проекта Федерального закона «Об аэродромах, аэропортах и аэропортовой деятельности в гражданской авиации Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2].

Одни исследователи предполагают применимость понятия «неавиационная деятельность» исключительно к аэропортам [3]. Другие авторы только указывают на разнообразные услуги неавиационной деятельности, не выделяя отдельно определение.

Согласно общеупотребляемому определению, неавиационная деятельность – это вид коммерческой деятельности предприятия воздушного транспорта по предоставлению услуг дополнительного (сопутствующего) характера аэропортовыми предприятиями и авиакомпаниями, не связанных с обеспечением перевозок пассажиров, багажа и грузов. [7]

Несмотря на то, что фактически услуги, предоставляемые АО «ФПК», связаны с перевозкой пассажиров, их, в то же врем, можно отнести к категории неавиационной деятельности с позиции авиационного предприятия.

Мультимодальные перевозки по программе «Rail&Fly» давно зарекомендовали себя с положительной стороны на европейском рынке. До начала геополитического кризиса ПАО «Аэрофлот» участвовал в программе «Rail&Fly» Немецких железных дорог, которая пользовалась большим спросом среди пассажиров, следовавших из России в ФРГ и из ФРГ в Россию. В настоящий момент программа продолжает развиваться, в ней принимает участие более 50 перевозчиков из разных стран.

На текущий момент существует сервис для оформления мультимодальных перевозок с участием рейсов ПАО «Аэрофлот», однако его предлагает посредник – ООО «Онелия Технолоджи». Данный сервис не предусматривает оформление перевозки единым билетом, то есть трансферные мультимодальные перевозки не предполагаются.

Предлагаемые в данной статье бизнес-проект под условным названием «Rail&Fly» предполагает организацию продажи совместных перевозок с АО «ФПК» (Российские железные дороги) на бланках ПАО «Аэрофлот» через систему бронирования «Сирена-Трэвел» по ряду направлений с пересадкой в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске. Например, при оформлении перевозки по маршруту из города «N» во Владивосток с пересадкой в Москве, перевозка может быть начата в следующих городах: Петрозаводск; Санкт-Петербург; Великий Новгород; Валдай; Тверь; Иваново; Тула; Рязань; Смоленск. Авиационное плечо – из аэропорта «Шереметьево» (до 5 прямых рейсов Москва – Владивосток ежедневно). Возможно расширение перечня направлений.

Преимущества внедрения проекта:

  • расширение предложения;
  • наращивание трансферного потенциала базовых аэропортов;
  • сотрудничество в рамках отрасли;
  • удержание клиента;
  • привлечение новых клиентов.

Возможные угрозы при реализации проекта:

  • возможная потеря части пассажиропотока на некоторых собственных рейсах, особенно на линии Санкт-Петербург – Москва, где реализуется программа «Аэрофлот Шаттл»;
  • дополнительные издержки для организации прямой продажи.

Предполагается продажа описываемых перевозок на сайте ПАО «Аэрофлот». Оформляемый билет содержит конкретный авиационный сегмент (рейс на конкретную дату), и железнодорожный сегмент (любой поезд в течение отправляющийся / прибывающий в течение 12 часов до / после вылета / прибытия рейса ПАО «Аэрофлот» по конкретному направлению и в конкретный тип вагона).

Для выявления целесообразности реализации проекта необходимо произвести расчёты единовременных и ежегодных расходов (см. таблицу 1). Поскольку стоимость заключения соглашений с АО «ФПК» и АО «Сирена-Трэвел» предварительно рассчитать невозможно, примем условные стоимости схожие со стоимостью дополнительный соглашений между ПАО «Аэрофлот» и контрагентами.

Помимо этого, требуется небольшая модернизация системы бронирования (добавление в расписание рейсов АО «ФПК», правил трансферных тарифов совместных перевозок ПАО «Аэрофлот» и АО «ФПК», проведение рекламной кампании. 50% от стоимости соглашения с АО «ФПК» выделяется на непредвиденные расходы.

К ежегодным расходам можно отнести обучение персонала (первоначально обучение, ежегодные курсы повышения квалификации). Поскольку данные курсы не предусматривают глобального обучения, а лишь являются дополнительными курсами, то их реализацию можно организовать дистанционно с применением систем удалённого обучения ЧОУ «Авиашкола Аэрофлота». Примем условную стоимость в 5 000 рублей на 1 человека. Общее количество задействованных в дистрибуции данных билетов сотрудников – 1 500 человек.

Таблица 1

Расходы на реализацию проекта

Единовременные расходы
СтатьяКоличествоСтоимость, руб.Итого, руб.
1Заключение соглашения с АО «ФПК»130 000 00030 000 000
2Заключение дополнительного соглашения

с АО «Сирена-Трэвел»

15 000 0005 000 000
3Модернизация системы бронирования, сайта12 500 0002 500 000
4Реклама110 000 00010 000 000
5Непредвиденные расходы115 000 00015 000 000
Итого

Ежегодные расходы

62 500 000
СтатьяКоличествоСтоимость, руб.Итого, руб.
1Обучение персонала1 5005 0007 500 000
2Комиссия ФПК за продажу билетов на поезд (за 1 билет)1 500 000250375 000 000
 Итого

Общие расходы

382 500 000

445 000 000

 Комиссия Аэрофлота за продажу билетов на поезд (за 1 билет)1 500 000350
 Выручка за год (при условии продажи 1 500 000 билетов)525 000 000

Расчёты произведены из условий, что комиссия за оформление подобной перевозки составляет 600 рублей, из которых 350 рублей отчисляются ПАО «Аэрофлот».

При условии, что данные перевозки будут оформлять 1 500 000 пассажиров в год выручка от продажи подобных перевозок составит порядка 0,5 миллиарда рублей.

Для анализа экономической целесообразности внедрении проекта проведём анализ движения денежных потоков в течение 6 лет (см. таблицу 2).

Таблица 2

Расчёт денежных потоков при реализации проекта

Период (год)2024202520262027202820292030
Выручка/Вложения, тыс. руб-445 000525 000577 500635 250698 775768 652845 518
Выручка дисконтированная, тыс. руб0468 750460 379452 158444 084436 154428 365
Ежегодные расходы, тыс. руб00382 500409 275437 924468 579501 379
Ставка дисконта12.00%12.00%12.00%12.00%12.00%12.00%12.00%
Итоговый приток денежных средств, тыс. руб0468 75077 87942 8836 160-32 425-73 014
Накопленный дисконтированный денежный поток, тыс. руб-445 00023 750101 629144 512150 672118 24745 234

Ставка дисконтирования в расчётах составляет 12 %, поскольку предполагается, что данный проект может привлечь инвестиции со стороны государства в рамках обеспечения мобильности населения.

Проведём расчёт NPV проекта с учетом, что денежные вложения будут осуществляться инвестором в несколько этапов в течение всего срока реализации проекта (см. таблицу 3).

Таблица 3

NPV проекта

t

(год)

CF

(денежный поток), руб.

(1+r)t

(r-ставка дисконта)

It

(денежные вложения), руб.

NPV, руб.
1525 000 0001.12445 000 00071 428 571.43
2577 500 0001.25382 500 000155 452 806.12
3635 250 0001.40409 275 000160 844 541.50
4698 775 0001.57437 924 250165 775 367.39
5768 652 5001.76468 578 948170 269 792.38
6845 517 7501.97501 379 474174 351 160.70
Итого NPV898 122 239.52

Таким образом, общий приток за 6 лет составит 898 миллионов рублей при условии, что ежегодно будет оформляться 1,5 млн. билетов в рамках проекта.

Оценим влияние проекта на основные финансовые показатели деятельности – прогноз на 2028 год (см. таблицу 4).

Таблица 4

Прогноз влияния проекта на финансовые результаты (при прочих равных)

Наименование показателя2028 год2028 годАбсолютный прирост, руб.Темп прироста
(прогноз)(прогноз с учетом проекта)
Выручка, тыс. руб.500 000 000 000500 698 775 000698 775 0000.14%
Себестоимость продаж, тыс. руб.450 000 000 000450 445 000 000445 000 0000.10%
Валовая прибыль (убыток), тыс. руб.50 000 000 00050 253 775 000253 775 0000.51%
Коммерческие и административные расходы, тыс. руб.10 000 00010 000 00000.00%
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.49 990 000 00050 243 775 000253 775 0000.51%
Общая валовая рентабельность, %

(отношение валовой прибыли к выручке)

10.00%10.04%0,04 п.п.
Валовая рентабельность затрат, %

(отношение валовой прибыли к себестоимости продаж)

11.11%11.16%0,05 п.п.
Рентабельность продаж, %

(отношение прибыли от продаж к выручке)

10.00%10.03%0,03 п.п.

Таким образом, внедрение проекта позволит увеличить прибыль от продаж на 0,51%, общую выручку на 0,14%.

При условии, что доля неавиационных доходов составит 7% от общей выручки (то есть 35 000 млн. рублей), доля дохода от проекта в 2028 году может составить 2% от всех видов неавиационной деятельности ПАО «Аэрофлот».

Заключение

В рамках бизнес-проекта «Rail&Fly» по продаже мультимодальных перевозок ПАО «Аэрофлот» и АО «ФПК» были сформулированы основные положения, рассчитана экономическая целесообразность внедрения проекта. В ходе исследования выявлен потенциальный положительный экономический эффект от внедрения проекта.

Помимо экономического эффекта, проект «Rail&Fly» позволит расширить предложение ПАО «Аэрофлот», увеличить трансферный поток, что положительно скажется на основных операционных и финансовых результатах деятельности. Внедрение программы «Rail&Fly» в России позволит повысить доступность перевозок и мобильность населения, позволит расширить сотрудничество между ведущими игроками транспортной отрасли.

Библиографический список

1. Янковая, А. А. Регулирование неавиационной деятельности российских авиакомпаний: правовые основы и предпосылки развития / А. А. Янковая, Д. В. Сливинский // Актуальные вопросы современной экономики. – 2023. – № 8. – С. 491-500. – DOI 10.34755/IROK.2023.59.67.039. – EDN ZHUGWK.
2. Проект Федерального закона РФ «Об аэродромах, аэропортах и аэропортовой деятельности в гражданской авиации Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», утв. Минтрансом России — 2010. // Режим доступа: https://mintrans.gov.ru/documents/2/138?ysclid=llpry09cwf563001438.
3. Рыбкин С.А. Коммерческая деятельность на воздушном транспорте : учебно-методическое пособие — Москва : ИД Академии Жуковского. — 2021. — 32 с.
4. Годовой отчёт ПАО «Аэрофлот» за 2022 год: Текст / Москва, 2023 год. [Текст]. Дата обращения: 21.06.24. Режим доступа: https://ir.aeroflot.ru/fileadmin/user_upload/files/rus/common_info/gosa_doc_2023/050623/Aeroflot_AR_2022_RUS.pdf
5. Пресс-релиз операционных результатов «Группы Аэрофлот» за 2022 год. [Текст]. Дата обращения: 21.06.24. Режим доступа: https://ir.aeroflot.ru/fileadmin/user_upload/files/rus/reports/oper_stat/2022/2023_01_26_AFLT_Operating_results_12m_RUS.pdf
6. Официальный сайт Немецких железных дорог (Deutsche Bahn), программа «Rail&Fly». [Электронный ресурс]. Дата обращения: 01.07.24. Режим доступа: https://www.bahn.de/service/informationen-buchung/bahn-flug/rail-and-fly-english
7. Колбасина, А. А. Факторы, влияющие на развитие неавиационной деятельности и уровень доходов от коммерческой деятельности предприятия воздушного транспорта / А. А. Колбасина, Д. В. Сливинский // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2023. – № 10-1(104). – С. 178-181. – DOI 10.24412/2411-0450-2023-10-1-178-181. – EDN MAPHPT.