Abstract: The article is devoted to the description of the project of combined transportation sales, the purpose of which is the development of non-aviation activities. The article defines the concept of non-aviation activities and the place of services for the implementation of multimodal transportation in its hierarchy and considers current examples of multimodal passenger transportation of foreign companies. Particular attention is paid to the assessment of the economic feasibility of developing a project of transfer intermodal transportation using air and rail transport. A product option is proposed using the example of PJSC Aeroflot and JSC FPC.
Keywords: non-aviation activities, intermodal transport, transfer transport, development, air transport, rail transport, airline, revenue.
Введение
В настоящий момент отрасль гражданской авиации продолжает адаптироваться к новым реалиям, отечественные перевозчики корректируют полётную программу, развивают перевозки по новым направлениям. Продолжается восстановление рынка внутренних авиаперевозок. В условиях постепенного восстановления рынка, авиакомпаниям необходимо привлекать потенциальных клиентов за счёт непрерывного обновления продукта и диверсификации дополнительных опций (услуг).
ПАО «Аэрофлот» прогнозирует ежегодный рост пассажиропотока
к 2030 году до 65 млн. пассажиров, что явно отражает тенденцию роста пассажиропотока, развитие транспортной отрасли, в том числе в связи с ростом мобильности населения. Поэтому вполне логично расширить сотрудничество между предприятиями транспортной отрасли для организации мультимодальных перевозок с целью привлечения пассажиров. В настоящий момент в России ни одна компания не предлагает оформить трансферную (единую) мультимодальную перевозку.
Методологическая основа исследования
Использовались общенаучные методы исследования, такие, как анализ и обобщение специальной литературы. Для подтверждения теоретических предложений использован расчет чистой приведенной стоимости.
Основная часть исследования
Международные нормы права (DOC 9562 ИКАО, DOC 9082 ИКАО) дают точное определение и правовую регламентацию неавиационной деятельности аэропортов и строго регламентируют ее лишь данными субъектами воздушного права, оставляя ряд пробелов в нормах права по вопросу неавиационной деятельности авиакомпаний, что влечет возникновение сложностей в правоприменении. [1]
Общие требования к авиакомпаниям по обслуживанию пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, в том числе по осуществлению услуг 6 неавиационного характера, содержатся в положениях ФАП, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 82. В Федеральном законе РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 07.07.1995 закреплен термин «услуги», который применим в контексте коммерческой деятельности неавиационного характера. Под ним понимается предпринимательская деятельность, которая направлена на удовлетворение потребностей лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений. [1]
Однако четкое определение неавиационной деятельности авиакомпании в законодательстве Российской Федерации отсутствует. Попытки его закрепления состоялись в 2010 году при разработке проекта Федерального закона «Об аэродромах, аэропортах и аэропортовой деятельности в гражданской авиации Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2].
Одни исследователи предполагают применимость понятия «неавиационная деятельность» исключительно к аэропортам [3]. Другие авторы только указывают на разнообразные услуги неавиационной деятельности, не выделяя отдельно определение.
Согласно общеупотребляемому определению, неавиационная деятельность – это вид коммерческой деятельности предприятия воздушного транспорта по предоставлению услуг дополнительного (сопутствующего) характера аэропортовыми предприятиями и авиакомпаниями, не связанных с обеспечением перевозок пассажиров, багажа и грузов. [7]
Несмотря на то, что фактически услуги, предоставляемые АО «ФПК», связаны с перевозкой пассажиров, их, в то же врем, можно отнести к категории неавиационной деятельности с позиции авиационного предприятия.
Мультимодальные перевозки по программе «Rail&Fly» давно зарекомендовали себя с положительной стороны на европейском рынке. До начала геополитического кризиса ПАО «Аэрофлот» участвовал в программе «Rail&Fly» Немецких железных дорог, которая пользовалась большим спросом среди пассажиров, следовавших из России в ФРГ и из ФРГ в Россию. В настоящий момент программа продолжает развиваться, в ней принимает участие более 50 перевозчиков из разных стран.
На текущий момент существует сервис для оформления мультимодальных перевозок с участием рейсов ПАО «Аэрофлот», однако его предлагает посредник – ООО «Онелия Технолоджи». Данный сервис не предусматривает оформление перевозки единым билетом, то есть трансферные мультимодальные перевозки не предполагаются.
Предлагаемые в данной статье бизнес-проект под условным названием «Rail&Fly» предполагает организацию продажи совместных перевозок с АО «ФПК» (Российские железные дороги) на бланках ПАО «Аэрофлот» через систему бронирования «Сирена-Трэвел» по ряду направлений с пересадкой в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске. Например, при оформлении перевозки по маршруту из города «N» во Владивосток с пересадкой в Москве, перевозка может быть начата в следующих городах: Петрозаводск; Санкт-Петербург; Великий Новгород; Валдай; Тверь; Иваново; Тула; Рязань; Смоленск. Авиационное плечо – из аэропорта «Шереметьево» (до 5 прямых рейсов Москва – Владивосток ежедневно). Возможно расширение перечня направлений.
Преимущества внедрения проекта:
- расширение предложения;
- наращивание трансферного потенциала базовых аэропортов;
- сотрудничество в рамках отрасли;
- удержание клиента;
- привлечение новых клиентов.
Возможные угрозы при реализации проекта:
- возможная потеря части пассажиропотока на некоторых собственных рейсах, особенно на линии Санкт-Петербург – Москва, где реализуется программа «Аэрофлот Шаттл»;
- дополнительные издержки для организации прямой продажи.
Предполагается продажа описываемых перевозок на сайте ПАО «Аэрофлот». Оформляемый билет содержит конкретный авиационный сегмент (рейс на конкретную дату), и железнодорожный сегмент (любой поезд в течение отправляющийся / прибывающий в течение 12 часов до / после вылета / прибытия рейса ПАО «Аэрофлот» по конкретному направлению и в конкретный тип вагона).
Для выявления целесообразности реализации проекта необходимо произвести расчёты единовременных и ежегодных расходов (см. таблицу 1). Поскольку стоимость заключения соглашений с АО «ФПК» и АО «Сирена-Трэвел» предварительно рассчитать невозможно, примем условные стоимости схожие со стоимостью дополнительный соглашений между ПАО «Аэрофлот» и контрагентами.
Помимо этого, требуется небольшая модернизация системы бронирования (добавление в расписание рейсов АО «ФПК», правил трансферных тарифов совместных перевозок ПАО «Аэрофлот» и АО «ФПК», проведение рекламной кампании. 50% от стоимости соглашения с АО «ФПК» выделяется на непредвиденные расходы.
К ежегодным расходам можно отнести обучение персонала (первоначально обучение, ежегодные курсы повышения квалификации). Поскольку данные курсы не предусматривают глобального обучения, а лишь являются дополнительными курсами, то их реализацию можно организовать дистанционно с применением систем удалённого обучения ЧОУ «Авиашкола Аэрофлота». Примем условную стоимость в 5 000 рублей на 1 человека. Общее количество задействованных в дистрибуции данных билетов сотрудников – 1 500 человек.
Таблица 1
Расходы на реализацию проекта
Единовременные расходы | |||||
№ | Статья | Количество | Стоимость, руб. | Итого, руб. | |
1 | Заключение соглашения с АО «ФПК» | 1 | 30 000 000 | 30 000 000 | |
2 | Заключение дополнительного соглашения с АО «Сирена-Трэвел» | 1 | 5 000 000 | 5 000 000 | |
3 | Модернизация системы бронирования, сайта | 1 | 2 500 000 | 2 500 000 | |
4 | Реклама | 1 | 10 000 000 | 10 000 000 | |
5 | Непредвиденные расходы | 1 | 15 000 000 | 15 000 000 | |
Итого Ежегодные расходы | 62 500 000 | ||||
№ | Статья | Количество | Стоимость, руб. | Итого, руб. | |
1 | Обучение персонала | 1 500 | 5 000 | 7 500 000 | |
2 | Комиссия ФПК за продажу билетов на поезд (за 1 билет) | 1 500 000 | 250 | 375 000 000 | |
Итого Общие расходы | 382 500 000 445 000 000 | ||||
Комиссия Аэрофлота за продажу билетов на поезд (за 1 билет) | 1 500 000 | 350 | |||
Выручка за год (при условии продажи 1 500 000 билетов) | 525 000 000 | ||||
Расчёты произведены из условий, что комиссия за оформление подобной перевозки составляет 600 рублей, из которых 350 рублей отчисляются ПАО «Аэрофлот».
При условии, что данные перевозки будут оформлять 1 500 000 пассажиров в год выручка от продажи подобных перевозок составит порядка 0,5 миллиарда рублей.
Для анализа экономической целесообразности внедрении проекта проведём анализ движения денежных потоков в течение 6 лет (см. таблицу 2).
Таблица 2
Расчёт денежных потоков при реализации проекта
Период (год) | 2024 | 2025 | 2026 | 2027 | 2028 | 2029 | 2030 |
Выручка/Вложения, тыс. руб | -445 000 | 525 000 | 577 500 | 635 250 | 698 775 | 768 652 | 845 518 |
Выручка дисконтированная, тыс. руб | 0 | 468 750 | 460 379 | 452 158 | 444 084 | 436 154 | 428 365 |
Ежегодные расходы, тыс. руб | 0 | 0 | 382 500 | 409 275 | 437 924 | 468 579 | 501 379 |
Ставка дисконта | 12.00% | 12.00% | 12.00% | 12.00% | 12.00% | 12.00% | 12.00% |
Итоговый приток денежных средств, тыс. руб | 0 | 468 750 | 77 879 | 42 883 | 6 160 | -32 425 | -73 014 |
Накопленный дисконтированный денежный поток, тыс. руб | -445 000 | 23 750 | 101 629 | 144 512 | 150 672 | 118 247 | 45 234 |
Ставка дисконтирования в расчётах составляет 12 %, поскольку предполагается, что данный проект может привлечь инвестиции со стороны государства в рамках обеспечения мобильности населения.
Проведём расчёт NPV проекта с учетом, что денежные вложения будут осуществляться инвестором в несколько этапов в течение всего срока реализации проекта (см. таблицу 3).
Таблица 3
NPV проекта
t (год) | CF (денежный поток), руб. | (1+r)t (r-ставка дисконта) | It (денежные вложения), руб. | NPV, руб. |
1 | 525 000 000 | 1.12 | 445 000 000 | 71 428 571.43 |
2 | 577 500 000 | 1.25 | 382 500 000 | 155 452 806.12 |
3 | 635 250 000 | 1.40 | 409 275 000 | 160 844 541.50 |
4 | 698 775 000 | 1.57 | 437 924 250 | 165 775 367.39 |
5 | 768 652 500 | 1.76 | 468 578 948 | 170 269 792.38 |
6 | 845 517 750 | 1.97 | 501 379 474 | 174 351 160.70 |
Итого NPV | 898 122 239.52 |
Таким образом, общий приток за 6 лет составит 898 миллионов рублей при условии, что ежегодно будет оформляться 1,5 млн. билетов в рамках проекта.
Оценим влияние проекта на основные финансовые показатели деятельности – прогноз на 2028 год (см. таблицу 4).
Таблица 4
Прогноз влияния проекта на финансовые результаты (при прочих равных)
Наименование показателя | 2028 год | 2028 год | Абсолютный прирост, руб. | Темп прироста |
(прогноз) | (прогноз с учетом проекта) | |||
Выручка, тыс. руб. | 500 000 000 000 | 500 698 775 000 | 698 775 000 | 0.14% |
Себестоимость продаж, тыс. руб. | 450 000 000 000 | 450 445 000 000 | 445 000 000 | 0.10% |
Валовая прибыль (убыток), тыс. руб. | 50 000 000 000 | 50 253 775 000 | 253 775 000 | 0.51% |
Коммерческие и административные расходы, тыс. руб. | 10 000 000 | 10 000 000 | 0 | 0.00% |
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. | 49 990 000 000 | 50 243 775 000 | 253 775 000 | 0.51% |
Общая валовая рентабельность, % (отношение валовой прибыли к выручке) | 10.00% | 10.04% | 0,04 п.п. | – |
Валовая рентабельность затрат, % (отношение валовой прибыли к себестоимости продаж) | 11.11% | 11.16% | 0,05 п.п. | – |
Рентабельность продаж, % (отношение прибыли от продаж к выручке) | 10.00% | 10.03% | 0,03 п.п. | – |
Таким образом, внедрение проекта позволит увеличить прибыль от продаж на 0,51%, общую выручку на 0,14%.
При условии, что доля неавиационных доходов составит 7% от общей выручки (то есть 35 000 млн. рублей), доля дохода от проекта в 2028 году может составить 2% от всех видов неавиационной деятельности ПАО «Аэрофлот».
Заключение
В рамках бизнес-проекта «Rail&Fly» по продаже мультимодальных перевозок ПАО «Аэрофлот» и АО «ФПК» были сформулированы основные положения, рассчитана экономическая целесообразность внедрения проекта. В ходе исследования выявлен потенциальный положительный экономический эффект от внедрения проекта.
Помимо экономического эффекта, проект «Rail&Fly» позволит расширить предложение ПАО «Аэрофлот», увеличить трансферный поток, что положительно скажется на основных операционных и финансовых результатах деятельности. Внедрение программы «Rail&Fly» в России позволит повысить доступность перевозок и мобильность населения, позволит расширить сотрудничество между ведущими игроками транспортной отрасли.
Библиографический список
1. Янковая, А. А. Регулирование неавиационной деятельности российских авиакомпаний: правовые основы и предпосылки развития / А. А. Янковая, Д. В. Сливинский // Актуальные вопросы современной экономики. – 2023. – № 8. – С. 491-500. – DOI 10.34755/IROK.2023.59.67.039. – EDN ZHUGWK.2. Проект Федерального закона РФ «Об аэродромах, аэропортах и аэропортовой деятельности в гражданской авиации Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», утв. Минтрансом России — 2010. // Режим доступа: https://mintrans.gov.ru/documents/2/138?ysclid=llpry09cwf563001438.
3. Рыбкин С.А. Коммерческая деятельность на воздушном транспорте : учебно-методическое пособие — Москва : ИД Академии Жуковского. — 2021. — 32 с.
4. Годовой отчёт ПАО «Аэрофлот» за 2022 год: Текст / Москва, 2023 год. [Текст]. Дата обращения: 21.06.24. Режим доступа: https://ir.aeroflot.ru/fileadmin/user_upload/files/rus/common_info/gosa_doc_2023/050623/Aeroflot_AR_2022_RUS.pdf
5. Пресс-релиз операционных результатов «Группы Аэрофлот» за 2022 год. [Текст]. Дата обращения: 21.06.24. Режим доступа: https://ir.aeroflot.ru/fileadmin/user_upload/files/rus/reports/oper_stat/2022/2023_01_26_AFLT_Operating_results_12m_RUS.pdf
6. Официальный сайт Немецких железных дорог (Deutsche Bahn), программа «Rail&Fly». [Электронный ресурс]. Дата обращения: 01.07.24. Режим доступа: https://www.bahn.de/service/informationen-buchung/bahn-flug/rail-and-fly-english
7. Колбасина, А. А. Факторы, влияющие на развитие неавиационной деятельности и уровень доходов от коммерческой деятельности предприятия воздушного транспорта / А. А. Колбасина, Д. В. Сливинский // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2023. – № 10-1(104). – С. 178-181. – DOI 10.24412/2411-0450-2023-10-1-178-181. – EDN MAPHPT.