Индекс УДК 658.155.012.7
Дата публикации: 29.04.2024

К вопросу о применении программно-целевого метода для развития социально-экономической сферы

On the issue of applying the program-target method for the development of the socio-economic sphere

Киреев Виктор Васильевич
Кунев Сергей Викторович

1. студент магистратуры
АНО ВО «Институт деловой карьеры», г. Москва
2. кандидат экономических наук, доцент
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва» Россия, г. Саранск

Kireev Viktor Vasilievich
Kunev Sergey

1. graduate student
Autonomous non-profit organization of higher education
«Business Career Institute», Moscow
2. «Mordovia state University. N. P. Ogareva» Russia, Saransk
Аннотация: Статья посвящена описанию структуры и отдельных элементов государственных программ, применяемых для развития конкретных социально-экономической сферы. Приведены источники финансового обеспечения госпрограмм, а также методы и подходы оценки их эффективности их реализации. Сделан вывод о том, что в настоящее время госпрограммы являются динамическим отражением реализации программно-целевого метода регулирования развития территории. Их преимущество состоит в возможности концентрации ресурсов на наиболее перспективных и эффективных направлениях, что создает условия ускорения развития приоритетных отраслей и территорий.

Abstract: The article is devoted to a description of the structure and individual elements of government programs used for the development of specific socio-economic spheres. The sources of financial support for state programs, as well as methods and approaches for assessing the effectiveness of their implementation are given. It is concluded that currently state programs are a dynamic reflection of the implementation of the program-targeted method of regulating the development of the territory. Their advantage is the ability to concentrate resources on the most promising and effective areas, which creates conditions for accelerating the development of priority industries and territories.
Ключевые слова: государственная программа, программно-целевой метод, устойчивое развитие, структура, методы оценки эффективности, концентрация ресурсов, финансирование

Keywords: state program, program-target method, sustainable development, structure, efficiency assessment methods, concentration of resources, financing


В настоящее время программно-целевой метод развития социально-экономической сферы предполагает реализацию государственных программ, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов. Государственная программа — это документ стратегического планирования, содержащий совокупность планируемых мероприятий, взаимосвязанных по срокам, задачам, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития.

В целях достижения национальных целей и стратегических задач России 21 июля 2020 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», предполагающий интеграцию национальных проектов с государственными программами, что обеспечивается наличием общего структурного элемента — федерального проекта. Совокупность федеральных проектов, составляющих национальный проект, включается в подпрограммы соответствующих государственных программ. Следовательно, государственные программы учитывают цели нацпроектов и отражают в своей структуре мероприятия национальных и федеральных проектов.

В 2021 году в процессе реформирования государственных программ Правительством РФ утверждено Положение о системе управления государственными программами Российской Федерации, вносящее изменение формата госпрограмм с целью достижения их компактности, структурированности, информативности и доступности для всех категорий — общественности, экспертов, парламента. Архитектура новой системы целеполагания представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Архитектура новой системы целеполагания

Теперь в составе каждой государственной программы имеется стратегическая часть — стратегические приоритеты в сфере реализации госпрограммы, определяющие приоритеты, цели и механизмы реализации госпрограммы. Формирование целей госпрограмм осуществляется исходя из национальных целей, установленных указом Президента и иных приоритетов государственной политики, например, стратегии национальной безопасности [1, с. 55].

Программные цели должны отвечать требованиям конкретности, достижимости, измеримости, актуальности и ограниченности. Каждая цель госпрограммы взаимоувязана с показателями социально-экономических эффектов от реализации программы. При этом программные показатели связаны с показателями национальных целей.

Реализация государственных программ по аналогии с национальными проектами осуществляется на принципах проектного управления. В связи с принятыми изменениями структура госпрограмм представляет собой четкое разделение на проектную и процессную части. При этом проектная часть направлена на конкретный результат (федеральные и ведомственные проекты), а процессная часть — на его поддержание (комплексные процессные мероприятия). Структура госпрограмм представлена на рисунке 5.

Положение о системе управления государственными программами РФ подразделяет государственные программы на 2 типа (рисунок 2).

Рис. 2. Структура государственной программы

Принципы разработки и реализации государственных программ представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Типы государственных программ

Проанализировав представленные на рисунке принципы можно сделать вывод о том, что они являются отражением применяемых на сегодняшний день подходов. При этом новые принципы обусловлены новациями в части типизации и структурирования государственных программ Российской Федерации.

Необходимо отметить, что государственная и комплексная программы представляют собой систему документов, утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 г. № 786 (рисунок 4).

Рис. 4. Принципы разработки и реализации госпрограмм [1, с. 58]

Главная цель разработки и реализации государственной программы — эффективное использование и развитие природного, производственного, трудового и интеллектуального потенциала территории, преимуществ участия региона в национальном и международном разделении труда, а, следовательно, достижение устойчивого уровня развития территории, создание условий для полноценного и всестороннего развития граждан, проживающих в регионе, повышение уровня и качества их жизни.

Преимущество государственных программ заключается в том, что они позволяют сконцентрировать ресурсы на наиболее перспективных и эффективных направлениях, тем самым способствуя ускорению развития приоритетных отраслей и регионов за счет привлечения дополнительных ресурсов и инвестиций.

Основные этапы формирования и разработки государственных программ представлены на рисунке 5.

Рис. 5. Структура государственной программы [2, с. 25]

Для каждой программы определяется главная цель, которая в последующем уточняется более узкими целями первого, второго и третьего уровней. В формулировке цели важна точность, так как в последующем необходимо будет проверять ход ее осуществления.

Разрабатывается систематизированная совокупность мероприятий, которые реализуют поставленные задачи и цели программы, с указанием исполнителей и ответственных лиц. Строится сетевой график осуществления программ.

Обозначается структура программы, включающая совокупность подпрограмм, перечень проектов. Проекты являются элементами, из которых состоят программы, обеспечивающими определенный результат. Важно отметить, что проекты подразделяются на первоочередные и последующие с указанием года реализации государственной программы, которое отталкивается от важности результата программы для конечного итога.

Рис. 6. Этапы формирования разработки государственных программ [2, с. 38]

Определяется объем ресурсов. Нехватка ресурсов может отрицательно отразиться на ходе реализации программ и потребовать пересмотра перечня мероприятий и намеченных целей программ.

Проводятся исследования в области маркетинга, прогнозируется результативность программных продуктов, сроки окупаемости программы. Заведомо убыточные проекты и программы исключаются.

Создается целевая организационная структура, а также формируются квалификационные кадры. Каждая подпрограмма подразумевает наличие заказчика, руководителя и директора.

Необходимым моментом является планомерный контроль и текущий мониторинг осуществления проектов, подпрограмм и программы в целом, так как это позволяет выявить возможные проблемы реализации, внести соответствующие поправки и устранить недочеты без последующего ущерба, в дальнейшем сопоставляя их с намеченными целями и задачами. Это позволит усилить ответственность за эффективность реализации выделенных на программу средств.

Следует отметить, что каждый из перечисленных этапов не является обособленным от других. Применяя на практике данный алгоритм разработки и реализации государственных программ, возможно некоторое изменение и возврат на предыдущий этап, т. е. обратная связь.

Важнейшей составляющей механизма реализации государственной программы и одним из важнейших условий жизнеспособности любой программы социально-экономического развития является ее финансовое обеспечение. Финансирование государственных программ определяется на стадии их разработки, рассмотрения и утверждения органами государственной власти.

Источники финансового обеспечения государственных программ представлены на рисунке 7.

Ресурсное обеспечение определяется поставленными целями и задачами и включает перечень мероприятий, которые относятся к конкретной области решения проблем. Объемы и источники финансирования при необходимости корректируются по итогам анализа эффективности ее реализации и уровня достижения запланированных результатов.

Реализация государственных программ предусматривает ежегодную корректировку и уточнение их сроков, целевых индикаторов и объемов финансирования. Ежегодные изменения, вносимые в государственную программу, по итогам проведения оценки эффективности государственной программы должны быть обоснованы. Данный подход позволяет властям в полной мере раскрыть потенциал программно-целевых методов бюджетного планирования и финансирования. В настоящее время мнения исследователей сходятся в том, что единой методологии оценки эффективности государственных программ не существует.

Рис. 7. Источники финансового обеспечения госпрограмм [2, с. 61]

В целом, можно выделить три метода оценки эффективности государственных программ (рисунок 8).

Метод анализа издержек и выгод предусматривает проведение оценки затрат и выгод от реализации программы в денежном выражении. В качестве недостатка данного направления можно выделить сложность практической оценки социального эффекта в денежном выражении.

Рис. 8. Методы оценки эффективности госпрограмм

Второй метод не подразумевает расчета социальных эффектов в денежном выражении, но имеет императив оценки стоимости одной единицы результата. В данном случае показателем эффективности выступает именно стоимость единицы результата. Недостатком метода является отсутствие норматива стоимости единицы результата, что осложняет применение данного метода на практике.

Третий метод (интегральная оценка), наиболее широкое применяемый в зарубежной практике, заключается в присвоении весовых коэффициентов направлениям реализации программы. Оцениваемыми направлениями при этом выступают цели и задачи, планирование, управление и мониторинг, результативность и эффективность. Следовательно, заданные направления определяют требования к программе, управлению программой и дают объективное представление о ее качестве.

Соотношения основных подходов к оценке эффективности программ и вариантов их практического использования, представлены на рисунке 9.

Рис. 9 Подходы к оценке эффективности реализации госпрограмм [1, с. 80]

Таким образом, госпрограммы являются динамическим отражением реализации программно-целевого метода регулирования развития территории. Преимущество государственных программ определяется тем, что они позволяют сконцентрировать ресурсы на наиболее перспективных и эффективных направлениях, тем самым способствуя ускорению развития приоритетных отраслей и территорий. Одним из ключевых аспектов внедрения и эффективности реализации программ является их ресурсное обеспечение. Оценка эффективности госпрограмм проводится исходя из необходимости достижения оптимального соотношения затрат и полученных результатов по завершении реализации программы.

Библиографический список

1 Социальное развитие территорий: актуальные тренды и новые вызовы : монография / А. А. Шабунова, О. Н. Калачикова, Г. В. Леонидова [и др.] ; отв. ред. А. А. Шабунова. - Вологда : ВолНЦ РАН, 2022. - 295 с.
2 Половян, А. В. Стратегическое планирование развития экономики в условиях цифровизации: инструменты, способы, методы : монография / А. В. Поволян, К. И. Синицына. – М. : ИНФРА-М, 2024. – 304 с.