Abstract: The article presents the results of an analysis of the quality of life of the municipality's population using SWOT analysis tools. The factors that determine the strengths and weaknesses of the municipal entity's assessment of the quality of life of the population have been identified. The circumstances that have a positive or negative impact on the quality of life of the population of a certain municipality have been identified. The analysis provides not only a qualitative assessment of the study of the internal and external environment, but also a quantitative assessment of their impact.
Keywords: quality of life of the population, SWOT analysis, weaknesses and strengths, quantitative approach, environmental factors, expert assessment.
Введение.
Качество жизни — это комплексный показатель, который включает достойный уровень доходов, благоприятную экологическую обстановку, развитую транспортную сеть, а также высокие стандарты образования и здравоохранения. Этот параметр служит ключевым индикатором зрелости общества и эффективности работы органов власти на всех уровнях, исследование которого в качестве одного из основных условий развития человеческого потенциала, так и способов оценки представлено в трудах отечественных ученых [1-4]. Проведение оценки качества жизни населения на муниципальном уровне имеет ряд особенностей. Использование методологии SWOT-анализа в данном процессе позволяет, опираясь на экономические знания и управленческий опыт, не только повысить эффективность самой оценки, но и выработать меры для непосредственного улучшения качества жизни.
Методологическая основа исследования.
При проведении данного исследования были использованы общеизвестные методы обобщения, синтеза, сравнения, табличной и графической визуализации данных. В качестве основного метода использован метода анализа внутренней и внешней среды муниципального образования (SWOT-анализ), дана качественная и количественная оценка качества жизни населения.
Объектом данного исследования является Асбестовский муниципальный округ Свердловской области (АМО СО).
Результаты исследования.
В рамках данного исследования был проведен анализ эффективности оценки качества жизни населения АМО СО, в результате которого были выявлены следующие проблемы:
– неудовлетворительное развитие транспортной инфраструктуры;
– низкий уровень развития системы медицинского развития;
– неудовлетворенность развития жилищно-коммунальным обслуживанием.
Структурное подразделение Администрации МО «Асбест», отвечающее за проектную и организационную работу, не в полной мере выполняет возложенные на него функции по поддержке малого и среднего предпринимательства (МСП). Вместо реализации мероприятий, направленных на улучшение инвестиционного климата, подразделение ограничивается отчетами о работе с крупными предприятиями. Следствием данной ситуации является сокращение числа субъектов МСП, рост уровня безработицы и усиление миграционного оттока населения из муниципального образования.
Выявленные проблемы подтвердили необходимость использовать для оценки качества жизни населения Асбестовского муниципального округа метод SWOT-анализа. Данный метод позволить определить сильные и слабые стороны в деятельности социальной политики и мероприятия направленных на улучшение качества жизни населения, а также особенности муниципального образования (таблица 1).
Таблица 1
SWOT-анализ качества жизни муниципального округа Асбест [5-7]
| Сильные стороны (конкурентные преимущества) | Слабые стороны (сдерживающие факторы) |
| 1. Устойчивое экономическое положение крупных промышленных предприятий, являющихся основной социальной и экономической стабильности муниципального округа Асбест 2. Активное участие крупнейших предприятий в социальной жизни муниципального округа 3. Выгодное территориальное расположение, прохождение по территории муниципалитета крупных автомобильных и железнодорожных магистралей 4. Высокий потенциал рынка и уровень спроса на товары промышленного и потребительского назначения 5. Высокая обеспеченность услугами образования (высшего, среднего и дополнительного). 6. Высокий уровень развития инфраструктуры массовой физкультуры и спорта. 7. Доступная цена на жилье. | 1. Монопсонистическая структура экономики (основная доля в структуре экономики занимает металлургия). 2. Недостаточное развитие сельского хозяйства 3. Структура экономики не дает в полной мере реализовать профессиональные устремления молодого поколения. Отсутствуют рабочие места в сфере «экономики услуг» (консалтинг, архитектура, информационные технологии и т.д.). 4. Недостаточный уровень благоустройства городской среды (общих и придомовых территорий). 5. Плохое состояние дорог общего пользования и уличной сети. 6. Тяжелая ситуация в сфере ЖКХ: кризис обслуживающих компаний в сочетании с критическим износом объектов коммунальной инфраструктуры. 7. Недостаточный уровень развития здравоохранения, в том числе в результате дефицита кадров в учреждениях здравоохранения. 8. Низкие объемы ввода многоквартирных домов 9. Сложная экологическая ситуация 10. Недостаточно развита сфера услуг населению |
| Возможности внешней среды | Угрозы со стороны внешней среды |
| 1. Наличие в соседних муниципальных образованиях, а также в северных территориях области свободных трудовых ресурсов. 2. Наличие в муниципалитете неиспользуемых земель различного назначения потенциально пригодных для размещения объектов сельского хозяйства, промышленности. 3. Возможность привлечения в городской округ новых производств, в том числе путем их переезда из Екатеринбурга. 4. Позиционирование Асбеста как гостеприимного города, содействие миграции «муниципалитет-муниципалитет». 5. Возможность привлечения дополнительного финансирования за счет средств федерального и областного бюджетов для софинансирования муниципальных целевых программ. 6. Создание в городском округе Асбест образовательного и культурного центра. | 1. Более высокий уровень заработной платы в соседних муниципалитетах, отток квалифицированных кадров, нарастание процессов маятниковой миграции 2. Снижение спроса на продукцию из асбеста и, как следствие, снижение доходов и занятости населения в городском округе. 3. Рост тарифов естественных монополий (ж/д перевозки, электроэнергия, энергоресурсы) приводят к снижению конкурентоспособности продукции 4. Уменьшение объема финансирования государственных программ на территории округа 5. Недостаточный объем инвестиционной активности на территории муниципального округа |
Рассмотрим основные факторы, предложенные в таблице 1 более подробно.
Сильные стороны АМО СО:
- Устойчивое экономическое положение крупных промышленных предприятий, являющихся основной социальной и экономической стабильности муниципального округа Асбест. В АМО СО существуют крупные предприятия (ПАО «Ураласбест», ПАО «УралАти», ООО «ФОРЭС» и т.д.), которые развиваются и расширяют свои структурные единицы и производственные объекты, поставки и разнообразность ассортимента, что увеличивает прибыль самих организаций и их налог и инвестиции в развитие округа.
- Активное участие крупнейших предприятий в социальной жизни муниципального округа: ПАО «Ураласбест», ПАО «УралАти», ООО «ФОРЭС» организовывают шефскую помощь над образовательными учреждениями, которая позволяет проводить ремонт в зданиях и оснащать учебные классы и группы новыми технологиями. Предприятия инвестируют в многие целевые проекты жителей города, поддерживают материально и ресурсами социальные, благотворительные организации, мероприятия округа.
- Выгодное территориальное расположение, прохождение по территории муниципалитета крупных автомобильных и железнодорожных магистралей. Муниципальный округ расположен на тупиковой железнодорожной ветке Асбест-Баженово, примыкающей к главной магистрали Свердловск-Тюмень. Автомагистралями связан с городами Екатеринбург, Каменск-Уральский, Сухой Лог и рядом других городов и поселков области.
- Высокий потенциал рынка и уровень спроса на товары промышленного и потребительского назначения. Ведущими отраслями муниципального округа является промышленность «добыча полезных ископаемых» и «обрабатывающие производства». ПАО «Ураласбест» — крупнейший производитель товарного асбеста, поставляющий продукцию на международный рынок. В целях диверсификации предприятие освоило новое производство – производство теплоизоляционных плит разных типоразмеров и организации производства химических продуктов с применением новых экологичных технологий. ПАО «УралАТИ» является крупным предприятием по производству фрикционных изделий, универсальных уплотнителей и теплоизоляционных материалов, сальниковых набивок из асбеста и других материалов. ООО «АРМЗ» — предприятие с численностью работающих 472 человека, производит нестандартизированное оборудование, стальное и чугунное литье.
- Высокая обеспеченность услугами образования (высшего, среднего и дополнительного). В муниципальном округе присутствуют 13 школ, 1 лицей, 4 учреждения, оказывающие среднее профессиональное образование по разным направлениям: Политехникум (промышленность, горное дело, экономика и т.д.), филиал Медицинского колледжа, Колледж искусств, филиал Уральский промышленно-экономический техникум. Также в городе есть возможность получить высшее образование очно-заочной, заочной формы Горный Уральский государственный университет; Уральский государственный аграрный университет, Уральский государственный экономический университет. В округе есть учреждения дополнительного образования: Центр детского творчества имени Н.М. Аввакумова», Станция юных натуралистов, Асбестовская детская художественная школа, Асбестовская школа искусств, детские юношеские спортивные школы: Малахит, Олимпийского резерва, хоккейные и фигурные клубы, трехзалка, шахматный клуб, центр Лад, баскетбольные, боксерские, единоборств, фехтования, каратэ и другие.
- Высокий уровень развития инфраструктуры массовой физкультуры и спорта. На территории АМО СО расположены Физкультурно-спортивный центр Асбестовского городского округа, Детско-юношеская спортивная школа Асбестовская хоккейная школа, МБУ СШОР АМО СО, клубы баскетбола, борьбы, бокса, шахмат, фехтования, тир, футбола и т.д. В Округе имеются большой стадион, бассейн, несколько спортивных площадок и 2 трехзалки, каждая школа имеет свой стадион.
- Доступная цена на жилье: стоимость квартир, домов в округе приемлема и имеет разный ценовой диапазон.
Слабые стороны:
- Монопсонистическая структура экономики (основная доля в структуре экономики занимает металлургия). В муниципальном округе основные градообразующие и крупные предприятия осуществляют свою деятельность в одной отрасли промышленности «добыча полезных ископаемых» и «обрабатывающие производства».
- Недостаточное развитие сельского хозяйства: на территории муниципального округа плохо развито крупное сельское хозяйство, существуют несколько садоводческих товариществ. Заброшены муниципальные тепличные хозяйства, сельскохозяйственные предприятия.
- Структура экономики не дает в полной мере реализовать профессиональные устремления молодого поколения. Отсутствуют рабочие места в сфере «экономики услуг» (консалтинг, архитектура, информационные технологии и т.д.) – В муниципальном округе большинство вакансий, которые предоставляют работодатели связаны с промышленностью или медициной, мало вакансий в сфере услуг.
- Недостаточный уровень благоустройства городской среды (общих и придомовых территорий). Многие придомовые территории АМО СО выглядят неухоженными, загрязненными. В парках и аллеях города редко проводятся работы по уходу за насаждениями.
- Плохое состояние дорог общего пользования и уличной сети: в АМО СО выявлено плохое состояние некоторых дорог и некачественно проеденный ямочный ремонт. Это происходит из-за халатного проведения ремонтных работ дорожной сети, из-за езды крупногабаритных машин по неположенным местам.
- Тяжелая ситуация в сфере ЖКХ: кризис обслуживающих компаний в сочетании с критическим износом объектов коммунальной инфраструктуры. В АМО СО некоторые управленческие компании не справляют с объёмом работ в вверенных им домах, территориях: неокрашенные детские и спортивные площадки, протекающие крыши и трубы домов, неухоженная придомовая территория, захламленные мусорные площадки.
- Недостаточный уровень развития здравоохранения, в том числе в результате дефицита кадров в учреждениях здравоохранения. Несмотря на то что в АМО СО обучают медицинский персонал, выявлена нехватка и высокая текучесть медицинских кадров. Связано это с тем, что не грамотно распределена нагрузка на врачей, с тяжелыми профессиональными условиями, низкими заработными платами в больницах, плохое оснащение больниц. Врачи предпочитают работать в платных поликлиниках. Медленно предоставляются необходимые медицинские обследования процедуры, затянуты бюрократическими элементами работа врача с документами и обследования пациентов. Большие очереди на медицинские обследования и госпитализацию, санаторное курортные лечения.
- Низкие объемы ввода многоквартирных домов. В АМО СО происходит мало строительства многоквартирных домов, за 10 лет в эксплуатацию было введено около 5 МКД.
- Сложная экологическая ситуация. АМО СО находится недалеко от крупных предприятий, которые производят иногда выбросы в воздух, происходят аварии в канализациях, что привело к загрязнению водоема, воды на территории округа.
- Недостаточно развита сфера услуг населению.
Возможности АМО СО:
- Наличие в соседних муниципальных образованиях, а также в северных территориях области свободных трудовых ресурсов. Жители АМО СО могут работать на ближайших и в соседних муниципальных образованиях, например, Белоярская атомная электростанция, Малышевский изумрудный рудник, Рефтинская птицефабрика, склады Ozon, Wildberies, СимаЛенд и т.д.
- Наличие в муниципалитете неиспользуемых земель различного назначения потенциально пригодных для размещения объектов сельского хозяйства, промышленности. На территории АМО СО выявлены земельные участки, которые на данный момент не приносят желаемого дохода и не используются. Данные участки можно направить в сельскохозяйственную отрасль, выделять под другие объекты для привлечения инвестиций.
- Возможность привлечения в муниципальный округ новых производств, в том числе путем их переезда из Екатеринбурга. АМО СО может новым производствам, бизнесу предоставлять по льготным условиям земельные участки, объекты, развивать удаленную работу жителей.
- Позиционирование Асбеста как гостеприимного города, содействие миграции «муниципалитет-муниципалитет». АМО СО проводятся программы земский учитель, медик, льготные программы предприятий, которые позволяют будущим кадрам переехать в округ и предоставляют им финансовую помощь, поддержку, льготы.
- Возможность привлечения дополнительного финансирования за счет средств федерального и областного бюджетов для софинансирования муниципальных целевых программ. АМО СО активно участвует в федеральных конкурсах на получение помощи, грантов по различным проектам.
- Создание в муниципальном округе Асбест образовательного и культурного центра – В АМО СО планируются создать центр, который будет позволять молодежи творчески, профессионально, спортивно, научно развиваться и достигать высот разного уровня.
Угрозы:
- Более высокий уровень заработной платы в соседних муниципалитетах, отток квалифицированных кадров, нарастание процессов маятниковой миграции. В АМО СО по сравнению с соседними округами и Екатеринбургом не высокая заработная плата в определённых сферах, что приводит к переезду населения в другие округа.
- Снижение спроса на продукцию из асбеста и, как следствие, снижение доходов и занятости населения в городском округе.
- Рост тарифов естественных монополий (ж/д перевозки, электроэнергия, энергоресурсы) приводят к снижению конкурентоспособности продукции – Увеличение цен на транспорт, ресурсы сильно снижает уровень и благополучие населения округа.
- Уменьшение объема финансирования государственных программ на территории округа. Из-за того, что уменьшается финансирование в округе сложно реализовать с помощью своих средств множество необходимых для улучшения жизни населения программ.
- Недостаточный объем инвестиционной активности на территории муниципального округа: на данный момент муниципальный округ привлекает инвестиции, только связанные с деятельностью своих предприятий, что с нынешней экономической ситуации не всегда положительно влияет на доход округа.
На наш взгляд представляет определённый интерес представить количественную оценку потенциала АМО, используя подходы методов экспертной оценки, предлагаемой в работах отдельных исследователей [8-10]. Специфика метода заключается в обосновании определённой суммы в баллах, т.е. такой подход не только выявляет факторы, но и позволяет количественно сравнить их влияние, расставить приоритеты и принимать более обоснованные решения. С этой целью для каждого фактора из матрицы SWOT будет сделана попытка оценить значимость фактора и вероятность влияния.
Нами предлагается использовать шкалы от 1 до 5 баллов, где каждый балл обозначает определенный уровень влияния и вероятности (таблица 2).
Таблица 2
Пример используемой шкалы для проведения количественной оценки факторов внутренней и внешней среды.
| Оценка влияния | Оценка вероятности | ||
| балл | Пояснение | балл | Пояснение |
| 1
| Очень слабое влияние | 1 | Очень низкая вероятность (менее 20%) |
| 2 | Слабое влияние | 2 | Низкая вероятность (20-40%) |
| 3 | Умеренное влияние | 3 | Средняя вероятность (40-60%) |
| 4 | Сильное влияние | 4 | Высокая вероятность (60-80%) |
| 5 | Критическое влияние | 5 | Очень высокая вероятность (более 80%) |
Используя данный подход, рассмотрим каждый фактор внутренней и внешней среды.
В таблице 3 представим анализ сильных сторон АМО
Таблица 3
Анализ сильных сторон (S) АМО
| №№ п.п | Фактор | Значимость (вес) | Влияние | Итоговый балл |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 (гр.3*гр.4) |
| 1. | Устойчивое экономическое положение крупных промышленных предприятий, являющихся основной социальной и экономической стабильности МО Асбест | 4 | 5 | 20 |
| 2. | Активное участие крупнейших предприятий в социальной жизни муниципального округа | 4 | 3 | 12 |
| 3. | Выгодное территориальное расположение, прохождение по территории муниципалитета крупных автомобильных и железнодорожных магистралей | 5 | 5 | 25 |
| 4. | Высокий потенциал рынка и уровень спроса на товары промышленного и потребительского назначения | 5 | 4 | 20 |
| 5. | Высокая обеспеченность услугами образования (высшего, среднего и дополнительного). | 2 | 2 | 4 |
| 6. | Высокий уровень развития инфраструктуры массовой физкультуры и спорта. | 3 | 3 | 9 |
| 7. | Доступная цена на жилье. | 1 | 1 | 1 |
| Итого: | 91 |
На основании таблицы 3 можно сделать вывод, что более высокий и значимый фактор сильной стороны АМО это территориальное расположение округа, так как оно играет важную роль и имеет большое влияние на качества жизни населения и уровень экономики, так же данный фактор является одним из основных для привлечения инвесторов. Также значимыми факторами являются устойчивое экономическое положение крупных промышленных предприятий АМО и высокий потенциал рынка и уровень спроса на товары промышленного назначения. Данный факторы взаимно связаны с территориальным расположением, так как АМО находится на территории Свердловской области, данный регион специализируется на промышленности. Деятельность основных и больших предприятий АМО связана так же с промышленностью. Следовательно, при разработке мероприятий по улучшению качества жизни населения следует уделять внимание роли основных предприятий и их стратегии развития.
Наименьший балл имеет доступность цен на жилье, так как уровень стоимости жилья в АМО находиться в средней ценовой политике и не превышает цены рынка недвижимости по области.
В таблице 4 представлен анализ слабых сторон АМО.
Таблица 4
Анализ слабых сторон (W) АМО
| № п.п. | Фактор | Значимость (вес) | Влияние | Итоговый балл |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 (гр.3*гр.4) |
| 1. | Монопсонистическая структура экономики (основная доля в структуре экономики занимает металлургия). | 5 | 4 | 20 |
| 2. | Недостаточное развитие сельского хозяйства | 4 | 5 | 20 |
| 3. | Структура экономики не дает в полной мере реализовать профессиональные устремления молодого поколения. Отсутствуют рабочие места в сфере «экономики услуг» (консалтинг, архитектура, информационные технологии и т.д.). | 3 | 3 | 9 |
| 4. | Недостаточный уровень благоустройства городской среды (общих и придомовых территорий). | 2 | 2 | 4 |
| 5. | Плохое состояние дорог общего пользования и уличной сети. | 3 | 3 | 9 |
| 6. | Тяжелая ситуация в сфере ЖКХ: кризис обслуживающих компаний в сочетании с критическим износом объектов коммунальной инфраструктуры | 3 | 3 | 9 |
| 7. | Недостаточный уровень развития здравоохранения, в том числе в результате дефицита кадров в учреждениях здравоохранения. | 4 | 4 | 16 |
| 8. | Низкие объемы ввода многоквартирных домов | 2 | 1 | 2 |
| 9. | Сложная экологическая ситуация | 1 | 3 | 3 |
| 10. | Недостаточно развита сфера услуг населению | 3 | 4 | 12 |
| Итого: | 105 |
На основании таблицы 4 можно сделать вывод, что наивысший балл имеет монопсонистическая структура экономики (основная доля в структуре экономики занимает металлургия) и недостаточность развития сельского хозяйства. Данные факторы влияют не только на жизнь АМО, но и на развитие основных предприятий и показывают зависимость экономики АМО от спроса на металлургию и промышленность (на деятельность основных предприятий) и не достаточное развитие с/х, а, следовательно, не использования возможности увеличения получения в свой бюджет налог и аренду земельных участков. Развитие сельского хозяйства на территории АМО обеспечило бы округ запасным видом деятельности и дополнительными предприятиями, а, следовательно, увеличение дохода и рабочих мест для жителей округа. В итоге при разработке мероприятий необходимо уделить большое внимание решению проблем моно (одного вида деятельности) и развивать сельское хозяйство, чтобы привлечь к эффективному использованию земель.
Наименьший балл имеет фактор низкие объемы ввода многоквартирных домов. Данный фактор из перечисленных не сильно влияет на развитие АМО и привлечение инвесторов.
В таблице 5 представлен анализ внешних возможностей АМО
Таблица 5
Анализ внешних возможностей (О) АМО
| № п.п | Фактор | Значимость (вес) | Влияние | Итоговый балл |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 (гр.3*гр.4) |
| 1. | Наличие в соседних муниципальных образованиях, а также в северных территориях области свободных трудовых ресурсов. | 4 | 4 | 16 |
| 2. | Наличие в муниципалитете неиспользуемых земель различного назначения потенциально пригодных для размещения объектов сельского хозяйства, промышленности. | 4 | 5 | 20 |
| 3. | Возможность привлечения в городской округ новых производств, в том числе путем их переезда из Екатеринбурга. | 3 | 3 | 9 |
| 4. | Позиционирование Асбеста как гостеприимного города, содействие миграции «муниципалитет-муниципалитет». | 2 | 1 | 2 |
| 5. | Возможность привлечения дополнительного финансирования за счет средств федерального и областного бюджетов для софинансирования муниципальных целевых программ. | 5 | 4 | 20 |
| 6. | Создание в городском округе Асбест образовательного и культурного центра. | 1 | 2 | 2 |
| Итого: | 69 |
На основании таблицы 5 можно сделать вывод, что наибольший балл имеют факторы: «Наличие в муниципалитете неиспользуемых земель различного назначения» и «Возможность привлечения дополнительного финансирования за счет средств федерального и областного бюджетов». Данные факторы влияют на формирование мероприятий по улучшению жизни качества населения, так как имеют большое значение и влияние на экономику и жизнь АМО. Наличие свободных земельных участков и грамотное использование их позволит решить проблему с привлечением инвесторов, развитием с/х, увеличение получения налога и арендной платы в бюджет.
Дополнительное софинансирование облегчает труд и увеличивает шансы и возможности в разработке проектов и мероприятий. Следовательно, АМО нужно ориентироваться на данные факторы в первую очередь.
Наименьший балл имеют факторы, связанные с созданием культурного центра и позиционированием города. Данные факторы сами по себе важны, но в данной ситуации и время не имеют большого влияния на экономику АМО.
В таблице 6 представлен анализ внешних угроз АМО.
Таблица 6
Анализ внешних угроз (Т) АМО
| № п.п. | Фактор | Значимость (вес) | Влияние | Итоговый балл |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 (гр.3*гр.4) |
| 1. | Более высокий уровень заработной платы в соседних муниципалитетах, отток квалифицированных кадров, нарастание процессов маятниковой миграции | 2 | 3 | 6 |
| 2. | Снижение спроса на продукцию из асбеста и, как следствие, снижение доходов и занятости населения в городском округе. | 5 | 5 | 25 |
| 3. | Рост тарифов естественных монополий (ж/д перевозки, электроэнергия, энергоресурсы) приводят к снижению конкурентоспособности продукции | 1 | 1 | 1
|
| 4. | Уменьшение объема финансирования государственных программ на территории округа | 3 | 2 | 6 |
| 5. | Недостаточный объем инвестиционной активности на территории муниципального округа | 4 | 4 | 16 |
| Итого: | 54 |
На основании таблицы 6 можно сделать вывод, что наибольший балл имеет фактор снижение спроса на продукцию из Асбеста и, как следствие, снижение доходов и занятости населения в городском округе. Данный фактор влияет на экономику и деятельность основных предприятий и на развитие АМО. Следовательно, при разработке мероприятий и мер, проектов следует учитывать, что АМО необходимы предприятия с другой направленностью в деятельности, чтобы данная угроза не сильно влияла на жизнь жителей АМО.
Наименьший балл имеет фактор роста тарифов естественных монополий. Данный фактор не имеет более высоко влияние, так как рост тарифов происходит по всей области и стране. Необходимо корректировать и контролировать данный фактор.
С целью визуализации построим векторную диаграмму АМО, отметив точку Асбеста на системе координат, где ось X отражает его внутренний потенциала и рассчитывается как разность суммы баллов по сильным сторонам и слабым.
В нашем случае это составит: 91-105= -14.
Ось Y отражает влияние внешней среды и рассчитывается как разность между суммой баллов по внешним возможностям и внешним угрозам.
В нашем случае это составит: 69-54=+15.
На рисунке 1 представим эту точку с координатами (-14;+15).
Рисунок 1. Векторная диаграмма АМО
Как видим, точка попадает в зону второго квадранта, что означает преобладание слабых сторон, но хорошие внешние возможности. Здесь больше подходят стратегии диверсификации. Конкретные стратегии могут выглядеть следующим образом:
- Использование сильных сторон для максимизации возможностей –стратегии (S-O):
Наличие свободных земельных участков и выгодное территориальное расположение позволят привлечь инвесторов и новые предприятия, что улучшит экономическую ситуацию округа. Необходимо подготовить земельные участки (провести раздел, объединение, занести данные на сервисы НСПД) для предоставления на льготных условиях новым предприятием, гражданам.
Наличие свободных земельных участков и высокий потенциал рынка на промышленные товары и стабильности в развитии основных предприятий округа позволяет предоставить свободные земельные участки в аренду или собственность существующим крупным предприятиям округа для расширения их производства.
Историческое и территориальное расположение округа плюсом история основных предприятий округа с помощью финансирования федеральных программ позволит создать промышленный туризм в округе. Промышленный туризм привлечёт округу дополнительные инвестиции и доход, повысит престиж округа.
- Использование возможности для преодоления слабостей – стратегии (W-O):
Наличие свободных земельных участков позволит преодолеть слабости тем, что земельные участки можно предоставить в аренду, продать и использовать в направлении сельского хозяйства и других отраслей экономики и производства. Данные мероприятия позволят преодолеть монопсонистическую структуру экономики округа и привлечь больше потенциальных инвесторов и доходов в бюджет округа.
Возможность привлечения дополнительного финансирования также позволяет решать проблемы, связанные с улучшением больниц округа, с организацией и созданием новых малых и средних бизнесов, предприятий, что увеличивает роль других направлений экономики в деятельности округа.
- Использование сильных сторон для минимизации угроз–стратегии (S-T):
Для того чтобы минимизировать угрозу снижение спроса на продукцию из асбеста и недостаточный объем инвестиций необходимо привлечь на свою территорию новых потенциальных инвесторов, предприятий, ветвей бизнеса.
Новым сферам бизнеса может округ предложить выгодное территориальное расположение, что облегчить проблему транспортного характера и себестоимости продукции для бизнеса. Также можно прилечь бизнес, предприятия, которые могут быть как-то связаны с деятельностью промышленности, сопутствующих сфер для сотрудничества и развития с основными большими предприятиями округа. Например, предприятия, связанные с железнодорожной продукцией, с мебельным бизнесом, обрабатывающим.
Также для минимизации ущерба необходимо развивать промышленный туризм на основании хорошего исторического — территориального расположения и богатой истории предприятий. Промышленный туризм привлечёт внимание к проблеме запрета использования асбеста международными советами и организациями. Позволит доказать безопасность и полезность асбестового материала.
Также если провести исследование почв, грунта территории округа можно найти материалы и полезные ископаемые, которые можно использовать для развития обрабатывающего производства в другом направлении.
- Минимизация слабостей и избежание угроз – оборонительная стратегия (W-T):
Для того чтобы уменьшить слабости и избежать угроз необходимо в округ привлечь новые сферы деятельности предприятий, развивать сельское хозяйство, улучшать качество жизни населения. С появлением и закреплением новых видов деятельности в структуре экономики округа позволит уменьшить ущерб риска уменьшения работы основных предприятий и сохранит уровень поступления в бюджет округа.
Заключение.
По результатам анализа детерминант качества жизни населения Асбестовского муниципального округа (АМО СО) установлено влияние экономических, природных и политических факторов. Специфика округа как моногорода обусловливает наличие у него как конкурентных преимуществ, так и ограничений. В связи с этим, основой социально-экономической политики АМО СО должна стать стратегия, нацеленная на синергию сильных сторон и возможностей, одновременно направляя последние на компенсацию имеющихся слабостей.
Библиографический список
1. Кислицына, О. А. Подходы к измерению прогресса и качества жизни (благополучия) / О. А. Кислицына // Экономический анализ: теория и практика. – 2016. – № 10(457). – С. 28-38. – EDN WWYJUH.2. Лебедева, Л. С. "Качество жизни": ключевые подходы и структура понятия / Л. С. Лебедева // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2018. – № 4(146). – С. 68-80. – DOI 10.14515/monitoring.2018.4.04. – EDN XZPHML.
3. Разумов, А. А. Уровень и качество жизни населения России: новые повороты научных исследований / А. А. Разумов // Социологические исследования. – 2023. – № 7. – С. 164-169. – DOI 10.31857/S013216250026598-0. – EDN WOVUFB.
4. Сюй, Л. Оценка населением качества жизни в социально-экономическом планировании развития региона / Л. Сюй, В. П. Шеломенцева, Ж. К. Алтайбаева // Вестник Торайгыров университета. Гуманитарная серия. – 2021. – № 1. – С. 199-212. – DOI 10.48081/ZWWQ4516. – EDN HHHHNI.
5. Официальный сайт Администрации Асбестовского муниципального округа Свердловской области – URL: http://asbestadm.ru/.
6. Отчет главы Асбестовского городского округа о его деятельности, деятельности администрации и иных подведомственных главе Асбестовского городского округа органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных Думой Асбестовского городского округа за 2024 год.
7. Стратегия Социально-экономического развития Асбестовского городского округа до 2030 года – Доступ с сайта администрации. – URL: http://asbestadm.ru/
8. Старшинова, Т. А. SWOT-анализ: методика проведения / Т. А. Старшинова, Н. И. Роговская // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2020. – № 4(52). – С. 62-71. – DOI 10.26456/2219-1453/2020.4.062-071. – EDN NJZHND.
9. Серова, Е. Г. Количественная модель SWOT-анализа и ее применение в стратегическом менеджменте: на примере сетевого ресторанного бизнеса / Е. Г. Серова, П. Ф. Воробьев, Е. М. Файнштейн // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. – 2019. – Т. 18, № 4. – С. 531-562. – DOI 10.21638/11701/spbu08.2019.403. – EDN LIQFWI.
10. Шагалова, Т. В. Разработка идей по усилению и развитию экономического потенциала предприятия на основе STEP и SWOT-анализов / Т. В. Шагалова // Вестник Университета Российской академии образования. – 2021. – № 1. – С. 76-87. – DOI 10.24411/2072-5833-2020-10062. – EDN EQGTSI.
