Abstract: The article is devoted to the study of the main factors and reasons that change the approaches to funding Russian banks in modern economic conditions. Geopolitical risks, the policy of the Bank of Russia, the financial behavior of the population and business entities, and government support measures have seriously adjusted the volumes and approaches to the funding system of banks. The author hypothesizes which trends will be able to ensure the increase in funding of banking resources in the future.
Keywords: funding, banking resources, economic sanctions, deposits, devaluation.
Современные экономические и политические условия формируют новые вызовы и проблемы, которые должны решаться банками и индивидуально, и в рамках действующих банковских ассоциаций и банковских союзов, и безусловно при участии Банка России. К первостепенным проблемам можно отнести: зависимость банковской системы от экономической ситуации в мире и в стране; разнонаправленную политику Банка России, уровень капитализации банковской системы, синтез разных сегментов финансового рынка, уровень межбанковской конкуренции.
Особое внимание следует уделить 2022 году, когда банковская система столкнулась с санкционным давлением, паническими настроениями клиентов и ухудшением операционной среды. За счет наличия у банков запаса прочности и при участии централизованных мер государственной поддержки санкционное давление удалось сгладить, но очевидным стала целесообразность докапитализации банков для функционирования в постоянно меняющихся условиях [2]. Банк России и в пандемию, и с началом специальной военной операции в качестве смягчающих мер для банков принял послабления в части регулирования и надзора, но очевидно, что эта меры традиционно носит временный характер. Временное ограничение доступа к финансовой отчетности затруднили оценку рисков для инвестиционных проектов и препятствовали сделкам слияний и поглощений, часть из них по срокам была пролонгирована или поменяла формы. Значительного сокращения количества кредитных организаций в системе не произошло. Нерезиденты-собственники российских кредитных организаций оказались ограничены в реализации своих пакетов и не стремятся фиксировать потери при реализации активов с дисконтом, резиденты-собственники тоже видят, что стремительная продажа активов нецелесообразна, так как возможны потери, а Банк России восстанавливает надзорные меры поэтапно.
Банковская система, особенно в 2022 году начала испытывать очередной виток девалютизации (первый раз для системы это было характерно в 2014 г.). Валютные ограничения, сначала вводимые массово и жестко постепенно смягчаются, но при ограничениях в части биржевых и внебиржевых сделок это привело к значительной коррекции валютных депозитов, а в рамках деления валют по группам у банков сократились остатки средств в валютах недружественных государств, но при этом растут остатки средств в валютах государств дружественных, в управлении таких ресурсов тоже есть свои особенности, связанные с валютной политикой тех стран, где они официально представлены. В ресурсной базе и активах банков образовался значительный блок операций в юанях, но последствием санкций стало значительное удорожание юаневой ликвидности. Банк России в сложившихся условиях расширял предоставление юаневой ликвидности, с целью минимизации влияния операций Банка России на рыночное ценообразование изменил параметры валютных СВОПов, увеличив ставку по юаневой части свопа до уровня ключевой ставки, что минимизирует использование СВОПа Банка России как инструмента фондирования валютных активов. Банк России рекомендует банкам продолжать девалютизацию балансов и регулировать валютную позицию рыночными инструментами [5].
В 2022 году наблюдался массовых отток денежных средств с банковских счетов в связи с началом специальной военной операции и паническими настроениями по причине неопределенности дальнейших событий. Отток средств сдержало увеличение ключевой ставки Банком России, однако вскоре Банк России принял решения снизить ставку, в связи с чем классические вклады потеряли свою привлекательность, но массовые оттоки предотвратить удалось. Традиционно для таких событий стал поиск инвесторами альтернативных инструментов финансового рынка с умеренным риском. При снижении ставки банки начинают активнее конкурировать за устойчивое фондирование, однако летом 2023 года ключевая ставка вновь была увеличена, что послужило причиной возврата денежных средств в систему. В период с июля 2022 г. по ноябрь 2024 г. ставка Банком России многократно менялась, реализовывались и политика денежно-кредитной рестрикции и денежно-кредитной экспансии, ставка же колебалась в диапазоне от 7,5% до 21%. В текущих условиях ставки по вкладам выгодны как никогда, банки конкурируют друг с другом, предлагая клиентам физическим и юридическим лицам, параллельно с открытием вклада разные бонусы и поощрения. Власти обеспокоены глобальным перетоком денежных средств из одного банка в другой, а также тем, что субъекты бизнеса стали активнее проводить депозитные операции, а не инвестировать в экономику.
Приток средств на депозиты корпоративного средств и населения обеспечивает в современных условиях основной источник фондирования для банковской системы. Рост доли корпоративного сектора наблюдается за счет изменения процентных ставок и в виде государственной поддержки точечно в отношении отдельных компаний, отраслей и сферы предпринимательства. Также приток денежных средств на счета обеспечивают высокие цены на энергоносители. Поведение частных лиц не отличается стабильностью, особенно в период неопределенности. При этом изымая средства со вкладов зачастую идет их перераспределение на валютный или фондовый рынок. Растущие процентные ставки, валютные ограничения и геополитика обеспечивают возврат эквивалентов денежных средств во вклады. Внешнее фондирование у отечественных банков значительно сократилось и в свете этого происходит наращивание доли вкладов физических лиц в пассивах.
За последнее время банковские ресурсы отечественных банков значительно трансформировались в результате изменения географии внешнеторговых партнерств, распространения исламского банкинга в наш банковских сектор. «Обосновано, что в 2023 году отечественный банковский сектор в отношении фондирования постепенно пришел в норму после первоначального удара санкций, сохранив свой кредитно-инвестиционный потенциал» [1].
Ключевыми тенденциями по наращиванию фондирования российских банков в будущем может являться:
— вклады населения. Растущая ключевая ставка в текущем периоде обеспечивает приток денежных средств в банки. Однако нужно учитывать, что банки для выполнения обязательств не смогут заработать без чрезмерного риска;
— внешнее фондирование может восстановиться только при условии роста доверия со стороны нерезидентов. Банк России и отечественные банки должны разрабатывать формы и инструменты, способствующие реализации интересов резидентов и регулирования банковского сектора;
— работа по обеспечению достаточного количества источников долгосрочного фондирования, с целью обеспечения устойчивости и стабильности банковской системы;
— депозиты бизнеса должны оставаться стабильными источниками ликвидности для банков;
— рост расчетов в безналичной форме, дальнейшее введение цифрового рубля и наличие реальных ставок должно обеспечивать приток клиентских средств;
— экспансия государственного фондирования со стороны Банка России и Министерства финансов РФ, которая в дальнейшем должна расширяться.
Таким образом, фондирование российских банков претерпевает серьезные преобразования, каждый источник фондирования рассматривается и учитывается через призму экономических шоков, как со стороны Банка России так и собственников банковского бизнеса, клиентов и конкурентов.
Библиографический список
1. Акименко, С. В. Проблемы фондирования коммерческих банков в условиях реализации санкционных рисков / С. В. Акименко, А. Д. Зубкова // Инновации и инвестиции. – 2023. – № 12. – С. 271-276. – EDN ZJPAVF.2. Мокеева, Н. Н. Современные аспекты влияния экономических санкций на систему фондирования российских банков / Н. Н. Мокеева // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2023. – Т. 242, № 4. – С. 235-247. – DOI 10.38197/2072-2060-2023-242-4-235-247. – EDN DUDMSH.
3. Сударикова, И. А. Ресурсная база российских банков в современных условиях: факторы влияния и актуальные задачи фондирования / И. А. Сударикова, Е. В. Пушняк // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. – 2023. – Т. 22, № 2. – С. 62-70. – DOI 10.24182/2073-6258-2023-22-2-62-70. – EDN YTKVNW.
4. Суровнева, К. А. Анализ современных тенденций в структуре фондирования российской банковской системы / К. А. Суровнева // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2016. – № 4(100). – С. 167-172. – EDN WFDUWR.
5. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. Доступно по ссылке: https://cbr.ru/press/event/?id=23199 (дата обращения: 28.11.2024).
6. Юзвович, Л. И. Факторы риска, влияющие на стоиомсть капитала банка в условиях изменяющейся внешней и внутренней среды / Л. И. Юзвович, М. И. Львова, М. Н. Клименко // Финансовая экономика. – 2022. – № 7. – С. 96-101. – EDN TYCZXJ.