Владимирская область расположена в центре европейской части России и входит в число динамично развивающихся регионов Центрального федерального округа. Отличается выгодным географическим и экономико-транспортным положением, развитой инфраструктурой. С учётом региональных особенностей одним из ключевых направлений экономического развития области является агропромышленный комплекс. Он представлен 362 сельскохозяйственными предприятиями различных организационно-правовых форм, более чем 700 крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, свыше 223 тыс. семей, имеющих личные подсобные хозяйства. Пищевая и перерабатывающая промышленность насчитывает около 500 предприятий. Численность сельского населения составляет 21,8% от всего населения области или 289 тыс. человек. [1] Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль — сельское хозяйство — являются важными сферами экономики области, формирующими агропродовольственный рынок, продовольственную безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий. В целях развития АПК реализуется Государственная программа развития агропромышленного комплекса Владимирской области, которая определяет цели, задачи и основные направления развития и регулирования АПК региона.[4][5][6] В рамках Программы на 2022 год определены следующие приоритетные направления развития АПК Владимирской области: — ↳Читать далее
Все статьи журнала
Анализ социально-экономического развития Республики Тыва
Республика Тыва на протяжении многих лет сталкивается с тяжелыми социально-экономическими проблемами, которые оказывают существенное влияние на благосостояние ее жителей. В настоящем исследовании в рамках осуществления комплексного анализа социально-экономической ситуации в регионе был использован ряд конкретных показателей, таких как валовый региональный продукт, среднемесячные доходы на душу населения, начисленные номинальная и реальная заработные платы на одного работника и уровень жизни населения в регионе. Важным показателем в данном вопросе является высокий уровень бедности, который остается главной трудностью, регион неизменно занимает почти что самые низкие позиции в общероссийских рейтингах.По данным за 2019 год, почти треть (34,7%) населения Тувы жила за чертой бедности, что значительно выше среднего показателя по стране. Эта тревожная статистика наглядно демонстрирует масштабы проблемы и ее негативное влияние на жизнь людей. Данная ситуация с бедностью в регионе во многом обусловлена неблагоприятными экономическими факторами. Высокий уровень безработицы, низкий уровень заработной платы и отсутствие развитой производственной базы создают порочный круг, который усугубляет нищету. Согласно ↳Читать далее
Стратегия развития транспортного комплекса города Комсомольска-на-Амуре
Транспортный комплекс во всех городах считается ключевым базовым сектором экономики и составной часть социально-экономической инфраструктуры. Поэтому развитие транспортного комплекса можно отнести к числу приоритетных направлений для развития экономики города. Положениями Стратегического плана устойчивого развития города Комсомольска-на Амуре до 2025 года [5] и Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» до 2032 года [6], утвержденной Решением N 116 городской Думы от 28.12.2016 года [4], закреплены направления развития транспортного комплекса города Комсомольска-на Амуре. Программой комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа «Город Комсомольска-на-Амуре» на 2019-2033 годы [3], утвержденной Постановлением № 2792-па администрации города Комсомольска-на Амуре от 17.12.2018 года [2], определены перспективы развития транспортного комплекса города Комсомольска-на Амуре, являющегося крупнейшим транспортным узлом и транспортно-логистическим центром для водного, воздушного, железнодорожного и автомобильного транспорта. В рамках статьи будет раскрыта стратегия развития автомобильного транспортного комплекса города Комсомольска-на Амуре. По итогам 2023 года установлено, что общая протяженность дорожно-транспортной сети, составляет 387,3 км. В городе Комсомольск-на Амуре ↳Читать далее
Перспективы развития внешнеэкономического сотрудничества ЕАЭС с третьими странами в условиях санкционной политики стран Запада
Введение В условиях геополитической нестабильности и санкционных ограничений ЕАЭС все больше ориентируется на расширение сотрудничества с третьими странами. Данная тенденция открывает новые возможности не только для развития экономики Союза, но и для его инновационного развития. Переориентация на новые рынки сбыта и источники импорта становится стратегической задачей для обеспечения устойчивого развития экономик стран-членов ЕАЭС. [7, с.20] Особенно перспективными направлениями для ЕАЭС являются быстро развивающиеся страны Азии, Африки и Ближнего Востока. В современных условиях важно создать альтернативные логистические цепочки, которые не будут зависеть от западных транспортных и логистических структур. Также требуется развитие автономной финансовой инфраструктуры, которая не подвержена воздействию западных санкций. [8, с.12] Модернизация товаропроводящей инфраструктуры, включая транспортные сети, порты и пограничные переходы, является необходимой для обеспечения бесперебойной торговли с новыми партнерами. Решение данных задач позволит ЕАЭС не только минимизировать негативные последствия санкций, но и выйти на новый уровень развития, укрепив свои позиции в мировой экономике. Активное партнерство с заинтересованными странами поможет ↳Читать далее
Инновации как фактор повышения конкурентоспособности ЕАЭС на мировом рынке в условиях геополитической нестабильности
Введение Глобализация и технологический прогресс обуславливают необходимость для стран постоянного обновления своей экономики и внедрения инновационных решений. [8, с.20] Геополитическая нестабильность, с одной стороны, создает новые вызовы для стран ЕАЭС, с другой – открывает новые возможности для развития инновационного потенциала. Введение санкций против России и Беларуси, замедление мировой экономики, ограничения в торговле и инвестициях привели к негативному влиянию на ряд экономических показателей ЕАЭС как на уровне отдельных стран, так и всего союза. Ограничения, наложенные на некоторые государства-члены, негативно отразились на торговых и финансовых связях, а также участии ЕАЭС в мировой экономике. [7, с.12] Снижение деловой активности в России и Беларуси, чей вес в экономике ЕАЭС составляет около 90%, стало причиной сокращения темпов роста ключевых отраслей. В связи с этим, инновации выдвигаются как ключевой инструмент для стимулирования экономического роста, модернизации экономики, создания новых рабочих мест, укрепления технологического лидерства и повышения устойчивости к внешним вызовам. Таким образом, развитие инноваций становится стратегически важным ↳Читать далее
Моделирование процесса социально-экономического развития стран Общего рынка Южного конуса (МЕРКОСУР)
Введение За последние годы в мировом хозяйстве сложился тренд устойчивого экономического роста развивающихся стран. Государства, которые ранее не показывали высоких темпов своего развития, сейчас привлекают все большие объемы иностранных инвестиций, развивают национальную промышленность и производство, что в конечном счете сказывается на росте их благосостояния. Изучение проблем развития стран, не являющихся лидерами мирового хозяйства, является как никогда актуальным, учитывая появление новых передовых государств-партнеров и формирование конкурентоспособных экономических интеграционных объединений в том или ином регионе мира. В данном отношении страны Латинской Америки являются одними из тех государств, которые достигли определенных успехов в своем развитии за последнее десятилетие и обладают огромным потенциалом дальнейшего укрепления систем своих национальных хозяйств. Учитывая большую вовлеченность некоторых стран южноамериканского континента как во внутрирегиональные хозяйственные отношения, так и в торгово-экономические связи с третьими государствами, можно судить о перспективе их дальнейшего роста и становления одним из экономических центров будущего мирового хозяйства [3]. Несомненно, экономическими лидерами Латинской Америки являются Аргентина, Бразилия, ↳Читать далее
Перспективы развития внешнеэкономических связей России и Китая в условиях санкций
Введение За последние годы роль Китайской Народной Республики во внешнеэкономической политике России значительно возросла. Только за последний год было проведено множество совместных форумов, встреч и двусторонних визитов, в том числе лично главами двух государств. Об укреплении экономических связей и беспрецедентно высоком уровне взаимодействия между Россией и Китаем было сказано в совместном коммюнике по итогам 28-ой регулярной встречи глав правительств 19-20 декабря 2023 года [1]. События февраля 2022 года углубили российско-китайское сотрудничество и переориентировали внешнеэкономическую стратегию России в сторону азиатского рынка. Уже к осени 2022 года спустя полгода после начала специальной военной операции доля китайских товаров и комплектующих на российском рынке возросла. Более того, китайские товары стали лидирующими по значительному ряду направлений, в том числе в сферах электроники, бытовых товаров, автомобилей и т.д. Политическое сотрудничество также продолжается как в двустороннем, так и в многостороннем формате. Так, в 2023 году Пекин несколько раз выдвигал предложение о мирном урегулировании украинского конфликта, в то ↳Читать далее
Развитие отношений между Сербией и Европейским союзом в рамках процесса евроинтеграции на современном этапе
Введение Процесс интеграции в Европейский союз (ЕС) является определяющим фактором в формировании внешнеэкономических отношений между Сербией и Евросоюзом. Необходимость интеграции Республики Сербии в ЕС и их активное взаимодействие в сфере торговли в основном определяется географической близостью. Большая часть государственной границы Сербии приходится на страны-участницы ЕС, оставшаяся часть – на страны бывшей Югославии, которые также являются кандидатами на вступление в ЕС. Методологическая основа исследования При подготовке статьи использовались такие общенаучные методы исследования, как анализ и синтез, обобщение специальной литературы, публикаций и научных статей, графический метод анализа статистических данных. Основная часть исследования Республика Сербия является ассоциированной страной Европейского союза, в 2007 году благодаря подписанию Меморандума о взаимопонимании Сербия получила доступ к европейским программам финансирования, например в рамках 7-й Рамочной программы финансирования. Процесс евроинтеграции Сербии, в практическом плане запущенный в 2014 году, когда был дан старт вступительным переговорам, традиционно характеризуется руководством страны как набравший «солидный» темп. Согласно оценкам Президента А. Вучича, озвученным по ↳Читать далее
Особенности формирования технологического суверенитета Китая и России
Введение XXI век обусловлен быстрой трансформацией экономики, научно-технологической сферы. С одной стороны, скорость и сложность такой трансформации создают риски и угрозы, а с другой стороны, дают возможность выйти на совершенно новый уровень состояния развития общества. Важным условием расширения научно-технологической сферы является понимание стадии развития мировой и региональной экономик, а также учет трендов и вызовов. Учитываются демографические изменения, процессы цифровизации и декарбонизации, переход на новые материалы. [10, с.888] Инновации и технологический суверенитет являются тесно связанными понятиями. Именно инновационные технологии, разработанные и произведенные страной, являются движущей силой технологического суверенитета, так как они позволяют стране не зависеть от импорта критически-необходимых товаров. [11, с.323] Поэтому, развитие технических потенциалов с помощью собственного эффективного метода исследования — это ключевое направление для каждой страны, включая Россию и КНР, так как это позволит двум странам снизить зависимость от импорта технологий с западноевропейских рынков. 21 марта 2023 года лидеры Российской Федерации и КНР подписали совместное заявление по плану развития ↳Читать далее
Инновационные технологии как инструмент защиты экономического суверенитета: сравнительный анализ опыта Германии и России
Введение В современном мире, где наука и технологии развиваются с невероятной скоростью, приобретает особую значимость своевременное и грамотное определение актуальных целей, приоритетов и областей развития инноваций, призванных поддержать и укрепить экономический суверенитет государства. [17, с.323] Германское правительство на протяжении многих лет следит за поддержанием уровня инновационного развития своей экономики и регулярно обновляет перечень ключевых технологий, необходимых как для международной конкурентоспособности, так и для противостояния глобальным вызовам современности. Тем временем, Россия, после затяжного периода стагнации (с момента распада СССР до 2010-х гг.), только сейчас встала на путь возрождения своего инновационного потенциала. Суть исследования заключается в том, чтобы определить, насколько близки показатели инновационного развития российской экономики к аналогичным показателям в Германии, а также выявить, на какие отрасли правительства двух стран делают упор в контексте развития инноваций и как это развитие влияет на экономический суверенитет государства. Методологическая основа исследования В процессе работы применялись такие общенаучные методы, как теоретико-методологический, статистический, графический анализ, наблюдение, сравнение, ↳Читать далее