Abstract: This article analyzes the strengths and weaknesses of the leading Russian airlines, describes methods by which it becomes possible to assess their competitiveness. Also, the basic works of classical and contemporary scholars regarding airline competitive status in the market.
Keywords: competitive status, competitiveness, competitive advantages, benchmarking, airline
Введение. Функционирование мирового и российского рынка невозможно представить без развитой транспортной сети и системы коммуникаций. Из всех сфер именно авиация считается базовым, стратегически важным сектором российской экономики. Воздушный транспорт представляет собой глобальную систему, которая непрерывно развивается. Его развитие тесно связано с состоянием национальной экономики и международной торговли. Потребности в перевозке пассажиров и грузов расширяются за счет роста торговли, увеличения объемов туристических услуг, развития и повышения уровня экономики. Эти факторы являются основными предпосылками для создания конкуренции между авиакомпаниями, следовательно, данная тема остается актуальной уже много лет.
Для получения превосходства над конкурентами любая авиакомпания должна иметь определенный ряд преимуществ. Так, целью данного исследования является выявление сильных сторон у ведущих авиакомпаний страны и способов формирования их конкурентного статуса.
Объекты и методы исследования. Объектом исследования являются ведущие авиакомпании Российской Федерации. В работе использованы такие методы исследования, как прием сравнения и графический.
Экспериментальная часть. Научные работы российских и зарубежных ученых в целом охватывают спектр проблем о развитии авиационной сферы, а также возможной модернизации воздушного транспорта. Таким образом, проблема повышения конкурентоспособности авиакомпаний отодвигается на второй план.
Теория конкурентоспособности предприятия и ее конкурентных преимуществ представлена в работах А. Смита, Д. Рикардо, Э. Хекшера, Б. Олина и других. Современные разработки в области исследования параметров конкурентоспособности предприятия, а также методов ее повышения сформулированы в трудах М. Портера «Теория конкурентных преимуществ», А. Маршалла «Принцип экономической науки», Дж. Робинсон «Экономическая теория несовершенной конкуренции», А.А. Лазаренко «Методы оценки конкурентоспособности» и др. [9,11,12,13].
Конкурентоспособное состояние компаний трактуется как относительная характеристика, которая выражает отличительные особенности одного предприятия от другого по степени удовлетворения потребностей своих клиентов, по показателям эффективности их производственной деятельности, а также способность предприятия реализовать свой потенциал лучше конкурентов. Конкурентоспособность предприятия характеризует его возможность приспособления к меняющимся рыночным условиям. [14]
Касательно конкурентоспособности авиакомпаний можно выделить труды А.Т. Меджитовой и Е.В. Веселовой, которые оценивали конкурентные статусы и роль авиакомпаний на мировом рынке. [6,7]
Повышение конкурентоспособности это необходимое условие для успешного функционирования рынка авиации, которое напрямую зависит от конкурентного статуса (положения) предприятия. Конкурентный статус – обязательный компонент, который помогает ориентироваться на рынке, выбирать надежных партнеров и оценивать позиции конкурентов. В России развиты все виды современного транспорта: железнодорожный, морской, речной, автомобильный, трубопроводный и т.д. Но именно авиация на данный момент является наиболее перспективной сферой экономики. Для будущего развития и для поддержания высоких темпов роста необходимо соблюдать качество авиаперевозок на том же уровне что и конкуренты.
В настоящее время для развития авиационных технологий необходимо привлечение инвестиций, которые способны обеспечить повышение конкурентоспособности отечественных авиакомпаний, что в свою очередь позволит им сотрудничать с зарубежными авиакомпаниями, расширить и завоевать новые рынки, создать новые рабочие места и повысить квалификацию рабочей силы.
Об эффективной работе ведущих авиакомпаний в России, можно судить по одному из показателей эффективной деятельности ведущих авиакомпаний — пассажирообороту (Рис. 1).
Рисунок 1. Динамика пассажирооборота ведущих авиакомпаний России за 2012-2016 гг. (международные и внутренние перевозки) [4].
Согласно практики мировых рынков пассажироперевозок такой показатель свидетельствует о высокой конкуренции в отрасли. По данным диаграммы необходимо отметить увеличение количества пассажирских перевозок за период 2012-2014 гг. Данная тенденция связана с активным развитием туристического направления, а также с упрощением визовых режимов с некоторыми странами.
Для определения параметров конкурентного статуса авиакомпаний проведем анализ конкурентоспособности ведущих авиаперевозчиков России.
Оценивая структуру рынка авиаперевозок и пассажиропоток в 2014 году, следует определить «Аэрофлот – российские авиалинии» как наиболее конкурентоспособную.
Данное предприятие владеет крупнейшим авиапарком в Европе, при этом парк самолетов постоянно пополняется новыми моделями. «Аэрофлот» состоит в международной ассоциации IATA. Имея высокий уровень обслуживания, квалифицированный персонал, бонусные программы и свой собственный Ситуационный центр, благодаря которому удается быстро принимать решение и действовать в критических ситуациях, услуги «Аэрофлота» пользуется высоким спросом. Безопасность перелетов компании соответствует европейским стандартам, тем самым обеспечивает надлежащую степень безопасности при перелетах и вызывает доверие. Стратегия деятельности «Аэрофлота» направлена на рост прибыльности, повышение операционной эффективности, внедрение новейших технологий и развитие инноваций. Авиакомпания стремится к лидерству на мировом и обеспечению доминирующих позиций на рынке перевозок между Европой и Азией. Сегодня ОАО «Аэрофлот» развивается как современная динамичная компания, используя передовые технологии и инновационные решения на всех этапах операционной и управленческой деятельности. Аэрофлот задает стандарты в отрасли в области управления парком, организации перевозок, обслуживания пассажиров на земле и на борту.[1]
Крупной компанией, осуществляющей большое количество грузо- и пасажироперевозок, по данным Россавиации, является перевозчик «S7 Airlines» также известный как «Сибирь». В авиапарке этой компании большое количество новых самолетов, высокий уровень сервиса и безопасности перелетов, также для постоянных клиентов действует специальная бонусная программа. «S7 Airlines» принадлежит альянсу «Oneworld» – третий крупнейший авиационный альянс в мире. Данный перевозчик имеет маршрутную сеть, которая охватывает разные регионы страны, по этой причине пользуется спросом у жителей даже самых отдаленных уголков страны. [2]
Авиакомпания «Россия» располагается в Северо-Западном регионе и по оценке пунктуальности входит в 10-ку компаний Европы. Среди основных преимуществ этой организации следует выделить относительно низкую стоимость перелетов, профессиональный подбор кадров, соблюдение всех правил по контролю за техническим состоянием и чистотой в самолетах. Отрицательным фактором авиакомпании «Россия», по оценке экспертов, является лишь использование старых самолетов. [3]
Для успешной конкурентной борьбы предприятиям необходимо уметь оценивать имеющиеся положение на рынке, выявлять не только свои слабые стороны и возможности, но и анализировать статус конкурентов. Это становится возможным благодаря наиболее распространенным методам оценки конкурентного статуса предприятий.
Рисунок 2. Методы оценки конкурентного статуса авиапредприятий [Составлено автором по материалам 9]
В основу теории эффективной конкуренции заложены показатели, характеризующие эффективность производственной деятельности, финансовое состояние предприятия. Согласно данной теории эффективным является то предприятие, которое сумело организовать работу всех подразделений наилучшим образом.
Оценивание показателей конкурентоспособности по уровню эффективности продукций и услуг предполагает создание высококонкурентной продукции (услуги) за счет ценовых факторов и качественных характеристик товара.
Использование техники бенчмаркетинга (маркетинговой разведки) представляет собой непрерывный процесс анализа предприятия и сравнение его с аналогичными сферами деятельности с целью поиска способов улучшения деятельности своего предприятия.
Характеризуя стоимостной метод необходимо отметить важность оценки стоимости предприятия как инструмента определения конкурентоспособности.
Метод конкурентных преимуществ осуществляется посредством сравнения по перечню выбранных параметров. Данный метод целесообразно использовать для определения конкурентных статусов российских авиакомпаний на примере параметров крупнейших авиаперевозчиков России [9]
Таблица 1
Анализ конкурентных преимуществ российских авиакомпаний
Параметры конкурентоспособности | Аэрофлот | Сибирь | Россия |
Состояние авиапарка | + | ± | — |
Разветвленная маршрутная сеть | + | + | + |
Безопасность полетов | + | + | + |
Ценовые характеристики | — | — | + |
Наземная инфраструктура | — | — | — |
Развлекательные программы, питание на борту самолета | — | — | — |
Качество обслуживания | + | + | + |
Профессиональный подбор кадров | + | + | + |
Рассмотрим сущность и особенности каждого из приведенных для анализа параметров. Авиапарк некоторых компаний не достаточно усовершенствован и это является одной из главных причин низкой конкурентоспособности. Эксплуатируемые на сегодняшний день самолеты разработаны еще в 60-70 годах и естественно подлежат списанию, дабы препятствовать снижению уровня безопасности и повышению уровня издержек. Свои парки полностью обновили еще два крупных перевозчика – S7 Airlines (бренд авиакомпании «Сибирь») и базирующаяся в Санкт-Петербурге «Россия». Компания «Аэрофлот» в данном вопросе превосходит своих конкурентов, так как именно ее авиапарк подвергается постоянному обновлению самолетов. [10]
Одной из важных составляющих формирования конкурентного статуса является разветвленная маршрутная сеть, которая определяет количество клиентов компании.
Касательно безопасности в данной сфере ссылаются на мировые стандарты (IOSA). С каждым днем летать становится все безопаснее. Однако эта ситуация требует не малых инвестиционных вложений опять же из-за высокого износа авиапарка.
Низкотарифные авиакомпании постоянно подтверждают тот факт, что цена авиабилета для пассажира – главное в конкурентоспособности авиакомпании. Поэтому они совершенствуют управление компаниями, чтобы сдерживать рост себестоимости и соответственно рост тарифов. [8]
Немаловажным для клиентов является и наземная инфраструктура. Авиакомпании должны обращать внимание на обслуживание клиентов в аэропорту под этим подразумевается своевременная выдача грузов, дорога до аэропорта, гостиница, прилежащая к нему и другое.
Организация досуга на борту не должна сводиться на нет. Пассажиры должны быть обеспечены дополнительными видами развлечений. В силу научно-технического развития при любых условиях это становится вполне возможным. Но, к сожалению, ни одна из авиакомпаний не развивает наземную инфраструктуру и это отрицательное явление оказывает существенное влияние на конкурентоспособности. Негативно может сказаться на имидже авиакомпании также экономия на питании, российские авиапассажиры считают именно этот фактор одним из основных, по которому они судят об авиакомпании и ее услугах. [7]
Проведенный анализ параметров показал, что лучшей и наиболее конкурентоспособной является авиакомпания «Аэрофлот – российские авиалинии». Преимущества данной организации представлены обновленным авиапарком, разветвленной маршрутной сетью, безопасностью перелетов и качеством обслуживания, чего лишены другие перевозчики.
Результаты. Итак, следует отметить, что систематическая оценка конкурентного статуса авиапредприятия позволяет ему оценивать экономические возможности своего развития и роста, сконцентрировать стратегически е ресурсы на наиболее перспективные направления деятельности и достичь высокого уровня среди своих конкурентов. За 2016 год, как стало известно, российские авиаперевозки сократились на 6,8%, в этом случае целесообразно направить все силы на улучшение качества обслуживания. В авиационной сфере, в целом, необходимо руководствоваться и применять на практике такие методы повышения конкурентоспособности как: снижение затрат, определение таких ресурсов, которые будут использованы эффективнее чем у конкурентов, быстрая адаптация в условиях изменяющейся внешней и внутренней среды, создание товаров и услуг, которые будут являться лидирующими компонентами фирмы.
Заключение. Для того чтобы дать справедливую оценку конкурентоспособности авиапредприятия и его услуг на рынке, руководителю и экономистам следует использовать методики, которые бы позволили за небольшой период времени и без дополнительных поисков информации определять статус его конкурентоспособности. Универсального метода не существует и любая из существующих моделей имеет свои особенности и недостатки. Целесообразно определить комплексную методологию исследования конкурентоспособности предприятия, которая поможет обнаружить угрозы со стороны соперников и предпринять надлежащие меры по их предотвращению.
Библиографический список
1. Официальный сайт авиакомпании «Аэрофлот – российские авиалинии». Режим доступа: http://ir.aeroflot.ru/ru/company-overview/about-aeroflot2.Официальный сайт авиакомпании «S7» . Режим доступа: http://www.s7.ru/about/s7-airlines
3. Официальный сайт авиакомпании «Россия». Режим доступа: http://www.rossiya-airlines.com
4.Министерство транспорта Российской Федерации. Режим доступа: http://www.mintrans.ru
5.Беляев В. Гражданская авиация в начале XXI века: «Авиация и космонавтика» - 2004- №8. - 75с.
6.Меджитова, А. Т. Роль мировых авиаперевозок в мировой экономике [Текст] / А. Т. Меджитова // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 10. – 205 С.
7.Веселова Е.В Конкурентоспособность российских авиакомпаний на мировом рынке/ Е.В. Веселова//РА Эксперт. – 2010. Режим доступа: http://raexpert.ru/researches/avia/avia.pdf
8.Смирнов, О. А. Мониторинг цен на авиационные билеты : разработка информационной системы [Электронный ресурс] / О. А. Смирнов // Крымский научный вестник. - 2015. - № 1. - С. 67-79. – Режим доступа: http://krvestnik.ru/.
9.Лазаренко А. А. Методы оценки конкурентоспособности // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 374-377.
10.Копелев, И. Б. Влияние внешних факторов на риск финансовой несостоятельности компании [Электронный ресурс] / И. Б. Копелев // Экономические науки. - 2015. - № 11. - С. 100-104. – Режим доступа: http://ecsn.ru/.
11.Маршалл А. Принципы экономической науки /А. Маршалл. – Изд. «Прогресс» Универс. – 1993.т1-2. – 309 с.
12.Портер М. Международная конкуренция/ М. Портер. – Изд. «Альпина Паблишер» - 2016. - 946 с.
13.Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции [Текст]/ Дж. Робинсон - М.: Прогресс, 1986. - 184 с.
14.Соломенникова Е.А. Проблемы исследования конкурентоспособности предприятия [Электронный ресурс] /Е.А. Соломенникова/ Весник НГУ/ Социально-экономические науки. – 2010. – том 10 выпуск 4.