Abstract: The purpose of this paper is to develop a methodology documented procedures of paragraph 5.6 "Management review". Developed: the purpose, scope; concepts needed to reduce this documentation; basic information on the process; responsibility matrix; process flow chart, as well as descriptions of the scheme and monitoring the process, improve the analysis process; sample forms and logs.
Keywords: Service management, documented procedure, monitoring the process.
Методом разработки данной документированной процедуры является алгоритм:
- Цель
Анализ системы менеджмента качества со стороны руководства осуществляется с целью обеспечения ее постоянной пригодности, адекватности, результативности и эффективности, а также оценки возможности улучшения и определения потребности в изменениях СМК, в том числе в политике и целях в области качества [1, стр. 10].
- Область действия
Данная процедура распространяется на СМК организации.
- Термины и определения
3.1.1 Анализ: Деятельность, предпринимаемая для установления пригодности, адекватности и результативности рассматриваемого объекта для достижения установленных целей.
3.1.2 Аудит (проверка): Систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита.
3.1.3 Высшее руководство: Лицо или группа работников, осуществляющих руководство и управление организацией на высшем уровне.
3.1.4 Корректирующее действие: Действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации.
3.1.5 Несоответствие: Невыполнение требования.
3.1.6 Политика в области качества: Общие намерения и направление деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.
3.1.7 Предупреждающее действие: Действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации.
3.1.8 Результативность: Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.
3.1.9 Система менеджмента качества: Система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.
3.1.10 Управление качеством: Часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству [2, стр. 13].
- Обозначения и сокращения
СМК – Система менеджмента качества;
ПРК- представитель руководства по качеству;
СП – структурное подразделение предприятия;
ГД – генеральный директор.
- Основные сведения по процессу
Таблица 1
Основные сведения по процессу
Наименование процесса | Анализ со стороны руководство |
Владелец процесса | Генеральный директор |
Вид процесса | Управленческий |
Пункт ГОСТ Р ИСО 9001: 2011 | П. 5.6 Анализ со стороны руководство |
Ресурсы | Персонал с требуемой компетенцией. Финансы. Информационные ресурсы. Расходные материалы . |
Входы процесса | -Сводный отчет о проведении аудитов; -Отчеты по обратной связи с заинтересованными сторонами. -Отчет по корректирующим и предупреждающим действиям. -Предложения по улучшению СМК . -Протокол Совета по качеству. — план мероприятия по предыдущему анализу СМК |
Выходы процесса
| -Отчет о функционировании СМК предприятия -Протокол заседания Совета по качеству -Отчет о выполнении мероприятий по повышению эффективности СМК. -Актуализированная Политика в области качества, -Цели в области качества |
Описание процесса | В данном документе |
Критерии оценки процесса | — отклонения от плана мероприятий по предыдущему анализу СМК со стороны руководства — средний показатель результативности процессов СМК — количество выявленных несоответствий — количество письменных жалоб/обращений — уровень удовлетворенности потребителей (опрос) |
Методы измерения | Анализ документации СМК и записей |
Матрица ответственности
Таблица 2
Матрица ответственности
Ответственный
Этап | Генеральный директор | ПРК | Представитель Совета по качеству | Заведующий отделом качества | Специалист отдела качества | Структурное подразделения |
Планирование работ по анализу СМК предприятия | О | И | ||||
Формирование исходных данных для анализа | О | И | И | |||
Анализ СМК со стороны высшего руководства | О | И | ||||
Подготовка сводного отчета о результатах анализа СМК предприятия | О | И | И | |||
Представление результатов анализа СМК на Совете по качеству | О | И | И | |||
Планирование мероприятий по улучшению СМК предприятия | О | И | И | |||
Контроль выполнения корректирующих и предупреждающих действий, реализации мероприятий по улучшению результативности процессов | О | И | И | И | И | |
Мониторинг и измерение процесса | О | И | И | |||
Анализ и улучшение процесса | О | И |
О – ответственный за под процесс, И – исполнитель
5.1. Блок — схема процесса «Анализ со стороны руководство»
Рисунок 1. Схема процесса «Анализ со стороны руководство»
Рисунок 2. Схема процесса «Анализ со стороны руководство» (продолжение)
5.2. Мониторинг, анализ и улучшение процесса
Генеральный директор предприятия должен постоянно повышать результативность системы менеджмента качества посредством использования политики и целей в области качества, результатов аудитов, анализа данных, корректирующих и предупреждающих действий, а также анализа со стороны руководства. ПРК должен использовать подходящие методы мониторинга и, где это применимо, измерения процессов системы менеджмента качества. Эти методы должны демонстрировать способность процессов достигать запланированных результатов. Если запланированные результаты не достигаются, то должны предприниматься необходимые коррекции и корректирующие действия.
Мониторинг данного процесса проводит ПРК по следующим контролируемым параметрам:
- сроки предоставления исходных (входных) данных для формирования отчета;
- качество предоставленных материалов (их полнота и достоверность);
- сроки согласования и рассылки проекта отчета;
- качество рекомендаций и предложений по совершенствованию СМК.
Инструментами мониторинга данного процесса являются регулярные внутренние и внешние аудиты СМК, наличие протоколов, отчетов, планов по совершенствованию СМК.
Генеральный директор не реже одного раза в год осуществляет анализ результативности и эффективности процесса в соответствии с ДП «Мониторинг, измерение и анализ процессов» [3, стр. 34].
- Ссылки
ДП 8.1 Общие положения
ДП 8.2.3 Мониторинг и измерение процессов
ДП 8.4 Анализ данных
ДП 8.5.1 Постоянное улучшение
ДП 8.5.2 – 01 Корректирующие действия
ДП 8.5.3 – 01 Предупреждающие действия
- Документация и записи по качеству процесса
Таблица 3
Документация и записи по качеству процесса
Наименование документа | Хранение | |
Ответственный | Срок | |
Ф 1. Формирование исходных данных для анализа | Генеральный директор | 3 года |
Ф 2. Анализ результативности процесса | Генеральный директор | 3 года |
Ф 3. Мероприятия по улучшению процесса | Генеральный директор | 3 года |
Ф 4. Анализ выполнения корректирующих/предупреждающих действий | Генеральный директор | 3 года |
Ф 5. Отчет о результатах анализа СМК предприятия | Генеральный директор | 3 года |
Ф 6. Журнал по мониторингу и измерение процесса | Генеральный директор | 3 года |
Ф 7. Журнал регистрации несоответствии | Генеральный директор | 3 года |
8. Образцы форм и журналов
Рисунок 3. Форма 1
Рисунок 4. Форма 2
Рисунок 5. Форма 4
Рисунок 6. Форма 4
Вывод: В результате разработанного алгоритма пришли к следующему заключению по пункту 5.6 «Анализ со стороны руководство». В результате анализа сроков предоставления исходных (входных) данных для формирования отчета, качества предоставленных материалов (их полноты и достоверности), а так же сроков согласования и рассылки проекта отчета и качества рекомендаций и предложений по совершенствованию СМК со стороны высшего руководства проводятся методы помогающие достигать запланированные процессы в более сжатые сроки. Если запланированные результаты не достигаются, то предпринимаются необходимые коррекции и корректирующие действия.
Библиографический список
1. Капоница Н.О. Разработка документации для системы качества предприятия стройиндустрии. учеб. пособие. –Т.: Издательство ТГАСУ, 2012 г. – 20с.2. ГОСТ ИСО 9000-2008. Система менеджмента качества. Основныеположения и словарь. – М.: Стандартинформ, 2009 г. – 35с.
3. ГОСТ ИСО 9001-2011. Система менеджмента качества. Требования. – М.: Стандартинформ, 2012 г. – 36с.