Abstract: The article defines the term “the life quality of population”. The main components characterizing the life quality of population have been revealed. The factorial approach to population income level increase has been represented graphically. The factors that have an influence on the life quality of population by the management system have been reviewed. The author has represented graphically the administrative impact by the municipal authorities on the life quality of population, which relates to creation of the conditions for economical, medico-ecological and culture-spiritual development of the municipal district. The interview with the respondents about percentage distribution of the components that constitute the life quality of population has been analyzed. The differences in evaluation of the components that constitute the life quality of population at the rural and urban municipal districts have been found. The opportunities of the factorial approach to population life quality management suggested by the author have been estimated.
Keywords: life quality, municipal districts, the factor model of population life quality management, estimation of the population life quality components
Рассматривая понятие «качество жизни населения» в контексте, определенного стандартом ГОСТ ИСО 9001-2011, понятия «качество», как степень соответствия совокупности присущих характеристик жизнедеятельности определенным требованиям со стороны населения, весьма интересна социологическая оценка основных его компонентов. В большинстве случаев учеными различных научных школ оценка «качества жизни населения» предполагает оценку иерархической системы факторов, критериев и показателей, всесторонне характеризующих экономическое развитие общества, уровень материального благосостояния, медико-экологического и культурно-духовного благосостояния населения. [3]
Существуют различные подходы к анализу факторов, повышающих качество жизни населения. Одним из подходов следует отметить теорию факторных доходов, которая дает глубокие, адекватные запросам времени ответы на многие вопросы периода глубокой трансформации общественных систем. [1] Это, главным образом, связано с изменением целевых установок всего общественного развития. Стремление к росту социально-экономических показателей деятельности, как основной цели, ранее определяющей развитие территории, и опосредованно воздействующей на качество жизни населения, более не актуально. Кардинальные институциональные преобразования в России, в первую очередь, направлены на принципиальное изменение качества жизни населения, которое может соответствовать повышению количественных показателей, но лишь характеризуют отдельные изменения [4]. С помощью экономико-математических методов учеными различных научных школ отмечается связь между высоким уровнем социально-экономических показателей на территории муниципального образования и качеством жизни населения [8]. Однако преобразование экономического процветания района в соответствующий процесс повышения качества жизни населения является одной из наиболее сложных задач управляющей системы.
Реформирование российской экономики, предусматривающей тенденции роста качества жизни населения, в том числе, связано с открывающимися возможностями получения новых источников доходов [5]. Теперь уровень благосостояния населения определяется не только уровнем заработной платы, но и реализацией факторов производства, находящихся в собственности, в социально-экономических процессах. Формирование доходов населения, согласно одному из постулатов неоклассической школы, заключается в том, что доходы населения, в состоянии равновесия рыночных сил, соответствуют экономической отдаче соответствующего ресурса от его использования в качестве фактора производства [3]. С позиций факторного подхода к доходам населения, институциональные реформы предполагают возможность не только получения платы за труд, но и доходы за вложенные капиталы в виде дивидендов, процентов, доходы от собственности и широкие возможности использования предпринимательских способностей [2]. Вместе с тем, удовлетворенность населения качеством своей жизни, помимо уровня доходов, зависит от уровней экономического, медико-экологического и культурно-духовного развития района, которые, в свою очередь, подвержены влиянию факторов внешней среды, в том числе, управляющей системы.
Рассматриваемая факторная модель (рис.1) в системе управления муниципальным районом показывает наличие на входе нескольких факторов, с помощью которых осуществляется управляющее воздействие на качество жизни населения [1]. Оценить прямыми количественными показателями управляющее воздействие, связанное с развитием инфраструктуры, институциональной среды и инвестиционного климата, сформированных на данной территории, невозможно. Но именно управляющее воздействие создает условия экономического, медико-экологического и культурно-духовного развития муниципального района.
Рисунок 1. Факторная модель управления качеством жизни населения
Проведенный анализ основных факторов развития показывает, что существующая институциональная среда и инвестиционная инфраструктура большинства сельских районов развита слабо, инвестиционная инфраструктура большинства сельских муниципальных образований не сформирована [6]. Кроме естественной причины в виде недостатка бюджетного финансирования, одним из факторов слабого инновационного развития сельских муниципальных районов, необходимых для организации новых и расширения действующих производств, следует отметить низкий уровень их привлекательности для большинства сфер бизнеса в силу, как правило, их малочисленности и «бесперспективности» в соотношении с городскими муниципальными районами [7].
В рамках исследования предлагаемой автором факторной модели управления качеством жизни населения в период 2015-2016гг был проведен опрос жителей Нижегородской области. Респондентам предлагалось оценить процентное соотношение компонентов качества жизни населения в соответствии с их значимостью. Сумма значений компонентов качества жизни населения должны составлять 100%, характеризуя тем самым качество жизни в полном объеме. В опросе участвовало более 1300 респондентов различных возрастных групп Нижегородской области. Значение по группе высчитывалось как среднее арифметическое между оценками всех опрашиваемых. Данные, полученные при опросе населения муниципальных районов сельского и городского типа, были разделены. Результаты опроса сведены в таблицу 1.
Таблица 1
Оценка компонентов качества жизни населения в муниципальных районах
№ | Компоненты качества жизни населения | Значение для различных типов муниципальных районов, % | |
сельские | городские | ||
1 | Уровень экономического развития | 43,3 | 13,2 |
2 | Уровень доходов населения | 21,6 | 42,6 |
3 | Уровень медико-экологического развития | 16,9 | 16,3 |
4 | Уровень культурно-духовного развития | 18,2 | 27,9 |
Всего | 100 | 100 |
Полученные количественные оценки компонентов качества жизни населения удобно проанализировать с помощью графических зависимостей, представленных на рисунках 2 и 3.
Рисунок 2. Оценка компонентов качества жизни населения сельских муниципальных районов
Рисунок 3. Оценка компонентов качества жизни населения городских муниципальных районов
График наглядно демонстрирует существенные различия в оценке качества жизни населения во взаимосвязи компонентов предлагаемой факторной модели. Если для населения городских муниципальных районов основным компонентом качества жизни предсказуемо является уровень дохода (около 43%), то в сельских муниципальных районах население больше обеспокоено уровнем экономического развития района (43,3%), нежели собственным благосостоянием, значение которого оценивается всего в 21,6%.
Проблема оценки направленного воздействия деятельности правительства и муниципальных органов власти на качество жизни населения, является весьма острой и актуальной. Исследования показывают, что уровень и качество жизни населения в значительной степени зависит не только от доходов населения, но и от других составляющих общественной деятельности. Факторная модель управления качеством жизни населения, предложенная автором, позволяет оценить косвенное воздействие факторов внешней среды на качество жизни населения с помощью количественных показателей, а на основе анализа данного воздействия можно формировать основные управленческие решения в области институциональной и инвестиционной политики муниципального района.
Библиографический список
1. Дмитриев М.Н., Захарова С.Г., Масленников Н.А. Модель управления человеческими ресурсами муниципальных районов в концепции факторного подхода// Приволжский научный журнал. 2015. №3 (35). С. 206-2132. Захарова С.Г., Масленников Н.А. Оценка источников формирования денежных доходов в рамках институциональных преобразований качества жизни населения сельских муниципальных районов// Инновации и инвестиции. 2013. №3. С. 89-92.
3. Захарова С.Г., Масленников Н.А. Закономерности изменения качества жизни населения как индикатор институциональных преобразований в России// Экономика и менеджмент систем управления. 2013. №2.1. С.134-143.
4. Захарова С.Г., Кулагина Э.Н. Институциональные инновационные преобразования социальных отраслей муниципального района// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. №2-2. 2012. С. 141-149
5. Захарова С.Г. Социально ориентированное управление человеческими ресурсами сельских муниципальных районов и его влияние на качество жизни населения// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. №3. 2016. С. 7-16
6. Захарова С.Г., Мальцев А.Н. Оценка системы управления муниципальных районов по критерию качества жизни населения// Власть.№8. 2016.С.67-73
7. Захарова С.Г., Банин М.А. Конкурентные преимущества как внутренние ресурсы муниципального района// Современная конкуренция. 2015. Т.9. №6 (54). С. 116-128
8. Партисипаторный подход в повышении качества жизни населения: Монография. Под общей ред. Н.М. Римашевской, Н.Н. Ивашиненко. Нижний Новгород – Москва: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2013. – 268 с.