Abstract: Due to the crisis in the domestic economy the audit services market has been at a decline. The purpose of this article is to examine the state of audit services market in Russia today. Statistical data regarding the dynamics and structure of income of audit firms is presented and analyzed in this article. Based on the results of the analysis it can be concluded that from 2013 to 2016 the market for audit services has been on the decline. However, in spite of the apparent decline in the number of audit firms, overall revenue of auditing organizations increased, and the country developed methods to overcome the prevailing state of the market for audit services
Keywords: analysis, audit, audit firms, the market of audit services, self-regulating organization of auditors.
Основной характеристикой рынка аудиторских услуг в России за три последних года следует признать стагнацию. После нескольких лет стабильного развития по всем показателям именно в год перехода на механизмы саморегулирования наметился устойчивый спад. Естественно, свое влияние оказал и общемировой экономический кризис, больно ударивший по всем отраслям экономики и резко сокративший финансовые возможности заказчиков аудиторских услуг. Будучи зависимыми от своих клиентов, аудиторы были вынуждены идти на уступки по ценовым предложениям, учиться механизмам выживания в условиях ужесточающейся конкуренции.
В целях проводимого нами анализа воспользуемся данными, приведенными на официальном сайте Минфина России. Количество аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов приведено в таблице 1[5].
Таблица 1
Количество аудиторских организаций и аудиторов в Российской Федерации
На 01.01.2013 | На 01.01.2014 | На 01.01.2015 | На 01.01.2016 | |
Имеют право на осуществление аудиторской деятельности — всего, тыс. в том числе: | 5,7 | 5,5 | 5,3 | 5,1 |
аудиторские организации | 4,8 | 4,7 | 4,5 | 4,4 |
индивидуальные аудиторы | 0,9 | 0,8 | 0,8 | 0,7 |
Аудиторы – всего, тыс. из них: | 24,1 | 23 | 22,2 | 21,5 |
сдавшие квалификационный экзамен на получение единого аттестата | 3,2 | 3,2 | 3,4 | 3,5 |
Аудиторская палата России распространила записку, в которой проанализированы изменения количества аудиторов и аудиторских организаций – членов СРО АПР за период с 31.12.2011 по 31.12.2015 [4].
Так, за указанный период количество аудиторов снизилось на 5797 человек (это 22%), аудиторских организаций — на 780 (15%).
В записке отмечается: «темп снижения количества аудиторов и аудиторских организаций мог быть еще выше, если бы не искусственное сдерживание СРО оттока членов в течение последних двух лет в попытке сохранить статус саморегулируемой организации» [4] — 307-ФЗ устанавливает завышенные критерии численности для СРО аудиторов (2000 аудиторских организаций или 10000 аудиторов).
В контрольном экземпляре реестра на 20 июня 2016 года количество аудиторов составляет 21003, аудиторских организаций — 4416. По мнению АПР, в реестре официально числится большое количество аудиторов, «не принимающих участие в аудиторской деятельности на регулярной основе в соответствии с требованиями законодательства».
«Необходимо сказать, что стабильно и реально работающих аудиторских организаций намного меньше, чем официально числится в контрольном экземпляре реестра» [4], — говорится в записке.
За 4 указанных года прекратили членство в СРО АПР 1566 аудиторов и 372 аудиторские организации.
Проведённый АПР анализ позволяет сделать вывод, что:
- уменьшение числа аудиторов в основном обусловливается исключением из членов за несоблюдение требований действующего законодательства, которое выявлено при выполнении СРО АПР своих функций и уходом из профессии из-за негативных условий на рынке аудиторских услуг;
- уменьшение числа аудиторских организаций в основном обуславливается уходом из профессии в связи с условиями, которые сложились на рынке аудиторских услуг, и выходом из членов СРО АПР аудиторских организаций, которые уклоняются от проведения внешнего контроля качества работы.
Однако, несмотря на явное снижение количества аудиторских организаций, доходы аудиторских организаций в целом возросли, что отражено в таблице 2 [5].
Таблица 2
Динамика доходов аудиторских организаций
За 2011 год | За 2012 год | За 2013 год | За 2014 год | За 2015 год | |
Объем оказанных услуг – всего, млрд. руб. | 50,8 | 51 | 51,7 | 53,6 | 56,1 |
Прирост по сравнению с прошлым годом, % | 3,5 | 0,5 | 1,4 | 3,7 | 4,7 |
Объем доходов от аудита, приходящийся на 1 млн руб. выручки клиентов, руб. | 346 | 325 | 339 | 313 | 318 |
Также в 2015 году возросло количество клиентов аудиторских организаций, бухгалтерская отчетность которых проаудирована, причем, этот показатель уменьшился по Москве и увеличился по Санкт-Петербургу и другим регионам РФ (таблица 3) [5].
Таблица 3
Структура доходов аудиторских организаций (в %)
Россия — всего | Москва | Санкт-Петербург | Другие регионы | |||||
2014 | 2015 | 2014 | 2015 | 2014 | 2015 | 2014 | 2015 | |
Доля доходов от проведения аудита в общих доходах за год | 51 | 49,2 | 51,5 | 48,5 | 39,5 | 46,6 | 52,5 | 53,6 |
Доля доходов от оказания сопутствующих аудиту услуг в общих доходах за год | 5,2 | 4 | 5 | 3,9 | 6,4 | 2,8 | 5,9 | 5 |
Доля доходов от оказания прочих услуг в общих доходах за год | 43,8 | 46,8 | 43,5 | 47,6 | 54,1 | 50,6 | 41,6 | 41,4 |
ИТОГО | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
В соответствии с данными Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности, наибольшая доля в общем количестве аудиторских организаций принадлежит малым аудиторским организациям с численностью сотрудников до 15 человек (таблица 4) [5].
Таблица 4
Распределение аудиторских организаций по масштабам деятельности (в %)
Малые | Средние | Крупные | ||||
2014 | 2015 | 2014 | 2015 | 2014 | 2015 | |
Доля в общем количестве аудиторских организаций | 91,1 | 91,6 | 7,7 | 7,2 | 1,2 | 1,2 |
Доля в общем объеме оказанных услуг | 23,7 | 23,26 | 13,3 | 11,7 | 63,1 | 65,0 |
Доля в объеме оказанных услуг по проведению аудита | 23,2 | 23,9 | 11,4 | 11,0 | 65,4 | 65,1 |
Доля услуг по проведению аудита в общем объеме оказанных услуг | 50,0 | 50,6 | 43,9 | 45,9 | 52,8 | 49,2 |
Доля в общем количестве клиентов, отчетность которых проаудирована | 62,4 | 64,82 | 20,6 | 18,79 | 17,0 | 16,40 |
Доля в общем количестве аудиторских организаций, проводивших аудит отчетности общественно значимых организаций | 74,6 | 73,8 | 20,0 | 20,3 | 5,4 | 5,9 |
Доля в общем количестве общественно значимых организаций, отчетность которых проаудирована | 47,7 | 46,1 | 26,2 | 25,4 | 26,1 | 28,5 |
Доля в общем количестве аудиторских организаций, проводивших аудит отчетности по МСФО | 58,1 | 59,7 | 28,3 | 25,5 | 13,6 | 14,8 |
Доля в общем количестве клиентов, отчетность по МСФО которых проаудирована | 21,2 | 27,2 | 20,6 | 19,6 | 58,2 | 53,3 |
Как видно из таблицы 4, несмотря на то, что малых аудиторских организаций больше, общий объем оказанных услуг выше у крупных организаций с численностью сотрудников более 50 человек.
В 2016 году Совет по общественному надзору за развитием бухучета, отчетности и аудита разработал свою версию проекта предложений по реформированию действующей в РФ системы регулирования и саморегулирования аудиторской деятельности. Документ опубликован на сайте Совнадзора [7].
Окончательная версия предложений Совнадзора будет направлена в контрольное управление Президента в качестве альтернативы разработанной рабочим органом САД концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в РФ, которая фактически, согласована всеми СРО.
Среди предложений Совнадзора, в частности, присутствуют:
— создание двухуровневой системы государственного регулирования аудиторской деятельности. Первый уровень – Совет по бухучету, отчетности и аудиторской деятельности при Президенте РФ (формируется из числа руководителей аппарата Президента РФ, правительства РФ, органов исполнительной власти и ЦБ, саморегулируемых организаций бухгалтеров и аудиторов, Торгово-промышленной Палаты, Российского Союза Промышленников и Предпринимателей). Второй уровень – органы исполнительной власти и Центральный Банк РФ;
— откорректировать перечень организаций, подлежащих обязательному аудиту, законодательно установить перечень (критерии) «общественно значимых организаций», подлежащих обязательному аудиту;
— установить адекватную административную ответственность организаций и их руководителей за уклонение от прохождения «обязательного аудита»;
— подумать о введении ограничений на деятельность международных аудиторских сетей в России, ее дополнительной регламентации (например, ограничить их доступ к аудиту ОЗХС (общественно значимых хозяйствующих субъектов));
— аудиторам, имеющим бессрочные аттестаты государственного образца, выданные в соответствии с законом 119-ФЗ, вернуть право вести профессиональную деятельность, включая и «общественно значимые организации», сохранив право на аудиторскую деятельность и за обладателями вновь полученных «единых аттестатов»;
— ввести обязательное страхование профессиональной ответственности при оказании аудиторских услуг, в размере, соответствующем объему оказываемых услуг, с одновременным изъятием из действующего законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в РФ, понятия «компенсационный фонд»;
— ввести систему госрегулирования и саморегулирования в области ведения бухгалтерского и налогового учета, формирования бухгалтерской и налоговой отчетности, установить законодательную ответственность за формирование недостоверной бухгалтерской и налоговой отчетности [7].
Таким образом, можно сделать выводы, что общее количество аудиторских организаций и аудиторов снизилось за период с 2011 года по 2015 год на 6027 или на 19%.
СРО АПР за весь период саморегулирования была и остается самой крупной организацией по общей численности своих членов и по численности аудиторов по сравнению с другими СРО. Основные показатели деятельности СРО, ежегодно публикуемые Минфином России, не содержат анализа причин изменения (уменьшения) количества аудиторов и аудиторских организаций.
Важнейшим качественным показателем членства аудиторских организаций в СРО является количество аудиторских организаций, имеющих в штате трёх и более аудиторов, работающих на постоянной основе по основному месту работы. Такие организации подтверждают свое реальное участие в аудиторской деятельности и представляют собой наиболее стабильную и профессиональную группу.
Основные показатели рынка аудиторских услуг и деятельности СРО, публикуемые Минфином России, не раскрывают реального положения дел в аудите и в саморегулировании профессии [4].
Концепция дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации разработана во исполнение Поручения Президента РФ №ПР-2629 от 19.12.2015 и одобрена Советом по аудиторской деятельности 24.06.2016, что позволит аудиторским организациям перейти на более качественный уровень оказания услуг.
Библиографический список
1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности от 30.12.08 № 307-ФЗ;2. ФПСАД № 19 «Особенности первой проверки аудируемого лица» (введено постановлением Правительства РФ от 16.04.05 № 228);
3. Концепция совершенствования механизмов саморегулирования, утвержденной Правительством Российской Федерации 30.12.2015;
4. Аналитическая записка о количественном и качественном составе СРО аудиторов и его динамике за период с 2011 по 2015 годы /Руководитель Департамента реестра СРО АПР Л.Н Горелик;
5. Основные показатели рынка аудиторских услуг/ Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина РФ www.audit-it.ru/articles/audit/a105/864490.html (31.01.2017);
6. Официальный сайт Минфина РФ http://minfin.ru/ru/perfomance/audit (31.01.2017);
7. Официальный сайт Совнадзора http://sovnadzor.ru/wyswyg/file/rumain124/68.docx (08.02.2017).