Abstract: The article substantiates the importance of the sphere of housing and communal services for maintaining a decent standard of living and well-being of the population of our country. It is shown that the sphere of housing and communal services is one of the key in the scale of the Russian economy, but at the same time has a number of problems in market reform and comprehensive modernization of its infrastructure. It is determined that at the present stage of development of the Russian economy, the sphere of housing and communal services can become one of the points of its steady growth. The composition of the main factors is revealed and the influence of some of them is shown on the increase of efficiency of complex modernization and innovative development of the sphere of housing and communal services.
Keywords: Housing and communal services, comprehensive modernization, innovative development, factors, efficiency
Введение
В современных условиях уровень жизни и благополучие большей части населения России находится в непосредственной зависимости от эффективного функционирования сферы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Признавая данный факт, на государственном, региональном и муниципальном уровнях управления уже не одно десятилетие предпринимаются усилия, направленные на коренное реформирование и комплексную модернизацию этой сферы. В их основе лежит проведение рыночных преобразований и внедрение инновационных технологий и методов управления. К важным факторам реформирования сферы ЖКХ сегодня относятся создание условий для привлечения частного бизнеса и формирование института эффективных собственников жилья.
Сегодня в сфере ЖКХ разработан ряд стратегических и нормативно-правовых документов, в которых определены целевые приоритеты проведения ее реформирования и комплексной модернизации. Так, на федеральном уровне сформирована Стратегия реформирования и развития ЖКХ [9]. На региональном и муниципальном уровнях подготовлено огромное количество нормативно-правовых и методических документов, в которых рассматриваются вопросы регулирования экономики и институтов этой сферы. Тем самым, создана необходимая нормативная база для проведения активной и целенаправленной работы по реформированию ЖКХ [6].
Вместе с тем в процессе реформирования и комплексной модернизации, кроме очевидных позитивных аспектов, накопился ряд недостатков и проблем, свидетельствующих о том, что сфера ЖКХ пока еще не преодолела системного кризиса в своем развитии [7, 8]. На этом основании в данной статье будут выявлены факторы, обеспечивающие эффективность комплексной модернизации и инновационного развития этой сферы. Кроме того, будет обоснована необходимость объединения усилий государственных, региональных и муниципальных структур управления, совместно с экономическими субъектами сферы ЖКХ и собственниками жилья для обеспечения успешного решения всех проблем. В связи с указанными обстоятельствами актуальность данной статьи представляется достаточно значимой для современного этапа развития сферы ЖКХ в частности и российской экономики в целом.
Основная часть
- Необходимость комплексной модернизации сферы ЖКХ и ее инфраструктуры
В современной российской экономике сфера жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) по целому ряду статистических показателей входит в первую пятерку ключевых отраслей. Ежегодный оборот в сфере ЖКХ составляет 4,1 трлн. руб. или 5,7% валового внутреннего продукта (ВВП) России. В сферы ЖКХ осуществляют хозяйственную деятельность более 52 тысяч экономических субъектов разных форм собственности, которые обеспечивают занятость почти 3,5 млн. чел. трудоспособного населения нашей страны. При этом в сфере ЖКХ эксплуатируется почти 30% основных фондов государства [1].
Объем жилищного фонда в России составляет 3,58 млрд. м2. При этом на жилищный фонд в МКЖД приходится 3,13 млрд. м2 или 87,1% его общего объема. В покупку жилья населением страны в 2015 году было инвестировано 2188815 млн. руб. Общая площадь введенных в действие МКЖД по данным на конец 2015 года составила 85,3 млн. м2. За этот же период ввод в действие объектов коммунальной инфраструктуры составил: по водопроводным сетям – 2697,0 км; по сетям газоснабжения – 9680,1 км; по канализационным сетям – 471,8 км; по тепловым сетям – 106,1 км [1].
Общие суммарные вложения финансовых средств экономическими субъектами сферы ЖКХ, занятыми эксплуатацией и управлением существующего жилищного фонда в 2015 году составили 37144228 тыс. руб. В указанном объеме преобладающая доля пришлась на краткосрочные финансовые вложения – она составила 98,1%. Вместе с тем по итогам 2015 года сальдированный финансовый результат хозяйственной деятельности экономических субъектов сферы ЖКХ оказался убыточным – 4249 млн. руб. несмотря на то, что доля прибыльных экономических субъектов достигла 72%, а доля убыточных составила 28% [1].
В конце 2015 года основные фонды предприятий всей коммунальной инфраструктуры сферы ЖКХ составляли 89104,1 млрд. руб. При этом по целому ряду видов экономической деятельности степень износа основных фондов находилась в пределах 40-45% (производство, передача и распределение горячей воды (тепловой энергии); сбор, очистка и распределение воды) [1]. Следствием высокого уровня износа основных фондов стал рост потерь коммунальных ресурсов в физическом и стоимостном выражении. Так, за 2010-2014 годы доля потерь воды по причине эксплуатации коммунальных сетей с повышенной степенью износа увеличилась с 27 до 30%, что привело к увеличению условного экономического ущерба с 66 до 80 млрд. руб. ежегодно [10]. При этом объем неучтенных потерь воды при ее транспортировке по сетевым трубопроводам только в 2014 году составил более 3,2 млрд. м³, а суммарная доля неучтенных потерь воды составила 30% от всего объема поданной по сетевым трубопроводам воды. Другими словами, неучтенные потери воды в реальности составляют чуть менее трети от всего объема ее подачи. Но неучтенные потери имеют место не только в случае подачи воды. Достаточно значительны и неучтенные потери тепла в сетевых трубопроводах системы отопления. Его доля за аналогичный период выросла с 14 до 16%, однако величина условного экономического ущерба в этом случае несопоставимо больше – она выросла со 160 до 218 млрд. руб. ежегодно [10]. Таким образом, для экономики страны общая оценка ежегодных потерь с учетом перерасхода электроэнергии для компенсации потерь воды при ее подаче по сетевым трубопроводам и перерасхода топлива на выработку дополнительных объемов тепла вместо неучтенных потерь приближается к 500 млрд. руб.[10]
Вместе с тем, в сфере ЖКХ остается нерешенным сложный комплекс системных проблем, а именно: несоответствие роста тарифов на оплату ЖКУ уровню их качества; несоответствие качества большей части ЖКУ современным требованиям и нормативам; высокий уровень физического и морального износа большей части объектов коммунальной инфраструктуры; необходимость ускоренной модернизации и технологического перевооружения объектов коммунальной инфраструктуры сферы ЖКХ; медленное внедрение рыночных методов управления во взаимоотношения хозяйствующих субъектов сферы ЖКХ; недостаточный уровень привлечения частных инвесторов при одновременном снижении участия государства в финансировании развития сферы ЖКХ и ряд других [5]. Для комплексного решения всех проблем представляется целесообразным объединить усилия государственных, региональных и муниципальных структур управления, совместно с экономическими субъектами сферы ЖКХ и собственниками жилья.
Специфика функционирования сферы ЖКХ проявляется в особенностях деятельности ее экономических субъектов, связанной с эксплуатацией и управлением использования существующего жилищного фонда, а также организации рынка жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Поскольку в нашей стране спрос на жилье, как и спрос на получение ЖКУ надлежащего качества, остается достаточно высоким, то влияние санкционных ограничений и связанных с их действием основных проблем, характерных для большей части ведущих отраслей российской экономики, применительно к сфере ЖКХ можно считать минимальным. В связи с этим проведение комплексной модернизации сферы ЖКХ и инновационного развития ее инфраструктуры представляется не только необходимым условием ее реформирования, но и может стать одной из так называемых точек устойчивого роста экономики всей страны.
- Факторы инновационного развития и их влияние на повышение эффективности комплексной модернизации сферы ЖКХ
Основные цели комплексной модернизации, инновационного развития и повышения энергетической эффективности сферы ЖКХ и ее экономических субъектов определены в Стратегии развития [9]. Успешность и ожидаемые сроки их достижения непосредственно зависят от ряда ключевых факторов, оказывающих определяющее влияние на эффективность инновационного развития и комплексной модернизации этой сферы. В числе этих факторов, прежде всего, необходимо выделить следующие:
1) обеспечение благоприятных условий для развития конкурентной среды и предпринимательства ЖКХ, а также привлечения частного бизнеса;
Для российского частного бизнеса в условиях действия санкционных ограничений первостепенный интерес представляют такие отрасли и сферы экономики, которые слабо зависимы от воздействия внешних факторов. Сфера ЖКХ относится как раз к таким отраслям, поскольку ее функционирование фактически не зависит от воздействия санкционных ограничений, а у значительной части населения нашей страны существует устойчивый спрос на жилье и качественные ЖКУ. В российской экономике сегодня вряд ли найдется еще хотя бы одна отрасль, в которой спрос был бы настолько стабилен и высок. На этом основании, можно говорить о том, что интерес частных инвесторов к сфере ЖКХ растет, поскольку она представляет собой прибыльный рынок с большим потенциалом для получения дополнительной прибыли на вложенные средства [8]. По этой причине частный бизнес уже проявляет свою заинтересованность в реализации инвестиционных проектов в сфере ЖКХ.
2) ликвидация неэффективного управления сферой ЖКХ, осуществляемого унитарными предприятиями, и передача жилищного фонда и объектов инфраструктуры в эксплуатацию и управление эффективным собственникам и частным предприятиям;
Развитие института эффективных собственников жилья признано необходимым в рамках Жилищного кодекса Российской Федерации [2]. Особая значимость в решении этой проблемы принадлежит вопросам управления жилищным фондом силами товариществ собственников жилья (ТСЖ) или управляющих компаний (УК) с привлечением собственников жилья к их управленческой деятельности. У данного подхода к управлению жилищным фондом имеется ряд преимуществ, а именно возможность самостоятельного планирования сроков и последовательности проведения ремонтных работ, оперативного контроля качества ЖКУ со стороны собственников жилья. С другой стороны, в случае незаинтересованности собственников жилья в решении вопросов управления его эксплуатацией и ремонтом, у многих экономических субъектов сферы ЖКХ могут возникнуть трудности с реализацией некоторых положений и норм действующего законодательства, а также злоупотребления в финансовой сфере. Следствием этого может стать необоснованный рост тарифов на оплату ЖКУ, который, в свою очередь, вызывает недоверие собственников жилья к возможности эффективного функционирования института ТСЖ и УК. Для выхода из такого положения необходимо разработать и регулярно применять на практике систему мер по обучению собственников жилья грамотному применению своих прав и обязанностей в части управления и эксплуатации жилищного фонда. При этом основная цель заключается в том, чтобы собственники жилья не считали себя рядовыми «квартиросъемщиками», а стремились к эффективному управлению своей собственностью [4].
3) разработка и внедрение новых механизмов, снижающих участие бюджетов всех уровней в финансовой поддержке развития и модернизации коммунальной инфраструктуры сферы ЖКХ, прежде всего, посредством учета специфики реализации инвестиционных проектов ее комплексной модернизации частными бизнес-структурами;
4) внедрение современных инновационных технологий, используемых при проведении комплексной модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и обеспечения их эффективной эксплуатации;
5) совершенствование договорно-правовых отношений в части предоставления ЖКУ между организациями-поставщиками услуг и ресурсов и собственниками жилья, развитие системы расчетов за поставленные ЖКУ, регулирование деятельности расчетных центров, развитие сервисов дистанционной оплаты;
6) введение и реализация на уровне договоров прямых мер, направленных на повышение платежной дисциплины собственниками жилья и установление их конкретной ответственности за несвоевременную оплату ЖКУ;
7) обеспечение мероприятий по переходу на долгосрочное тарифное регулирование в части обеспечения собственников жилья теплом, электрической энергией, газом, водоснабжением и водоотведением;
При этом формирование тарифов на поставку перечисленных услуг и ресурсов обязательно должна учитываться расчетная предпринимательская прибыль организаций-поставщиков в размере не менее 5% (для унитарных предприятий уровень прибыли может быть установлен ниже этого значения);
8) разработка и внедрение мероприятий, направленных на экономию всех видов ресурсов при обеспечении собственников жилья необходимым комплексом ЖКУ и повышение эффективности их использования;
Применительно к сфере ЖКХ эта проблема экономии ресурсов тесно связана с расширением спектра ЖКУ, поскольку появление каждой новой услуги влечет за собой определенное увеличение расхода ресурсов, прежде всего, энергетических, которые связаны с ее воспроизводством и доведением до конечного пользователя. Данные статистики свидетельствуют о том, что на обеспечение сферы ЖКХ комплексом ЖКУ в масштабах всей страны приходится до 70% общего потенциала энергопотребления. По этой причине проблема энергосбережения в сфере ЖКХ приобретает ключевое значение для всей российской экономики. Для ее решения представляется целесообразным разработать и внедрить комплекс мероприятий, направленных на получение более высокого уровня энергоэффективности в сфере ЖКХ [3]. В основу этого процесса должен быть положен комплексный подход к обеспечению учёта расхода всех видов ресурсов, контролю за их расходом при потреблении, получению независимых оценок деятельности экономических субъектов сферы ЖКХ по учёту расхода всех видов ресурсов и энергоносителей, а также ее аудиту.
9) исключение необоснованного роста оплаты гражданами предоставленных им ЖКУ посредством использования при расчетах механизма долгосрочного регулирования совокупного платежа гражданина, ограничивающего размер устанавливаемых в регионе тарифов оплаты ЖКУ;
10) совершенствование механизмов выявления бесхозных объектов инфраструктуры сферы ЖКХ через стимулирование органов местного самоуправления с последующим оформлением на них прав собственности.
Поскольку от практической реализации указанных и ряда других факторов зависит эффективность комплексной модернизации и инновационного развития сферы ЖКХ, то для ее успешного развития представляется целесообразным объединить усилия государственных, региональных и муниципальных структур управления, совместно с экономическими субъектами сферы ЖКХ и собственниками жилья для обеспечения успешного решения всех проблем.
Заключение
На основании полученных в ходе проведения исследований результатов можно сделать следующие выводы.
В современной российской экономике сфера ЖКХ по большинству статистических показателей входит в число ключевых отраслей. Специфика функционирования этой сферы заключается в ее ориентации на внутренний рынок и удовлетворении растущих потребностей населения нашей страны в улучшении своих жилищных условий и получении качественных ЖКУ. По этой причине сфера ЖКХ практически не подвержена негативному воздействию санкционных ограничений и имеет достаточный потенциал для того, чтобы стать одной из точек устойчивого роста экономики нашей страны.
На протяжении двух последних десятилетий сфера ЖКХ находится в состоянии реформирования и перехода на рыночные методы ведения хозяйства. Однако этот процесс до настоящего времени не только не завершен, но и выявил ряд проблем и недостатков. В их основе их решения лежит проведение рыночных преобразований и внедрение инновационных технологий и методов управления. К важным факторам реформирования сферы ЖКХ сегодня относятся создание условий для привлечения частного бизнеса и формирование института эффективных собственников жилья. Кроме того, в статье приведена краткая характеристика еще ряда факторов, успешная реализация которых позволит повысить эффективность комплексной модернизации и инновационного развития этой сферы.
Сделан вывод о целесообразности объединения усилий государственных, региональных и муниципальных структур управления, совместно с экономическими субъектами сферы ЖКХ и собственниками жилья в целях обеспечения успешного решения выяленных проблем.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект №17-06-00015а «Формирование методологических основ комплексной модернизации и инновационного развития сферы жилищно-коммунального хозяйства: концептуальные обоснования, механизмы, модели, технологии, инструментарий».
Библиографический список
1. Жилищное хозяйство в России. 2016: Статистический сборник. – M., Росстат, 2016. – 63 с.2. Жилищный кодекс Российской Федерации. – М.: Норматика, 2017. – 160с.
3. Ларин С.Н., Хрусталёв Е.Ю. Повышение качества жилищно-коммунальных услуг как основная цель комплексной модернизации сферы ЖКХ // Политематический научный электронный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. – Краснодар: КубГАУ, 2017. – №02(126). – Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2017/02/pdf/06.pdf. – IDA [article ID]: 1261702006. http://dx.doi.org/10.21515/1990-4665-126-006.
4. Лембик С.А. Кто, если не собственник // Управление многоквартирным домом, 2013. № 7. С. 11-19.
5. Павленков Ю.В. Выборочный ремонт или комплексная энергоэффективная модернизация домов и муниципальной инфраструктуры // Управление многоквартирным домом, 2013. № 5. С. 48-58.
6. Пронина Л.И. Совершенствование законодательства в сфере жилищно-коммунального комплекса // Финансовый бизнес, 2013. № 5. С. 35-43.
7. Российская Федерация. Распоряжения Правительства. Комплексная программа реформирования и модернизации ЖКХ на период 2010-2020 гг.: распоряжение Правительства: [№ 102-р принято 2 февраля 2010 года]. – М.: Собрание законодательства РФ, 15.02.2010, №7, ст.769.
8. Ряховская А.Н. Усиление регулирующей функции государства в сфере ЖКХ: целесообразность и необходимость // Жилищное и коммунальное хозяйство, 2013. № 4. С. 10-14.
9. Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением правительства РФ № 80-р от 26 января 2016 года.
10. Трубные полимеры в городском ЖКХ 2015-2025. Информационно-аналитический центр RUPEC, 2015 [Электронный ресурс]. URL - http://www.plastic-pipes.ru/sites/default/files/issledovanie_jkh_2015-2025.pdf (дата обращения 06.03.2017).