Abstract: The article shows the importance of the sphere of housing and communal services in ensuring an adequate standard of living for the population of our country. Certainly, on the scale of the Russian economy, the sphere of housing and communal services is one of its key branches. Given the continuing impact of sanctions restrictions, this sphere can become one of the points of its steady growth. However, for this, it is necessary to resolve some problems of the functioning of economic entities in the sphere of housing and communal services and to develop targets for its comprehensive modernization and innovative development. This article substantiates the need for comprehensive modernization and innovative development of this sphere, as well as a number of targets that contribute to the increase of these processes.
Keywords: sphere of housing and communal services, complex modernization, innovative development, target points.
Благодарности
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект №17-06-00015а «Формирование методологических основ комплексной модернизации и инновационного развития сферы жилищно-коммунального хозяйства: концептуальные обоснования, механизмы, модели, технологии, инструментарий».
Введение
Эффективное функционирование экономических субъектов сферы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) сегодня обеспечивает необходимые условия для проживания практически всего населения нашей страны. В условиях, когда экономика нашей страны подвергается воздействию нелегитимных санкционных ограничений, сфера ЖКХ может стать одной из так называемых точек ее устойчивого роста. Это утверждение можно подкрепить целям рядом факторов, а именно: у большей части населения нашей страны, являющегося собственниками жилья, существует устойчивый спрос на получение от экономических субъектов сферы ЖКХ комплекса качественных жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ); хозяйственная деятельность большинства экономических субъектов сферы ЖКХ практически не подвержена воздействию санкционных ограничений, что делает эту сферу привлекательной для частных инвестиций; годовой оборот в сфере ЖКХ превышает 4,1 трлн. руб., что составляет более 5,7% валового внутреннего продукта (ВВП) России [2]. Учитывая эти и ряд других факторов, на государственном, региональном и муниципальном уровнях управления систематически разрабатываются программы коренного реформирования, развития и комплексной модернизации сферы ЖКХ. В основе их реализации лежит проведение рыночных преобразований и внедрение инновационных технологий и методов управления. При этом важным фактором реформирования сферы ЖКХ сегодня является создание условий для привлечения частного бизнеса и формирование института эффективных собственников жилья [4].
Основная часть
- Современные особенности функционирования сферы ЖКХ
По целому ряду статистических показателей сфера ЖКХ входит в первую пятерку ключевых отраслей российской экономики. В этой сфере осуществляют хозяйственную деятельность свыше 52 тысяч экономических субъектов разных форм собственности. Они обеспечивают занятость более 3,5 млн. чел. трудоспособного населения нашей страны. В сфере ЖКХ эксплуатируется почти 30% основных фондов российской экономики. Объем жилищного фонда в России имеет устойчивую тенденцию к росту и составляет 3,58 млрд. м2. При этом на жилищный фонд в многоквартирных жилых домах (МКЖД) приходится 3,13 млрд. м2 или 87,1% его общего объема [2].
Специфические особенности функционирования экономических субъектов сферы ЖКХ проявляется в их деятельности, связанной с эксплуатацией и управлением использования существующего жилищного фонда, а также организацией рынка ЖКУ. Сфера ЖКХ как самостоятельная отрасль производства представляет высокую значимость для успешного развития практически всех отраслей экономики страны. В условиях, когда сроки негативного влияния санкционных ограничений остаются фактически неопределенными, а наша страна не может самостоятельно их отменить, важный импульс для роста российской экономики может придать обеспечение опережающего развития отраслей, обладающих достаточным потенциалом, чтобы стать драйверами устойчивого роста отечественной экономики [3]. Это может нивелировать негативное воздействие санкционных ограничений на рост отечественной экономики. Более того, обеспечение экономического роста в отраслях-драйверах создаст дополнительный задел для дальнейшего развития всех отраслей российской экономики.
В настоящее время сфера ЖКХ представляет собой огромный рынок услуг с гарантированно устойчивым внутренним спросом по эксплуатации и управлению существующим жилищным фондом. Ежегодный оборот этого рынка сопоставим с ВВП отдельных стран Европы или превышает этот показатель, иногда в несколько раз. Это обстоятельство предопределяет рентабельность большинства инвестиционных проектов в сфере ЖКХ даже при существующем уровне тарифов на оплату ЖКУ независимо от того, кто будет выступать их инициаторами – государственные структуры или частный бизнес.
Отличительными особенностями функционирования сферы ЖКХ в современных условиях являются два обстоятельства: во-первых, эта сфера практически не зависит от конъюнктуры колебаний экономики, поскольку всегда обеспечена гарантированным спросом, а во-вторых, на протяжении всего периода ее реформирования и модернизации экономические субъекты этой сферы будут в той или иной форме получать от государства финансовую поддержку, хотя и в меньших масштабах, чем несколько лет назад. Модернизация сферы ЖКХ влечет за собой создание обновленных основных фондов ее коммунальной инфраструктуры, стоимостные объемы которых могут легко компенсировать частным инвесторам невысокую маржинальную доходность от вложения средств. Вместе с тем, развитие сферы ЖКХ после модернизации ее коммунальной инфраструктуры в долгосрочной перспективе так же легко прогнозируется, что делает эту сферу уже сегодня достаточно привлекательной для частного бизнеса и внедрения инновационных технологий управления, материалов и оборудования, включая обеспечение всего населения страны приборами учета расхода всех видов потребляемых ресурсов [4].
Указанные выше обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что на данный момент сфера ЖКХ выгодно отличается от большинства отраслей российской экономики практической невосприимчивостью к негативному влиянию санкционных ограничений и достаточно высоким уровнем привлекательности для реализации разного рода инвестиционных проектов структурами частного бизнеса. Сочетание данных факторов дает все основания для того, чтобы считать сферу ЖКХ одним из перспективных драйверов развития российской экономики как на ближайшую, так и на отдаленную перспективу.
- Нормативно-законодательное обеспечение комплексной модернизации и инновационного развития сферы ЖКХ
Практическая реализация указанных выше факторов в сфере ЖКХ только силами ее экономических субъектов сегодня не представляется возможным, поскольку разнонаправленный характер их деятельности должен регулироваться на всех уровнях управления, начиная с государственного [6]. В этой связи распоряжением Правительства РФ № 80-р была утверждена «Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года» [8]. Данным документом определен ряд целевых приоритетов, среднесрочных целей и задач государства в сфере ЖКХ, а также комплекс ключевых проблем, требующих первоочередного решения.
В качестве целевых приоритетов в Стратегии определены следующие:
— формирование института ответственных собственников жилищного фонда, прежде всего, в МКЖД [5];
— стимулирование привлечения частных инвестиций, создание благоприятных условий для развития конкурентной среды и предпринимательства в сфере ЖКХ;
— совершенствование существующих и развитие новых эффективных форм взаимодействия между экономическими субъектами сферы ЖКХ;
— повышение уровня энергоэффективности использования всех видов ресурсов при расширении ассортимента предоставляемых населению ЖКУ [7].
Указанные приоритеты свидетельствуют о том, что государство постепенно перекладывает большую часть ответственности за эффективное функционирование сферы ЖКХ на частный бизнес и инициативных граждан [5]. При этом Стратегия не гарантирует и не включает в число определяющих условий реализации участие государственных структур ни в текущем содержании существующего жилищного фонда, ни в модернизации объектов коммунальной инфраструктуры сферы ЖКХ.
Вместе с тем, в этом документе недостаточно глубоко отражены основные проблемы сферы ЖКХ, не в полной мере учтено современное состояние жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, обеспечивающей его нормальное функционирование и воспроизводство, а также не указаны пути решения целого ряда не менее значимых проблем. К таким проблемам можно отнести следующие:
— отсутствие у собственников жилья доступа к сведениям о движении денежных средств, внесенных ими в счет оплаты потребленных ЖКУ;
— отсутствие у собственников жилья возможности контроля поступления денежных средств, получаемых ресурсоснабжающими организациями в счет оплаты за предоставленный ими комплекс ЖКУ;
— отсутствие фактической передачи имущества (земли и общедомового имущества) его законным владельцам – собственникам жилья;
— наличие в Жилищном Кодексе ряда ограничений собственников жилья по формам управления МКЖД [1];
— отсутствие механизма применения санкций к собственникам жилья, систематически избегающим участия в общих собраниях МКЖД, что делает невозможным принятие многих фундаментальных решений по вопросам управления существующим жилищным фондом [6];
— отсутствие у собственников жилья доступа к информации о порядке формирования нормативов, тарифов, социальных норм потребления ЖКУ и обоснованности их расчета.
Таким образом, в Стратегии определены лишь основные направления достижения желаемого состояния сферы ЖКХ по основным направлениям ее развития, но при этом отсутствуют конкретные нормативно-правовые механизмы их достижения. Следует признать, что в таком основополагающем документе как Стратегия [8], скорее всего, и не должно быть конкретно прописанной специфики реализации ее основных положений. Однако, всем хорошо известно, что реформирование сферы ЖКХ длится более 20 лет – фактически с момента начала рыночных преобразований в экономике нашей страны, а значимых результатов этого процесса пока не видно, за исключением массовой приватизации жилищного фонда. Институт эффективных собственников жилья до настоящего времени так и не сформирован, а без него многочисленные усилия государственных структур и органов муниципального управления пока не дают желаемых результатов.
Очевидно, что в рамках развития основных положений Стратегии в ближайшее время необходимо разработать новые и усовершенствовать уже существующие нормативно-правовые механизмы на государственном и региональном (муниципальном) уровнях управления. Однако без активного вовлечения собственников жилья в процессы управления эксплуатацией МКЖД и повышения качества ЖКУ, предоставляемых экономическими субъектами сферы ЖКХ, кардинального решения всех проблем ее реформирования и развития в ближайшем будущем не предвидится. Это значит, что кроме создания на государственном и региональном (муниципальном) уровнях управления эффективных нормативно-правовых механизмов, необходимо превратить их в действенные стимулы для вовлечения собственников жилья в процессы управления жилищным фондом.
Заключение
Полученные в ходе проведения исследований результаты позволяют сделать следующие выводы.
По многим статистическим показателям сфера ЖКХ входит в число ключевых отраслей российской экономики. Специфика функционирования экономических субъектов этой сферы заключается в ориентации их деятельности на внутренний рынок и удовлетворении растущих потребностей населения нашей страны в улучшении своих жилищных условий и повышении качества ЖКУ. В силу этого обстоятельства сфера ЖКХ практически не восприимчива к негативному воздействию санкционных ограничений и имеет значительный потенциал для того, чтобы стать одной из точек устойчивого роста – драйвером развития экономики нашей страны.
До настоящего времени процесс реформирования и перехода на рыночные методы ведения хозяйства не завершен. Более того, в ходе его реализации был выявлен комплекс проблем и недостатков. В основе их решения лежит необходимость проведения комплексной модернизации и внедрения инновационных технологий и методов управления существующим жилищным фондом. Практическая реализация этих процессов сегодня предполагает формирование института эффективных собственников жилья и создание условий для привлечения частного бизнеса в сферу ЖКХ. Кроме того, в статье приведен ряд первоочередных задач, успешное решение которых повысит эффективность комплексной модернизации и инновационного развития этой сферы.
Библиографический список
1. Жилищный кодекс Российской Федерации. – М.: Норматика, 2017. – 160с.2. Жилищное хозяйство в России. 2016: Статистический сборник. – M., Росстат, 2016. – 63 с.
3. Краснова М.Е. Российская экономика: драйверы в условиях санкций. // Бизнес-образование в экономике знаний, 2015. № 1. С. 74-75.
4. Ларин С.Н., Стебеняева Т.В. Факторы эффективности комплексной модернизации и инновационного развития сферы жилищно-коммунального хозяйства // Экономические исследования и разработки: научно-исследовательский электронный журнал, 2017. № 3. С. 125-134.
5. Лембик С.А. Кто, если не собственник // Управление многоквартирным домом, 2013. № 7. С. 11-19.
6. Пронина Л.И. Совершенствование законодательства в сфере жилищно-коммунального комплекса // Финансовый бизнес, 2013. № 5. С. 35-43.
7. Ряховская А.Н. Усиление регулирующей функции государства в сфере ЖКХ: целесообразность и необходимость // Жилищное и коммунальное хозяйство, 2013. № 4. С. 10-14.
8. Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением правительства РФ № 80-р от 26 января 2016 года.