Abstract: the study Materials included in the series of articles devoted to the dissemination of the experience of the countries of the European Union in the field of corporate social responsibility. The article presents the basic models of CSR in the European Union. The result of this research is the analysis of specifics of social programmes implemented by Western companies.
Keywords: European Union, corporate social responsibility pyramid A. Carolla CSR, models of CSR, social protection, the role of the state, the experience of European companies in the field of CSR.
Статья подготовлена при финансовой поддержке фонда ERASMUS+: Programme – Jean Monnet Modules (проект № 575358-EPP-1-2016-1-RU-EPPJMO-MODULE «Policy for Corporate Social Responsibility: the EU experience»
Появление практик КСО характеризует зрелость бизнеса, его место и роль в развитии общества. Истоки формирования КСО связывают в первую очередь с поступательным развитием бизнес-структур в странах Европейского Союза, деятельность которых исключительно начиналась в качестве экономических субъектов, заинтересованных в получении максимальной прибыли. Со временем их активность приобретает социальную направленность, сочетающую как традиционные бизнес-ориентиры, так и социальные ценности.
Траектория развития практик КСО в странах Европейского Союза прошла путь от разовых благотворительных акций к пониманию экономической значимости социальных программ в долгосрочной перспективе, в конечном итоге к фундаментальному осознанию КСО как неотъемлемой составляющей современной бизнес-деятельности [5].
Согласно позиции А. Керолла, КСО как многоуровневая категория, представляется в виде пирамиды (рисунок 1).
Рисунок 1. Пирамида КСО А. Керолла [3, с. 20]
Экономическая ответственность, лежащая в основании пирамиды, непосредственно является базовой функцией компании как производителя качественной продукции (услуг), позволяющих удовлетворять потребности конечных потребителей и, соответственно, получать и максимизировать прибыль. Правовая ответственность подразумевает соответствие деятельности бизнеса ожиданиям общества, зафиксированным в правовых нормах, его законопослушность. Экологическая ответственность затрагивает природоохранную деятельность и ресурсосбережение на территории присутствия бизнеса. Филантропическая ответственность направлена на поддержание и развитие благосостояния общества через добровольное участие бизнеса в реализации спектра социальных программ [1]. Таким образом, КСО трактуется как взятое самостоятельно обязательство бизнеса по поддержанию устойчивого экономического развития с целью улучшения качества жизни путем действий, полезных как для самого бизнеса, так и для развития общества в целом.
Исследования показали, что европейская модель КСО не является открытой линией поведения компаний и отличается от американской наличием государственного регулирования сферы социальной ответственности. Те виды деятельности американских компаний, которые традиционно относятся к КСО, для европейских регулируются государством в виде соответствующих законов, стандартов и норм [6]. Так, например, во многих европейских странах правоотношения между работником и работодателем более детально отрегулированы и в законодательном порядке закреплены и обязательное медицинское страхование, и охрана их здоровья, и пенсионное регулирование, а также природоохранная деятельность и ряд других социально значимых вопросов.
Ряд экономистов европейский вариант КСО называют «корпоративной способностью к социальному реагированию» [12]. Крейн А. и Маттен Д. выделяют следующие отличия европейской модели КСО от американской [11]:
— помимо прибыльности бизнеса и его ответственности перед акционерами в экономическую составляющую пирамиды КСО включается ответственность перед собственным персоналом и местным сообществом на территории присутствия;
— юридическая ответственность является основой для любой формы социальной ответственности в странах Европейского Союза. При этом бизнес рассматривает государство в качестве института, приводящего исполнение принятых правил поведения;
— к этической ответственности европейские компании относят разнообразие социальных проблем, не доверяя при этом их решение частному сектору;
— участие в благотворительных акциях осуществляется компаниями Европейского Союза через юридически закрепленные механизмы [2].
Однако, несмотря на существенные различия стран Европейского Союза в применении КСО существуют и некоторые сходства. Это проявляется, прежде всего, в том, что европейские политики придают большое значение поддержке разнообразных инициатив в КСО. Европейская Комиссия определила КСО как концепцию, в рамках которой компании на добровольных началах объединяют свои усилия со стейкхолдерами для решения социальных вопросов и реализации природоохранных мероприятий.
В странах Европейского Союза получили наибольшее распространение четыре модели КСО (таблица 1) [4; 7].
Таблица 1
Основные модели КСО в странах Европейского Союза
Континентальная модель (Германия) | Англосаксонская модель (Великобритания, Ирландия) |
Модель основана на принципе актуарной справедливости. При этом величина страховых выплат зависит от величины страховых взносов. Устанавливается жесткую взаимосвязь между уровнем социальной защиты и длительностью профессиональной деятельности.
| Активное участие государства в развитии КСО: -создание государственно-частных партнерств в образовательном секторе; -софинансирование проектов; -льготное налогообложение; -продвижение инициатив по соответствию национальных стандартов международным. Создана должность министра по КСО. Модель базируется на универсальности системы социальной защиты – распространение ее на всех нуждающихся. Распределительная справедливость является основополагающим принципом этой модели. |
Скандинавская модель (Дания, Швеция, Финляндия) | Южноевропейская модель (Италия, Испания, Греция, Португалия) |
Широкий охват социальных рисков и жизненных ситуаций, требующих поддержки общества. Государство выполняет функцию перераспределения социальных благ к наиболее уязвимым категориям населения. | Для этой модели характерен низкий уровень социальной защищенности и задача социальной защиты рассматривается как забота родственников и семьи. |
Таким образом, несмотря на то, что в странах Европейского Союза главную роль в КСО играет государство, компании также вносят ощутимый вклад в развитие общества. Главной причиной их активности является создание положительного имиджа и репутации компании перед потребителями. В таблице 2 представлены программы КСО ряда европейских компаний.
Таблица 2
Программы КСО в европейских компаниях
Компания | Программа | Характеристика |
Nestle [9] | Премия «Создание общих ценностей» | Размер премии 500 тыс. швейцарских франков. Одним из первых лауреатов премии стало подразделение Международной организации развития, расположенное на территории Камбоджи, сотрудники которого оказывают профессиональные консультационные услуги местным фермерам. |
План Nescafe | Данная программа объединяет все созданные общие ценности и наработки по выращиванию и производству кофе. К 2020 году согласно планам компании будет инвестировано 500 млн. швейцарских франков в различные проекты, связанные с кофейными технологиями. | |
UniCredit [10] | Час земли | Эта программа подразумевает строгое соответствие с экологическими стандартами всего оборудования банков и его офисных подразделений. |
Сообщество | Эта программа подразумевает участие банка и его сотрудников в благотворительных акциях. Средства направляются в учреждения здравоохранения, образования, социально незащищенным слоям населения. | |
Ты можешь помочь | Эта программа направлена на разработку лучшей идеи благотворительного проекта среди сотрудников банка. Периодичность проведения конкурса – 1 раз в год. | |
Centrica [8] | Отношение к клиентам | Эта программа предусматривает поддержку уязвимых потребителей. |
Общество и безопасность | Эта программа направлена на снижение частоты производственного травматизма среди работников компании. | |
Экология | Эта программа нацелена на снижение количества выбросов углекислого газа и сертификацию экологического менеджмента 14001. |
Таким образом, можно констатировать, что развитие указанных моделей КСО идет по пути повышения внимания к социальным вопросам. При этом каждая из них сложилась в специфических культурных, экономических и социальных условиях, имеющая свои достоинства и недостатки. Основой для выделения определенной модели КСО служит форма участия бизнеса в жизни общества. Анализ существующих моделей показал, что, несмотря на страновые различия, участие бизнеса в жизни общества либо регламентируется действующим законодательством, либо осуществляется самостоятельно под воздействием специально созданных льгот и стимулов. В первую очередь государство само определяет условия взаимодействия бизнеса и общества, во вторую – под давлением общественных движений государство создает эффективные механизмы стимулирования бизнеса для осуществления вклада в развитие общества. Так складывается действующая конструкция управления современным обществом, в котором четко закреплены роли отдельных сторон, меры их участия и взаимодействия.
Библиографический список
1. Бикеева М.В. Признаки социально ответственного бизнеса // Экономика и предпринимательство. – 2012. – №2(25). – С. 196-198.2. Бикеева М.В. Механизмы реализации корпоративной социальной ответственности в европейском Союзе // Экономические исследования и разработки. – 2017. – №2. – С. 144-150.
3. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография / под общ. ред. д.э.н., проф. И.Ю. Беляевой, д.э.н., проф. М.А. Эскиндарова. – М.: КНОРУС, 2008. – 504 с.
4. Кузнецова Н.В., Маслова Е.В. Модели корпоративной социальной ответственности // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2013. – №4(24). – С. 22-36.
5. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие: опыт ЕС, специфика Германии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. – 2013. – №2. – С. 30-48.
6. Плотникова Е.Б., Германов И.А., Плотникова Е.В. Корпоративная социальная ответственность: становление практик и концептуализация понятия (западный и российский опыт) // Вестник Пермского университета. Серии: История и Политология. – 2009. – №2. – С. 13-19.
7. Савина Т.Н. Соблюдение критериев социально ответственного поведения бизнеса как конкурентный механизм, задающий условия устойчивому развитию. В книге: проблемы экономики и управления в XXI веке: актуальные вопросы, тенденции, перспективы. монография. Пенза, 2016. – С. 79-89.
8. Corporate Social responsibility report. Centrica [Electronic source]. 2012. URL: http: // www.centrica.com (accessed: 11.06.2017).
9. Corporate Social responsibility report. Nestle [Electronic source]. 2012. URL: http: // www.nestle.com (accessed: 11.06.2017).
10. Corporate Social responsibility report. Unicredit [Electronic source]. 2012. URL: http:// www.unicredit.com (accessed: 11.06.2017).
11. Crane A., Matten D. Business Ethics – a European Perspective. Oxford University Press, 2004. – pp. 427-451
12. European Industrial Relations Observatory: CSR Basic Search Results [Electronic source] URL: http://search.eurofound.europa.eu/search?q= csr&site=EIRO&btnG=Search&ie=&output=xml_no_dtd&client=default_frontend&lr=&proxystylesheet=default_frontend&oe=UTF-8&getfields=DC%252EDate%252Emodified&curent_date=2008-12-14 (accessed: 24.05.2017).