Abstract: On the example of the municipal entity "City of Yekaterinburg", the exercise of the powers to create conditions for the development of small and medium-sized businesses by a representative, executive, administrative, control and accounting local government is considered. The article analyzes the main qualitative and quantitative indicators of the development of small and medium-sized businesses in the territory of the municipality "city of Yekaterinburg" for the period from 2013 to 2016 inclusive, the forms and types of municipal support provided to small and medium-sized businesses are examined. It is proposed to improve the information support of subjects of small and medium-sized businesses to expand the list of information posted on official websites (creating pages for the target audience, placing cross-references).
Keywords: Small and medium-sized business, local government, municipal education, information support for small and medium-sized businesses, a local issue
Одной из причин, вызывающих затруднения при осуществлении предпринимательской деятельности в Российской Федерации, субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) называют недостаточную информационную осведомленность о деятельности органов, способствующих развитию малого и среднего предпринимательства [10]. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 209 — ФЗ) [1] наделяет определенными полномочиями в сфере развития малого и среднего предпринимательства не только органы государственной власти федерального и регионального уровня, но и органы местного самоуправления.
На примере муниципального образования «город Екатеринбург» рассмотрим выполнение различными органами местного самоуправления полномочия по созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства. Уставом муниципального образования «город Екатеринбург» предусмотрена следующая структура органов местного самоуправления: Глава Екатеринбурга – Председатель Екатеринбургской городской Думы – высшее должностное лицо муниципального образования; Екатеринбургская городская Дума – представительный орган; Администрация города Екатеринбурга – исполнительно-распорядительный орган; Счетная палата – контрольно-счетный орган. К полномочиям Главы Екатеринбурга – Председателя Екатеринбургской городской Думы относятся следующие: издание, подписание и обнародование в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативных правовых актов, принятых представительным органом муниципального образования; обеспечение осуществления органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации; представление представительному органу муниципального образования ежегодных отчетов о результатах своей деятельности. Перечисленные полномочия Глава муниципального образования осуществляет, в том числе, при решении вопроса местного значения – содействие развитию малого и среднего предпринимательства.
Можно выделить следующие полномочия представительного органа местного самоуправления в сфере развития МСП: 1) предварительное рассмотрение проектов муниципальных правовых актов на профильных комиссиях представительного органа; 2) участие в проведении процедуры оценки регулирующего воздействия; 3) принятие внесенных Администрацией города Екатеринбурга в Екатеринбургскую городскую Думу проектов муниципальных правовых актов. Среди муниципальных правовых актов представительного органа, влияющих на осуществление предпринимательской деятельности и действующих в настоящее время, следует отметить, например: Решение Екатеринбургской городской Думы от 22.04.2003 № 38/1, регулирующее порядок продажи на аукционе объектов муниципальной собственности, Решение Екатеринбургской городской Думы от 17.02.2009
№ 13/72, предусматривающее преимущественное право субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – субъектов МСП) на выкуп арендованного муниципального имущества, Решение Екатеринбургской городской Думы от 24.11.2009 № 60/13, регулирующее предоставление муниципальной преференции и другие. Оценка регулирующего воздействия в отношении проектов решений Екатеринбургской городской Думы осуществляется с 2016 года. На активный процесс регулирования и изменения уже сложившихся правоотношений в муниципальном образовании в сфере развития предпринимательства указывают следующие данные: с апреля 2016 по май 2017 года на официальном сайте для публичных консультаций было представлено 20 проектов Решений Екатеринбургской городской Думы и одно действующее Решение [12]. Мы отмечаем, что деятельность депутатов не ограничивается только участием в нормотворческой деятельности представительного органа местного самоуправления. На заседаниях профильных комиссий Екатеринбургской городской Думы (комиссия по муниципальной собственности, комиссия по экономическому развитию и инвестициям, промышленности и предпринимательской деятельности, комиссия по городскому хозяйству, градостроительству и землепользованию) регулярно рассматриваются отчеты представителей Администрации города Екатеринбурга о выполнении решений Екатеринбургской городской Думы, затрагивающих права предпринимателей; депутаты Екатеринбургской городской Думы также вправе получать информацию по вопросам реализации различных направлений деятельности Администрации города Екатеринбурга, влияющих на предпринимательский климат в муниципальном образовании, направив интересующий запрос в отраслевые, функциональные или территориальные органы Администрации города Екатеринбурга; рассматривать обращения граждан и организаций, в том числе, поступивших от субъектов МСП. Деятельность Администрации города Екатеринбурга в сфере развития МСП построена на программно-целевых принципах управления, в соответствии с основными стратегическими документами, определяющими политику города и региона в данной сфере. Осветить все направления деятельности Администрации в сфере развития малого и среднего предпринимательства в рамках одной статьи не представляется возможным, поэтому мы выделим только основные направления.
К ним мы относим следующие:
- Подготовка правовых актов Администрации города Екатеринбурга, оказывающих влияние на развитие МСП, осуществление процедуры оценки регулирующего воздействия таких актов, принятие и реализация данных правовых актов.
Среди муниципальных правовых актов, направленных на развитие МСП отдельно стоит выделить муниципальные программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «город Екатеринбург».
Следует отметить, что муниципальные программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «город Екатеринбург» разрабатываются и утверждаются с 2008 года. Первая программа была утверждена решением Екатеринбургской городской Думы
от 12.02.2008 № 11/53 «Об утверждении программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства», с 2010 года, в связи с изменением федерального законодательства, такие программы стали утверждаться не представительным органом, а исполнительно-распорядительным органом муниципального образования – Администрацией города Екатеринбурга. Разработанные и утвержденные Администрацией города Екатеринбурга программы являются долгосрочными. Так, Постановлением Главы Екатеринбурга от 01.11.2010 № 5034 утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2011-2013 годы» [3]. Результатами действия данной программы являются завершение проектных работ по программе строительства блок-модулей для малых и средних производственных предприятий, увеличение площади бизнес-инкубаторов на 800 кв. м, создание двух новых технопарков – «Европейский» и «Авиценна», расширение информационной поддержки предпринимателей (сервис «Виртуальный офис» установлен более чем 200 субъектам малого и среднего предпринимательства).
В следующих двух программах также сделаны акценты на развитие сектора малого и среднего инновационного и производственного предпринимательства (Постановление Администрации города Екатеринбурга от 08.08.2013 № 2781 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «город Екатеринбург на 2014-2016 годы» [4], Постановление Администрации города Екатеринбурга от 26.10.2016 г. № 2126 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2017 — 2020 гг.») [5]. В 2017 году подведены итоги реализации муниципальной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «город Екатеринбург на 2014-2016 годы». За данный период было проведено более 500 различных мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в которых приняло участие около 15500 человек. Более 3700 предпринимателей получили поддержку (обучение по различным вопросам ведения бизнеса; консультационная, связанная с предпринимательской деятельностью, маркетингом и продвижением; коммерциализация инновационных проектов; информационная; оказание содействия в рамках субконтрактации и производственной кооперации), что составляет 8,5% от числа действующих субъектов малого и среднего предпринимательства. Создано более 200 малых предприятий и более 1000 рабочих мест [9].
Новая сформированная Администрацией города Екатеринбурга муниципальная программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2017 — 2020 гг.» также предусматривает объемный перечень оказания помощи предпринимателям, а именно: расширение информационной и имущественной поддержки (оказание на постоянной основе бесплатных консультационных услуг, выделение субсидий за счет средств местного бюджета, передачу муниципальных помещений на льготных условиях в аренду). За период 2017 — 2020 гг. планируется создание не менее 300 новых малых и средних предприятий, не менее 1200 новых рабочих мест, а также не менее 8 новых малых инновационных производств [5]. В целом прогнозируется увеличение количества малых и средних предприятий обрабатывающей промышленности, организаций, работающих в сфере информационных и интернет-технологий. На новых предприятиях предполагается использование современных автоматизированных производств, а также организация модернизированных высокопроизводительных рабочих мест.
Мы отмечаем, что «эффект от наличия самой программы развития МСП, заметен не столько в краткосрочном периоде, сколько в среднесрочном и долгосрочном, поскольку ценность программы состоит не столько в предоставлении разовых мер поддержки, сколько в создании необходимых условий на уровне муниципального образования для реализации возможности жителей в предпринимательской деятельности, при этом достигаются несколько целей: включая не только обеспечение занятости населения, но и наполнение бюджета муниципального образования» [6, с. 124].
- Анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по развитию МСП, прогнозирование развития МСП на территории муниципального образования «город Екатеринбург».
В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в муниципальном образовании «город Екатеринбург» Администрацией города Екатеринбурга в лице Департамента экономики и Департамента финансов с 2014 года проводится ежегодно оценка эффективности реализации муниципальных программ (по методике, утвержденной Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 29.07.2013 № 2626) [2].
Основными критериями для оценки реализации муниципальных программ являются выполнение плановых объемов финансирования и достижение плановых значений целевых показателей муниципальной программы. В таблице 1 приведена интегральная оценка эффективности реализации муниципальной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2014 – 2016 годы» в баллах (таблица 1).
Таблица 1
Оценка эффективности реализации Муниципальной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2014-2016 годы» (извлечение) [13].
Год | Ответственный исполнитель | Оценка эффективности реализации программы (баллы) | Уровень эффективности реализации программы |
2014 | Комитет промышленной политики и развития предпринимательства Администрации города Екатеринбурга | 4 | Приемлемый |
2015 | Комитет промышленной политики и развития предпринимательства Администрации города Екатеринбурга | 4 | Приемлемый |
2016 | Комитет промышленной политики и развития предпринимательства Администрации города Екатеринбурга | 4 | Приемлемый |
Исходя из статистических данных за период 2013 — 2015 гг. мы отмечаем положительную динамику роста количества субъектов МСП в муниципальном образовании «город Екатеринбург». С 2014 года в муниципальном образовании «город Екатеринбург» наблюдается значительное увеличение числа субъектов МСП (в 2015 г. число субъектов МСП увеличилось в два раза, по сравнению с 2013 г. (таблица 2).
Таблица 2
Показатели социальной эффективности деятельности малых и средних предприятий в муниципальном образовании «город Екатеринбург»,
за период 2013-2015 гг.[1]
Наименование | 2013 | 2014 (без средних предприятий) | 2015
|
Общее количество субъектов МСП, ед. | 59 795 | 91 700 | 114 780 |
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) занятых на МСП, % | 36 | 37,8 | 40 |
Число субъектов малого предпринимательства в расчёте на 10 000 человек населения, ед. | 587 | 523 | 525 |
Количество созданных субъектов МСП | 39 000 | 62 000 | 92 000 |
Количество организованных мест | 375 | 422 | 420 |
В таблице 3 представлена информация о численности субъектов МСП за период 2014-2016 год с разбивкой по категориям.
Таблица 3
Численность субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «город Екатеринбург» по категориям за период 2014 — 2016 гг.[2]
Категории субъектов МСП/год | 2014 | 2015 | 2016[3] |
Микропредприятия, ед. | 40 700 | 63 400 | 58 500 |
Малые предприятия, ед. | 6 500 | 4 700 | 6 300 |
Средние предприятия, ед. | н/д | 280 | н/д |
ИП, ед. | 44 500 | 46 400 | 51 800 |
Среднесписочная численность (без внешних совместителей), занятых на МСП, тыс. чел. | 280 (37,7%) | 300 (40%) | 300 (40%) |
Анализ статистических данных численности субъектов МСП в муниципальном образовании «город Екатеринбург» за период 2014 — 2016 гг. позволяет сделать вывод об увеличении микропредприятий и ИП. Число ИП с 2014 г. увеличилось на 1900 ед. (по сравнению с 2013 г., когда произошло резкое сокращение ИП, в городе насчитывалось около 20 тыс. ед. ИП, к концу 2015 г. число ИП возросло почти два раза). Рост числа субъектов МСП (не только расширение существующих предприятий, но и создание новых) ведет к организации рабочих мест, решает вопрос занятости населения. Среднесписочная численность занятых в организациях МСП в 2016 г. в муниципальном образовании «город Екатеринбург» составила 40% от общей численности занятых, это свидетельствует о том, что больше трети экономического активного населения работают в сфере МСП.
- Создание при Главе Администрации города Екатеринбурга совещательного органа – Совета по малому и среднему предпринимательству для проведения постоянного мониторинга субъектов МСП, определения приоритетных направлений их развития, координации деятельности общественных союзов и объединений предпринимателей, консолидации их усилий на реализацию конкретных мероприятий и проектов.
- Формирование инфраструктуры поддержки развития малого и среднего предпринимательства, содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов МСП, и структурных подразделений указанных организаций.
Для реализации бесплатных муниципальных инструментов развития предпринимательства (имущественная, консультационная, информационная поддержка, подготовка и переподготовка кадров) в 2010 году Администрацией города Екатеринбурга создан Фонд «Екатеринбургский центр развития предпринимательства» (далее – Фонд), как первая городская инфраструктура поддержки по комплексному развитию начинающих и действующих предпринимателей. Деятельность Фонда курирует Комитет промышленной политики и развития предпринимательства Администрации города Екатеринбурга. К задачам данного подразделения относятся: формирование и реализация промышленной, научно-технической и инновационной политики на территории муниципального образования «город Екатеринбург», создание благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности предприятий, организаций промышленности и науки, субъектов МСП. На официальном сайте Фонда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу http://ekbiznes.ru/ размещается информация, которая актуальна как для начинающих предпринимателей, так и для уже действующих предпринимателей. В целях предоставления консультационных услуг на постоянной основе за период 2013-2015 гг. экспертами Фонда было бесплатно проконсультировано 2 584 субъекта МСП (2013 г. – 792 ед., 2014 г.– 882 ед., 2015 г. – 910 ед.) [15].
Следует отметить, что в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу http://www.dsmb.ru/ для предпринимателей Екатеринбурга создан и функционирует еще один Интернет-ресурс – городской информационный портал «Деловая Сеть малого бизнеса» (проект, созданный по инициативе Общественных Советов по малому предпринимательству города Екатеринбурга). Данный Интернет-ресурс информирует предпринимателей не только о правовых актах, регулирующих ведение предпринимательской деятельности, но и о мероприятиях, направленных на поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, предоставляет возможности ознакомления с успешными готовыми бизнес-планами, сделать заявку на разработку бизнес-плана, реализована «горячая телефонная линия». Количество посетителей портала с каждым годом возрастает. За период с 2013-2015 гг. количество посетителей сайта около 107 тыс. пользователей, из них было зарегистрировано на сайте 13 тыс. человек.
- В 2016 году в муниципальном образовании «город Екатеринбург» впервые реализована программа мероприятий «Школа бизнеса», предусматривающая проведение обучающих семинаров для молодежи в возрасте от 15 до 35 лет включительно [11].
- Предоставление муниципальных услуг и исполнение муниципальных функций в сфере развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с административными регламентами. В 2016 году Администрацией города Екатеринбурга предоставлялось 11 услуг для субъектов МСП и исполнялось 8 функций в целях содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Среди муниципальных услуг, предоставляемых Администрацией города Екатеринбурга, особо следует выделить следующие услуги для субъектов МСП: предоставление муниципальной преференции, передачу в аренду нежилых помещений без проведения торгов, предоставление субсидий, а также отчуждение объектов муниципального имущества. С целью соблюдения принципа государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства – предоставление равного доступа субъектам МСП к предоставлению поддержки, Администрацией города Екатеринбурга осуществляется в соответствии с Административным регламентом муниципальная функция ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки (таблица 4).
Таблица 4
Сведения реестра субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей муниципальной поддержки в муниципальном образовании «город Екатеринбург», 2013-2015 гг.[4]
Год | 2013 | 2014 | 2015 | |
Форма поддержки субъектов МСП | МП | СП | МП | МП |
Финансовая поддержка | 90 | 2 | 97 | 139 |
Поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров | 139 | 0 | 198 | 282 |
Имущественная поддержка | 35 | 0 | 3 | 42 |
Консультационная поддержка | 6 | 0 | 881 | 1200 |
Поддержка в области инноваций и промышленного производства | 1 | 0 | 9 | 15 |
Анализ сведений, содержащихся в реестре субъектов МСП – получателей муниципальной поддержки в муниципальном образовании «город Екатеринбург», позволяет сделать вывод об активизации работы предпринимательских структур по использованию муниципальных форм поддержки субъектов МСП. Наблюдается значительный рост числа получателей муниципальной поддержки (если в 2013 г. – 271 ед., то 2015 г. – 1655 ед.). Наиболее востребованной предпринимателями является консультационная поддержка (за период 2013 – 2015 гг. было проведено 2087 консультаций субъектов МСП), далее следует имущественная поддержка – заключение договоров аренды муниципального нежилого фонда (таблица 5).
Таблица 5
Информация о деятельности Департамента по управлению муниципальным имуществом в сфере аренды муниципального имущества [5]
Показатель | 2016 год |
Количество заключенных договоров аренды, ед. (в т.ч. на торгах) | 1 263 (353) |
Площадь, переданная в аренду, кв.м. (в т.ч. на торгах) | 229 286,03 (79 795,05) |
Средняя стоимость аренды за 1 кв.м. в год, руб. | 2 189,87 |
Средний размер годовой арендной платы, сложившийся по результатам аукционов, руб./кв.м. | 6 045,55 |
Еще один орган местного самоуправления, действующий на территории муниципального образования «город Екатеринбург» – Счетная палата, также участвует в реализации вопроса местного значения – содействие развитию малого и среднего предпринимательства. Можно отметить следующие аспекты деятельности данного органа, играющие роль для субъектов МСП: участие в заседаниях постоянных комиссий Екатеринбургской городской Думы и заседаниях Екатеринбургской городской Думы, оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов, предоставляемых за счет средств бюджета муниципального образования «город Екатеринбург», а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» и имущества, находящегося в собственности муниципального образования «город Екатеринбург», проведение проверок определения полноты и достоверности отчета об исполнении бюджета города по доходам и источникам, подготовка представлений о выявленных нарушениях, проведение финансово- экономической экспертизы проектов муниципальных правовых актов и муниципальных программ (ответы на вопросы: какое влияние окажет реализация муниципальной программы на достижение показателей и цели программы, требуется ли корректировка бюджета муниципального образования). Так, в 2014 году Счетной палатой проводилась проверка расходования средств бюджета города, направленных на реализацию мероприятий муниципальной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2014-2016 годы», по итогам проверки в Администрацию города Екатеринбурга направлено Представление. В 2016 году Счетной палатой подготовлены заключения на проекты постановлений Администрации города Екатеринбурга об утверждении 22 муниципальных программ, в том числе и новой программы, направленной на развитие малого и среднего предпринимательства; проведена проверка исполнения Департаментом по управлению муниципальным имуществом Прогнозного плана (Программы) приватизации муниципального имущества в части полноты и своевременности поступления в бюджет города доходов от приватизации за 9 месяцев 2016 года [16].
Отмечая большую работу, проделанную органами местного самоуправления муниципального образования «город Екатеринбург» по оказанию информационной поддержки субъектам МСП, мы предлагаем расширить перечень информации, размещаемой на различных официальных сайтах. В частности, на официальных сайтах информационной поддержки субъектов предпринимательской деятельности возможно создать отдельные странички, посвященные целевой аудитории: молодежному предпринимательству, предпринимательству для более старшего поколения – «для тех, кому за 50», а также странички, посвященной деятельности Совета по малому и среднему предпринимательству. Считаем, что, размещение на официальных сайтах информационной поддержки субъектов предпринимательской деятельности ссылок, позволяющих ознакомиться с деятельностью Уполномоченного по защите прав предпринимателей, Акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» позволит субъектам МСП не только оперативно получать необходимую информацию, но и расширит выбор инструментов поддержки МСП.
В целом положительно оценивая результаты деятельности органов местного самоуправления по выполнению полномочий в сфере развития малого и среднего предпринимательства следует отметить, что закрепление за муниципальными образованиями вопросов местного значения и полномочий органов местного самоуправления по их реализации означает не только право органов местного самоуправления действовать в определенных сферах определенным образом, но и обязанность выполнять соответствующие функции и предоставлять соответствующие услуги. Доступность информации о перспективах развития муниципального образования, о планируемой деятельности муниципалитета, наличии административных регламентов предоставления муниципальных услуг и функций по различным направлениям деятельности муниципалитета, формах и видах предоставляемой муниципальной и государственной поддержки, возможностях оперативно получить квалифицированную консультационную помощь – все это непосредственно влияет не только на количественный состав субъектов малого и среднего предпринимательства, работающих на территории муниципального образования, но и на многообразие различных видов деятельности, осуществляемых такими субъектами.
[1] Составлено авторами по [9]
[2] Составлено авторами по [9,14]
[3] Показатели представлены по оценочным данным Комитета промышленной политики и развития предпринимательства Администрации города Екатеринбурга
[4] Составлено авторами по [7]
[5] Составлено авторами по [8]
Библиографический список
1. О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 24.07.2007 N 209-ФЗ (в ред. от 2016 г.). – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/2. Об утверждении положения о муниципальных программах муниципального образования «город Екатеринбург» (в ред. от 17.03.2015 г.) [Электронный ресурс]: Постановление Администрации города Екатеринбурга N 2626 – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/429009434
3. Об утверждении муниципальной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2011–2013 годы» [Электронный ресурс]: Постановление Главы Екатеринбурга от 01.11. 2010 г. № 5034 - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/429009239
4. Об утверждении муниципальной программы развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2014 - 2016 годы» [Электронный ресурс]: Постановление Администрации города Екатеринбурга от 08.08.2013г. № 2781 - Режим доступа http://екатеринбург.рф/официально/мп
5. Об утверждении муниципальной программы развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2017 - 2020 годы» [Электронный ресурс]: Постановление Администрации города Екатеринбурга от 26.10.2016 №2126 - Режим доступа http://docs.cntd.ru/document/429069340
6. Зверева С.А. Повышение конкурентоспособности крупнейшего города: институциональный аспект: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук Екатеринбург. – 2010. – 249 с.
7. Данные реестра субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей муниципальной поддержки в муниципальном образовании «город Екатеринбург», 2013-2015 гг. [Электронный ресурс]: Официальный портал «город Екатеринбург» - Режим доступа: https://xn--80acgfbsl1azdqr.xn-p1ai/%D0%B4%D0%BB%D1%8F%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%
8. Департамента по управлению муниципальным имуществом в сфере аренды муниципального имущества [Электронный ресурс]: Официальный портал «город Екатеринбург» – Режим доступа https://xn--80acgfbsl1azdqr.xn p1ai/%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE/%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C?item=1172
9. Доклады главы Администрации города Екатеринбурга» [Электронный ресурс]: Официальный портал «город Екатеринбург» - Режим доступа: https://xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BB%D1%8F%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B/%D1%8D%D0%BA%D0%BE
10. Консалтинг для государства и бизнеса [Электронный ресурс]: Малый бизнес: проблемы и перспективы - Режим доступа: http://nisse.ru/articles/details.php?ELEMENT_ID=129271
11. О достигнутых значениях показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за 2016 год и их планируемых значениях на 3-х летний период [Электронный ресурс]: Доклад главы Администрации города Екатеринбурга А.Э. Якоба – Режим доступа https://екатеринбург.рф/file/233fc73b8742a18da2acc0061b55cf73
12. Оценка регулирующего воздействия. [Электронный ресурс]: Официальный сайт Екатеринбургской городской Думы - Режим доступа: http://egd.ru/official/995/
13. Оценки эффективности реализации муниципальных программ муниципального образования «город Екатеринбург» в 2014, 2015 году». [Электронный ресурс]: Официальный портал «город Екатеринбург» - Режим доступа: екатеринбург.рф/file/ce4291071114b316ba2645c218969857, екатеринбург.рф/file/f48ad43d15c038236346d70d90db55d5, https://екатеринбург.рф/дляработы/экономика/планирование/программы
14. Официальный портал «город Екатеринбург» [Электронный ресурс]: Режим доступа https://xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/
15. Официальный сайт «Екатеринбургский центр развития предпринимательства» - Режим доступа http://ekbiznes.ru/
16. Официальный сайт «Счетная палата города Екатеринбурга» [Электронный ресурс]- - Режим доступа https://xn--80aaaav2blrolg5cyg.xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/