Abstract: Currently on the sales market and services often attract the shopper. We also turned to this practice and conducted their study in the field of regional education.
Keywords: mystery shopping, regional market of education, the practice of the method
Прообраз метода «тайный покупатель» появился еще в Древнем Риме. Там частными владельцами использовались подставные покупатели для проверки честности торговцев. Всё же сам метод исследования, который потом стал называться «тайный покупатель», появился и начал складываться примерно 70 лет назад в Соединённых Штатах Америки. Однако, признание он получил лишь через 10 лет своего существования. Первой компанией, предлагающей такие услуги, стала WilMark. Владелец Вилмарк внес свой вклад в историю возникновения термина тайный покупатель. Он дал название услуге – mystery shoppers.
Тайный покупатель – это один из маркетинговых методов контроля, приспособленный к актуальным требованиям предпринимательства и давно переставший быть средством только государственных контролирующих органов.
Широкое распространение данная услуга получила в 70-х годах 20 века. В Америке вслед за бурным развитием экономики и потребительским бумом разразился кризис из-за возникновения конкурентной среды. Большинство компаний находилось на грани закрытия. Владельцы искали различные пути для оживления торговли. Услуга тайный покупатель пришлась весьма кстати. Руководство отслеживало уровень обслуживания в заведениях. Основанная в 1972 году Кэролом Черри, компания Shop’n Chek популяризировала услугу тайный покупатель посредством рекламы.
Мировое признание тайный покупатель получил в 1990-х годах при помощи Интернета. История появления тайных покупателей в России вызвана небывалым наплывом импортной продукции и появлением на рынке транснациональных корпораций. Экономика того времени диктовала свой порядок: изначально конкурентная борьба велась за счет агрессивной рекламы и низких цен. На развитие сервиса повлиял экономический кризис 1998 года, в результате которого клиент стал более осторожным. В итоге компании начали заказывать эту услугу, для того чтобы понять, что необходимо посетителю и на каком уровне находится сервис в компании.
Таким образом появление метода «тайный покупатель» обусловлено
— конкуренцией,
— проверкой квалифицированности сотрудников,
— стремлением проверить честность персонала и узнать, насколько качественно они выполняют свои обязанности,
— желанием повысить продажи.
В рамках проверок, как правило, оцениваются следующие значения:
- выполнение сотрудниками норм этикета (приветливость, доброжелательность и т.п.);
- речь сотрудников (грамотность, вежливость, понятность);
- внешний вид сотрудников с точки зрения опрятности и соответствия фирменному стилю компании;
- выполнение сотрудниками принятых стандартов компании;
- чистота и порядок в помещении и на рабочих местах сотрудников;
- мерчандайзинг (методику продажи товара в магазине);
- скорость обслуживания;
- доступность сотрудников для клиента.
В ходе проверок также может оцениваться знание продукта и навыки продаж. Тем не менее, необходимо понимать, что данный метод не заменяет, а является дополнительным к другим процедурам оценки деятельности персонала, таким как аттестации, экспертные оценки, тестирование, наблюдение и т.п.
Основатель первого агентства, предоставляющего услуги тайного покупателя, рассказывал, что его часто спрашивали: что такое тайный покупатель? Вы стоите возле эскалаторов и задаете вопросы? Он говорил, что хотел придумать более научное название: аудит работы, обслуживание клиентов, оценка программ и т. д. Метод «тайный покупатель» стал сложной отраслью.
Тайные покупатели ‑ это те люди, которые действительно видят разницу, — говорил он.
В наше время метод «тайный покупатель» используется не только в бизнесе, но и в других сферах общественной жизни. Например, в сфере образования в России существует высокая конкуренция. И для того, чтобы улучшить качество услуг, проводят исследования. Мы обратились к подобной практике и посетили один из региональных ВУЗов Орловской области. Предварительно изучив их сайт в Интернете, мы подготовили различные вопросы, которые задали представителям этого ВУЗа. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты посещения одного из региональных ВУЗов
Значимые параметры наблюдения | Фактические данные |
1. Встречают ли на входе | Нет |
2. Выделенные помещения для комиссии | На сайте указаны две ауд.: 112 и 113, в действительности работала только 112. |
3. Очередь | Да |
4. Наличие информационных стендов | Нет |
5. Особенности организации приема документов | Отсутствие специализации |
6. Сотрудники комиссии | Преподаватели университета |
7. Первоначальная информация от сотрудника комиссии | Бюджетных мест нет |
8. Задаваемые вопросы | Какие предметы сдавали? Какое количество баллов за эти предметы? |
Продолжение таблицы 1 | |
9. Информация | Скидка 20% при сумме баллов выше 190. Торговое дело: полная стоимость — 70530, со скидкой — 56424; Технология общественного питания: полная стоимость — 81460, со скидкой — 65168. Гарантировано поступление при минимальных баллах (пересечении порога): русский язык — 36, математика — 27, обществознание — 42, физика — 36. |
10. Срок обучения | 4 (бакалавриат) и 2 года (магистратура). Отсутствие специалитета |
11. Общежитие | 2 хороших общежития |
12. Запрашиваемая информация | Справка формы 086-У и прививочная карта |
13. Дополнительные услуги | Сбор рекламного материала, доброжелательность сотрудников |
14. Буклеты | 1. Буклет для поступающих: 4 листа формата А5, черно-белое на цветной бумаге В нем указано: контактная информация, период приема, режим работы, конкурентные преимущества (дружный коллектив студентов, рассрочка платежа, благоустроенное общежитие), перечень направлений бакалавриата и магистратуры с указанием профиля подготовки и вступительные испытания. Информация о СПО. 2. Евробуклеты с разделением на кафедры: черно — белые на цветной бумаге В них указано: направления подготовки (бакалавриат, магистратура), активность, педагогический состав, достижения студентов, компетенция выпускников, дополнительные возможности среды. Имеют индивидуальное оформление |
Библиографический список
1. Электронный ресурс удалённого доступа. /Официальный сайт Компании Control Service. — Режим доступа: http://ctrlservice.ru/blog/istoriya-poyavleniya-tajnogo-pokupatelya / (дата обращения: 10.07.2017).2. Электронный ресурс удалённого доступа. /Словари и энциклопедии на Академике.- Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1793676/ (дата обращения: 10.07.2017).
3. Электронный ресурс удалённого доступа. /Агенство маркетинговых исследований iMS.- Режим доступа: http://www.feedbackplus.com/when-did-mystery-shopping-begin// (дата обращения: 10.07.2017).
4. Электронный ресурс удалённого доступа./ Режим доступа: http://investtalk.ru/marketing/marketingovy-e-tehnologii-tajny-j-pokupatel/ (дата обращения: 10.07.2017).