Индекс УДК 33
Дата публикации: 07.09.2017

Формирование муниципального бюджета в современных условиях

Formation of the municipal budget in modern conditions

Макейкина С.М.,Красникова А.В.
1. кандидат экономических наук, кафедра финансы и кредит,
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева (г. Саранск)
2. магистрант, кафедра финансы и кредит,
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева (г. Саранск)

Makeykina S.M., Krasnikovа A.V.
1. candidate of economic sciences, department of finance and credit,
National Research Mordovian State University named after N. Ogarev (Saransk)
2. master student, department of finance and credit,
National Research Mordovian State University named after N. Ogarev (Saransk)
Аннотация: В статье исследуется механизм формирования расходов бюджетов на муниципальном уровне, как на долгосрочную, так и среднесрочную перспективу. Раскрывается суть программно- целевых и нормативных методов в соответствии проектами муниципальных образований

Abstract: The article investigates the mechanism of formation of budget expenditures at the municipal level, both for the long-term and medium-term perspective. The essence of program-target and normative methods is disclosed in accordance with the projects of municipal entities
Ключевые слова: муниципальное образование, проект бюджета, смета, программно-целевой метод, нормативный метод

Keywords: municipal entity, draft budget, estimates, program-target method, normative method


На сегодняшний день в экономической и финансовой сферах страны существуют множество проблем. Преимущественно они связаны с качеством использования финансовых средств, основными из которых являются:  низкий уровень финансово-экономического обоснования решений, приводящих к новым расходным обязательствам; неоптимальная структура бюджетных расходов; высокая зависимость региональных и местных бюджетов от финансовой помощи, поступающей из других бюджетов бюджетной системы; межбюджетные отношения пока не в полной мере настроены на стимулирование региональных и муниципальных органов государственной власти к созданию условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности и др.[5,44]

Финансовое управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Министерством финансов Республики Мордовия, налоговыми органами, органами Федерального казначейства, а также другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти Республики Мордовия, органами местного самоуправления и органами денежно-кредитного регулирования.

Финансовое управление в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Мордовия, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Инсарского муниципального района.

Финансирование деятельности Финансового управления осуществляется за счет средств бюджета Инсарского муниципального района, предельная численность работников утверждается главой администрации Инсарского муниципального района.

Основными задачами Финансового управления являются:

— координация в пределах своей компетенции финансовой, экономической, налоговой, кредитной политики и денежного обращения на территории Инсарского муниципального района;

— осуществление методического руководства в области финансово- бюджетного планирования и финансирования народного хозяйства Инсарского муниципального района;

— разработка проектов бюджета Инсарского муниципального района и обеспечение исполнения его в установленном порядке, составление отчета об исполнении бюджета района и консолидированного бюджета Инсарского муниципального района;

— совершенствование бюджетной системы и межбюджетных отношений на территории Инсарского муниципального района;

— осуществление в пределах своей компетенции финансового контроля;

— концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально- экономического развития Инсарского муниципального района;

— разработка предложений по совершенствованию методов финансово-бюджетного планирования, финансирования и отчетности;

— организация, осуществление и контроль за исполнением бюджета, управление расходами бюджета Инсарского муниципального района;

— участие в работе по реализации единой политики в сфере формирования финансовых рынков на территории Инсарского муниципального района.

Эффективность местного самоуправления во многом зависит от его экономической основы, от степени обеспеченности материально-финансовыми ресурсами. Для выполнения своих задач муниципальные образования должны обладать необходимыми и достаточными материальными и финансовыми ресурсами, а также иметь право самостоятельного управления и распоряжения ими [3,9]. Для этого надо четко представлять себе структуру бюджетной системы, процесс нормативно-правового обеспечения бюджетного процесса, введения и установления местных налогов, способы оптимизации расходов местного бюджета и увеличения доходов, а также другие вопросы финансовой деятельности.

Применительно к муниципальному управлению одним из наиболее сильных механизмов управления является в первую очередь механизм финансовый. В целях осуществления самостоятельных управляющих воздействий на местную экономику органы местного самоуправления наделяются самостоятельными финансовыми рычагами воздействия на нее[6,89].

Инсарский муниципальный район как муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Бюджет утверждается решением Совета депутатов Инсарского района. Бюджет района и свод бюджетов поселений, входящих в состав Инсарского муниципального района, составляют консолидированный бюджет Инсарского муниципального района.

Одним из важнейших полномочий органов МСУ является утверждение и исполнение муниципального бюджета. Органы местного самоуправления Инсарского муниципального района обеспечивают сбалансированность районного бюджета и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита бюджета района, уровню и составу муниципального долга Инсарского района, исполнению бюджетных и долговых районных обязательств.

Ответственным исполнителем является Финансовое управление администрации Инсарского муниципального района. Соисполнителями является администрация Инсарского муниципального района, управление по социальной работе администрации Инсарского муниципального района.

Работа по формированию местного бюджета направлена на регулирование бюджетной, межбюджетной и долговой сферы, основным потребителем услуг которой выступает администрация Инсарского муниципального района. Финансовое управление администрации Инсарского муниципального района осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета Инсарского муниципального района на реализацию возложенных на него функций:

1) обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;

2) формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;

3) ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;

4) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;

5) составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;

6) вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;

7) вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи;

8) определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями;

9) формирует и утверждает муниципальные задания;

10) обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Бюджетным кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;

12) формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств.

Устойчивая система муниципальных финансов играет одну из ключевых ролей в модернизации экономики района, создании условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития и улучшения инвестиционного климата. Процесс реформирования системы управления муниципальными финансами Инсарского муниципального района осуществлялся в рамках проводимой в Российской Федерации бюджетной реформы. Были реализованы последовательные процессы реформирования бюджетного процесса в целях совершенствования системы управления муниципальными финансами, повышения эффективности бюджетных расходов и перехода к новым методам бюджетного планирования, ориентированного на конечный результат.

Была проведена работа по формированию нормативно-правовой и организационной базы регулирования бюджетных отношений. Поэтапно внедрялись инструменты бюджетирования, ориентированного на результат.

Вместе с тем развитие бюджетного законодательства и бюджетной системы Российской Федерации, а также тенденции в российской экономике в целом ставят задачи по дальнейшему совершенствованию и развитию бюджетного процесса и управления муниципальными финансами в районе.

Приоритеты политики в сфере управления муниципальными финансами Инсарского муниципального района определены ежегодными посланиями Главы Республики Мордовия Государственному собранию Республики Мордовия, муниципальной программой комплексного социально-экономического развития Инсарского муниципального района Республики Мордовия на 2014 — 2018 гг., основными направлениями бюджетной и налоговой политики Инсарского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период.

Основным стратегическим приоритетом политики в сфере управления муниципальными финансами Инсарского муниципального района является эффективное использование бюджетных ресурсов для обеспечения динамичного развития экономики, повышения уровня жизни населения и формирования благоприятных условий жизнедеятельности в Инсарском муниципальном районе.

Библиографический список

1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. [Электронный ресурс] : (с изм.и доп.) // Гарант : [сайт справочно – правовой информации]. – [М., 2016] – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/
2 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ [Электронный ресурс] : (с изм.и доп.) // Гарант : [сайт справочно – правовой информации]. – [М., 2016] – Режим доступа: http://base.garant.ru/12112604/
3 Алексашина М. Проблемы формирования доходной части местных бюджетов // Актуальные проблемы экономики и управления. - 2016. - № 4. - С. 8-10.
4 Ализада Д. Ф. Современные проблемы формирования исполнения местных бюджетов Российской Федерации // Актуальные проблемы и перспективы развития государственного управления. - 2016. - № 6. - С. 35-37.
5 Андреев А. Современные проблемы взаимоотношений бюджетов в РФ // Федерализм. - 2011. - №1. - С.43-66.
6 Арсланбекова А. З. Проблемы обеспечения финансовой устойчивости местных бюджетов // Юридический вестник ДГУ. - 2016. - № 4. - С. 88-91.
7 Артемьева С.С., Макейкина С.М. Бюджетное планирование в условиях развития российского бюджетного федерализма.-С.100