Abstract: In scientific work carried out a detailed analysis of the investment process at the national level. The authors express some skepticism about the theory of comparative advantage David Ricardo, considering that there is unequal exchange in international trade. Calculation of Russia in 90-e years, a significant investment was an illusion. In a market economy, the investment process relies on a smoothly functioning market institutions, the main of which are protection of private property, the rules of fair competition, the banking system and organized stock market. Requires further gradual modernization of institutions. The current progressive development of national economy and the entire global economy requires continuous investment process using various tools. The main task of the state in organizing and encouraging the investment process is the creation of institutional environment for investors, both domestic and foreign, as well as participation in existing and establishment of new international institutions.
Keywords: investments; cryptocurrency; Millennials; ineffective private owner; the Feldstein-horioka puzzle; intellectual capital
Введение
Для России вопросы понимания инвестиционного процесса являются основой для обретения конкурентоспособности и усиления своих позиций в условиях глобализации мировой экономики. К сожалению, в России экономическая наука оказалась еще более идеологизированной, чем в других странах. После почти векового господства марксистской догмы она попала в другую ловушку – ортодоксальную догму «laissez-fair» — устаревшую слепую веру в волшебный рынок, который сам по себе способен привести ко всеобщему процветанию и благоденствию.
В рамках этой новой идеологии, а именно согласно специфической и активно критикуемой теории сравнительных преимуществ Давида Риккардо. [1-4] Россия в рамках данной концепции, в конце XX века, находясь в периоде жесткой трансформации хозяйственной и политической системы и социально-экономического кризиса. В итоге страна была форсированно втянута в международные экономические отношения на заведомо неравноправной основе, что привело в итоге к заведомо не выгодному положению поставщика сырьевых товаров на мировой рынок (чаще всего без переработки; эту задачу выполняли развитые страны, продавая нам уже наш переработанный продукт).
***
При резком переводе экономики на рыночные рельсы (при совершенно слабых институтах) и таком же шоковом открытии границ практически все другие отрасли за редким исключением оказались не-конкурентоспособными – если не технологически, то организационно. Предприятия, имевшие монопольное положение при плановом хозяйстве и не имевшие возможности международной диверсификации издержек, изначально было сложно конкурировать с продукцией стран с устоявшимся рынком. В результате структура производства и торговли стала напоминать колониальный тип (расчеты в иностранной валюте), хотя политически РФ не признавала себя в ельцинское время полуколонией. Но в 1998г. номинальное ВВП России составляло 2% от уровня США.
В 1998г. правительство Е.М. Примакова начало сложнейший этап спасения российской экономики со дна. В дальнейшем решительные действия и институциональные реформы под руководством В.В. Путина привели к резкому экономическому росту ВВП России и изменению её статуса в мировой экономике.
Сейчас Россия, по праву сильного (Россия является 2-ой экономикой Европы, опережая такие страны, как Великобритания и Франция) хочет играть и играет более значительную и активную роль на мировой арене.
Данной роли полностью не реализовать без лидерства в новейших отраслях экономики, без производства современных технологий, без коренной структурной модернизации промышленности, а все это требует огромных капиталовложений, при этом точечных, а не «разбрасывание денежных средств, с вертолетов».
Расчеты на иностранные инвестиции, которые после либерализации экономики и торговли должны были бы обеспечить ускоренную модернизацию, оказались иллюзией, а точнее «наживкой» для наивных обществ, в стадии переходного периода. Практика показывает, что новые рынки используются, прежде всего, для продажи готовых изделий с максимальной добавленной стоимостью, что соответствует концепции максимально выгодных «условий торговли» (отношение экспортных цен к импортным) и для использования дешевых ресурсов вновь открывшихся рынков. Инвестиции же, как правило, имеют скорее вспомогательный характер и связаны с грамотной защитой отраслей с протекционистским инструментарием.
Для обеспечения перетока капитальных ресурсов в обрабатывающие отрасли с высокой добавленной стоимостью и привлечения туда дополнительных внутренних и зарубежных инвестиций необходима последовательная институциализация внутреннего и международного инвестиционного процесса. Ведущая роль в решении данной задачи принадлежит государству, а точнее исполнительным органам власти при поддержке законодателей. Помимо создания правового поля, установления правил и процедур, проведения стимулирующей фискальной, монетарной и внешнеэкономической политики, государство играет в этом процессе и роль непосредственного инвестора, это касается вложений в человеческий капитал и производство общественных благ, поддержку стратегически важных и инновационных отраслей высокой добавленной стоимости.
В рыночной экономике инвестиционный процесс опирается на устойчиво работающие рыночные институты, основными из которых являются защита частной собственности, правила добросовестной конкуренции, банковская система и организованный фондовый рынок. При сбоях в работе вышеуказанных институтов происходит немедленное торможение и процесса капиталовложений.
С банковской системой в России происходят определенные сложности. Внешпромбанк, Пересвет, Татфондбанк, банк Открытие, Бинбанк. Это очередная демонстрация «провалов» рынка частным сектором. Примеры неэффективных частных собственников, «бич» новой России с первого же этапа проведения приватизации, когда институты в стране были или крайне слабы, либо вообще отсутствовали. Теперь мина отложенного действия находится в негосударственных пенсионных фондах.
Вышеописанная ситуация с банковским сектором приводит к нервной обстановке, что мешает индивидам принимать верные решения, и главное не вызвать паники, которая может перебраться на фондовый рынок России.
Важным фактором является также распространенность неформальных норм – инвестиционного доверия и правил деловой этики. [5]
Однако сами по себе рыночные институты и неформальные деловые нормы не обеспечат экономический прорыв немедленно, но он будет происходить постепенно.
Стратегические иностранные инвестиции должны подразумевать трансфер технологий и переобучение персонала, при этом концепция привлечения иностранных инвестиций должна быть применима к современным потребностям экономики России. К сожалению, наши партнеры – считающие нас стратегическими противниками проводят жесткую линию на нанесения ущерба Российской Федерации, что затрудняет наше экономическое развитие.
Для эффективного международного сотрудничества (которое разрушают англосаксы, в надежде выиграть на этом процессе барыши) нельзя также довольствоваться созданием благоприятных условий, необходимы действенные усилия по привлечению стратегических инвестиций, поскольку за производительный капитал в мире идет ожесточенная борьба, однако при этом иностранные инвесторы не должны иметь преимуществ перед отечественными. Например, как это получилось в интернет-торговле.
При этом инвестиции государства в отечественную промышленность имеют несоизмеримо большее значение. Если преодолеть проблему относительно высогого уровня коррупции (очевиден тренд к её снижению в России; он должен быть продолжен) и слабой эффективности расходования средств госбюджета, именно государство способно обеспечить стратегическое развитие национальной промышленности, обеспечить ее сбалансированность, создать условия и инфраструктуру для дальнейшего роста.
Инвестиции государства следует понимать в широком смысле – не только прямые инвестиции во вновь создаваемые инновационные предприятия, но и инвестиции в институциональное обеспечение экономического развития – в повышение эффективности управления, развитие рыночных институтов, проведение стимулирующей экономической политики (мотивация юридических и физических лиц).
Огромное значение имеет создание общественных благ, поддержка социальных проектов на основе государственно-частного партнерства (ГЧП).
***
Современное поступательное развитие, как национальной экономики, так и всей мировой экономики предполагает непрерывный процесс инвестирования через различный инструментарий. Уже возможны инвестиции через криптовалюту (ICO). Это уже совершенно другой инструментарий, который крайне сложно контролировать регуляторам во всех странах мира. Основными криптовалютами сейчас становятся: биткоин и эфириум, последняя валюта разработана во многом благодаря Виталику Бутерину, видному русскому программисту, проживающему в Канаде.
Согласно закону Ж.Б. Сея, совокупный спрос должен поглощать всю произведенную продукцию, созданную при заданном уровне технологического развития, а это возможно при условии бесперебойного преобразования имеющихся сбережений в расходы на инвестиции.
Практически все концепции экономического роста предполагают, прежде всего, прирост инвестиций. Из наиболее признанных — модель Самуэльсона-Хикса, предполагает наличие автономных инвестиций, «разгоняющих» рост экономики; модель устойчивого роста Домара, рассматривается мультипликационный эффект инвестиций и его воздействие на расширение производства; модель Харрода, в первую очередь оценивает прирост индуцированных инвестиций, вызванных ростом дохода; современные модели инновационного роста (Ромер П., Лукас Р.), предполагают эндогенный характер производственных нововведений, основанных на капиталовложениях в науку и человеческий капитал в целом. [6]
Колебания инвестиционного процесса один из основоположников макроэкономики Дж. М. Кейнс считал одной из главных причин экономических депрессий и предлагал замещать недостаток частных инвестиций госрасходами.
В реальности инвестиции представляют собой самую непостоянную величину. Помимо проблем с функциональной недостаточности банковской системы и фондового рынка, имеет место быть вопрос горизонта планирования экономических субъектов, частные инвестиции всегда могут быть отложены во времени, причем это касается как чистых инвестиций, так и амортизационных отчислений. Выручка от чистого экспорта, особенно если номинирована в иностранной валюте, часто вкладывается за границей. Эффективность вложения государственных сбережений (если таковые присутствуют) осложняется институциональными проблемами общественного сектора (асимметрия информации, моральный риск взаимодействия агента-принципала, ригидность бюрократии, несовершенство системы выборов и общественного контроля и т.п.) [6-7]
Между тем в отсутствие стабильного инвестиционного процесса часть доходов экономики, свободная от потребительских расходов, изымается из совокупного спроса, соответственно, такая же часть предложения не выкупается, что ведет к кризису перепроизводства и сокращению валового продукта. Такая ситуация является основной причиной экономических кризисов, но может и спровоцировать долгосрочную тенденцию сокращения национального продукта вследствие цепной реакции падения доходов. Если учитывать возможность гистерезиса экономических систем, на что указывал Дж. Кейнс, то без действенного институционального вмешательства и активной государственной политики ситуация может оставаться негативной в течение долгосрочного периода. В современную эпоху интеграции мировой экономики инвестиционные кризисы осложняются также тем, что изъятия части доходов из национальной экономики могут происходить практически безвозвратно – в виде инвестиций в зарубежные активы.
Экономические кризисы практически всегда бывают связаны с колебаниями инвестиционной активности, инвестиционный процесс между тем наиболее чувствителен к неэкономическим факторам. Для осуществления инвестиций, в особенности стратегических (долгосрочных) необходим, соответственно, долгосрочный горизонт планирования, который в свою очередь возможен только в стабильной социально-экономической среде. Таким образом, инвестиционный процесс нуждается, прежде всего, в стабильности и в то же время сам является гарантом устойчивости экономического развития.
***
Инвестиции в условиях глобализации могут быть больше или меньше национальных сбережений. В открытой экономике, где капитал относительно мобилен и может перемещаться из страны в страну, направления его миграции, согласно модели Манделла-Флеминга, определяется разницей в относительной доходности активов в различных странах. Таким образом, международная миграция капитала определяется межстрановой разницей в уровне доходности вложений. Согласно традиционным представлениям о рациональности инвесторов и современной мобильности капитала, инвестиции перемещаются из страны с меньшей доходностью в страну с большей. Иными словами, если внутренняя доходность выше мировой, в страну должен происходить приток капитала. Конечно, есть определенные ограничения, например, в виде доверия со стороны инвесторов. Мировой финансовый кризис 2007-2009гг. сильно подорвал доверие индивидов к двум институтам: рынку и государству. Снижение доверия приводит к появлению страха в обществе и ведет к иррациональному поведению. [8]
В действительности международный рынок капитала далек от равновесия. В данных условиях отсутствуют институциональные факторы — трансакционные издержки, асимметрия информации, организационная структура рынка, психологические моменты, государственная политика и пр. [9]
В мире получается определенная ситуация, капиталоизбыточные страны привлекают капитал, превосходящий национальные сбережения, тогда как капиталонедостаточные теряют собственные сбережения в пользу капиталоизбыточных. Есть привлекательные страны с точки зрения инвестиционного климата, и те, кто отпугивают различные группы инвесторов. [9]
«Институционально связанный капитал» — это капитал, «привязанный» к стране происхождения формальными и неформальными правилами, взаимоотношениями, связями, убеждениями и т.д. «Институционально несвязанный капитал» — капитал, не связанный институционально со страной происхождения.
Институционально связанный капитал представляет собой ту его часть, которая в условиях институциональной стабильности не покидает страну пребывания, невзирая на сравнительно большую доходность при зарубежном инвестировании. Институционально несвязанный капитал мигрирует по мировой экономике в поисках максимально выгодного вложения с учетом страновых и специфических рисков.
В различных странах институционально несвязанный капитал составляет различную величину, в различные периоды он может составлять большую или меньшую величину. В частности, во времена институциональной трансформации объем несвязанного капитала становится больше. Можно вспомнить знаменитый парадокс Фельдштейна-Хориоки, названный матерью всех головоломок. [9-11] Интерес к нему среди российских ученых крайне не значительный, что свидетельствует о не достаточно серьезном отношении научной общественности к денежно-кредитной политики. Не в силу этого у нас бывают всякие «потрясения» на этом не паханом поле?!
Заключение
Значимость институциализации инвестиционного процесса определяется, помимо экономических, психологическими, социологическими, политическими факторами, влияющими на поведение всех экономических субъектов. Длительным период планового хозяйства в России и беспрецедентная институциональная трансформация конца XX-го века привели к тому, что капитала должным образом институционально не регулируются на национальном уровне, что приводит к определенной хаотизации данного процесса. Между тем именно институциональные условия создают систему стимулирования для различных групп инвесторов. Внутренние стимулы подразумевают реализацию собственных, в основном рыночных, целей институциональных инвесторов. Внешние служат дополнительным источником стимулирования капиталовложений и лежат в области неформальной институциональной среды и активной государственной политики.
Основная задача государства в деле организации и стимулирования инвестиционного процесса есть создание институциональной среды для инвесторов, как внутренних, так и иностранных, а также участие в имеющихся, и создание новых международных институтов. Необходимыми институциональными условиями рассматриваемого процесса являются на национальном уровне соответствующие институты рынка, формальные и неформальные институты, а на международном уровне институты международные, поддерживаемые или создаваемые национальным правительством. [12]
Государству необходимо создавать максимально благоприятные институциональные условия для венчурных инвестиций. Открыть дорогу молодых талантов к венчуру. Данный путь опять откроет «двери» социальных лифтов. При этом должно реализоваться поколение миллениума. Оно зажато между реформенным поколением, которым удались головокружительные карьеры, и которые собираются находиться на высших должностях «до упора» и поколением Z.
Часть поколение миллениума может впадать в апатию, их творческая энергия не находит естественного выхода и в итоге это пожирает миллениала изнутри. [13]
Нужно использовать весь человеческий капитал во благо развития страны. Особенно в многополярном мире, где страны конкурируют между собой. У России прекрасные перспективы развития. По прогнозу к 2025г. наша страна обгонит по ВВП Германию и станет первой экономикой из европейских стран. [14] Будет происходить экономическое усиление стран БРИКС и постепенное угасание «старой доминанты» G 7. К 2030г. уже Индия обойдет по главному макроэкономическому показателю – США. [14] Баланс сил в мире в ближайшие 10-20 лет будет существенно изменен, но для этого нужно использовать все ресурсы, особенно скрытые.
Кто лучше воспользуется своим интеллектуальным капиталом, то при определенном стечении обстоятельств, сможет отодвинуть конкурентов и стать страной – «властелином мира», т.е. возврат к однополярному миру в более ущербной форме.
Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ, проект № 16-32-01067.
Библиографический список
1. Райнерт Э. Как богатые страны стали богатыми, почему бедные страны остаются бедными. М.: Изд-во Высшей школы экономики, 20112. Emmanuel, A. Unequal Exchange: A Study of the Imperialism of Trade. New York and London: The Monthly Review Press, 1972
3. Mainwaring L. A Neo-Ricardian Analysis of International Trade // KYKLOS, 1974 Vol. 27 № 3 pp. 537-553
4. Ricci A. Unequal Exchange in International Trade: A General Model. WP-EMS Working Papers Series in Economics, Mathematics and Statistics, University of Urbino, 2016
5. Винокуров С.С., Гурьянов П.А., Медведь А.А. Влияние фактора доверия на международное движение капитала (на примере прямых иностранных инвестиций) // Общество и экономика, 2017 № 3-4 С. 68-81
6. Фролов И.Э., Чаплыгина И.Г. Современные проблемы построения моделей научно-технической сферы экономики // Экономическая наука современной России, 2009 № 1 С. 7-24
7. Винокуров С.С., Гурьянов П.А., Медведь А.А. Проблемы принципала-агента при осуществлении международных инвестиций // Аудит и финансовый анализ, 2017 № 1 С. 264-270
8. Дуткевич П., Казаринова Д.Б. Страх как политика // Полис, 2017 № 4 С. 8-21
9. Vinokurov S.S., Medved A.A Post-Socialist Capital Market: The Feldstein-Horioka Puzzle? // Asia-Pacific Economic and Management Review.-Taiwan.- Vol. 17.- No. 2, March 2014.- pp. 33-46.
10. Гурьянов П.А. Мобильность капитала на евразийском экономическом пространстве // Апробация, 2016 № 8 С. 162-164
11. Гурьянов П.А. Парадокс Фельдштейна-Хориоки: обзор российской историографии // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2016 № 11-2 С. 290-292
12. Социокультурные факторы инновационного развития и успешной имплементации реформ. Доклад ЦСР. М., 2017
13. Линицкий А.И. Модернизация традиционных обществ: путь к процветанию или дорога в никуда? // Полис, 2017 № 4 С. 118-137
14. The long view. How will the global economic order change by 2050? PricewaterhouseCoopers, London, 2017