Abstract: The article describes the development processes of public administration in the use of information technology. The paper analyzed the course of implementation of the state program of the Russian Federation Information society (2011-2020) and the regional state program "Information society of the Smolensk region" for 2014 – 2020. The conclusions about the role of information technology in the development of management.
Keywords: information, technology, government, management, society, development.
С конца XX века информационно-коммуникационные технологии стали одним из важнейших факторов, влияющих на развитие общества. Их воздействие касается государственных и муниципальных структур, институтов гражданского общества, экономической и социальной сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей. Многие развитые и развивающиеся страны уже осознали огромные преимущества, которые несет с собой развитие и распространение информационных технологий.
На основе опыта других стран, с целью развития системы управления в России и получения максимальных благ, была разработана государственная программа «Информационное общество» (2011–2020 годы)[5]. Программа охватывает множество сфер деятельности, рассчитана на различные отрасли, направлена на решение большого комплекса задач. Реализация стратегии данной программы в конечном итоге приведет к повышению конкурентоспособности страны, открытости управления, сглаживанию цифрового неравенства в обществе, повышению качества жизни населения, благодаря оперативному взаимодействию граждан, бизнеса и государства.
Реализация государственной программы «Информационное общество» (2011–2020 годы) уже повлияла на уровень развития информационных технологий и привела к ощутимым изменениям в процессах управления.
Так, за 2015 — 2016 годы успешно реализован проект по созданию единой концепции и коммуникационной политики в части популяризации преимуществ получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде. В настоящее время для обеспечения доступа различных категорий граждан-пользователей (физических лиц, представителей юридических лиц, индивидуальных предпринимателей) к информации, содержащейся в государственных информационных системах и иных информационных системах, используется Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА). На начало 2017 года в ЕСИА зарегистрировано более 40 млн граждан. Через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) и мобильное приложение за 2016 год было заказано 380 млн государственных и муниципальных услуг, из них 356 млн услуг по информированию о 95 штрафах, налоговых задолженностях и исполнительных производствах. Количество заказов услуг возросло в несколько раз: за 2015 год количество заказанных услуг составило 51 млн [1].
Утверждено разработанное Минкомсвязью России постановление Правительства Российской Федерации от 26 марта 2016 г. № 236 «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг», которое призвано устранить выявленные сложности в процессах перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Обработка огромного объема информационных потоков, принятие управленческих решений, межведомственное взаимодействие, взаимодействие органов власти с гражданами, внутренний документооборот и многие другие процессы, происходящие ежедневно в управленческих структурах, невозможно было на должном уровне выполнять, контролировать и регулировать без участия современных информационно-технологических продуктов.
В рамках государственной программы «Информационное общество» в регионах Российской Федерации разработаны региональные программы. В 2013 г. разработана областная государственная программа «Информационное общество Смоленской области» на 2014 – 2020 годы, которая позволила повысить уровень обеспеченности и использования информационных технологий в государственном управлении. Целью данной программы является совершенствование системы государственного и муниципального управления в Смоленской области, повышение качества жизни населения на территории Смоленской области на основе использования информационно-коммуникационных технологий[6].
К целевым показателям реализации данной государственной программы относятся:
- доля граждан, использующих механизм получения государственных (муниципальных) услуг в электронном виде;
- количество государственных (муниципальных) услуг, оказываемых органами исполнительной власти Смоленской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, информация о которых размещена на едином портале государственных (муниципальных) услуг;
- количество информационных систем органов исполнительной власти Смоленской области, включенных в региональный реестр государственных информационных систем;
- средняя пропускная способность каналов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», к которым подключены муниципальные общеобразовательные организации.
По итогам реализации программы с 2014 по 2016 годы все показатели выполнены в полном объеме и даже превышают план (таблица 1).
Таблица 1
Целевые показатели областной государственной программы
Наименование показателя | Ед. изм. | Значение показателя | ||||||
План на 2014 г. | Факт за 2014 г. | План на 2015 г. | Факт. за 2015 г. | План на 2016 г. | Факт. за 2016 г. | |||
Доля граждан, использующих механизм получения государственных (муниципальных) услуг в электронном виде | % | 4 | 5 | 12 | 12 | 35 | 46,6 | |
Количество государственных (муниципальных) услуг, оказываемых органами исполнительной власти Смоленской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, информация о которых размещена на едином портале государственных (муниципальных) услуг | единиц | 2 800 | 3 400 | 3 600 | 3 900 | 4 000 | 4 000 | |
Количество информационных систем органов исполнительной власти Смоленской области, включенных в региональный реестр государственных информационных систем | единиц | 20 | 20 | 23 | 23 | 24 | 24 | |
Средняя пропускная способность каналов сети Интернет, к которым подключены муниципальные общеобразовательные организации | Мбит/с | — | — | —
| 6 | 6,2 | 6,7 |
Значения показателей позволяют говорить о том, что эффективность программы на протяжении всего времени ее реализации достаточно высока.
В 2016 году в рамках реализации программы было проведено 7 мероприятий:
- Развитие региональной телекоммуникационной инфраструктуры;
- Формирование электронного правительства в Смоленской области;
- Развитие межведомственной системы информационной безопасности и защиты территориальных информационных систем и ресурсов от несанкционированного доступа;
- Стимулирование граждан к освоению современных ИКТ;
- Информационно-телекоммуникационное и техническое обеспечение деятельности органов исполнительной власти Смоленской области и областных государственных учреждений;
- Приобретение оборудования для обеспечения мероприятий, проводимых Администрацией Смоленской области;
- Информатизация сферы здравоохранения.
Все мероприятия выполнены в полном объеме, а по некоторым показателям превышают план. Так, в ходе выполнения основного мероприятия «Формирование электронного правительства в Смоленской области» целевой показатель «Количество межведомственных запросов органов исполнительной власти Смоленской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области» был перевыполнен на 1 520 единиц и составил 271 520 единиц. В ходе реализации основного мероприятия «Стимулирование граждан к освоению современных ИКТ» было проведено 5 мероприятий, направленных на стимулирование граждан к освоению современных ИКТ, количество участников ежегодной межрегиональной научно-практической конференции «Инфокоммуникационные технологии в региональном развитии» составило – 475 человек (в 2015 году данный показатель составил — 380 человек). Эти данные наглядно освещают результативность проведенных работ.
В результате реализации в 2016 году областной государственной программы «Информационное общество Смоленской области» на 2014 – 2020 годы, включающей в себя мероприятия по информатизации сферы управления, повысились эффективность деятельности органов исполнительной власти Смоленской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области. Качество и доступность оказываемых ими услуг в сфере информационных технологий значительно возросли. Реализация данной программы оказывает положительное влияние на развитие области и муниципальных образований входящих в нее, что сказывается на всех сферах социальной жизни населения области.
На данный момент наблюдается положительная тенденция развития региональной политики, доступность информации обеспечивает большую заинтересованность среди населения. Внедрение различных информационных систем обеспечивает упрощенную систему взаимодействия и предоставления государственных и муниципальных услуг, что не может не отразиться на уровне удовлетворенности граждан.
Роль информационных технологий в развитии государственного управления
Повышение качества оказания услуг и их доступности на основе развития и использования информационно-коммуникационных технологий, повышение эффективности расходования бюджетных средств на создание, развитие, модернизацию и эксплуатацию информационно-коммуникационных технологий в органах исполнительной власти, повышение уровня открытости органов исполнительной власти и участия граждан, общества и бизнеса в принятии государственных решений, уменьшение «цифрового неравенства» между органами государственной власти и местного самоуправления, развитие систем защиты информации – все это ожидается в результате реализации политики в сфере информационных технологий. Это дает нам право говорить, что стремительно развивающиеся в последние годы информационные технологии играю важную роль в развитии управления, создают предпосылки не только для экономического роста, но и для повышения уровня и качества жизни населения. Являясь воплощением передовой научной мысли, информационные технологии оказывают по-настоящему эволюционное воздействие на теорию и практику управления. Концентрируя их содержание, делая их более продуктивными и оперативными, информационные технологии влияют на изменения самой модели управления.
Библиографический список
1. Гарифуллина, А. Ф. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении: // Ишкулова Г.Р., Гарифуллина А.Ф. // Экономика и социум. 2013. № 3 (8). С. 299-302.2. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» // Экспертный центр электронного государства URL: http://d-russia.ru/wp-content /uploads/2017/05/IO_otchet_2016.pdf
3. Исатаева Г.Б., Тастанова А.С., Арипбаева А.А., Каипова А.Ш., Баракова А.Ш. Информационные технологии в развитии современного информационного общества // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 5-1. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=9172
4. Косолапов, А.Б. Информационные технологии в экономике и управлении // А.Б. Косолапов, Т.И. Елисеева. - М.: КноРус, 2013. - 160 c.
5. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162184/.
6. Постановление Администрации Смоленской области от 08.11.2013 N 906 "Об утверждении областной государственной программы «Информационное общество Смоленской области» на 2014 - 2020 годы» // «Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области», 22.11.2013, N 11 (часть IV), с. 269