Индекс УДК 338.2
Дата публикации: 23.11.2017

Проблемы экономического роста в Республике Тыва

Problems of economic growth in the Republic of Tyva

Балакина Г.Ф.
д.э.н,
ТувИКОПР СО РАН

Balakina G.F.
doctor of Economics,
TuvIKOPR SO RAN
Аннотация: В статье рассмотрены вопросы решения проблемы динамичного развития за счет формирования в Тыве нового инструмента управления региональной экономикой – создания территории опережающего развития на основе нормативно-правовой базы РФ. Проанализирована динамика разработки идеи о возможности функционирования такой формы развития производительных сил в республике. Представлена возможная структура перспективного развития региона и оценены перспективы её влияния на экономический рост региона.

Abstract: In the article the questions of solving the problem of dynamic development due to the formation in Tuva the new instrument of management of the regional economy – creation of priority development areas considered on the basis of the regulatory framework of the Russian Federation. Analyzed the dynamics of the development of ideas about the possibility of the operation of this form of development of productive forces in the Republic. It shows a possible structure for future development of the region and the prospects for its effects on the economic growth of the region.
Ключевые слова: регион, Республика Тыва, территория опережающего социально-экономического развития, динамика экономического роста.

Keywords: region, Republic of Tuva, and the territory of advancing socio-economic development, dynamics of economic growth.


В настоящее время в  России для совершенствования управления территориальным развитием, достижения динамичного экономического роста осуществляется поиск новых механизмов и инструментов регулирования социально-экономического развития регионов. Формируемая система инструментов включает особые экономические зоны, зоны территориального развития, территории опережающего развития, которые можно обобщенно назвать зонами экономического роста. Главная цель их создания — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории на основе решения внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач. Нормативно-правовая база инструментов регионального развития включает в себя:

  • Федеральный закон от 22.07.2005 г. № 116–ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» (1);
  • Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (2);
  • Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, на территориях которых допускается создание зон территориального развития. Пост. Правительства РФ от 10.04.2013 г. № 326 (3);
  • Федеральный закон  от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ «О территориях

         опережающего социально-экономического развития в Российской    Федерации» (4).

Федеральным законом о территориях опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР)  вводится ещё один специальный правовой режим осуществления предпринимательской деятельности на ограниченной территории наряду с особыми экономическими зонами, зонами территориального развития, «Сколково» и ЗАТО в России. Выделение внутри страны территорий с необходимой для старта производства инфраструктурой и льготами — широко распространенная международная практика привлечения крупных предприятий (5, с.1996).  Организация ТОСЭР как формы целевых экономических зон осуществляется для стимулирования экономического роста и диверсификации экономики регионов. Законодательно определены меры государственной поддержки и порядок осуществления деятельности на таких территориях.          Основными целями ТОСЭР являются: устойчивое развитие территорий, сокращении различий в уровне социально-экономического развития регионов и показателей уровня и качества жизни населения; стабильные темпы экономического роста; создание новых предприятий; сохранение и эффективная работа действующих предприятий;  поддержка развития малого и среднего предпринимательства. Законом предусмотрены  льготы для резидентов ТОСЭР: налог на добычу полезных ископаемых: 0% в течение четырёх лет, с постепенным повышением до 100%; льготы по налогу на прибыль, налогу на имущество, на землю; пониженная ставка по социальным взносам (7,6% в течение 10 лет); льготные ставки по арендной плате. Возможно использование режима свободной таможенной территории; льготного режима подключения к различным объектам инфраструктуры; привлечение в льготном и ускоренном порядке иностранного квалифицированного персонала; использование санитарных и технических регламентов по примеру наиболее развитых государств ОЭСР. Допустимы особый порядок пользования землей; особый порядок проведения государственного контроля и муниципального надзора (6).

Для решения задач формирования ТОСЭР внесены изменения в Гражданский, Градостроительный, Трудовой, Земельный, Лесной кодексы Российской Федерации; а так же федеральные законы о законодательных и исполнительных органах власти субъектов РФ, о местном самоуправлении, о приватизации, об обязательном страховании, об иностранцах, о лицензировании, об экологической экспертизе, о таможенных отчислениях и другие законодательные акты Российской Федерации.

Включение Республики Тыва в перечень субъектов РФ, на территории которых допустимо создание зон территориального развития, позволяет сделать реальной задачу использования здесь нового инструмента, обеспечивающего динамичный экономический рост. Актуальность данной проблемы детерминируется, с одной стороны, тем обстоятельством, что республика в силу ее социально-экономического положения нуждается в форсированных темпах развития хозяйства, а с другой стороны, у Тывы есть значительный ресурсный –природный, минеральный, рекреационный и человеческий — потенциал. Также предусматривается реализация стратегического проекта строительства железной дороги «Курагино-Кызыл» как драйвера развития региона, осуществляемом при помощи федерального бюджета. Другим крупным инфраструктурным проектом государственной  поддержки может стать строительство ТЭЦ – 2 (мощность до 300 МВт), что позволит снизить дефицитность электро- и теплоэнергии в регионе и обеспечить потребности экономики и социальной сферы в энергии.

Основными целями создания ТОСЭР в  Тыве являются:

  • обеспечение динамичного экономического роста в целях совершенствования показателей качества и уровня жизни населения для достижения характеристик, соизмеримых с соответствующими параметрами развитых стран мира;
  • сокращение отставания уровня социально-экономического развития республики от среднероссийских параметров;
  • системное создание новых производств на инновационной основе для обеспечения научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов на базе принципов рационального природопользования;
  • охрана жизни и здоровья человека, увеличение продолжительности жизни, снижение заболеваемости населения;
  • решение проблем безопасности: экономической, энергетической и продовольственной, сохранения природного, исторического и культурного наследия;
  • внедрение безотходных и ресурсосберегающих технологий, позволяющих выпускать экологически чистую продукцию в целях сохранение, а также восстановления и воспроизводства природных ресурсов (7, с.79-80).

         По нашему мнению, возможна следующая структура ТОСЭР в республике:  развитие добывающей промышленности на основе динамичного вовлечения в хозяйственный оборот природных ресурсов и месторождений минерального сырья; создание инновационных предприятий по переработке полученного добывающей промышленностью сырья; организацию туристско-рекреационной деятельности и создание перерабатывающих производств агропромышленного сектора.

         Предполагаем, что возможны следующие этапы создания ТОСЭР в  Тыве:

  1. В период 2017-2020 гг. формирование базовых условий создания, разработка нормативно-правового обеспечения, определение перечня основных мероприятий, инвестиционных проектов, решение проблем землеотвода;
  2. За 2021-2025 гг. могут быть созданы крупные инфраструктурные объекты, позволяющие решить проблемы энергообеспечения, транспортной изолированности, низкой обеспеченности жильем и социальной инфраструктурой;
  3. С 2026 г. вероятно достижение динамичных темпов экономического роста, сравнимых со стабильно развивающимися российскими регионами, снятие остроты социальных проблем, увеличение продолжительности жизни населения (табл. 1).

Таблица 1

  Расчет макроэкономических параметров создания ТОСЭР в Республике Тыва*

Показатели2015 г. (факт)2025 г. (прогноз)

 

2030 г. (прогноз)
1.                Темп промышленного производства, %  к 2014 г.105,1198,6

 

452,6
2.                Доля собственных доходов в бюджете республики, %256476
3.                Среднедушевые доходы, тыс. руб. (в ценах 2015 г.)15,357,5

 

89,1
4.                Уровень безработицы, %18,67,26,5

* Рассчитано по данным:  Регионы России, 2016. – с.195-196, 228-230, 642-643; (8), с.246-247.

Таким образом, в предлагаемой модели развития Тывы важно предусмотреть на каждом этапе совершенствование институтов, регулирующих формирование человеческого капитала, в том числе социальной инфраструктуры, за счет роста ресурсного обеспечения региона на основе стабильного экономического роста, что создаст условия для реализации устойчивого развития региона.

В ходе создания ТОСЭР в Тыве необходимо осуществить переход от экспортно-сырьевой к инновационному социально ориентированному типу экономического развития. Под инновационным социально ориентированным типом экономического развития для страны подразумевается модернизация традиционных секторов российской экономики (нефтегазового, сырьевого, аграрного и транспортного), значительный рост объема продукции отраслей высоких переделов, которые до 2030 года должны стать ведущими секторами производства валового внутреннего продукта. За счет роста доходов от сырьевого сектора будут осуществляться мероприятия по развитию социальной сферы страны с целью достижения высоких стандартов благосостояния человека, сравнимых с развитыми странами.

Социально ориентированное развитие подразумевает повышение уровня доходов и качества жизни. Это означает высокие стандарты личной безопасности, доступность качественных услуг образования и здравоохранения, допустимый уровень обеспеченности комфортным  жильем, доступ к культурным благам и обеспечение экологической безопасности (9, с. 12).

Проблемными являются следующие аспекты создания ТОСЭР в Республике Тыва:

  • В настоящее время на федеральном уровне отсутствует механизм оказания оговоренной законом поддержки за счет средств Инвестиционного фонда РФ регионам, участвующим в программе ТОСЭР. Поэтому основное бремя реализации задач по созданию таких зон легли на сами регионы. В результате пока основными мерами поддержки бизнеса на указанных территориях остаются главным образом нефинансовые инструменты.
  • В республике с помощью налоговых каникул стимулируются более активные действия крупных инвестиционных компаний, работающих в Тыве. Благодаря предусмотренному законодательно снижение до 0% ставок налогов на прибыль и добычу полезных ископаемых удалось, к примеру, ускорить ввод в эксплуатацию Кызыл-Таштыгского горно-обогатительного комбината, строительство которого велось с 2006 г. С 2014 г. комбинат начал реализацию концентратов трех металлов — цинка, меди и свинца. За три неполных года компания, владеющая комбинатом, увеличила объемы добычи полиметаллической руды с 200 тысяч до 900 тысяч тонн в год. Однако, на производстве трудоустроено только около 600 жителей Тывы.
  • Частный бизнес, разрабатывающий месторождения минерального сырья в Тыве, участвует в строительстве региональных дорог, буддийского храмового комплекса, помогает возрождению оленеводческой отрасли в республике. Тем не менее, необходимо системное привлечение инвесторов к развитию социальной инфраструктуры региона.
  • Долгосрочная программа создания ТОСЭР в Тыве должна быть разработана с учетом условий устойчивого развития региона, законодательно утверждена после проведения ее экологической экспертизы, широкого обсуждения представителями общественности, власти и бизнеса.

Библиографический список

1. Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, на территориях которых допускается создание зон территориального развития. Пост. Правительства РФ № 326 от 10.04.2013 // Собр. законодательства РФ, ст. 1955. – М.: Юридическая литература, 2013. – № 16. – С. 3819.
2. Об особых экономических зонах в РФ. Федеральный закон № 116–ФЗ от 22.07.2005 // Собр. законодательства РФ, ст. 3127. – М.: Юридическая литература, 2005. – № 30. – С. 8238–8264.
3. О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ. Федеральный закон № 392–ФЗ от 03.12.2011 // Собр. законодательства РФ, ст. 7070. – М.: Юридическая литература, 2011. – № 49. – С. 18022–18033.
4. Федеральный закон от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». - Справочная система Консультант: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_172962/.
5. Тукмачева Д.И., Гончарова Н.А. Центральный банк Великобритании // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. Т. 39. С. 1996-2000.
6. Территория опережающего развития https://ru.wikipedia.org/wiki/ Территория_опережающего_развития - режим доступа свободный.
7. Балакина Г.Ф., Бегзи А.Д. Экономика Тувы: возможные стратегии развития. – Кызыл: ТувИКОПР СО РАН, 2016. – 380 с.
8. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016.
Стат. сб. - М.: Росстат, 2016.  1326 с.
9. Ойдуп Т.М., Балакина Г.Ф. Социальный тип устойчивого развития региона // Вестник КрасГАУ, 2013, №11. – с. 11-16.