Abstract: The article analysis different indicators and shows changes of forest state, atmosphere and hydrosphere in Russian Federation from 1995 to 2015. Considered main causes of environmental pollution appearance and tendencies of their changes over the last 20 years. Article mentions that governmental financing influences the environmental changes in the country
Keywords: ecology, atmospheric emissions, forest fires, “green” technologies, environmental safety, environmental protection
Из года в год влияние человека на окружающую среду увеличивается. Это связано с ростом численности населения, техническим прогрессом, увеличением масштабов использования природных благ, которые влекут за собой множество негативных изменений в природе.
В 20 веке многие государства, а также международные организации активизировались на борьбу с экологическими загрязнениями [13]. С 1995 года по 2016 год население Земли выросло на 30,3 процента [12], что вызвало рост необходимости в материальных ресурсах для удовлетворения человеческих потребностей в еде, чистой воде, одежде, жилье, автомобиле. За каждым элементом, удовлетворяющим необходимость человека в чем-то, стоит целый ряд предприятий, требующих определенную сырьевую базу для осуществления производственного процесса. И при этом многие из них загрязняют территорию, воздух и воду, вырабатывая тонны вредных веществ.
Каким образом уменьшить влияние человека на экологию? На наш взгляд, ограничение потребления материальных благ человечеством не позволит изменить в лучшую сторону экологическую обстановку в мире. Современным решением проблемы удовлетворения человеческих потребностей и сохранения природы может стать последовательный переход к экологически чистому производству и формирование четкой системы мониторинга экологических показателей.
Для привлечения внимания современного общества к насущным проблемам окружающей среды в России 2017 год объявлен Годом экологии. Распоряжением Правительства РФ в 2016 году был утвержден обширный план мероприятий (далее – план), который содержит 234 пункта, касающихся следующих направлений деятельности: отходы, нормирование воздействия на окружающую среду и переход на безопасные новые технологии, вода, лес, Байкальская природная территория, Арктика и климат, особо охраняемые природные территории и животный мир. Основная цель реализации этого плана – сохранение биологического разнообразия и обеспечение экологической безопасности нашей страны.
Сегодня большую обеспокоенность вызывает состояние лесного хозяйства. Нелегальные вырубки и экспорт древесины за рубеж, пожары, вредители-насекомые, загрязнения окружающей среды наносят непоправимый ущерб лесным ресурсам страны, уничтожая порядка 16 миллионов гектаров леса в год [10].
Не случайно, в 2017 году планом предусмотрены мероприятия по лесовосстановлению на территории РФ не менее 800 тыс. га, компенсационные посадки деревьев рамках объектов строительства и реконструкции автомобильных дорог, мероприятия по пресечению незаконного оборота древесины, переработке древесных отходов, лесовосстановление на территории Байкала, особенно пострадавшей от природных пожаров в 2015 г.
Экологическим бедствием является уничтожение и повреждение лесных массивов, обусловленное огнем. Несмотря на внедрение с 2009 г. новых методов управления лесным хозяйством и техническое перевооружение лесопожарных служб, ситуация с лесными пожарами сохраняется нестабильной (табл. 1) в связи с тем, что пожароопасность зависит от многих факторов: породы деревьев, почвенного покрова, погодный условий, направления и силы ветра, ландшафта.
Анализ данных Росстата [9] позволяет отметить, что самые большие лесные территории были охвачены пожарами в 2003, 2008-2010, 2014 и 2015 годах. Больше всего пострадало леса на корню в 2003, 2010 и 2012 гг. Максимальные расходы на тушение пожаров пришлись на 2003, 2010, 2011, и 2012 годы. Причем в 2012 году по сравнению с 2008 годом расходы на тушение лесных пожаров увеличились почти в 4 раза. При этом, существенного сокращения площадей, охваченных пожарами, не произошло. Соотношение вложенных средств в мероприятия по предотвращению пожаров и числа пожаров привело к приостановлению финансирования из федерального бюджета на 2013-2015 гг. программ по приобретению лесопожарной техники.
Таблица 1
Динамика цепных коэффициентов роста, характеризующих состояние лесного хозяйства в 2000-2015 гг.
Период | Лесная площадь, пройденная пожарами | Сгорело леса на корню | Расходы по тушению лесных пожаров | Число лесных пожаров |
2000-2001 | 0,675 | 0,417 | 1,427 | 1,057 |
2001-2002 | 1,527 | 1,964 | 2,638 | 1,832 |
2002-2003 | 1,718 | 2,111 | 3,946 | 0,761 |
2003-2004 | 0,231 | 0,230 | 0,347 | 0,822 |
2004-2005 | 1,556 | 0,783 | 0,469 | 0,708 |
2005-2006 | 1,768 | 2,805 | 1,980 | 1,690 |
2006-2007 | 0,693 | 0,478 | 0,732 | 0,548 |
2007-2008 | 1,998 | 1,824 | 1,870 | 1,476 |
2008-2009 | 1,020 | 0,844 | 0,793 | 0,884 |
2009-2010 | 0,960 | 3,665 | 2,715 | 1,498 |
2010-2011 | 0,695 | 0,308 | 1,284 | 0,605 |
2011-2012 | 1,492 | 2,240 | 1,448 | 0,960 |
2012-2013 | 0,551 | 0,243 | 0,000 | 0,494 |
2013-2014 | 2,756 | 2,545 | 0,000 | 1,690 |
2014-2015 | 0,861 | 0,945 | 0,000 | 0,728 |
в среднем за период | 1,233 | 1,427 | 1,310 | 1,050 |
Источник: рассчитано по данным Росстата [9].
Анализ темпов изменения площадей лесных земель, пройденных пожарами, в период с 2000 по 2015 гг. показал неравномерность и хаотичность охвата леса огнём. Положительные средние значения цепных коэффициентов роста свидетельствуют о преобладании негативной тенденции увеличения числа пожаров и охвата пожарами все больших площадей за указанный период.
Острой является проблема загрязнения воздуха. По оценкам Росстата в 2010 г. основными источниками загрязнения атмосферного воздуха от экономической деятельности человека стали: добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (4,8 млн. т выбросов в год), металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (4,3 млн. т), а также производство и распределение электроэнергии, газа и воды (4,3 млн. т). Наименьший урон в 2010 г. для экологии нанесли производство пищевых продуктов (0,14 млн. т), предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (0,11 млн. т), производство транспортных средств и оборудования (0,09 млн. т), и обработка древесины и производство изделий из дерева (0,08 млн. т).
В структуре выбросов в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников в зависимости от видов экономической деятельности в период с 2000 по 2015 годы существенных изменений не произошло. В 2015 г. по-прежнему лидирующие позиции в объеме выбросов загрязняющих веществ занимают добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (незначительно сократив выбросы до 4,3 млн. т), металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (4,0 млн. т) и производство и распределение электроэнергии, газа и воды (3,7 млн. т). Меньший объем выбросов вредных веществ в атмосферу в 2015 г. пришелся на производство пищевых продуктов (0,15 млн. т), обработку древесины и производство изделий из дерева (0,09 млн. т) и производство транспортных средств и оборудования (0,07 млн. т).
Выбросы загрязняющих веществ оказывают негативное воздействие на окружающую среду и здоровье жителей многих городов, особенно промышленных центров. В перечне городов с наиболее неблагоприятной экологической обстановкой с 2000 г. по настоящее время стабильно лидирует Норильск (2041,9 тыс. т загрязнений по данным Росстата на 2000 г., и 1923,9 тыс. т – в 2010 г.), причем, выбросы ПАО ГМК «Российский никель» составляют 10% от всех загрязнений атмосферного воздуха от стационарных источников, Новокузнецк (соответственно в 2000 г. и 2010 г.- 544,5 тыс. т и 301,1 тыс. т), Череповец (353,5 тыс. т и 333,3 тыс. т), Липецк (368 тыс. т и 299,1 тыс. т), Магнитогорск (321,6 тыс. т и 231,9 тыс. т). Города с минимальными выбросами загрязняющих веществ в 2010 г. – Петровск-Забайкальский (0,2 тыс. т), Азов (0,6 тыс. т)
Статистические данные [10] свидетельствуют о том, что в течение последних 15 лет выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников в атмосферный воздух держатся примерно на одном уровне. Лишь в 2005 г. они незначительно уменьшились. Начиная с 2013 года и по настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к снижению выбросов в атмосферный воздух (табл. 2).
Таблица 2
Динамика коэффициентов роста, характеризующих состояние атмосферы ряда городов РФ с наиболее неблагоприятной экологической обстановкой в 2000-2015 гг.
Период
| Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников | Улавливание загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников | Затраты на охрану атмосферного воздуха в целом по РФ | Инвестиции в основной капитал на охрану атмосферного воздуха |
2000-2001 | 1,016 | 0,919 | 0,931 | 1,218 |
2001-2002 | 1,021 | 0,933 | 1,129 | 0,697 |
2002-2003 | 1,015 | 1,009 | 1,443 | 1,613 |
2003-2004 | 1,035 | 0,979 | 1,121 | 1,425 |
2004-2005 | 0,995 | 1,044 | 1,138 | 1,278 |
2005-2006 | 1,010 | 1,039 | 1,203 | 1,074 |
2006-2007 | 1,000 | 1,003 | 1,031 | 1,015 |
2007-2008 | 0,976 | 0,982 | 1,037 | 1,273 |
2008-2009 | 0,945 | 0,885 | 0,758 | 0,844 |
2009-2010 | 1,005 | 1,116 | 1,317 | 1,124 |
2010-2011 | 1,005 | 0,995 | 1,179 | 1,067 |
2011-2012 | 1,021 | 0,959 | н/д | 1,242 |
2012-2013 | 0,939 | 0,958 | н/д | 1,190 |
2013-2014 | 0,951 | 0,994 | н/д | 1,349 |
2014-2015 | 0,989 | 0,961 | н/д | 0,722 |
в среднем за период | 0,995 | 0,985 | н/д | 1,142 |
Источник: рассчитано по данным Росстата [10]
Тревожным симптомом является тенденция к уменьшению улавливания загрязняющих веществ от стационарных установок, вызванная такими причинами, как износ или выход из строя очистного оборудования, ошибки при проектировании очистного сооружения, изменение технологического режима, нарушение правил эксплуатации, перерывы в электроснабжении, отсутствие регулярного обслуживания [7]. Тем не менее, данные об инвестициях в основной капитал на охрану воздуха свидетельствуют о росте капиталовложений в составляющую экологической безопасности страны, несмотря на их снижение в 2002 г. почти на 30%, в 2009 г. – на 15%, а в 2015 г. – 28% по сравнению с предыдущими годами [10].
Изменения состояния гидросферы РФ за последние 15-20 лет так же являются не менее актуальной экологической проблемой. Пресная вода используется во многих сферах человеческой деятельности. В промышленности использование пресной воды является наиболее востребованным. Так, например, на 2016 год затраты воды на обслуживание промышленности составили приблизительно 57%, а затраты на хозяйственные питьевые нужды только 14%. Остальные 43% были направлены на сельское хозяйство и другие отрасли.
Объем сброса сточных вод в бассейны отдельных рек с 1995 года сократился на 40%. В 2016 году по отношению к 1995 году показатель сброса вредных веществ в гидросферу уменьшился для бассейна Балтики на 21%, для бассейна Черного моря на 50%, для бассейна Азовского моря на 54%, для реки Дон на 53%, для реки Кубань на 61%, для Бассейна Каспийского моря на 41%, для реки Волга на 42%, для реки Обь на 16%. Безусловно, снижение данного показателя означает положительную динамику уменьшения загрязнения водных сред. Как видно из статистических данных [10], основные изменения, за которыми последовали значительные улучшения, произошли в последние 5-7 лет.
Каким же образом государство или частные компании способны влиять на экологическую ситуацию? Во-первых, государство способно устанавливать определенные нормы вредных выбросов и вводить санкции за нарушения этих норм. В РФ еще в 90-ых годах после введения в законодательство ФЗ об окружающей среде было положено начало экологическому регулированию [7]. Особо важными элементами данного ФЗ являются главы, описывающие нормативы воздействия на окружающую среду, устанавливающие требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной или иной деятельности и описывающие меры ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Во-вторых, государство может способствовать введению экологически чистого производства. В настоящее время «зеленый» способ ведения производственной деятельности является достаточно новым для российских предпринимателей. К тому же ожесточенная конкуренция на рынке приводит к тому, что каждый бизнесмен стремится обеспечить максимальную экономическую стабильность и конкурентоспособность своего предприятия в настоящем времени, не ориентируясь на возможные перспективы, обусловленные внедрением «зеленых» технологий. Эти направления являются инновационными, как для конкретного предприятия, так и для целых отраслей промышленности.
Введение в использование экологических инноваций можно наблюдать в Дании, Норвегии, Швеции, Швейцарии и Японии. Эти государства стремятся перейти на циклическую экономику, при которой, вторичное сырье станет основным ресурсом производства новых продуктов, что позволит не только сократить использование природных ресурсов, но и сделать нашу планету гораздо чище в результате переработки отходов и мусора.
В-третьих, государство может осуществлять охрану окружающей среды. В целом динамика расходов государства на охрану окружающей среды в реальном денежном выражении растет [11]. Правительство ежегодно выделяет средства на охрану окружающей среды. Но достаточно ли этих средств для поддержания благоприятной экологической обстановки в России?
Если рассматривать вклады разных развитых и развивающихся стран в охрану окружающей среды в процентах от ВВП, то в Японии уже в 2010 году на экологию выделялось больше, чем 3% ВВП, в то время как в России этот показатель был на уровне 0,8% от ВВП (0,7 от ВВП в 2015 г.). В Германии в 2010 году — 1,7%, в Австрии – 1,8%, в Польше – 1,7%, Нидерландах – 2,5% [3]. В рейтинге стран по экологической эффективности за 2010 г. Россия находилась на 69 месте, Германия на 17, Австрия на 8, Нидерланды на 47, а Польша на 63 [2]. Приведенные данные по расходам различных государств на поддержание благосостояния окружающей среды отражают, что финансирование данной области в РФ недостаточно.
Государственная поддержка охраны природы имеет важное значение. Показателем эффективности же государственной политики в данной отрасли может служить то, что по данным на 2016 год место России в мире по уровню экологической эффективности изменилось, и Россия стала занимать в мировом рейтинге 32 позицию [1].
Изучение некоторых аспектов развития экологической ситуации в России с начала XXI века и динамики данных, используемых в исследовании, позволяют сделать следующие выводы:
- Лесные пожары являются настоящим бедствием для значительных лесных территорий страны. Положительная динамика коэффициентов роста числа пожаров, площади сгоревшего леса и лесных земель, пройденных пожарами, на фоне приостановления финансирования из федерального бюджета программ по приобретению лесопожарной техники в последние 4 года является серьезной проблемой и вызывает серьезную обеспокоенность и тревогу специалистов в области лесного хозяйства.
- На протяжении 15 лет лидирующие позиции в ухудшении экологического состояния атмосферного воздуха занимают топливно-энергетический комплекс и металлургическое производство. Хотя, в последние 3 года наметилась тенденция к снижению числа выбросов вредных веществ в атмосферный воздух.
- В последние 5 — 7 лет уменьшилось загрязнение водных бассейнов страны.
В заключение следует еще раз акцентировать внимание на том, что, несмотря на богатые природные ресурсы нашей страны, они все же требуют к себе бережного отношения.
Библиографический список
1. Environmental Performance Index 2016 //[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://epi.yale.edu/reports/2016-report (Дата обращения 06.11.17)2. Банчева, А.И. Экологические инновации Японии: основные направления развития и особенности управления / А.И. Банчева // Вестник МГИМО. -2013 - №:5(32). (Дата обращения 10.11.17)
3. Белова, Ю. Петербургская независимая газета «Общество и экология» //[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ecogazeta.ru/archives/12708 (Дата обращения: 15.11.17)
4. Ерофеев Б.В. Советское экологическое право. М., 1988; Вайнер Д. Экология в Советской России. М., 1991.
5. Окружающая среда. Водные ресурсы // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gks.ru/ (Дата обращения 13.11.17)
6. Окружающая среда. Затраты на окружающую среду // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gks.ru/ (Дата обращения 13.11.17)
7. Приказ Росприроднадзора от 01.03.2011 № 112 «Об утверждении Инструкции по осуществлению государственного контроля за охраной атмосферного воздуха» - Режим доступа: https://www.audar-info.ru/docs/acts/?sectId=121355&artId=533537 (Дата обращения 19.11.2017)
8. Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1082-р Об утверждении плана основных мероприятий по проведению в 2017 году в РФ Года экологии. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71314350/ (Дата обращения 16.11.2017)
9. Российский статистический ежегодник - 2012 г. // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_13/IssWWW.exe/Stg/d3/14-44.htm (Дата обращения 15.11.2017)
10. Российский статистический ежегодник - 2016г. // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_13/Main.htm (Дата обращения 17.11.2017)
11. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об охране окружающей среды" // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823 / (Дата обращения 12.11.17)
12. Численность и состав населения Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gks.ru/(Дата обращения 15.11.17)
13. Яблоков А. В. ОХРАНА ПРИРОДЫ // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс ]. – Режим доступа: https://bigenc.ru/biology/text/2700174 (Дата обращения: 27.11.2017)