Индекс УДК 336.221.4
Дата публикации: 27.04.2018

Оценка состава и структуры налоговых доходов, аккумулируемых на территории Краснодарского края

Assessment of the composition and structure of tax revenues accumulated in the territory of the Krasnodar Territory

Бочарова Ольга Федоровна, Гарибян Лиана Вазгеновна, Дзебисова Виктория Владимировна

1. канд.экон.наук, доцент кафедры финансов ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина»
2. магистр 2 курса, направления подготовки 38.04.01 «Финансы и кредит» ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина»
3. бакалавр 4 курса, направления подготовки 38.03.01 Экономика профиль «Финансы и кредит». ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина

Bocharova Olga Fedorovna, Garibyan Liana Vazgenovna, Dziebisova Victoria Vladimirovna

1. Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Finance. FGBOU VO "The Kuban state agrarian University of I.T. Trubilina »
2. Master of 2 course, directions of training 38.04.01 "Finance and credit". FGBOU VO "The Kuban state agrarian University of I.T. Trubilina »
3. Bachelor 4 courses, directions of training 38.03.01 Economics profile «Finance and credit». FGBOU VO "The Kuban state agrarian University of I.T. Trubilina
Аннотация: В статье проведена оценка динамика и структуры налоговых доходов, акку-мулируемых на территории Краснодарского края. Внесены рекомендации по повышению уровня налоговых поступлений.

Abstract: The article assesses the dynamics and structure of tax revenues accumulated in the Krasnodar Territory. The recommendations on raising the level of tax revenues were made.
Ключевые слова: бюджет, доход, налоги, уровни бюджетной системы.

Keywords: budget, income, taxes, levels of the budget system.


В современных условиях модернизации национального хозяйства РФ, с ориентацией на интенсивные направления экономического роста все более актуальным становится задача эффективности управления государственными финансами, посредствам механизма исполнения бюджетов всех уровней.

Как отмечает Ю.Г. Швецов: «Выполнение этой задачи невозможно без переосмысления сущности бюджета как экономической категории и выработки принципиально новых подходов к совершенствованию бюджетных отношений, способствующих развитию национальной экономики и повышению жизненного уровня населения» [1].

Бюджет государства представляет собой разновидность финансового плана, в котором закрепляются основные источники поступления доходов и основные направления расходования бюджетных средств.

Так доходы бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также за счет безвозмездных поступлений.

К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним [2].

Бюджет каждого уровня стремится к самообеспеченности, то есть обеспечению расходов за счет собственных налоговых и неналоговых доходов.

Краснодарский край является территорией с достаточным экономическим, ресурсным, производственным и кадровым потенциалом, следовательно, имеет все предпосылки для признания его самообеспеченным субъектом (когда бюджет формируется из собственных источников доходов на 80 и более процентов).

Проведем оценку обеспеченности бюджета Краснодарского края собственными доходами (налоговыми и неналоговыми) [3], а данные представим в виде таблицы 1.

Таблица 1

Оценка обеспеченности бюджета Краснодарского края собственными доходами, млн руб.

Показатель2015 г.2016 г.2017 г.2017 г. в % к
2015 г.2016 г.
Доходы — всего183120203629235694128,7115,7
в том числе:

— налоговые доходы

143128164236185879129,9113,2
— неналоговые доходы421657425867139,2102,2
итого собственных доходов147344169978191746130,1112,8
— безвозмездные поступления368583365143948119,2130,6
Расходы — всего196187201484216955110,6107,7
Доля собственных доходов в обеспечении расходов75,184,488,4

По всем показателям исполнения бюджета наблюдается стабильный рост. Однако темпы роста расходов, исполненных по итогам 2017 г. ниже темпов роста доходов.

Оценивая динамику увеличения налоговых и неналоговых доходов можно отметить опережающие темпы увеличения налоговых доходов по сравнению с неналоговыми.

Доля собственных доходов в обеспечении расходов в 2017 г. составляет 88,4%, что на 13% больше чем в 2015 г. и на 4% больше чем в 2016 г.

Таким образом в 2016 и 2017 гг. Краснодарский край можно назвать самообеспеченным.

Проведем оценку структуры доходов бюджета Краснодарского края, а данные представим в виде рисунка 1.

Рисунок 1. Структура доходной части бюджета Краснодарского края

На рисунке 1 наглядно прослеживается тенденция преобладания доли налоговых доходов в доходной части бюджета Краснодарского края.

Следующим шагам целесообразно провести оценку состава и структуры налоговых доходов, поступающих в бюджетную системы РФ на территории Краснодарского края.

Динамика федеральных налогов, аккумулированных на территории Краснодарского края [4], представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Динамика федеральных налогов, аккумулированных на территории Краснодарского края, млн руб.

Оценивая динамику поступления основных федеральных налогов можно отметить стабильный рост по всем налогам.

Динамика региональных налогов, аккумулированных на территории Краснодарского края [4], представлена на рисунке 3.

Рисунок 3. Динамика региональных налогов, аккумулированных на Территории Краснодарского края, млн руб.

 

Значительный рост из региональных налогов наблюдается по налогу на имущество организаций, что может свидетельствовать о наращивании материальной базы (налоговой базы) организациями, осуществляющими деятельность на территории Краснодарского края, так как ставка налога сохраняется на прежнем уровне 2,2%.

Динамика местных налогов, аккумулированных на территории Краснодарского края [4], представлена на рисунке 4.

Рисунок 4. Динамика местных налогов, аккумулированных на  территории Краснодарского края, млн руб.

Из состава местных налогов большая динамика роста наблюдается по налогу на имущество физических лиц, что объясняется увеличением налогооблагаемой базы в результате проведения переоценки недвижимых объектов.

Динамика поступлений от специальных режимов налогообложения, аккумулированных на территории Краснодарского края [4], представлена на рисунке 5.

Рисунок 5. Динамика поступлений от специальных режимов налогообложения, аккумулированных на территории Краснодарского края, млн руб.

 

В динамике поступлений от специальных режимов налогообложения можно отметить значительный рост поступлений от УСН, что может быть опосредовано сменой обязательного порядка применения ЕНВД на добровольно-заявительный.

Структура налоговых поступлений в бюджетную систему РФ на территории Краснодарского края сгруппированных по уровням бюджетной системы представлена в таблице 2.

Таблица 2

Структура налоговых поступлений в бюджетную систему РФ, %

Показатель2015 г.2016 г.2017 г.Отклонение (+,-)

2017 г. от

2015 г.2016 г.
Федеральные налоги и сборы78,779,779,20,5-0,5
Региональные налоги11,310,711,70,41,0
Местные налоги3,53,02,9-0,6-0,1
Специальные режимы налогообложения6,56,66,2-0,3-0,4
Всего налогов и сборов – оклад налога100,0100,0100,0

Структура налоговых сборов, аккумулированных на территории Краснодарского края представлена преобладанием доли федеральных налогов, что является объяснимым большим их количеством.

Доля федеральных налогов на протяжении анализируемого периода находится в приделах 78-80% от общего объема поступлений.

Структура федеральных налогов, аккумулированных на территории Краснодарского края представлена на рисунке 6.

Рисунок 6. Структура федеральных налогов, аккумулированных на территории Краснодарского края

 

Оценивая структуру федеральных налогов можно отметить преобладающую долю НДФЛ на все протяжении анализируемого периода от 32-36%. Вторым по доле можно назвать НДС – 21-24%. Следовательно четко прослеживается тенденции переложения налоговой нагрузки на физических лиц, которые являются плательщиками НДФЛ и носителями косвенного налога — НДС.

Доля региональных налогов на протяжении анализируемого периода находится в приделах 11% от общего объема поступлений.

Структура региональных налогов, аккумулированных на территории Краснодарского края представлена на рисунке 7.

В структуре региональных налогов 80% приходится на налог на имущество организаций, следовательно, региональные бюджеты ориентированы на расширение налоговой базы за счет инвестиционной активности на региональном уровне.

Рисунок 7. Структура региональных налогов, аккумулированных на территории Краснодарского края

 

Доля местных налогов на протяжении анализируемого периода находится в приделах 3-3,5% от общего объема поступлений. Структура местных налогов, аккумулированных на территории Краснодарского края представлена на рисунке 8.

.

Рисунок 8.  Структура местных налогов, аккумулированных  на территории Краснодарского края

В структуре местных налогов 80% приходится на земельный налог организаций и физических лиц, следовательно, местные бюджеты ориентированы на неизменный природный ресурс — землю. Вариации с суммой земельного налога возможны только путем увеличения кадастровой стоимости земельных участков (что весьма трудоемко и финансово затратно) или увеличения уровня налоговых ставок.

Доля налога на имущество физических увеличивается, что обусловлено проведением процесс доведения инвентаризационной стоимости имущества до уровня рыночной цены.

Структура поступлений от специальных режимов налогообложения, аккумулированных на территории Краснодарского края представлена на рисунке 9.

Рисунок 9. Структура поступлений от специальных режимов  налогообложения, аккумулированных на территории Краснодарского края

В структуре специальных режимов налогообложения 70-75% приходится на налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, что объясняется переводом ЕНВД на добровольный порядок перехода и сменой части субъектов малого бизнеса режима ЕНВД на УСН. Данный факт подтверждается уменьшением доли ЕНВД с 23% в 2015 г. до 17% в 2017 г.

Оценив динамику и структуры налоговых доходов аккумулируемых на территории Краснодарского края можно внести ряд рекомендаций позволяющих увеличить налоговые поступления:

— с целью повышения собираемости местных налогов представительным и исполнительным органам местного самоуправления необходимо провести инвентаризацию и переоценку налогооблагаемого имущества физических лиц;

— увеличивать экономического потенциала Краснодарского края повышая уровень инвестиционной привлекательности используя инновационные факторы, ресурсно-сырьевой и производственный потенциал края. Следствием роста экономического потенциала должен стать рост числа налогоплательщиков, а значит, и увеличение налоговых платежей;

— принять меры по внедрению современных технологий налогового администрирования, что позволит сократить не только время, но и уменьшить затраты по сбору налогов. В основном это касается муниципальных и поселковых налоговых органов, осуществляющих администрирование налогов, с их устаревшей материальной базой и не отвечающими современным требованиям методами сбора и обработки информации.

Внедрение предложенных мероприятий позволит не только сократить дотационность региональных и местных бюджетов, но и стимулировать региональные и местные органы власти к наращиванию экономического и доходного потенциала.

Библиографический список

1. Швецов Ю.Г. Теоретические аспекты бюджета как экономической ка-тегории / Ю.Г. Швецов // Финансы и кредит. – 2012. – №27(507). – С.64-71.
2. Черная О.А. Степень охвата расходов регионального бюджета на целевые программы / О.А. Черная, О.Ф. Бочарова // Инновационная эконо-мика: перспективы развития и совершенствования. – 2013. – № 2 (2). – С. 235-239.
3. Министерство финансов Краснодарского каря [Электронный ре-сурс]. – Режим доступа: http://www.minfinkubani.ru
4. Федеральная налоговая службы [Электронный ресурс]. – Режим до-ступа: http://www.nalog.ru