Abstract: A method for locating locations for the opening of a retail store is proposed. The classical problem of bidirectional optimization is considered, which assumes the use of a ranking method based on the arrangement of ranking objects in the order of increasing / decreasing the total significance coefficient, obtained from the sums of products of rank rankings by the weighting coefficients of the evaluation criteria. The example of determining the profitable location of outlets on the basis of the reference points relative to each other is analyzed, by the method of peer reviews
Keywords: small business, location point; criteria for evaluation, method of expert evaluations, method of ranking.
Сегодня малый бизнес в России можно назвать органической частью структуры экономики. Он увеличивает количество рабочих мест, устанавливает собственный ассортимент товара и ценовую политику и т.п. В процессе становления малого бизнеса перед предпринимателями встают множество проблем, одной из которых является неправильное расположение торговой точки [1]. И если у фирм, занимающихся поставками услуг, есть возможность организовывать работу через Интернет, то магазинам часто бывает нерентабельно организовывать доставку этой продукции на дом [2]. Особенно это актуально для розничной торговли, например, продуктами питания.
Место для размещения такого магазина необходимо выбирать с расчётом быстрого и удобного доступа клиентов к нему. Выбор такого места можно производить разными способами, но чаще всего выбирается эмпирическим способом. При решении поставленной задачи приходится отвечать на следующие вопросы: «Как охватить как можно больший объём людей?» и «Как потратить как можно меньше средств на обслуживание?». В дальнейшем выбор альтернатив производится с учётом максимизации первого фактора, т.е. количества потенциальных клиентов, и минимизации второго – размеров затрат на содержание. Таким образом, формулируется классическая задача двунаправленной оптимизации, которая предполагает для создания математической модели расчёта местоположения данной опорной точки использовать метод ранжирования. Этот метод основан на расположении объектов ранжирования в порядке возрастания/убывания суммарного коэффициента значимости, который образуется из сумм произведений ранговых оценок на весовые коэффициенты критериев оценки.
Метод ранжирования в такой конфигурации можно использовать для выбора места создания опорной точки практически любого типа предприятия. В данной статье рассмотрен вариант с розничными магазинами пищевой продукции. В качестве критериев оценки точек были выбраны несколько параметров.
- Количество людей, живущих в небольшом радиусе шаговой доступности (~400 м) – чем больше потенциальных клиентов, тем более выгодно размещать магазин.
- Количество транспортных маршрутов – чем больше транзитный поток, тем больше потенциальных клиентов.
- Количество организаций поблизости (~400 м) – люди, пришедшие по делам в один магазин, могут зайти в другой.
- Количество конкурентов – другие предприятия, занимающиеся продажей пищевых продуктов, забирают на себя возможных клиентов.
- Соотношение «стоимость аренды на квадратный метр» – насколько дорого обойдётся аренда одного квадратного метра данного помещения.
Данные параметры имеют кодификаторы от N1 до N5 соответственно. Критериев выбора оптимальной точки может быть множество в зависимости от предприятия. Такие критерии являются одними из основных и самых важных при выборе места размещения магазина [3].
Далее необходимо определить весовые коэффициенты приведенных критериев. Метод экспертных оценок предполагает, что будут созваны эксперты, каждый из которых ранжирует данные критерии в порядке убывания от самого значимого до наименее значимого, по их мнению [4].
Но перед использованием данного метода необходимо убедиться, что мнениям данных экспертов целесообразно доверять. При формировании экспертной группы целесообразно провести тестирование взаимооценки экспертов и проверку согласованности мнений.
Тестирование состоит в решении экспертами задач, с известными организаторам тестирования, но неизвестными экспертам результатами, и проверке по критерию Фишера гипотезы о принадлежности оценок разных экспертов к одной и той же генеральной совокупности оценок.
Самооценка состоит в том, что каждый эксперт в ограниченное время отвечает на вопросы специально составленной анкеты. Такое испытание проводят на компьютере и затем получают балльную оценку. Эксперты могут оценивать и друг друга, но для этого необходима доверительная обстановка и опыт совместной работы. Согласованность мнения экспертов можно оценивать по величине коэффициента конкордации:
где S – сумма квадратов отклонений всех оценок рангов каждого объекта экспертизы от среднего значения; n – число экспертов; m – число объектов экспертизы.
Коэффициент конкордации изменяется в диапазоне 0<W<1, причем 0 – полная несогласованность, 1 – полное единодушие. Для определения степени согласованности используется коэффициент конкордации Кендалла.
Таблица 1
Данные для оценки согласованности экспертов
Номер объекта экспертизы | Оценка эксперта | Сумма рангов | Отклонение от среднего | Квадрат отклонения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
1 | 4 | 6 | 4 | 4 | 18 | 2 | 4 | |
2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 11 | -5 | 25 | |
3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 7 | -9 | 81 | |
4 | 6 | 5 | 6 | 5 | 22 | 6 | 36 | |
5 | 1 | 1 | 3 | 1 | 6 | -10 | 100 | |
6 | 5 | 4 | 5 | 6 | 20 | 4 | 16 | |
7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 28 | 12 | 144 |
Теперь необходимо рассчитать среднеарифметическое число рангов:
Qср = (18+11+7+22+6+20+28)/7=16
Затем необходимо оценить сумму квадратов отклонений от среднего: S = 406. Теперь надо определить величину коэффициента конкордации:
W=(12*406)/(16*(343-7))=0.90625
Из полученного результата следует, что данный набор экспертов отличается высокой степенью согласованности. Результат оценки важности критериев показан в таблице 2.
Таблица 2
Расчёт весовых коэффициентов критериев
Эксперт 1 | Эксперт 2 | Эксперт 3 | Эксперт 4 | Сумма | Вес | |
N1 | 5 | 5 | 4 | 5 | 19 | 0.316 |
N2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 10 | 0.166 |
N3 | 1 | 1 | 2 | 1 | 5 | 0.083 |
N4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 17 | 0.283 |
N5 | 2 | 3 | 1 | 3 | 9 | 0.150 |
После расчёта весовых коэффициентов строится итоговая таблица. Для этого сначала надо составить таблицу выбора альтернатив (табл. 3). В качестве примера можно взять 4 случайные точки.
Таблица 3
Параметры выбираемых альтернатив
N1, чел | N2, шт | N3, шт | N4, шт | N5, руб/м2 | |
Точка 1 | 432 | 15 | 10 | 4 | 200 |
Точка 2 | 370 | 21 | 5 | 2 | 150 |
Точка 3 | 386 | 25 | 6 | 1 | 180 |
Точка 4 | 412 | 16 | 3 | 3 | 170 |
В итоговой таблице (табл. 4) каждому из этих значений присваивается ранг в зависимости от порядка критериев, от приоритетности признака по возрастанию или по убыванию. Поле «Итого» показывает финальный рейтинг каждой из этих точек относительно друг друга. Он рассчитывается по формуле суммы произведений между весами и рангов критериев. По итогам данного примера видно, что целесообразно размещать магазины в точках 2 и 3.
Данный метод с незначительными модификациями, к примеру, изменения критериев, их количества и т.п., позволяет создать информационную систему поддержки принятия решений практически в любой области знаний.
Таблица 4
Итоговая таблица расчётов
Вес | Точка 1 | Точка 2 | Точка 3 | Точка 4 | |
N1 | 0,316 | 4 | 2 | 3 | 3 |
N2 | 0,166 | 1 | 3 | 4 | 2 |
N3 | 0,083 | 4 | 2 | 3 | 1 |
N4 | 0,283 | 1 | 3 | 4 | 2 |
N5 | 0,150 | 1 | 4 | 2 | 3 |
Итого | 1 | 2.195 | 2.745 | 3.293 | 2.378 |
Таким образом, выгодное расположение опорных точек любого предприятия является одним из ключевых факторов успеха развития бизнеса на этом предприятии. Именно от успешного размещения торговых точек зависит сложность прочих решаемых проблем, не всегда связанных напрямую с местоположением, таких как необходимость и масштабы рекламных акций, уровень зарплаты работников и др.
Библиографический список
1. Пять проблем малого бизнеса, с которыми стоит разобраться немедленно /Forbes: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/353703-analiziruy-eto-pyat-problem-malogo-biznesa-s-kotorymi-stoit-razobratsya (дата обращения: 02.04.18)2. Малый бизнес назвал четыре главные проблемы /РБК: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/25/09/2015/ 560574bf9a7947d1198f6d29 (дата обращения: 02.04.18)
3. Как открыть магазин продуктов? /Свой бизнес: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://svoy-business.com/nachalo-deyatelnosti/vidyi-biznesa/kak-otkryit-magazin-produktov.html (дата обращения: 02.04.18)
4. Методы экспертных оценок [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://habrahabr.ru/post/189626/ (дата обращения: 02.04.18)