Abstract: In the article the tendency of development of individual interpersonal tourism is considered. The main trend of the new era is that the consumer stops trusting companies, switching their attention to "live" direct executors. Hence the growth of social networks, communities of interest or thematic forums. With all the disadvantages of individualization, which consist in the actual breaking up of the old foundations, it provides an opportunity for the development of small business, in particular, individual entrepreneurship with a completely "new face", and the tourism market best reflects these changes.
Keywords: tourist market, monetization, communications, social networks, experts.
Новая экономика основана на индивидуализации – на личностях специалистов, которые в одиночку могут конкурировать с крупными компаниями. В статье рассматривается актуальный вопрос – переход из старой экономики, основанной на корпорациях, в новую – основанную на личностях специалистов [1]. О том, что явилось предпосылками данного перехода, в чем это проявляется и какая перспектива ждет современный бизнес, рассматривается на примере самой яркой отрасли, которая отражает эти тенденции – на отрасли туризма.
Для того чтобы понять все глобальные изменения, которые произошли в отрасли за последние 10 лет, необходимо вспомнить, с чего все начиналось, поэтому – немного истории. С 1992 года, когда появилась возможность заниматься предпринимательством, некоторые активные сограждане, имеющие навык свободного владения иностранными языками и стремящиеся к свободе, которую давало путешествие по миру, открыли небольшие туроператорские компании. Надо отметить, что 98% из них на тот момент не имели профильного тур-образования, не оканчивали программы МВА и не учились за границей. Однако это не помешало им раскрутить свои компании до международного уровня [2].
Постепенно туроператоры стали открывать собственные ритейл офисы и продавать франшизу. Это было высоко рентабельно для компаний и удобно для туристов, не надо было что-то планировать самому как раньше, при поездках на российский берег черного моря, а стоимость путевок, при стабильном росте доходов населения после 1998 года, не казалась завышенной или несправедливой.
Но в 2008 году все поменялось. Даже учитывая тот факт, что по заявлениям Минэкономразвития, Россия «перенесла» кризис достаточно легко, российский потребитель «затянул пояса» и начал считать деньги [3].
Но как быть, если к хорошей жизни потребитель привык, а средств на такую жизнь у него резко поубавилось и туры за $5 тыс. уже кажутся не по карману? Выходов из этой ситуации было два: либо отказать себе в привычном отдыхе, либо заняться самоорганизацией поездки, что выходило значительно дешевле. С этого момента начался новый виток в индустрии туризма – эпоха индивидуальных туров.
В свою очередь, туроператоры, понимая, что теряют трафик, начали усиливать направление индивидуального туризма, которое ранее ориентировалось только на VIP клиентов. Но тенденцию «самотуризма» было не остановить [4]. Если вначале туристы самостоятельно планировали поездки только в страны Европы, предпочитая пляжные направления покупать у туроператоров (Азия, Восток), то к настоящему моменту стран, в которые не смогли бы организовать поездки сами туристы, просто не осталось.
Индивидуализация вошла в российское общество «неожиданно» с приходом глобального интернета. Наши коллеги на Западе уже давно пишут и говорят об этом, призывая обратить внимание на изменившуюся экономику, где в основе стоят не компании, а человек. Но российские специалисты подтверждают русскую пословицу про петуха и упорно не замечают изменений ровно до тех пор, пока не остаются без работы или достойного их профессионализма дохода [5].
Основная тенденция новой эпохи заключается в том, что потребитель перестает доверять компаниям, переключив свое внимание на «живых» непосредственных исполнителей. Отсюда рост социальных сетей, сообществ по интересам или тематических форумов. Люди стремятся к людям, потому что они более предсказуемы. Что же касается бизнеса, то рост рынка аутсорсинга, как ничто лучше, доказывает эту тенденцию [6].
При всех минусах индивидуализации, которые заключаются в фактической «ломке» старых устоев, она дает возможность для развития малого бизнеса, в частности, индивидуального предпринимательства с совершенно «новым лицом», и рынок выездного туризма лучше всего отражает эти изменения.
Так что же поменялось на рынке? Рост самостоятельного туризма привел к росту социальных сообществ, их хаотичное развитие и предоставление бесплатного исчерпывающего контента привлекает все больше приверженцев [7].
Интересно наблюдать, как, следуя новым тенденциям, некоторые туроператоры перепрофилируют свои интернет-площадки под социальные сети, пытаясь хоть как-то контролировать изменения и получить от этого прибыль, однако, это у них не очень получается.
Но вернемся к сообществам. В любой группе людей, рано или поздно, но всегда, появляются лидеры, к которым прислушиваются, у которых спрашивают совета. В данном случае – это увлеченные люди, которые реально обожают путешествовать, узнавать что-то новое и делиться этим с другими. Так постепенно активный участник социальной сети меняет свой статус с просто «путешественника, у которого есть, что рассказать», на статус «эксперта по путешествиям», а это уже серьезный фундамент для начала собственного бизнеса [8].
Каждый из «экспертов», не являясь при этом маркетологом, интуитивно выбирает узкую специализированную нишу (экскурсионную программу по Чехии или поездки на Тибет), что является его ключевым фактором успеха. И таких экспертов становится все больше и больше, многие из них уже монетизировали свое увлечение, многим это только предстоит.
Наблюдая тенденции рынка, можно предположить, что через два-три поколения большая часть отрасли уйдет именно в индивидуальный межличностный туризм. Важно и то, что на данный момент персональный бизнес личных брендов никак не конкурирует с основными игроками рынка, но при дальнейшем развитии это вполне возможно [9].
В примере показано, как специалисты меняют свою основную специальность на увлечение, и именно на этом основывают свой персональный бизнес, но чаще специалисты сохраняют свою специальность, просто переходя в статус эксперта в своей отрасли, и в последнее время это повсеместно.
Надо отметить, что в настоящее время очень ограниченное число специалистов реально представляет себе, как можно монетизировать свои знания и навыки, кроме как в роли наемного сотрудника. Отсутствие соответствующего образования, реального опыта или группы единомышленников не дает возможности сделать тот шаг, который приведет к собственному бизнесу. Даже топ-менеджеры теряются в вопросах формирования собственно бренда на рынке, не говоря о middle-менеджменте.
Но нехватка знаний или реальных примеров при текущей доступности информации восполнятся достаточно быстро. Добавим к этому огромное желание вырваться из рутины, и привычные кадры, составляющие квалифицированный отряд «белых воротничков», покинут офисные здания и займутся собственным бизнесом [10].
Что останется компаниям? Брать свои же кадры на аутсорсинг, но уже в качестве консультантов и экспертов по другим тарифам. Либо растить новые кадры, но это время.
Библиографический список
1. Молчанова О.С., Бородай В.А. Ребрендинг сервисной компании как выход на новый качественный уровень развития // В сборнике: Наука, технологии, техника: современные парадигмы и практические разработки сборник научных трудов по материалам I Международного научно-практического форума. 2017. С. 131-146.2. Бородай В.А. Российские экономические проблемы регулирования сферы потребительского рынка в переходный период // Экономико-финансовая и управленческая компоненты в современных социально-экономических системах.- М.: Планета; Волгоград, 2010. С. 207-217.
3. Бондаренко О.В., Бородай В.А. Социальные коммуникации в сфере рыночного обмена // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 2. С. 156-158.
4. Бородай В.А. Стратегия и тактика современных предприятий в условиях сжимающихся рынков // Бизнес технологии в России: теория и практика., материалы II междунар. науч.-практ. конф., Саратов. 2015. Издательский дом «Академия бизнеса». - С. 7-9.
5. Бородай В.А., Минасян Л.А. Дискурсивная миссия корпоративного стиля сервисной компании // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2017. № 3 (94). С. 132-135.
6. Шерстюк Ю.А., Бородай В.А Репутация туристского предприятия на основе интернет брендинга // В сборнике: Образование, здравоохранение, культура, демография: социальные проблемы современного общества Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2017. С. 505-515.
7. Бородай В.А. Стратегическое управление в сервисе как операционный бизнес-процесс в условиях многофакторной стратегической модели // Бизнес технологии в России: теория и практика., материалы IV междунар. науч.-практ. конф., Саратов. 2016. Издательский дом «Академия бизнеса». - С. 6-10.
8. Минасян Л.А., Бородай В.А. Социально-психологическая доминанта в управлении изменениями сервисной компании // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2017. № 6 (100). С. 12.
9. Бородай В.А. Социально-экономическое развитие туристских территорий – институциональные аспекты // Социально- экономические и технико-технологические проблемы развития сферы услуг. - Ростов-на-Дону: Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса. 2012. С. 11-15.
10. Казьмина Л.Н., Бородай В.А. Доминантные экспектации индустрии гостеприимства // Экономические исследования и разработки. 2017. № 5. С. 111-118.