Abstract: The article describes the state and features of secondary employment of students of the TRANS-Baikal territory. Survey data on this issue allowed to determine the causes, areas and nature of secondary employment.
Keywords: students, student youth, secondary employment, employment.
В последние годы среди различных аспектов жизнедеятельности студентов особое внимание привлекают проблемы вторичной студенческой занятости. Это понятие с социологической точки зрения определяется как дополнительная занятость групп, которые определяют свое основное занятие как «студент», «пенсионер», «учащийся», человек, «занятый в домашнем хозяйстве»[1].
Основной причиной повышенного внимания М.А. Ворона, В.И. Герчиков, В. Марченко, Т.П. Меркулова, Т.Э. Петрова, В.Г. Харчева, Ф.Э. Шереги видят в том, что количество студентов, имеющих опыт совмещения обучения и трудовой занятости неизменно увеличивается[2].
Необходимость заработать на жизнь – это первая и главная причина трудовой занятости студентов, на это указывают многие исследователи вторичной занятости (Е.Д. Вознесенская[3], М.А. Ворона, В.И. Герчиков[4], Д.Л. Константиновский[5], В.Г. Харчева[6], Г.А. Чередниченко[7], Ф.Э. Шереги[8]). Все это говорит об объективности и неконтролируемости феномена вторичной занятости студенческой молодежи.
Для изучения некоторых особенностей и состояния вторичной занятости студенческой молодежи Забайкальского края нами был проведен опрос. Для формирования репрезентативной выборки осуществлен анализ генеральной совокупности студенческой молодежи Забайкальского края. Объем генеральной совокупности 36,6 тыс. студентов. Выборочная совокупность составила 380 человек. Ее пропорционально численности представили студенты 10-ти образовательных учреждений г. Чита. Соотношение студентов гуманитарных и технических специальностей 70/30 %. Соотношение студентов всех курсов обучения в выборке отвечает пропорции (начиная от первого курса) 1,0/0,9/0,8/0,75/0,75.
Полученные данные позволили сформировать представление об обобщенном портрете студента с позиции его участия и желания участвовать в трудовой деятельности. Итак, четверть забайкальского студенчества – студенты сочетающие учебу и работу. Из неработающих около 67 % выявили желание работать. У работающих студентов (приблизительно 70 %) профиль работы не совпадает с направлением обучения. Из работающих и выявляющих желание работать студентов очень существенным является соответствие вторичной занятости профилю обучения, так как, во-первых, такое соответствие способствует выработке дополнительных навыков и опыта в сфере будущей профессиональной деятельности и, во-вторых, способствует предстоящему трудоустройству после окончания вуза.
Основными побудительными мотивами для вторичной трудовой деятельности работающие студенты считают: желание иметь свои лично заработанные деньги (64 %), необходимость обеспечивать себя средствами существования (около 50 %), помогать родителям (28 %), обеспечить досуг (23 %), платить за жилье (21 %), платить за учебу (около 15 %), содержать семью (12 %).
Анализ распределения сфер вторичной занятости показал следующее. Неквалифицированным трудом занимаются 52 % опрошенных. По сферам деятельности преобладают торговля, посредническая и снабженческая деятельность, оптовая торговля (23,2 %), транспорт, автосервис, погрузо-раз-грузочные работы (11,2 %), программирование, информационно-техническое обслуживание, телекоммуникация, связь (10,4 %), реклама, маркетинг (8,8 %), ресторанный бизнес и общественное питание, сфера бытового обслуживания (8,0 %), строительство и ремонт (7,2 %), развлечения, досуг, спорт, мода (6,4 %), финансы, кредит, бухгалтерия, аудит (5,6 %), образование, воспитание (работа няни, домработницы, гувернантки, сиделки), репетиторство (4,8 %), производство (3,2 %).
По данным исследования, примерно одинаковое количество студентов работают на постоянной (31,2 %) и временной (32,8 %) основе; по частной договоренности (18,4 %), по контракту (5,6 %). Примечательно, что студенты имеют и свой бизнес (3,2 %).
Установлены причины, по которым студенты не сочетают учебу и работу: 37,5 % считают, что работа не совместима с полноценной учебой, около 60 % желающих не могут найти работу, немногим менее половины из них «не могут найти работу за такие деньги, которые бы их устраивали», около 20 % студентов не пытаются найти работу из-за явного запрета родителей, 6,6 % не хотят работать. Основными трудностями при трудоустройстве студенты называют отсутствие опыта работы (31,6 %), предлагаемая работа не интересна (20,5 %), около 10 % опрошенных не знают как работу, 3 % не уверены в себе как способном работнике. Около 40 % основным сдерживающим фактором для трудоустройства считают напряженную учебную деятельность.
Основными источниками при поиске работы неработающие студенты называют объявления в СМИ (61,3 %), родители, родственники, знакомые, друзья, сверстники (в совокупности около 60 % опрошенных), Интернет (около 13 %), государственная система трудоустройства (6 %). около 60 % студентов не знают о существовании в вузах структур по содействию занятости студентов.
По мнению около 70 % студентов им удается практически без ущерба сочетать учебу и работу.
Нами предпринята попытка выявить (со слов студентов) отношение администрации вуза и преподавателей ко вторичной занятости студентов. С пониманием (предоставляется возможность восполнять пропуски занятий) относится администрация (около 20 % опрошенных) и преподаватели (около четверти опрошенных), безразличное отношение администрации (приблизительно 30 % опрошенных) и каковое же у преподавателей (25,6 %), отрицательное и резко отрицательное отношение к трудовой занятости студентов выявлено у администрации вуза (16 % опрошенных) и преподавателей (20 %).
Итак, вторичная занятость студенческой молодежи – достаточно распространенное явление. Поэтому очень важно рассматривать регулирование вторичной занятости студенческой молодежи, которое целесообразно проводить в образовательном учреждении. По мнению ученых и самих студентов, сфера занятости и специальность, получаемая в вузе должны совпадать. На данный момент студенты в основном трудятся в области торговли. Мотивы трудовой занятости, как у работающих студентов, так и у неработающих схожи: на первом месте стоит желание иметь личные деньги. В трудоустройстве студентов доминируют родственники и взрослые знакомые, родители, друзья и сверстники, объявления в СМИ. Студентов нежелающих работать, очень мало. Это объясняется тем, что для них работа не совместима с учебой.
[1]Перова И.Н. Дополнительная занятость: масштабы, структура, характер. // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999. №4. С. 31.
[2]Ворона М.А. Мотивы студенческой занятости // Социологические исследования. 2008. № 8. С. 106-115.
[3]Константиновский Д.Л., Чередниченко Г.А., Вознесенская Е.Д. Российский студент сегодня: учеба плюс работа. М.: Издательство ЦСП, 2002. 128 с.
[4] Герчиков В.И. Феномен работающего студента вуза // Социологические исследования. 1999. № 8. С. 87-94.
[5]Константиновский Д.Л., Чередниченко Г.А., Вознесенская Е.Д. Российский студент сегодня: учеба плюс работа. М.: Издательство ЦСП, 2002. 128 с.
[6] Харчева В.Г. Высшая школа в зеркале социологии / В.Г. Харчева, Ф.Э. Шереги // Социологические исследования. – 1994. – №12. – С. 41-51.
[7]Константиновский Д.Л., Чередниченко Г.А., Вознесенская Е.Д. Российский студент сегодня: учеба плюс работа. М.: Издательство ЦСП, 2002. 128 с.
[8] Харчева В.Г. Высшая школа в зеркале социологии / В.Г. Харчева, Ф.Э. Шереги // Социологические исследования. – 1994. – №12. – С. 41-51.
Библиографический список
1. Ворона М.А. Мотивы студенческой занятости / М.А. Ворона // Социологические исследования. - 2008. - № 8. - С. 106-115.2. Герчиков В.И. Феномен работающего студента вуза / В.И. Герчиков // Социологические исследования. - 1999. - № 8. - С. 87-94.
3. Константиновский Д.Л. Российский студент сегодня: учеба плюс работа / Д.Л. Константиновский, Г.А. Чередниченко, Е.Д. Вознесенская. - М.: Издательство ЦСП, 2002. - 128 с.
4. Перова И.Н. Дополнительная занятость: масштабы, структура, характер / И.Н. Перова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 1999. - №4. - С. 31.
5. Харчева В.Г. Высшая школа в зеркале социологии / В.Г. Харчева, Ф.Э. Шереги // Социологические исследования. – 1994. – №12. – С. 41-51.