Abstract: The article deals with the problems of small business development in modern conditions. It is shown that the problems of failure of many small business entrepreneurs are not related to external factors, but to internal organization factors, such as the thinking of entrepreneurs, the lack of a business development strategy, the wrong organizational structure and others. It was concluded that entrepreneurs need to start rebuilding their own attitude to the business today in order to be among successful people tomorrow.
Keywords: Efficiency, business processes, entrepreneurship, strategy, planning.
Любой бизнес – это, в первую очередь, собственник. Как он будет вести свой бизнес, куда он его поведет, какие методы и способы будет использовать – все это составляющие факторы победы или неудачи.
Многие компании в России не переживают рубеж три года. Изучая статистику по ведению бизнеса в стране, становится ясно, что ежегодно «умирает» компаний гораздо больше, чем «рождается» [1]. Это все представители микро и малого бизнеса.
Актуальность темы исследования связана с тем, что малый бизнес должен быть основным драйвером экономики любой страны. Здесь формируется большой пласт платежеспособного населения – малых предпринимателей, что положительно влияет на увеличение покупательской способности населения. Но, к сожалению, российский малый бизнес просто выживает, пытаясь не умереть.
Почему так происходит? Изучая многочисленные опросы и аналитику встреч с предпринимателями, отметим, что постоянно задается один и тот же вопрос: «Что мешает развиваться? Почему бизнес еле-еле сводит концы с концами?». Основные причины «загибания» бизнеса, по мнению предпринимателей следующие:
- нестабильность в стране;
- противоречие в законах;
- множество налогов и их «непрозрачность»;
- ограниченность в доступе к денежным ресурсам;
- высокие административные барьеры и бюрократия.
Но ведь есть примеры успешных компаний, которые не просто выживают, а побеждают в этой жесточайшей схватке за «место под солнцем». У них что, есть какая-то волшебная таблетка?
Попробуем взглянуть на проблему глубже. Становится интересно, почему у одних так, а у других эдак. Что такого знают победители, чего не знают проигравшие, или знают, но не делают? Оказывается, многие эксперты отмечают, что вышеуказанные факторы – не есть первопричина. При этом, они согласны, что все названные выше причины существуют, их нельзя отрицать. Но это верхушка айсберга. Все, что находится «под темными водами» имеет более сильный и масштабный эффект [2]. Однако замечать эти проблемы никто не хочет.
Почему? Да так проще. Именно проще и все тут. Ведь если что-то не пошло, то проще сказать, что … и на выбор, пожалуйста. Хотите одну причину, хотите две, а можете все пять говорить, и вам поверят.
А ведь сама суть предпринимательства и состоит в том, что надо двигаться от неудачи к неудаче, не опуская рук. Но ведь на одном энтузиазме не протянешь, скажете вы. Нужно что-то еще. Что? Какие еще надо сделать шаги? Чего не учли? Вопросы, вопросы и еще раз вопросы. На наш взгляд, можно выделить основные причины, которые мешают бизнесу развиваться на самом деле:
- мышление самого предпринимателя;
- отсутствие стратегии развития бизнеса;
- неправильная организационная структура;
- неэффективное управление финансами;
- отсутствие антикризисного управления в компании.
Первое, с чего надо начинать – это с мышления самого предпринимателя. Ибо это самое мышление может дать решение правильное либо неправильное, может вообще завести в тупик или погубить, а может вытянуть «из болота» [3]. И если что-то в бизнесе не ладится, то для предпринимателя важно вовремя пройти перезагрузку, переосмыслить то, что происходит и взглянуть на ситуацию, бизнес и жизнь в целом, под другим углом. Ведь подавляющее большинство собственников малого и среднего бизнеса ложатся и встают с одной мыслью – мыслью о своем бизнесе [4]. Но ведь каждый думает по-разному, а надо научиться думать «правильно». А как это «правильно»? Правильно – это когда ты сам себе задаешь правильные вопросы, не «удобные», а именно «правильные», которые помогут найти причину, пути решения и дадут несколько вариантов. Эти «правильные» вопросы, в основном, неприятные, могут быть даже обидными, но только они смогут показать истинную ситуацию и способы решения. Задайте себе вопросы: «В чем моя ошибка? Как бы я поступил, если…? Я правда понимаю, осознаю и беру ответственность за эти риски? Что я буду делать если…» Только ответы должны быть более чем откровенными.
Часто получается, что через призму таких вопросов можно отговорить предпринимателей от пустых идей, а иногда совместно подтвердить, что необходимо действовать.
По этому вопросу часто возникает много споров и недопониманий. Мол, зачем нам все это надо? Какая стратегия? Стратегия нужна «крупным». Нам бы денег…
А для чего нужны деньги? Сколько надо? Как будете отдавать? Если план «А» не сработает, то что будете делать…? Куда движется компания? Чего хотите через год, три, пять? Почему выбрали эту сферу, а не другую? Кто ваши конкуренты? А кто покупатели? Чем вы лучше?
И это далеко не все. Но, не ответив на эти вопросы, бизнес движется в темноте, без приборов и понимания. И даже в моменте может быть все отлично, но через несколько месяцев все рушится, словно карточный домик. Почему так случается? А потому что не учли многие факторы, не предусмотрели те или иные изменения, не оценили все риски.
Поэтому, следует помнить, что действия без стратегии — это путь к проигрышу.
Если предприниматель делает все сам, то это не бизнес, это просто человек работает сам у себя. Бизнес начинается там, где появляется коллектив [5]. Но коллектив, это не просто люди. Это четкая и понятная структура. Структура, способная выполнять поставленные задачи, обслуживать клиентов, производить работы и приносить прибыль собственнику. И каждый элемент этой структуры точно знает, зачем он тут и что несет [6]. В основном же, получается так, что: либо структуры нет совсем, либо она непригодна к бизнесу, либо существует только на бумаге. И вот тут начинается «плач Ярославны», который выражается в нехватке людей и времени, а затем приводит к путанице в процессах, что в конечном итоге выливается в недовольство клиентов.
Даже в крупных компаниях, зачастую, происходит следующая ситуация: коллектив работает, развивается, растет, но разобраться в том, что каждый делает, как это коррелирует с общей деятельностью, что можно автоматизировать, что минимизировать и т. д. никто не может. И вот тут, как в стихотворении Корнея Чуковского – путаница.
Поэтому после стратегии, необходимо четко определить какими силами и как компания будет побеждать на рынке [7]. Описать все бизнес-процессы, чтобы «уходящие» не унесли уникальные знания, а «прибывающие» не изобретали колесо.
Сколько всего в одном слове – деньги. Но деньги бывают рабами, а бывают и хозяевами; оборот может быть, а прибыли нет…
Зачастую в компании зарабатывают все, кроме собственника. Владелец бизнеса не знает, сколько вложил, сколько вернул, и вернул ли вообще [8]. Нет четкого и понятного процесса ценообразования, есть кассовые разрывы. Итогом этого всего бывает крах. Здесь просто жизненно важно поставить правильный управленческий учет, в котором будут актуальные цифры, своевременные и понятные показатели, рост себестоимости и мотивации. Получаем ответы на многие вопросы: кредит или лизинг, отложить или вложить, сколько забрать, мы заработали или потеряли?
В бизнес-среде есть масса примеров, когда торговля идет, все здорово – оборот колоссальный. Берутся кредиты «на оборотку». Все рады и довольны. А потом – кассовый разрыв, нет возможности оплатить ежемесячный платеж, затем перекредитовываются… Но сколько веревочке, как говорится, не виться… Искренне жаль, когда отличная идея, превратившись в реальный бизнес, гибнет из-за элементарных вещей [9].
Ну и окончательная составляющая – это антикризисное управление. Еще никто не смог доказать, что лечение болезни эффективнее и дешевле профилактики, но «Грабли бьют вновь и вновь, а сердце верит в чудеса». Только профилактика по антикризисным мерам способна защитить предприятие в долгосрочной перспективе. А в случае возникновения неприятных ситуаций, компания будет полностью готовы к решению тех или иных задач, не будет тушить пожары и искать вчерашний день. Но для всех кризис – это что-то эдакое, все ждут «официального объявления», а все происходит гораздо проще и банальнее [10]. Многие собственники не видят элементарных вещей, которые сигнализируют о приближении большой беды, а потом начинают винить всех и вся.
Например. На протяжении нескольких месяцев, на семинарах, эксперты рассказывают собственникам бизнеса, что у них под носом реальная угроза и проблема, но они говорили о развитии, о новых клиентах и новых горизонтах. А когда начали подводить итоги года, им наглядно показали на цифрах где «застряла» их прибыль, и почему они получат дивидендов меньше на несколько миллионов рублей. Но всего этого можно было избежать еще несколько месяцев назад.
Сколько таких точек невозврата было пройдено компаниями? Не следует ждать этого момента. Не следует думать, что все пройдет само собой. Необходимо начинать перестраиваться уже сегодня, чтобы завтра быть в числе победителей и успешных людей.
Библиографический список
1. Минасян Л.А., Казьмина Л.Н., Дудкина О.В., Бородай В.А. Интенциональность потоков коллективной коммуникации в ивент-индустрии // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2018. № 6 (112). С. 34.2. Бородай В.А. Стратегические ловушки роста // Инновации социальные и экономические: вызовы и решения. – Ростов-на-Дону: Донской государственный технический университет. 2014. С. 103-105.
3. Бондаренко О.В., Бородай В.А. Социальные коммуникации в сфере рыночного обмена // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 2. С. 156-158.
4. Бородай В.А. Торговля как социально-инновационный процесс и фактор социальной трансформации // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 4. С. 181-184.
5. Kasyanov V.V., Minasyan L.A., Borodai V.A., Ponomarev I.E., Samygin P.S., Vorobyev G.A., Skvortsov D.V. Health management and the strategies to meet a healthy society // International Transaction Journal of Engineering, Management, & Applied Sciences & Technologies. 2018. № 9 (4). С. 357-368.
6. Бородай В.А. Торговля в современном обществе: социально-институциональный анализ: моногр. – Ростов-на-Дону.: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. -332 с.
7. Бондаренко О.В., Бородай В.А. Экономические и социокоммуникативные потребности // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2009. № 3. С. 120-124.
8. Экономика предприятия (организации): учебно-методическое пособие / Бородай В.А., Галенко Е.В., Дегтева Л.В., Димитриева Е.Н., Дугин А.Н. и др. -Нижний Новгород: издательство «Профессиональная наука», 2018. -501с.
9. Артамонов Б.В., Бородай В.А., Новак Л.В., Петренко А.С., Савицкая В.Ю., Цветкова Г.С. Маркетинговые коммуникации: проблемы, возможности и перспективы развития. Нижний Новгород: НОО "Профессиональная наука", 2018.
10. Бородай В.А. Альтернатива долгосрочным прогнозам развития «когнитивно сложных систем» в российском обществе // Социально-экономические и технико-технологические проблемы развития сферы услуг. - Ростов-на-Дону: Институт сервиса и туризма Донского государственного технического университета; Ростов-на-Дону, 2013. С. 30-32.