Abstract: The article discusses the prospects for the development of enotourism in the Republic of Crimea and Sevastopol. The experience of foreign countries is analyzed, and the statistics of arriving foreign tourists for 2018 in the Russian Federation is estimated. Considered support measures for the development of wine tourism in the Republic of Crimea and the city of Sevastopol. The main advantages and disadvantages in the development of enotourism in the Republic of Crimea and the city of Sevastopol are revealed. An assessment of the results achieved was made and a number of recommendations were proposed, with the help of which the effectiveness of development in this area could be improved.
Keywords: wine tourism, enotourism, winemaking, wine tours.
Введение
В XXI веке туризм является ведущим направлением социально-экономической деятельности, а туристская индустрия имеет популярность среди значительной части населения.
Сфера туризма – это давно определившаяся экономическая система. В России, с ее традиционно прибыльными добывающими отраслями, туризм важное и относительно новое направление развития экономики. Основными видами туризма в Российской Федерации являются: лечебно-оздоровительный, аграрный, спортивный, экологический, пляжный и т.д.
Среди аграрного туризма можно выделить особенный вид – энотуризм или винный туризм. Энотуризм включает в себя не только продажу вина, а и знакомство с историей и культурой виноделия, дегустацией, мастер-классами, экскурсиями начиная от высадки виноградников до процесса производства вина, посещение винных фестивалей и других специальных мероприятий. Для этого необходимо не только развитие винодельческих предприятий, но и других взаимосвязанных предприятий параллельно. С помощью данного вида туризма можно привлечь большее количество туристов, а также потенциальных инвесторов для экономического развития региона. Республика Крым и г. Севастополь имеют потенциал к винному туризму, так как территории обладают рекреационными ресурсами, необходимыми для качественного развития туризма.
Данное направление в настоящее время актуально и может приносить большие доходы, но это возможно только лишь при развитии данного направления, заинтересованности винопроизводителей, доступных ценах и информированности населения о данном туристическом направлении.
Цель исследования заключается в изучении перспектив развития винного туризма в Республике Крым и г. Севастополе.
Анализ последний исследований и публикаций
Изучением развития винного туризма и его перспектив в ЮФО занимаются различные исследователи. Развитие винного туризма в Ставропольском Крае, а также созданные в 2015 г. винные туры рассматривали Боглаёва Д.А. и Чугаева Е.С. [1].
Толмачева О.А., Козлова Ф.А. и Глазырина Е.О. изучали энотуризм в мировой практике и его перспективы развития на базе винодельческой отрасли Краснодарского Края [4].
Вагабов М.М., Эльдаров Э.М. и Эфиндиев И.И. предлагают ряд мер по совершенствованию практики дагестанского виноделия в направлении усиления энотуристической специализации этой ведущей отрасли экономики республики [2].
Особенности развития винного туризма в Республике Крым рассматривала Иванова Е.Д., на основе аналитических данных были выявлены преимущества и недостатки, а также предложена разработка программ развития винного туризма в Республике Крым [3].
Среди научных сообществ и заинтересованности бизнеса, заключается актуальность в изучении перспектив энотуризма в Республике Крым и г. Севастополя.
Результаты
Винный туризм в Европе получил свое развитие в 60-70-е года прошлого века, в то время как в России развитие энотуризма началось в начале ХХI века, при этом активное развитие началось не так давно. Тем не менее, данное направление получило поддержку со стороны государства и заинтересовало население страны.
Винный тур – это туристический маршрут, целью которого является знакомство с винодельческими и гастрономическими предприятиями, а также экскурсии по достопримечательностям полуострова. Данные маршруты рассчитаны как для начинающих любителей, так и для ценителей вина.
Важным для продвижения энотуризма является изучение опыта зарубежных стран, примеры которых дают представление о перспективах и возможностях для развития винного туризма в Республике Крым и г. Севастополе.
В регионах Италии существует ряд различных туров, в которые включают винный туризм. Экскурсии охватывают памятники архитектуры, средневековые замки и старинные поселки. Дегустация местных вин сопровождается традиционными тосканскими овощами и мясными закусками.
Интересным являются винные туры во Франции, так как маршруты разработаны для велопрогулок, охватывая 5-8 дней увлекательного путешествия.
Австрия в 2016 признавалась как наилучшая страна Европы для винного туризма, по их данным из общего количества 135 млн. проживаний в гостиницах («туристических ночей») более 2 млн. приходилось на поклонников винного туризма, общий оборот от их пребывания в стране оценен примерно в 500 млн. евро [5].
Согласно данным Всемирной туристической организации [9] в 2017 г. туристы потратили больше всего денег в таких странах как: США (211 мдрд. долл.), Испания (68 млрд. долл.), Франция (61 млрд. долл.), Таиланд (57 млрд. долл.) и Великобритания (51 млрд. долл.). Российская Федерация за 2017 г. заработала от иностранных туристов 9 млрд. долл.
В 2018 г. была разработана Концепция Винной дороги Крыма [6], с помощью которой планируется развитие энотуризма и инфраструктуры в Крыму, выход на рынок с новым туристическим продуктом, привлечение иностранных туристов, а также создание новых рабочих мест.
В маршрут дороги входит 480 км эногастрономических маршрутов по винным предприятиям, деревням и фермерским хозяйствам.
«Винная дорога Крыма» разделена на 4 части – юго-восточный и южнобережный, (включают по 9 винодельческих предприятий), севастопольский (4 винодельческих предприятия) и западный маршруты (15 винодельческих предприятия).
Создан проект «Концепция развития виноградарства и вин на период 2016-2020 годов и плановый период до 2035 года» [7]. Планируется разработать «винную карту» отечественных производителей вина, а также увеличить туристические маршруты. «Винные карты» нацелены на знакомство туристов с местными традициями, обычаями, историческими, культурными и природными достопримечательностями. Благодаря этому можно расширить географию потребителей винодельческой продукции, повысить узнаваемость брендов, что улучшит экономическую ситуацию региона, а также и страны в целом.
Для развития энотуризма в России, существует поддержка как на федеральном уровне, так и на местном. Например, в Севастополе власти предлагают инвесторам проект «Терруар Севастополя», куда входят восемь участков для строительства и создания виноградников. Всего на территории плодоносящие виноградники занимают 4,28 тыс. гектаров, действует 17 виноделен. Новый туристический продукт – «Винный тур» направлен на развитие рекреационной инфраструктуры, а также на повышение туристической привлекательности города Севастополя.
Одним из направлений энотуризма является процесс восстановления древней херсонесской винодельни с автохтонным сортом винограда. Организаторы планируют произвести вино, которое подавали князю Владимиру в Херсонесе, а также в рамках «гастрономического туризма» планируется восстановить процесс выпекания хлеба и изготовления сыров по рецептам Древнего Херсонеса.
Для привлечения посетителей в рамках энотуризма Крымские винодельческие предприятия «Массандра» и «Новый Свет» готовят коллекционные напитки к открытию «Крымской железнодорожной дороги» к декабрю 2019 года.
В Республике Крым проводятся крупные винодельческие фестивали, например в ноябре 2017 года в санаторно-курортном комплексе Mriya Resort & Spa проходил «Ноябрьфест», где были презентации от винодельческих предприятий и ресторанов Крыма и г. Севастополя, кулинарные мастер-классы и дегустации вин, местных сыров и морепродуктов.
Проведение подобных мероприятий привлекает внимание к уникальному потенциалу полуострова как колыбели отечественного виноделия, способствует формированию позитивного имиджа Крыма, раскрывает преимущества полуострова в создании винных туристических маршрутов и содействует узнаванию потребителями продукции крымских производителей.
Однако есть и существенные проблемы винного туризма, характерные в целом для России и для Республики Крым: энотуризм занимает небольшую долю на туристическом рынке; имеет трудность в организации фестивалей/туров; отсутствуют базы для подготовки высококвалифицированных кадров; имеется единственная в России школа вина «Энотрия», программы которой, одобрены Международной Ассоциацией Сомелье (ASI).
Также значительной проблемой для Республики Крым и г. Севастополя является запрет на поставку стеклянных бутылок из-за санкций. Винодельческим предприятиям необходимо искать новых поставщиков тары, или придумывать другие способы решения данной проблемы, что в любом случае отразится на цене конечного продукта.
Выводы
Крымский полуостров – это «природная жемчужина Европы» с уникальными природными условиями и географическим положением, где расположены горы и равнины, древние вулканы, моря и озера, леса. Для полуострова характерны достопримечательности, сохранившиеся с античных времен до наших дней, а также уникальные пейзажи, которые привлекают туристов из года в год. Благодаря рекреационно-туристическому потенциалу можно создать в Крыму целый винодельческий комплекс, который будет включать помимо дегустации вин еще и дегустацию сыров, а также фруктов, выращенных в крымских садах.
По данным статистики Республики Крым, полуостров и г. Севастополь в 2018 г. посетили 6,8 млн. туристов, что на 28% больше, чем за 2017 г., и это является лучшим показателем за последнее десятилетие.
Для повышения потенциала развития винного туризма в Республике Крым и г. Севастополе необходимо ориентироваться на внутренних туристов, создавая при этом дифференцированные винные туры и проекты, которые будут ориентированы на туристов с различным уровнем доходов. Правильно сформированная ценовая политика, а также информированность население о доступности энотуризма, позволит привлечь большее количество туристов и, тем самым, станет драйвером для экономического роста региона.
Также, следует привлечь туристов из стран ближнего зарубежья, а также туристов из Китая, так как они являются лидерами среди туристических стран по числу прибывших туристов в Россию за первый квартал 2018 года (125, тыс. чел.); второе и третье место занимает Южная Корея (30,4 тыс. туристов.) и Израиль (20,6 тыс. туристов). Несмотря на лидерство китайских туристов в общем турпотоке, например, из нетуристического Казахстана, за тот же промежуток времени, в РФ прибыло 849 тыс. населения [8]. Данная статистика демонстрирует то, что количество китайских туристов, посетивших РФ в 2018 г., незначительно и можно привлечь большее число платежеспособных и заинтересованных в энотуризме китайских туристов.
Таким образом, винодельческим хозяйствам региона необходимо ориентироваться на привлечение туристического потока из Китая, так как потенциал данного турнаправления огромен на данный момент.
Винный туризм не поддается сезонности, так как винодельни могут проводить экскурсии и дегустации круглогодично, что является неоспоримым преимуществом данного туристического направления в сравнении с отдыхом на берегу моря. Однако, для успешного развития винного туризма в винодельческом регионе необходимо наличие туристической инфраструктуры, с одной стороны, а также наличие винных хозяйств, заинтересованных в раскрытии своего потенциала в сфере винного туризма.
Все это должно заинтересовать винодельческие предприятия в развитии данного направления. Полуостров имеет огромный потенциал к туризму, в том числе к энотуризму, поэтому следует развивать туристическую отрасль в Крыму, увеличить длительность туристического сезона, привлечь большее количество туристов и повысить туристический имидж Республики Крым и г. Севастополя не только на уровне страны, но и в мировом масштабе.
Библиографический список
1. Боглаёва Д.А., Чугаева Е.С. Развитие винного туризма в Ставропольском Крае / А.Д. Боглаёва, Е.С. Чугаева // Наука и Просвещение. – 2018. С. 170-173.2. Вагабов М.М., Эльдаров Э.М., Эфендиев И.И. Предпосылки развития энотуризма в Дагестане / М.М. Вагабов, Э.М. Эльдаров, И.И. Эфендиев // Влияние туризма на развитие территорий: корректировка целей и ценностей. – 2018. С. 75-84.
3. Иванова Е.Д. Особенности развития винного туризма в Республике Крым / Е.Д. Иванова // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы. – 2018. С. 46-48.
4. Толмачева О.И., Козлова Ф.А., Глазырина Е.О. Энотуризм в мировой практике и его перспективы развития на базе винодельческой отрасли Краснодарского Края / О.И. Толмачева, Ф.А. Козлова, Е.О. Глазырина // Ассоциация научных сотрудников «Сибирская академическая книга». – 2017. С. 87-91.
5. Винный туризм в Австрии [Электронный ресурс]: https://www.winesfromaustria.ru/nashe-vino/vinnyi-turizm-v-avstrii/ (дата обращения 04.05.19)
6. Концепция Винной дороги Крыма 2018 г. [Электронный ресурс]: https://docplayer.ru/78990704-Koncepciya-vinnoy-dorogi-kryma.html (дата обращения 04.05.19)
7. Концепция развития виноградарства и виноделия в Российской Федерации на период 2016-2020 годов и плановый период до 2025 года [Электронный ресурс]: http://kbvw.ru/images/docs/koncepciya17062016.pdf (дата обращения 04.05.19)
8. Турпром. Статистика, тенденции, прогнозы [Электронный ресурс]: https://www.tourprom.ru/news/39242/(дата обращения 04.05.19)
9. Hovmuch.net. Understanding Money [Электронный ресурс]: https://howmuch.net/articles/how-much-tourist-spend-around-the-world (дата обращения 04.05.19)