Abstract: The article shows that continuous monitoring, collection and storage of information on the technical condition of technological equipment is an important component of the organization of repair processes at enterprises. It was revealed that during the three-year period in JSC "Agrostromservice" there was a change in the ratio between types of repair with reorientation from capital repair in 2016 to medium repair, which allows to save financial resources of the organization. The study showed that according to the data for 2018, the company significantly reduced the time of repair works, the main reason for this reduction was the modernization of the main equipment carried out by the management of the organization during this period. It is determined that proper organization of repair works in the organization will save temporary resources of production personnel and increase competitiveness of the organization.
Keywords: business organization, competitiveness, organization resources, repair and maintenance, technological equipment
Современные исследователи рекомендуют применять в организациях процессный подход, что позволяет выделить на предприятии сеть процессов и управлять ими. Считаем, что для эффективного управления ремонтной организацией необходимо уделять повышенное внимание к качеству протекания обслуживающих и вспомогательных процессов, одним из важнейших среди которых является процесс технического обслуживания (ТО) и ремонта оборудования.
Общую структуру затрат на ремонт и техническое обслуживание оборудования АО «Агростромсервис» можно представить на рисунке 1.
Рисунок 1. Общая структура затрат на ремонт и техническое обслуживание оборудования АО «Агростромсервис»
Данные рисунка 1 показывают, что наибольшую долю в структуре затрат на ремонт и межремонтное обслуживание технологического оборудования исследуемой организации занимает оплата труда ремонтного персонала. Стоит отметить, что на рисунке 1 не рассматриваются затраты, вызванные упущенной выгодой от простоя технологического оборудования. Подробнее эта проблема будет рассмотрена в третьей главе.
Следовательно, техническое обслуживание в настоящее время нельзя считать деятельностью, не приносящей прибыли, а основной задачей ремонтных служб предприятия должно являться улучшение способов организации ремонтных работ, которого можно добиться применением принципов процессного подхода.
Считаем, что процесс технического обслуживания и ремонта можно отнести к разряду критических для АО «Агростромсервис», т.е. тех процессов, ненадлежащая организация которых или несоблюдение требований к выполнению которых могут представлять фактическую или потенциальную опасность для производственного процесса в целом, а, следовательно, и для эффективности и конкурентоспособности всего предприятия.
Основными направлениями улучшения процесса ТО и ремонта в АО «Агростромсервис» следует считать минимизацию его изменчивости и превышение достигнутых показателей качества с целью обеспечения бесперебойной работы потребителей процесса.
Постоянный мониторинг, сбор и хранение информации о техническом состоянии технологического оборудования является важной составляющей организации ремонтных процессов. Он создает условия для управления процессом обслуживания оборудования, формирует базу данных для всех заинтересованных и задействованных в системе обслуживания подразделения предприятия.
Таким образом, ремонтное обслуживание целесообразно проводить на основе анализа и статистической обработки всей возможной информации об отказах и состоянии технологического оборудования в процессе работы (рисунок 2). Своевременная и полная ее обработка повышает объективность принимаемых решений и позволяет корректировать структуру и содержание работ ремонтного цикла и прогнозировать объем ремонта на определенный период времени.
Рисунок 2. Количественная структура ремонтов технологического оборудования АО «Агростромсервис» в 2016-2018 гг.
Анализируя данные рисунка 2 отметим, что за трехлетний период в организации произошло изменение соотношения между видами ремонта с переориентацией с капитального ремонта в 2016 году на средний ремонт, что позволяет экономить финансовые ресурсы АО «Агростромсервис».
На рисунке 3 приведены затраты в нормо-часах на проведение ремонта технологического оборудования АО «Агростромсервис» в 2016-2018 гг.
Рисунок 3. Затраты в нормо-часах на проведение ремонта технологического оборудования АО «Агростромсервис» в 2016-2018 гг.
Как показывают данные за 2018 год на предприятии значительно сократилось время ремонтных работ, основной причиной такого сокращения явилась модернизация основного оборудования, проведенная руководством организации в этот период. Следовательно, встает вопрос о правильной организации ремонтных работ в организации, что позволит экономить временные ресурсы производственного персонала.
Добиться этого можно при использовании постоянного контроля технического состояния технологического оборудования, что позволит контролировать физический и моральный износ и осуществлять своевременную замену элементов станков или их модернизацию. Результат такого подхода — дополнительный эффект, получаемый за счет возможности корректно определять интервал времени, относящийся к периоду нормальной эксплуатации, выявлять резервы производственной мощности, прогнозировать объем услуг на определенный период времени, задавать допустимые режимы эксплуатации станков, способствующие экономии эксплуатационных расходов и сокращению уровня брака при выпуске продукции.
Использование информационных технологий в управлении ремонтом ведет к изменению содержания и характера труда рабочих ремонтников, коренным образом меняет традиционную организацию ремонта и культуру содержания оборудования, напрямую отражает повышение уровня автоматизации в обслуживающем производстве предприятия и представляет собой определенный этап интеграции обслуживающих процессов в единую производственную систему.
В процессе исследования были выявлены факторы, которые влияют на отказ оборудования в АО «Агростромсервис» (рисунок 4). Как мы видим, в 80% случаев отказ технологического оборудования происходит из-за неэффективной организации процесса ремонта и межремонтного обслуживания.
Рисунок 4. Факторы, влияющие на отказ оборудования в АО «Агростромсервис»
Для повышения надежности технологического оборудования и снижения количества отказов необходимо принять организационные меры, связанные с созданием соответствующих контрольных механизмов (рисунок 5).
Рисунок 5. Контрольные механизмы повышения надежности технологического оборудования и снижения количества отказов его работы
Таким образом, в процессе исследования выявлено, что несмотря на модернизацию основного оборудования, которая была проведена в АО «Агростромсервис», в организации существует необходимость правильной организации ремонтных работ, что позволит экономить временные ресурсы производственного персонала и повышать конкурентоспособность предприятия.
Библиографический список
1. Терещенко С. И. Оценка ресурсного потенциала предприятия: методологический аспект // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. 2014. № 1–2. URL: http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/---ep14-01/1099-a (дата обращения: 18.11.2019).2. Тойболдинова З.Г. Человеческий капитал организации как фактор конкурентоспособности организаций в условиях инновационного развития // Вестник университета Туран. - №4(76). - 2017 . – С. 196-199.
3. Забелин, П. В. Основы стратегического управления / П. В. Забелин, И. К. Моисеева. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2017. – 195