Abstract: The article deals with the impact of digital transformation of the economy and business management on the processes of formation and development of the image. The subject of the research is digital image management technologies. The aim of the study is to identify the features of the modern image and its dependence on the digital environment and competent technological support. General scientific methods such as comparison, generalization, analysis and synthesis are used in the research methodology. Also in the work much attention is paid to the evaluation of the effectiveness of the use of digital technologies in image management. As a result of the study, the benefits of the use of Internet resources and digital image visualization were identified.
Keywords: imagelogy, digital image, image visualization, digital potential of personality.
Цифровизация общества и социокультурных отношений связана в первую очередь с использованием информационно-коммуникационных технологий и цифровых устройств (например, мобильных телефонов), которые способствуют тотальной визуализации внешнего пространства и даже общения между людьми. Цифровая трансформация экономической и управленческой системы, связана с «расширяющейся возможностью быстрой и многооспектной содержательной компьютерной обработкой больших объемов информации»[3]. Это служит инструментом для создания новых экономических эффектов и развития инновационно-информационных бизнес технологий, например, социальный медиа-маркетинг, интернет рембендинг, промышленная мехатроника и т.п.
Данная ситуация потребовала смены методологии формирования положительного имиджа и включения в нее таких инструментов, как социальные сети и блог-платформы. Использование данных инструментов способствует развитию имиджевого потенциала информационно-коммуникационных технологий, применение которых позволит более качественно и полно управлять всеми свойствами имиджа. Например, субституарностью, т.е. возможностью изменить содержание, функции и навыки объекта имиджелогии, или публичность, т.е. возможность изменить внешний вид и способы подачи объекта имиджелогии.
Имиджелогия — это научно обоснованное построение и управление имиджем, с учетом особенностей и общности современных методов и способов создания полноценной системы связей между реципиентами (т.е. целевой аудиторией), индукторами (т.е. объектом имиджа) и имиджевыми агентами (т.е. субъектами имиджевой коммуникации). Современная имеджелогия строится на традиционных и инновационных технологиях, предполагающих активное использование как интернет-СМИ, интернет-презентацию, так и интернет-сайтов, имиджевых селфи и т.п.
Имидж в цифровой среде и интернет медиа — социокультурный феномен, позволяющий благодаря опосредованности взаимодействия образца имиджа и его окружения (т.е. целевой аудитории) обеспечить устойчивое его присутствие в цифровом информационном пространстве.
Положительный имидж является неотъемлемой частью устойчивого развития объекта имиджа и признаком доверия к нему. Процесс формирования положительного имиджа включает в себя реализацию стратегии управления имиджем, которая обеспечивает согласование интересов и глубокое взаимодействие между всеми участниками упомянутыми при описании имеджелогии, т.е. реципиентами, индукторами и имиджевыми агентами. Ранее при разработки стратегии управления имиджем учитываются установленные нормативные регламенты, например сферы профессиональной деятельности и социальные характеристики связанные с текущей ситуацией. В эпоху цифровизации формирование стратегии управления имиджем базируется на использовании технологии пошагового проектирования имиджевых ценностей с привлечение информационно-коммуникационных средств и интернет ресурсов.
Основным принципом построения положительного имиджа в цифровой среде, является акцентирование с помощью коммуникационных технологий «визуального сторителлинга» на определенных качествах объекта имиджа. Реализация данного принципа требует выполнения функции сетевой трансляции качественно-ценностного содержания позитивного восприятия имиджа, через предметный мир и выражение с его помощью новой личной индивидуальности.
Управление положительным имиджем с использованием цифровых технологий актуализирует в сознании современных людей определенные стереотипы и тренды престижа, способствуя тем самым наращиванию символического капитала.
С экономической точки зрения, символический капитал — это «кредит доверия» целевой аудитории, выраженный в цифровом символе одобрения (т.е. «лайке»), способный принести прямой финансовый доход его обладателю через контент-маркетинг. Наличие у социального субъекта положительного имиджа выраженного в цифровом пространстве в виде символического капитала дает своему обладателю не только экономические, административные и технократические выгоды, но самое главное возможность влиять на массовое сознание людей. Как утверждают Спичева Д.И. и Кужелева-Саган И.П. в своей публикации «Имидж как инструмент управления сознанием и поведением «поколения У»» придавая «действительности признак упорядоченности, упрощая ее в соответствии со своими представлениями о должном и правильном»[8].
Таким образом, современный имидж при использовании цифровых (информационно-коммуникационных) технологий становится метаинструментальным явлением и предметом виртуальной реальности в социокультурном и историческом контексте. Более того, создаваемый имидж посредством использования цифровых технологий и привлечения интернет ресурсов имеет ярко выраженную двойственность и противоречивость. Кроме этого, при управлении имиджем цифровой эпохи необходимо учитывать следующие его особенности:
- знаково-символическую природу имиджа нового типа;
- особые свойства имиджа формируемого в офлайн-среде и/или онлайн-среде;
- в результате масштабной интенсификации развития интернет среды, целевая аудитория уходит в интернет пространство;
- фактическое наращивание финансовых доходов зависит от темпов роста символического капитала, а также от степени программируемости реципиентов.
Следовательно, цифровизация экономики и развитие информационно-коммуникационных технологий открывает новые возможности не только для развития представителей малого, среднего и крупного бизнеса, но и для трансформации пользователей, потребителей, общественных групп и институтов, а также общества в целом, существенно видоизменяя их содержательный образ, т.е. имидж. Развитие же и рост популярности цифровой среды и интернет сферы влечет за собой возрастающую год от года, потребность в использовании стратегического управления цифровым имиджем через его «идентификацию и дифференциацию»[7].
Библиографический список
1. Беленкова Л.Н. Имидж государственных органов: потенциал информационно-коммуникационных технологий. // Управленческое консультирование. - 2017. - №4. - С.199-209.2. Киури К.В. Селфи как имиджевый медиатекст в условиях тотальной визуальности цифрового пространства. // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2018. - С.184-194.
3. Комарова О.М. Перспективы и риски стратегического управления инновациями в условиях цифровизации экономики: монография / О.М. Комарова. - Орехово-Зуево: ГГТУ, 2018. - 100 с.
4. Косарева И.Н., Самарина В.П. Особенности управления предприятием в условиях цифровизации. // Вестник Евразийской науки. - 2019. Т.11. - №3. - С.1-9.
5. Кужелева-Саган И.П. «Реперные точки» междисциплинарной рефлексии по проблематике влияния новых медиа на сознание и поведение молодежи. // CONNECT- UNIVERSUM-2014 сборник материалом V Международной научно-практической интернет-конференции. - Томск: 20-22 мая 2014. - С.11-45.
6. Мацько В.В., Мамаева В.Ю. Эволюция понятия имиджа. Цифровой имидж. // Наука и образование: проблемы и тенденции развития. -2016. - №1(4). - С.104-107.
7. Мацько В.В., Мамаева В.Ю. Теоретико-методологические основы формирования имиджа: исторические и современные аспекты. // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2017. - №3(59). - С.134-143.
8. Спичева Д.И., Кужелева-Саган И.П. Имидж как инструмент управления сознанием и поведением «поколения У». // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - С.64-67.