Abstract: The article is devoted to the growth of competitiveness of modern business by means of participation in e-Commerce, which due to offer preferences to its participants, form a significant competitive advantage in the digital market. The object of the presented research is the increasing role of the factor of «large-scale development of e-Commerce» on the strategy of increasing the competitiveness of modern business in the conditions of digitalization. The main purpose of the study of the presented object is to determine the role of e-Commerce, both in the development of the digital market and in the formation of competitive advantages of modern business development. The main research methods used are modern methods of data collection, processing and analysis obtained during the application of the survey, expert interviews and observations. On the basis of the revealed features of the digital economy, the necessity of planning a competitive strategy that takes into account the trends of the industrial revolution «Industry 4.0» and structural changes in the way of economic thinking is justified.
Keywords: digitalization of economy, digital market, e-Commerce, innovation and information technologies.
В современных условиях реальный бизнес претерпевает неминуемые изменения, вызванные масштабным развитием процессов информатизации и цифровизации общества и глобальной экономической системы в целом. В основе данных процессов лежит смена концепции экономической мысли, а также происходящие «общеглобалистические экономико-политические изменения, передел мира на принципах цифрового мироустройства и кибер реальности»[3].
Учитывая сложившиеся реалии, основным направлением современной концепции стал, комплексный переход в новому технологическому укладу, обеспечивающему осуществление «конъюнктурных изменений на рынке товаров и услуг под модифицированный выпуск новаций»[3].
В данной ситуации «исключительно важное значение придается при этом тем характеристикам объектов, субъектов и предметов экономики, которые показывают, что это экономика на новом уровне своего развития»[3]. Господствующей тенденцией цифровой экономики является быстрое и легкое предоставление услуг через Интернет, а также с использованием иных инновационно-информационных технологий (Хостинге, блокчейнинге, ip-телефонии, электронная коммерция, облачные сервисы), технологиях «цифровой нефти», «интернет вещей» и т.д.
Актуальность темы исследования, с одной стороны обусловлена содержанием и достаточной новизной концепции цифровой экономики, с другой стороны, особенностями преимуществ предоставляемых электронной коммерцией современному бизнесу в условиях цифровизации. В частности, о свойствах и проблемах процесса цифровизации экономики и его отдельных элементов за последние два года написано значительное число научно-исследовательских работ и научно-практических и научно-методических публикаций. Например, таких авторов, как Т.А. Флегонтова, О.П. Маркова, А.А. Коврижных, А.И. Перпеляк, А.В. Катаев, Г.Б. Новосельцева, А.П. Колесник, Хань Чао, Цуй Фэнчао, Бао Хунянь и др.Тем ни менее данную тему нельзя назвать исчерпывающей. Напротив проведя глубокую аналитику можно отметить не достаточную изученность таких вопросов, как: Каким образом возрастающая роль фактора «развития электронной коммерции» влияет на стратегию роста конкурентоспособности бизнеса в условиях цифровизации? Каким образом развития электронной коммерции влияет на социальное расслоение общества? Обратимы ли взаимодействия развития электронной коммерции и усугубления экологической ситуации? Каким образом в своей стратегии частному бизнесу учитывать существующую взаимосвязь электронной коммерции с частями цифрового рынка и доходами населения? и т.п.
Для оценки влияния электронной коммерции на конкурентоспособность современного бизнеса в представленной статье использовались статистический и сравнительно-аналитический методы.
Основу конкурентоспособности до недавнего времени составляло противостояние нескольких независимых бизнес-единиц с целью получения большей возможности доступа к желаемому ресурсу, с учетом влияния факторов экономического, социального, политического положения этих бизнес-единиц. В настоящее время сущность понятия «конкурентоспособность» формируют две экономические категории, такие как, уровень конкурентоспособности предприятия и уровень конкурентоспособности товаров (продукции, работ, услуг).
Конкурентоспособность, как экономическое явление следует рассматривать с точки зрения влияния маркетинговой среды, под которой необходимо понимать совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами хозяйствующего субъекта и влияющих на возможности руководства устанавливать и поддерживать выбранную ценовую, маркетинговую, инвестиционную и производственную политику. Соответственно, конкуренция — это непрерывный экономический процесс взаимодействия и борьбы поставщиков, отдельных производителей и покупателей за наиболее выгодные условия производства и/или реализации. При этом главной характеристикой конкуренции выступает уровень конкурентоспособности в виде рассчитываемого показателя — это доли занимаемого рынка. Основными факторами влияющими на конкуренцию, выступают: действия закона возвышения потребностей человека, закона взаимодействия спроса и предложения на рынке, закона изменения цены, закона убывающей предельной доходности инвестиций, закона возрастания предельных издержек и убывающей предельной полезности, закон экономической взаимосвязи затрат на производство и потребление товара, закон экономии времени.
В действующих социально-экономических условиях, конкурентная борьба становится более агрессивной, требующей учета новых факторов и условий ее формирования. Основу текущего состояния конкурентоспособности российского бизнеса составляет развитие информационных технологий и коммуникаций с использованием сети Интернет , т.е. цифровых технологий, которые обязательным условием построения цифровой экономики. Цифровая трансформация экономической системы — это неизбежное явление, которое оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности людей (деловую сферу, способы ведения бизнеса, социальное обслуживание, образование, здравоохранение, культура, искусство, государственное и муниципальное управление). В основе цифровой экономики лежит формирование электронного бизнеса с использованием ИКТ и лиц владеющих цифровыми компетенциями и цифровыми навыками с целью максимально качественного управления информацией, как самого ценного актива в цифровой индустрии.
Цифровизация экономики существенно преобразовала потребительский и финансовый рынки, в новый тип рынка — цифровой. Под которым (англ. Digital Market) понимается рынок на основе цифровых технологий, которые облегчают торговлю товарами и услугами с помощью электронной коммерции в Интернете [5].
Цифровой рынок имеет важное значение для современного бизнеса во всем мире, т.к. оказывает максимальное влияние практически на все сферы человеческой деятельности. Сегодня данный рынок — это сложная система включающая комплекс цифровых решений, информационно-телекоммуникационных технологий, инновационных благ и услуг, а также все элементы цифровой инфраструктуры. Этот рынок строится на цифровых платформах и меняет все существующие правила формирования добавочной стоимости и ведения финансовых расчетов. Кроме этого, цифровой рынок и его развитие существенно влияет на скорость глобализационных процессов в международной торговле, на трансформацию бизнес-среды и экономической активности.
На развитость цифрового рынка существенное воздействие оказывают не только темпы развития ИКТ, но и такой составляющей рынка, как электронная коммерция. Электронная коммерция в последние 5-7 лет, как основной сегмент цифрового рынка оказывает давление на общие принципы и стандарты ведения бизнеса, на направленность научно-технической парадигмы улучшения социально-экономического благополучия населения.
Популярность электронной коммерции выражается в приросте ее объемов, который за 2017 г. увеличился на 18% от роста мирового ВВП и/или на 2,8% от общей доли мировой торговли, а за 2018 г. доля электронной торговли увеличилась уже на 23% от роста мирового ВВП и/или на 3,2% от общей доли мировой торговли [5].
В тоже самое время число пользователей интернета увеличилось за последние 2-а года с 63% до 87%. Среди мужчин в возрастном промежутке 16-75 лет, а вот среди женщин того же возрастного ценза с 37% до 79%. Также растет численность предприятий использующих в своей деятельности «промышленный Интернет» с 12% в 2017 г. до 33% в 2018г. [1].
«Анализ числа онлайн-покупок совершенных физическими лицами показал существенный прирост их объемов только за 2018 г. на 60%, что составило рекордный годовой оборот в 1,66 трлн. руб.» [4].
Растущую популярность электронной коммерции формируют существенные преимущества в конкурентной борьбе на цифровом рынке. Которые заключаются в предоставлении участникам электронной коммерции максимум преференций — это высокоскоростную передачу данных в круглосуточном режиме в любую точку планеты где есть Интернет о своем товаре (услуге, типе выполняемых работ); возможность выстраивать необходимые трансграничные связи в едином геоэкономическом пространстве; возможность выбора бизнес партнера и иных контрагентов, независимо от их места нахождения и/или политической приверженности; возможность приобретения тех свойств и того товара, который полностью устраивает личные предпочтения, из огромной их номенклатуры; возможность быстро реагировать на изменяющиеся запросы и ожидания покупателей-заказчиков; возможность значительно снизить расходы на рекламу, дистербьютерство, содержание «лишнего» персонала и связанных с заключением контрактов (т.е. трансакционные издержки).
Следовательно, современные бизнес структуры при построении стратегии конкурентного роста должны учитывать влияние цифровизации экономики на все сферы деятельности людей, в том числе на меняющуюся модель делового поведения, на структуру экономических отношений и образ экономического мышления.
Библиографический список
1. Гохберг Л. М., Абдрахманова Г. И., Вишневский К.О. и др. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение. [Текст]: доклад к XX Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9–12 апр. 2019 г. / науч. ред. Л. М. Гохберг; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 82 с.2. Колесник А.П. Социальные системы в цифровой экономике // Стратегия бизнеса. — 2018. — №1 (45). — С.3–11.
3. Комарова О.М. Перспективы и риска стратегического управления инновациями в условиях цифровизации экономики [Текст] // Монография. Научное издание. — Орехово-Зуево: ГГТУ, 2018. — 100 с.
4. Посыпкина А., Сухорукова Е., Балашова А. Онлайн-торговля в России выросла до рекордных 1,66 трлн. р. [Электронный ресурс] // Технологии и медиа: РБК., 03 июня 2019 г. - URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/03/06/2019/5cf3dab29a79477329e7a402
5. (дата обращения: 17.05.2019).
6. Fayyaz S. (2018). A review on measuring digital trade & e-commerce as new economic statistics products. The 16th Conference of IAOS. (дата обращения: 17.05.2019).