Индекс УДК 33
Дата публикации: 27.04.2020

Анализ состояния нефтяной отрасли и экспортных перевозок нефти в России

Analysis of the state of the oil industry and export transport of oil in Russia

Почекаев Дмитрий Александрович
Научный руководитель - Ничипорук Андрей Олегович
1. Студент 5 курса факультета судовождения ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта», Нижний Новгород
2. доктор технических наук, доцент, профессор кафедры логистики и маркетинга, ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта», Нижний Новгород

Pochekaev Dmitry Alexandrovich
Scientific adviser - Nichiporuk Andrey Olegovich

1. 5th year student of the Faculty of Navigation, «Volga State University of Water Transport», Nizhny Novgorod
2. Dr.Sci.Tech, the associate professor, the professor of department of logistic and marketing, «Volga State University of Water Transport», Nizhny Novgorod
Аннотация: В статье рассматривается состояние нефтяной отрасли в России. На основе статистических данных проанализирована динамика добычи и экспорта российской нефти. Уделено внимание экспортным перевозкам нефти различными видами транспорта, сделан акцент на перевозах нефти морским транспортом.

Abstract: The article analyzes the state of the oil industry in Russia, and on the basis of statistical data analyzes the dynamics of production and export of Russian oil. Attention has been paid to the export of oil by various means of transport; emphasis has been placed on the transportation of oil by sea.
Ключевые слова: нефтяная отрасль, анализ, транспортировка, морской транспорт

Keywords: oil industry, analysis, transportation, sea transport


Нефтегазовая отрасль имеет колоссальное влияние на экономику России. На территории России располагаются огромные запасы нефти и природного газа. По данным INTERFAX.RU [4], запасы нефти в России в 2018 году выросли на 8,7% и составили 9,83 млрд тонн (рисунок 1). Стоимость запасов нефти, по оценке Минприроды, составила на конец 2018 года 74,511 трлн рублей.

Рисунок 1. Запасы нефти в России в 2017-2018 году

Источник: составлено по данным Интерфакс

В мире Россия занимает второе место по экспорту нефти (рисунок 2) [5].

Рисунок 2. Крупнейшие страны – экспортеры нефти (млн. тонн) в 2018 году

Рассмотрим структуру экспорта Российской Федерации в 2019 году. По данным Федеральной таможенной службы [1] в 2019 году наибольший удельный вес в экспорте России занимают нефть сырая и нефтепродукты (рисунок 3). Также страной экспортируются природный газ, дизельное топливо, уголь каменный.

Рисунок 3. Экспорт России в 2019 году, млн. долл. США

Источник: составлено по данным Федеральной таможенной службы РФ

По данным Министерства энергетики Российской Федерации [2] в 2019 году добыча нефти и газового конденсата составила 560256,7 тыс. тонн, а экспорт, соответственно, 266096,2 тыс. тонн (рисунки 4 и 5). Как видно, и добыча нефти, и ее экспорт за период с 2016 по 2019 годы растут, причем экспорт нефти занимает около 48% от добычи нефти и газового конденсата.

Рисунок 4. Добыча нефти и газового конденсата, тыс. тонн

Источник: составлено по данным Министерства энергетики РФ

По данным Интерфакс, на увеличение добычи нефти в 2019 году оказала влияние деятельность таких компаний, как:

— ПАО «НК «Роснефть» (добыча в 2019 году составила 195,11 млн тонн);

— ПАО «ЛУКОЙЛ» (добыча в 2019 году составила — 82,12 млн тонн);

— ПАО «Сургутнефтегаз» (добыча в 2019 году составила 60,76 млн тонн);

— ПАО «Газпром нефть» (добыча в 2019 году составила 39,15 млн тонн);

— ПАО «Татнефть» (добыча в 2019 году составила — 29,8 млн тонн);

— ПАО АНК «Башнефть» (добыча в 2019 году составила 18,67 млн тонн);

— ПАО «НГК «Славнефть» (добыча в 2019 году составила 13,97 млн тонн;

— ПАО «НОВАТЭК» (добыча в 2019 году составила 8,41 млн тонн);

— ПАО НК «РуссНефть» (добыча в 2019 году составила 7,12 млн тонн).

Рисунок 5. Экспорт нефти, тыс. тонн

Источник: составлено по данным Министерства энергетики РФ

Основные направления поставок нефти в 2018-2019 годах представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные страны – импортеры российской нефти

Страны — импортеры2019, млн. т2018,

млн. т

Отклонение, млн. т
Китай69,666,92,7
Нидерланды46,242,24
Германия18,923,5-4,6
Белорусия1818,2-0,2
Республика Корея15,315,30
Италия14,613,11,5
Польша13,317,7-4,4
Финляндия9,910,2-0,3
Турция8,22,26

Как видно, основными направлениями экспорта были и остаются Китай и Нидерланды, откуда больше половины нефти фактически идёт в другие страны ЕС.

На территории России насчитывается более десяти крупных месторождений нефти [6]. Основные месторождения нефти в России это: Самотлорское (Ханты-Мансийский автономный округ – Югра), Ромашкинское (Республика Татарстан, г. Альметьевск), Приобское (Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, с. Селиярово), Лянторское (Ханты-Мансийский автономный округ, Сургутский район, на реке Пим вблизи города Лянтор, в 90 км от г. Сургут), Федоровское (Ханты-Мансийский автономный округ, вблизи города Сургут), Мамонтовское (Ханты-Мансийский автономный округ, вблизи города Пыть-Ях), Салымская группа (Ханты-Мансийский автономный округ, в 120 км к юго-западу от Сургута и в 30 км на запад от поселка Салым), Сахалин-5 (Охотское море, северо-восточная часть шельфа острова Сахалин), Красноленинская группа (Ханты-Мансийский автономный округ, центр нефтедобычи в г. Нягань).

От места добычи нефть необходимо доставить потребителю. Для этого используют следующие виды транспорта: железнодорожный, водный, автомобильный и трубопроводный. Доля перевозок нефтяных грузов различными видами транспорта по территории России показана в таблице 2.

Таблица 2

Доля перевозок нефтяных грузов в структуре перевозок различными видами транспорта, % [3]

Вид транспорта и род грузаГоды
20052010201520162017
Железнодорожный транспорт
нефтяные грузы17,221,020,619,218,6
Морской транспорт
нефть и нефтепродукты наливом20,817,629,019,316,3
Внутренний водный транспорт
нефть и нефтепродукты наливом15,912,513,115,814,4
Трубопроводный транспорт
20002010201620172018
газ61,152,947,449,750,1
нефтяные грузы38,947,152,650,349,9
в том числе:00
нефть37,545,550,748,447,8
нефтепродукты1,411,641,851,912,06

Как видно, в 2017 году перевозка нефти и нефтепродуктов по России в структуре трубопроводного транспорта занимает порядка 50%, в структуре перевозок водного транспорта – 30,7%, железнодорожного транспорта – 18,6%. Таким образом, водный транспорт (как морской, так и внутренний водный) играет существенную роль в перевозках нефти и нефтепродуктов.

Часто используются смешанные перевозки – например, нефть  перевозится морем при помощи танкеров, затем её перекачивают в баржу, и доставляют груз на головную станцию нефтепровода, по которому осуществляется транспортировка на распределительные нефтебазы. Оттуда железнодорожным транспортом нефть доставляется на НПЗ, а нефтепродукты – конечным потребителям автотранспортом.

Выбор логистической схемы перевозки нефти и нефтепродуктов зависит от нахождения месторождения нефти, то есть от географии добычи нефти и её переработки.

Экспорт нефти непосредственно за пределы Российской Федерации осуществляется следующими видами транспорта:

— трубопроводным транспортом;

— железнодорожным транспортом;

— морским транспортом (в порты нефтепродукты доставляются либо трубопроводным, либо железнодорожным транспортом, либо посредством их комбинации).

В России можно выделить три группы морских портов, осуществляющих перевалку нефти: черноморские (Новороссийск, Туапсе), балтийские (Приморск) и дальневосточные (Козьмино). Развитию перевозок нефти внутренним водным транспортом мешает отсутствие гарантированных глубин на протяжении следования судна, а также возраст судов – 89% наливных судов имеют срок службы более 30 лет. Возрастная структура морских нефтеналивных судов значительно лучше: в 2017 году 31% приходился на суда в возрасте более 30 лет, но 19% приходилось на суда сроком службы до 5 лет [3].

В 2018-2019 годах, по данным Министерства транспорта, объем экспорта нефти по трубопроводам снизился ввиду их перепрофилирования на транспортировку нефтепродуктов. Поэтому производителям пришлось воспользоваться смежными видами транспорта – железнодорожным и водным. Вследствие этого, а также вследствие введения пониженных железнодорожных тарифов на перевозку нефти на направлениях, дублирующих водные пути, увеличился объем погрузки нефти на железнодорожном транспорте. Объем перевалки нефти в морских портах незначительно увеличился как за счет снижения объема транспортировки нефти трубопроводным транспортом, так и за счет увеличения перевалки сахалинской, арктической и казахстанской нефти [7].

Текущая ситуация на рынке нефтяной отрасли может быть охарактеризована как самый сложный период с формирования его современного облика, что имело место в 60-х годах прошлого века. В настоящее время отрасль переживает очередной кризис, связанный с уменьшением потребления нефти в России и во всем мире. Предложение превышает спрос. Добыча нефти в 2020 году, скорее всего, будет снижаться, следовательно, уменьшится и объем перевозок нефти и нефтепродуктов. Тем не менее, в России приняты законодательные акты, направленные на развитие морской инфраструктуры, например, утвержден план развития инфраструктуры Северного морского пути. План сформирован исходя из существующих и перспективных грузопотоков, в состав которых входят грузы сырьевых проектов, реализуемых нефтяными компаниями ПАО «Новатэк», ПАО «Газпром нефть», АО «Независимая нефтяная компания», а также грузы, которые будут направлены дополнительно после расширения сети железных дорог за счёт оптимизации логистики единой транспортной системы России.

Библиографический список

1. Федеральная таможенная служба [сайт]. Режим доступа: http://customs.ru/statistic/%D0%AF%D0%BD%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C%20-%20%D0%BC%D0%B0%D0%B9%202018. Дата обращения 19 апреля 2020 года.
2. Министерство энергетики [сайт.] Режим доступа: (https://minenergo.gov.ru/activity/statistic). Дата обращения 19 апреля 2020 года.
3. Федеральная служба государственной статистики [сайт]. Режим доступа: https://gks.ru/bgd/regl/B18_55/Main.htm. Дата обращения 19 апреля 2020 года.
4. Интерфакс [сайт]. Режим доступа: https://www.interfax.ru/business/677310. Дата обращения 19 апреля 2020 года.
5. Full report – BP Statistical Review of World Energy 2019. Режим доступа: https://www.bp.com/content/dam/bp/business-sites/en/global/corporate/pdfs/energy-economics/statistical-review/bp-stats-review-2019-full-report.pdf. Дата обращения 19 апреля 2020 года.
6. Каталог нефтяных и газовых месторождений России [сайт]. Режим доступа: https://energybase.ru/oil-gas-field. Дата обращения 19 апреля 2020 года.
7. Обзор отрасли грузоперевозок в России 2019 год. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/ey-transportation-services-2019-rus/$FILE/ey-transportation-services-2019-rus.pdf. Дата обращения 19 апреля 2020 года.