Индекс УДК 338.47
Дата публикации: 28.05.2020

Исследование барьеров применения RFID-меток для отслеживания багажа пассажиров в аэропортах России

The research of application barriers of RFID tags for baggage tracking at Russian airports

Симакова Зоя Леонидовна
Степанова Анастасия Александровна

1. Ст. преподаватель ВШУБ
2.Студент группы 3733802/60903

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Simakova Zoya Leonidovna
Stepanova Anastasiia Aleksandrovna

1. Senior Lecturer, Graduate School of Business and Management
2. Group student 3733802/60903

Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University
Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы применения технологии RFID в организации обслуживания пассажиров в аэропортах. Объектом исследования является сфера багажной логистики в мировых аэропортах, а предметом – барьеры применения RFID-меток для отслеживания багажа в аэропортах России. Целью исследования выступает определение барьеров для интеграции RFID-технологии в российских аэропортах на основании данных, полученных из информационных и статистических источников аэропортовой отрасли. В качестве методов исследования применяются методы эмпирического исследования и теоретического исследования. Также в статье уделяется внимание рассмотрению преимуществ и недостатков использования RFID-меток в сфере багажной логистике. В результате проведенного исследования были сформулированы различные барьеры на пути внедрения RFID-меток для отслеживания багажа в российских аэропортах.

Abstract: This paper considers the application of RFID technology in the organization of passenger service at airports. The object of the research is the industry of luggage logistics at worldwide airports. The subject of the survey is the application barriers of RFID tags for baggage tracking at Russian airports. The aim of the study is to identify the barriers of the integration RFID technology at Russian airports based on information about the air transport and statistical results. Empirical and theoretical methods of analysis are used in the research methodology. Furthermore, in the article much attention is paid to the consideration of benefits and drawbacks of the use of RFID tags in luggage logistics. As a result of the study, different barriers of the integration RFID tags for baggage tracking at Russian airports were formulated.
Ключевые слова: логистика, аэропорт, качество обслуживания, инновационные технологии, RFID-метки, багаж

Keywords: logistics, airport, service quality, innovative technologies, RFID tags, baggage


Введение

Значение и роль аэропортов в настоящее время усиливаются с каждым годом, соответственно, также возрастают предъявляемые к ним требования, а качество обслуживания выходит на первый план в деятельности любого из аэропортов. Аэропорты вступают в серьезнейшую конкуренцию на рынке авиационных услуг, стремясь достичь максимальной пропускной способности, прежде всего, за счет повышения уровня сервиса для пассажиров, создания всех условий для комфортного пребывания людей в аэропорту.

Изучением вопроса оказания качественных услуг пассажирам аэропортов по всему миру занимается британская исследовательская компания Skytrax. На данный момент времени Skytrax – самый узнаваемый составитель рейтингов лучших аэропортов. В своих опросах Skytrax использует показатели эффективности обслуживания клиентов в аэропортах, сгруппированные по 11 основным областям. Изучаются показатели от прибытия в аэропорт и непосредственно до выхода на посадку в самолет, а также по прилету и получению багажа. [1]

Таким образом, в достижение аэропортом высоких показателей уровня обслуживания пассажиров, безусловно, входит организация и обеспечение качественной и своевременной обработки багажа, как в здании аэровокзала, так и при его доставке на воздушное судно или разгрузке с воздушного судна. [2] При осуществлении операций по обработке багажа зачастую происходят различные неприятные ситуации в виде утери, задержки или поломки багажа, которые непосредственно влияют на уровень качества обслуживания пассажиров.

По результатам исследования компании SITA Baggage IT Insights 2019, в 2018 году 4,36 миллиардов путешественников зарегистрировали более 4,27 миллиардов единиц багажа. Стоит отметить, что с увеличением количества багажа растет нагрузка на существующую воздушную инфраструктуру, что затрудняет осуществление авиационной деятельности и предоставление высокого качества оказываемых услуг. [3]

Независимо от роста пассажирских перевозок, общее количество неправильно обработанного багажа снижается. Данные изменения представлены на рис. 1. Так, в период с 2007 по 2018 годы число пассажиров увеличилось с 2,48 до 4,36 миллиардов человек, темп роста составил 76%. При этом количество инцидентов, связанных с неправильной обработкой багажа, сократилось на 47% – с 46,9 миллионов случаев в 2007 году до 24,8 миллионов в 2018 году. В результате чего значительно уменьшились общие потери в отрасли воздушного транспорта. Достижение данных показателей удалось при помощи долгосрочных и масштабных инвестиций в «умные» технологии и новые процессы автоматизации. [3]

Рисунок 1. Долгосрочное снижение количества случаев неправильной обработки багажа [3]

Несмотря на широкое применение современных технологий в организации обслуживания пассажиров в аэропортах, в настоящее время остаются нерешенными проблемы отслеживания и сохранности багажа. Наиболее часто данные ошибки встречаются при выполнении транзитных рейсов с участием нескольких аэропортов и авиакомпаний.

Нарастающее усиление конкурентной борьбы между современными аэропортами выступает для них в роли основного стимула к постоянному расширению спектра предоставляемых услуг и применению инновационных технологий как в обслуживании пассажиров, так и в управлении воздушным пространством.

На сегодняшний день одной из самых перспективных современных технологий в отрасли авиационных перевозок по всему миру является использование RFID-меток. Технология RFID (Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация) играет значимую роль в снижении затрат и повышении эффективности авиационной деятельности. Данные на метки записываются или автоматически считываются при помощи радиосигнала, что позволяет проводить идентификацию людей или объектов на значительном расстоянии. Наибольшее распространение технология получила в сфере багажной логистики: внедрение радиометок, отслеживающих перемещение багажа, значительно сократило риск его задержки или потери. Объем памяти RFID-метки (радиометки) в сотни раз превышает объем памяти штрих-кода или QR-кода. [4] В Таблице 1 представлены все необходимые составляющие RFID-технологии для отслеживания багажа.

Таблица 1

Компоненты RFID-технологии для отслеживания багажа

КомпонентОписание
МеткаUHF RFID-метка, обладающая сверхвысоким частотным диапазоном — от 860 до 960 МГц, пассивная, с уникальным идентификационным номером
СчитывательСчитыватель, установленный в контрольных точках и фиксирующий все перемещения багажа (в зоне регистрации пассажиров, на багажных лентах и т.д.)
АнтеннаАнтенна, способная идентифицировать метку и принять сигнал
ПринтерПринтер для печати багажных этикеток
Информационная системаERP-система и СУБД
Мобильное устройствоСмартфон с операционной системой Android или Ios
POS-системаPOS-система, интегрируемая с DMS и RFID-считывателями

Для России технология RFID является довольной новой, в связи с чем российский опыт ее использования еще не достаточно большой, соответственно, большинство проектов по внедрению данной технологии находятся либо на пилотной стадии, либо организации пока что просто анализируют свои возможности для перехода на RFID-технологию. Таким образом, возникает ряд барьеров для ее широкого применения в различных логистических процессах. Помимо различных технических особенностей в использовании данной технологии, появляется такая существенная проблема, как объективность оценки эффективности ее применения для каждого конкретного предприятия. На настоящий момент времени многие организации не имеют возможности полноценно оценить будущий эффект от внедрения RFID-технологии, так как они не обладают точными средствами для измерения текущей эффективности существующих рабочих процессов. [5]

Цель исследования заключается в рассмотрении технологии RFID в сфере багажной логистики, а также выявлении барьеров для внедрения данной технологии в российских аэропортах посредством изучения различных статистических данных и реальных примеров использования на практике ведущими мировыми аэропортами.

При написании статьи были использованы как методы эмпирического исследования (изучение различных источников информации и анализ полученных сведений), так и методы теоретического исследования (сравнительный анализ и синтез, изучение и обобщение).

Экспериментальная часть

В авиационной индустрии технология считывания багажных бирок при помощи RFID-меток была впервые применена в 2005 году в аэропортах Гонконга, Милана (аэропорт Милан-Мальпенса) и Лас-Вегаса (аэропорт Мак-Карран). Данная технология продемонстрировала большой потенциал, так как ее скорость считывания составляла более 97% по сравнению с около 80% при использовании обычных штрих-кодов для считывания. [6] Позднее, следующие аэропорты мира также перешли на использование RFID-меток в работе своих систем обработки багажа:

– аэропорт Гонконга (Гонконг, 2009) модернизировал свою багажную систему, заменив штрих-коды RFID-метками. Использование RFID-технологии позволило заметно повысить скорость работы системы обработки багажа аэропорта. [7]

– аэропорт Портела (Лиссабон, 2009) решил интегрировать RFID-решение в систему обработки багажа, так как пассажиропоток значительно вырос и некоторые авиакомпании начали жаловаться на задержки в обработке багажа. [8]

– аэропорт Ольборг (Дания, 2010) тоже принял решение об использовании RFID-технологии в связи с увеличивающимся пассажиропотоком и высокой нагрузкой на систему обработки багажа. [9]

– аэропорт Хитроу (Лондон, 2018) стал использовать RFID-метки для идентификации багажа в двух своих терминалах – Терминале 3 и 5. [10]

Обобщенные данные об использовании RFID-меток в системах обработки багажа различных аэропортов мира представлены в Таблице 2. Информация о пассажиропотоке рассматриваемых аэропортов взята с их официальных сайтов.

Таблица 2

Использование RFID-меток в багажных системах аэропортов мира

АэропортПассажиропоток, млн чел (2018 г.)Кол-во пассажирских терминалов, всегоДоля пассажирских терминалов, где используются RFID-метки, %Кол-во авиакомпаний, работающих в терминалах с RFID-меткамиСистемный интегратор
1Хитроу (Лондон, Великобритания)80,145020RAIN RFID
2Гонконг (Гонконг, Китай)74,5110082Lyngsoe Systems
3Мак-Карран (Лас-Вегас, США)49,721006FKI Logistex, Vanderlande Industries
4Портела (Лиссабон, Португалия)29,0210057Lyngsoe Systems
5Милан-Мальпенса (Милан, Италия)24,62100114Lyngsoe Systems
6Ольборг (Ольборг, Дания)1,6110013Lyngsoe Systems

Из представленной выше таблицы следует, что RFID-метки в системах обработки багажа применяются в совершенно различных по пассажиропотоку аэропортах мира. Кроме того, число авиакомпаний, работающих в терминалах, багажные системы которых используют в своей работе RFID-метки, также сильно варьируется. Основным же поставщиком RFID-решений является датская компания Lyngsoe Systems. Lyngsoe Systems – один из ведущих мировых разработчиков программного обеспечения и системных интеграторов логистических решений для широкого спектра сложных логистических цепочек (аэропорт, склад, почта и т.д.). [11]

Кроме аэропортов, применение RFID-меток возможно и самими авиакомпаниями. Среди первых авиакомпаний, внедривших RFID-метки в свою работу, была известная американская «Delta Air Lines». C начала применения RFID-технологии в 2016 году авиакомпания инвестировала 50 млн долларов США в создание 344 глобальных «станций», отслеживающих перемещения багажа пассажиров, оснащенного метками. По данным на весну 2017 года, эти инвестиции поспособствовали уменьшению процента неправильной обработки багажа примерно на 10%. К весне 2018 года авиакомпания задействовала уже порядка 110 млн RFID-меток, что увеличило эффективность работы системы и оказало положительное влияние на степень удовлетворенности пассажиров. Кроме того, весной 2018 года «Delta Air Lines» сократила показатель ошибок в обработке багажа на 8% по сравнению с аналогичным периодом в 2017 году. Данный показатель уменьшился с 1,67 до 1,54 на 1000 пассажиров. Согласно данным IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта), перевозчики, которые как и «Delta Air Lines», используют систему обработки багажа с применением RFID-меток, обеспечивают уровень успешного отслеживания багажа не менее, чем на 99%. По данным аналитиков, это дает экономию примерно в 20 американских центов на пассажира или более. [12] На текущий момент времени технология считывания багажных бирок при помощи RFID-меток у «Delta Air Lines» используется в 84 аэропортах в США. Расширяя область применения багажных RFID-меток в своей деятельности, в феврале 2018 года «Delta Air Lines» стала использовать такие метки на своих рейсах между США и Лондоном. [13]

Применение RFID-меток в сфере багажной логистике не обошло стороной и российские аэропорты. В 2015 году в московском аэропорту Шереметьево (SVO) было проведено тестирование пилотного проекта по внедрению системы для отслеживания багажа посредством RFID-технологии под названием Hand-to-Hand RFID Baggage Tracking System (HHRBTS, RFID-система «Багаж из рук в руки» для обработки и отслеживания багажа), установленное системным интегратором Longest Chance (LC). [14] RFID-система была установлена в терминале E и включала в себя 16 точек сканирования, оснащенных считывателем с двумя антеннами для различных типов багажа. Считыватели были установлены в каждом пункте, где на конвейерной ленте багаж разделяется по нескольким направлениям. В каждой точке конвейера система могла распознать ошибку в направлении багажа.

Статистические данные по результатам тестирования HHRBTS в период с сентября по октябрь 2015 года представлены ниже в Таблице 3.

Таблица 3

Статистические данные по результатам тестирования HHRBTS (2015 г.) [15]

Количество:Аэропорт SVOАэропорт PRGАэропорт BLQАэропорт TLLВсего
1Рейсы1 15516440871 446
2RFID-метки42 9536 0442 1061 52852 631
3Непрочитанные метки на каруселях в SVO64166086
4Непрочитанные метки в PRG, BLQ, TLL243798
5Уровень читаемости меток, %99,998599,993499,995799,995499,9958

Проанализировав таблицу, представленную выше, можно сделать вывод об успешной реализации пилотного проекта, который продемонстрировал, что технология RFID-меток в системе обработки багажа достойно справляется со своими функциями, так как значение процента считывания меток равно 99,9958% и максимально приближено к 100%. Исходя из тех фактов, что московский аэропорт Шереметьево является лидером по пассажиропотоку среди аэропортов России (по итогам 2019 года он обслужил 49,9 млн человек, что на 8,9% больше по сравнению с 2018 годом) [16], а транзитные рейсы во многие страны осуществляются через 5 его терминалов, внедрение в нем технологии RFID-меток в системе обработки багажа на постоянной основе позволит улучшить общие показатели работы аэропорта и повысить качество обслуживания пассажиров.

Следующий пилотный проект компании Longest Chance по внедрению системы для отслеживания багажа посредством RFID-технологии в России был реализован в Международном аэропорту Сочи. Испытания проходили на протяжении шести месяцев в период с февраля по июль 2018 года. RFID-система «Багаж из рук в руки» для обработки и отслеживания багажа работала на российской программной платформе IT Project RFID Server, [17]

Для запуска данного проекта у Международного аэропорта Сочи существовал ряд предпосылок:

– серьезные нагрузки на существующую систему обработки багажа вследствие роста пассажиропотока;

– увеличение временных затрат на идентификацию и комплектацию багажа;

– рост числа снятий багажа и пассажиров с рейсов;

– увеличение денежных компенсаций авиакомпаниям;

– повышение количества подготавливаемых статистических отчетов по обработке багажа. [18]

По результатам тестирования технологии RFID-меток можно сделать следующие выводы:

  1. Система показала способность увеличения производительности операций по комплектации багажа за счет того, что:

– среднее время, потраченное на поиск единицы багажа, составило 5,6 секунд;

– грузчики не наклонялись за багажом «зря» (4 300 наклонов, из которых 15% (645 наклонов) полезного действия за смену на каждого работника);

– отсутствует нагрузка на зрение у персонала;

– нет проблемы отправки багажа с задержкой.

  1. Технологии RFID-меток позволяет решить задачи, связанные с учетом, управлением загрузкой, снятием багажа с рейса, а также сбором необходимой статистики по багажным операциям;
  2. Подготовка контейнерной ведомости и багажных манифестов сократилась с 3-х минут до 50 секунд, комплектация багажа – с 2,9 минут на единицу багажа до 1 минуты (отказ от бумажных Bingo-cards в пользу автоматического считывания и учета), снятие багажа с рейса – с 7 минут до 2-3 минут.
  3. Подтверждение того, что RFID-система «Багаж из рук в руки» Longest Chance оптимизирована для аэропортов, не имеющих внедренную систему автоматической сортировки багажа (BHS).
  4. Система позволяет в кратчайшие сроки обеспечить автоматизацию и контроль процессов обработки, отслеживания, управления багажом. [18]

Проанализировав реальные примеры использования технологии RFID-меток в системе обработки багажа, можно выделить ее основные преимущества:

– установка без дополнительных затрат на изменение существующей багажной системы;

– надежность отслеживания багажа от регистрации до прибытия пассажиров с вероятностью 99,9%, включая транзитные аэропорты;

– сокращение вероятности погрузки багажа не на тот рейс;

– ускорение идентификации багажа при его погрузке на рейс;

– получение авиакомпанией и аэропортом данных о возможных ошибках на протяжении всего процесса транспортировки багажа;

– сокращение финансовых потерь авиакомпаний и аэропортов;

– возможность сбора и анализа статистики по обработке багажа;

– повышение качества обслуживания пассажиров путем увеличения производительности работы грузчиков и сокращения количества ошибок в ходе обработки багажа;

– проверенная концепция, рекомендованная и одобренная IATA.

Безусловно, как и у любой технологии, у технологии RFID-меток в сфере багажной логистике есть свои недостатки:

  1. Для установки HHRBTS в московском аэропорту Шереметьево в 2015 году представителям LC понадобилось целых шесть месяцев для сбора разрешительных документов от всех заинтересованных сторон: утверждение контрактов и таких подготовительных работ, как интеграция с IT-платформой ARINC (программный комплекс для обслуживания багажа). [14]
  2. Имеет место быть подверженность меток помехам в виде электромагнитных полей, поэтому необходимо тщательно анализировать условия, в которых RFID-система будет эксплуатироваться. [19]
  3. Стоимость радиочастотных меток и специального оборудования для них (антенны, считыватели, принтеры) все же превышает стоимость штрих-кодов с соответствующим оборудованием.

Результаты

Несмотря на успешно проведенное тестирование в России пилотных проектов внедрения системы для отслеживания багажа посредством RFID-технологии в 2015 и 2018 годах, на данный момент времени ни один российский аэропорт не использует данную технологию в своей работе. Обоснованием сложившейся ситуации может послужить то, что в России рынок RFID-систем еще недостаточно сильно развит, соответственно, многие организации пока что не готовы вносить какие-либо изменения в устоявшиеся рабочие процессы и инвестировать средства во внедрение данной технологии.

На сегодняшний день существует ряд барьеров на пути интеграции RFID-технологий в аэропортах России:

  1. Подверженность помехам в виде электромагнитных полей одна из основных проблем RFID-меток. На RFID-метки могут оказывать серьезное воздействие помехи от неправильно установленной аппаратуры. Для успешной работы технологии важны четкое расположение и ориентация антенн. Кроме того, показатели работы RFID-меток в присутствии радионепрозрачных и радиопоглощающих объектов могут быть снижены, что обусловлено частотой. [19]
  2. В современном мире, развивающемся как глобальное цифровое пространство, вопрос безопасности и конфиденциальности информации занимает весомое положение. Использование RFID-меток может вызвать такую проблему, как несанкционированное считывание меток. Техника удаленного считывания идентификационных данных позволяет легко и быстро получить доступ к конфиденциальным данным, хранящимся в памяти RFID-меток, а также отслеживать передвижения пользователя метки. Соответственно, использование RFID-технологии ненадлежащим образом выступает в роли серьезного нарушения конфиденциальности пользователей, что может в дальнейшем не только негативно сказаться на самом эксплуатанте, но и привести к прочим неблагоприятным последствиям. Следовательно, требуется надежное обеспечение защиты данных, регулируемое соответствующими правилами. Кроме того, выявляется необходимость выполнения такой непростой задачи, как согласование и упорядочение усилий большого числа авиакомпаний и аэропортов для обеспечения эффективного сотрудничества и безопасности в предоставлении услуг. [20]
  3. Существует ряд законодательных ограничений со стороны Государственного комитета по радиочастотам (ГКРЧ) в части применения частот для RFID-меток, приводящих к снижению эффективности данной системы, что является значительным отличием от штрих-кодов, использующихся по всему миру без каких-либо правовых ограничений на применение данной технологии. [21]
  4. Внедрение RFID-технологии является серьезным и ответственным процессом, требующим поиска надежного системного интегратора, который сможет привлечь высококвалифицированный персонал, обладающий знаниями и опытом работы в данной сфере, чтобы выполнить все необходимые пожелания заказчика в соответствии со спецификой уже имеющегося оборудования. Безусловно, для осуществления подобного проекта требуются финансовые вложения и некий период времени для его окупаемости. [22]
  5. Интеграция RFID-технологии требует максимальной упорядоченности и оптимизации всех тех процессов, в которых данная технология будет применяться. В противном случае система не сможет обеспечить требуемый результат. [21]

Выводы

По прогнозируемым данным ACI, к 2040 году число пассажиров, пользующихся услугами воздушных перевозок, достигнет отметки в 20,9 миллиардов человек. [23] Соответственно, повысится значимость инвестиционных вложений в багажную инфраструктуру, а также усиления сотрудничества между аэропортами и авиакомпаниями. Все четче прослеживается необходимость внедрения различных инструментов для отслеживания багажа.

Таким образом, у системы отслеживания багажа посредством RFID-технологии существует потенциал для дальнейшего широкого применения по мере усовершенствования функций, связанных с развитием технологии. Несмотря на ряд недостатков, на сегодняшний день все же предоставляется возможным найти оптимальное RFID-решение для систем отслеживания багажа российских аэропортов. Внедрение RFID-меток в системе обработки багажа позволит аэропортам и авиакомпаниям значительно повысить производительность и точность багажных операций, устранить существующие сложности в транспортировке багажа. Основным же преимуществом является то, что технология считывания багажных бирок посредством RFID-меток охватывает операции с багажом на всех этапах технологической обработки.

Библиографический список

1. Степанова А.А., Симакова З.Л., Проблемы и перспективы развития инфраструктуры российских аэропортов. // Экономика и управление: тенденции и перспективы: материалы I межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов, преподавателей и профессоров «Экономика и управление: тенденции и перспективы» (Часть 1); СПбГАСУ. – СПб., – 2020. – С. 116-121.
2. Аврамов В.Н. Обработка багажа в аэропорту // Техника, технологии и прикладные исследования: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции, 10 июня 2018 г., Санкт-Петербург: Профессиональная наука. – 2018. – С. 17-20.
3. Baggage IT Insights 2019 / SITA. — Режим доступа: https://www.sita.aero/resources/type/surveys-reports/baggage-it-insights-2019 (дата обращения: 24.04.2020).
4. Новые технологии авиаперевозок // Глобальные технологические тренды. Информационный бюллетень. – 2017. — N 11. – С. 12-13.
5. Применение RFID-технологий в логистике // СПбГЭТУ «ЛЭТИ». — 2017. — Март. – С. 29.
6. Making RFID work – the most effective solution to lost baggage? / ACI EUROPE Airport Business. — Режим доступа: http://www.airport-business.com/2009/03/making-rfid-work-the-most-effective-solution-to-lost-baggage/ (дата обращения: 20.04.2020).
7. Hong Kong Airport Says It Now Uses Only RFID Baggage Tags / RFID Journal. — Режим доступа: https://www.rfidjournal.com/hong-kong-airport-says-it-now-uses-only-rfid-baggage-tags (дата обращения: 20.04.2020).
8. Lisbon Airport Ups Throughput With RFID Baggage System / RFID Journal. — Режим доступа: https://www.rfidjournal.com/lisbon-airport-ups-throughput-with-rfid-baggage-system (дата обращения: 20.04.2020).
9. Aalborg Airport’s innovative RFID baggage handling system / ACI EUROPE Airport Business. — Режим доступа: http://www.airport-business.com/2010/10/aalborg-airports-innovative-rfid-baggage-handling-system/ (дата обращения: 20.04.2020).
10. Heathrow & RFID / Team Heathrow Baggage. — Режим доступа: https://rainrfid.org/wp-content/uploads/2018/07/5-LONDON-Heathrow-Airport-Presentation-at-RAIN-Vienna_v2.1.pdf (дата обращения: 20.04.2020).
11. About Lyngsoe Systems / Lyngsoe Systems. — Режим доступа: https://lyngsoesystems.com/about-the-history-of-lyngsoe-systems/ (дата обращения: 22.04.2020).
12. Аэропорты, самолеты и RFID / Мобильный форум. — Режим доступа: http://www.mforum.ru/news/article/120285.htm (дата обращения: 23.04.2020).
13. Опыт отслеживания: как авиакомпании справляются с задержками багажа / Цифровая экономика. ComNews. — Режим доступа: https://www.comnews.ru/digital-economy/content/121476/2019-08-19/opyt-otslezhivaniya-kak-aviakompanii-spravlyayutsya-s-zaderzhkami-bagazha (дата обращения: 23.04.2020).
14. В «Шереметьево» завершён пилотный проект системы контроля багажа / TAdviser. — Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php/Проект:Аэропорт_Шереметьево_(Longest_Chance_Hand-to-Hand_RFID_Baggage_Tracking_System_(HHRBTS)) (дата обращения: 25.04.2020).
15. RFID Baggage Tracking Solution / LongestChance. — Режим доступа: http://www.longestchance.com/rfid-baggage-tracking-solution/ (дата обращения: 25.04.2020).
16. Аэропорт Шереметьево обслужил свыше 49,9 млн пассажиров в 2019 году / АО «Международный аэропорт Шереметьево». — Режим доступа: https://www.svo.aero/ru/press_center/press_releases/sheremetyevo-airport-served-over-49.9-million-passengers-in-2019 (дата обращения: 25.04.2020).
17. Аэропорт Сочи протестировал RFID-систему для обработки и отслеживания багажа / TAdviser. — Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php/Проект:Аэропорт_Сочи_(Longest_Chance_Hand-to-Hand_RFID_Baggage_Tracking_System_(HHRBTS)) (дата обращения: 25.04.2020).
18. Пилотный RFID проект в Международном Аэропорту Сочи / ATO Events. — Режим доступа: https://events.ato.ru/upload/FILES/DAF18_Tsybuk_Longest%20Chance.pdf (дата обращения: 25.04.2020).
19. Преимущества и недостатки внедрения RFID / Центр Систем Идентификации. — Режим доступа: http://ids.by/index.php?catid=4:rfid-info&id=15:preimushhestva-i-nedostatki-vnedreniya-rfid&option=com_content&view=article (дата обращения: 26.04.2020).
20. Технические и правовые проблемы внедрения системы обработки багажа с использованием RFID / Новости деловой авиации. — Режим доступа: https://aviav.ru/tehnicheskie-i-pravovye-problemy-vnedreniya-sistemy-obrabotki-bagazha-s-ispolzovaniem-rfid.html (дата обращения: 26.04.2020).
21. Проблемы и ограничения применения RFID в России / ID-EXPERT Cообщество профессионалов в области ID. — Режим доступа: https://idexpert.ru/reviews/problemy-i-ogranicheniya-primeneniya-rfid-v-rossii/ (дата обращения: 26.04.2020).
22. Отношение к RFID в России / Центр Автоматической Идентификации. — Режим доступа: http://rfid-m.ru/reshenia/stati/otnoshenie_rfid_rossia.php (дата обращения: 26.04.2020).
23. The Problem / Airports Council International. — Режим доступа: https://aci.aero/about-aci/priorities/security/smart-security/ (дата обращения: 26.04.2020).