Abstract: Providing land to large families as a measure of providing material assistance to citizens with three or more children is an urgent issue when considering regional and local legislation. The article discusses the process of forming land plots intended to be provided to large families. Options for the allocation of land in three rural settlements of the Ministry of Defense of the Krasnoarmeysky District are proposed. The technical and economic indicators of the formation of land plots intended for providing large families are calculated.
Keywords: land plots, large families, municipal property, provision of land
Правовое регулирование формирования и предоставления земель многодетным семьям осуществляется совокупностью нормативно-правовых актов, регулирующих как материальные, так и процессуальные отношения в сфере предоставления земельных участков гражданам в собственность бесплатно [1, 8].
Многодетной в России считается семья, в которой воспитывается трое или более детей. Такая мера поддержки многодетных семей, как бесплатное предоставление земельных участков, была принята в 2014 году для того, чтобы обеспечить граждан, имеющих трех и более детей, доступным жильем. Некоторые субъекты РФ предоставляют таким семьям субсидии на ипотеку, другие – обеспечивают земельными участками [2, 6].
В Краснодарском крае в последние годы количество многодетных семей увеличивается, следовательно, формирование земельных участков для предоставления многодетным семьям является актуальным и важным направлением деятельности муниципалитетов региона.
Закон N 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» закрепляет право многодетных семей, проживающих на территории региона и имеющих гражданство Российской Федерации, на однократное получение земельного участка, который может быть предоставлен без торгов и без предварительного согласования его места размещения. Земельный участок передается гражданам в аренду [9].
На примере МО Красноармейский район рассмотрены три варианта размещения земельных участков, предназначенных для многодетных семей. Для этого были установлены земельные массивы в Полтавском, Трудобеликовском и Новомышастовском сельских поселениях.
На рисунке 1 приведены схемы расположения образуемых земельных участков в ст. Полтавской, в х. Трудобеликовском и в ст. Новомышастовской. Все варианты размещения земельных участков разработаны в соответствии с генеральными планами сельских поселений, правилами землепользования и застройки, не имеют противоречий с нормами градостроительного зонирования рассматриваемой территории [4, 7].
Рисунок 1. Схема расположения образуемых земельных участков для предоставления многодетным семьям в МО Красноармейский район
(а – Полтавское с/п; б – Трудобеликовское с/п; в – Новомышастовское с/п)
Расчет технико-экономических показателей формирования земельных участков муниципальной собственности для предоставления в аренду многодетным семьям приведен в таблице 1.
Таблица 1
Технико-экономические показатели формирования земельных участков для предоставления многодетным семьям в МО Красноармейский район
Показатель | Сельское поселение | ||
Полтавское | Трудобеликовское | Новомышастовское | |
Количество образуемых земельных участков, шт. | 50 | 50 | 50 |
Суммарная площадь земельных участков, кв. м | 40 185,76 | 63 287, 87 | 48 432,31 |
Стоимость кадастровых работ, руб. | 150 000 | 325 000 | 150 000 |
Сроки кадастровых работ, дней | 360 | 360 | 360 |
Арендная плата, руб./год | 103 012,18 | 162 232,13 | 124 151,38 |
Окупаемость затрат на проведение кадастровых работ, лет | 1,5 | 2,0 | 1,2 |
На проведение кадастровых работ по формированию земельных массивов в границах Полтавского и Новомышастовского сельских поселений потребует 150 тыс. руб. В Трудобеликовском сельском поселении потребуется 325 тыс. руб.
Анализ вариантов расположения 50 земельных участков, выделяемых для предоставления многодетным семьям в разных поселениях Красноармейского района показал, что наименьший срок окупаемости затрат получается в Новомышастовском сельском поселении, в котором окупаемость затрат на проведение кадастровых работ составит чуть больше одного года.
Одной из проблем при выделении земель многодетным семьям является обеспечение земельных участков соответствующей инфраструктурой [3, 5, 8]. Нами предложены мероприятия по совершенствованию процесса формирования земельных участков для предоставления многодетным семьям:
– законодательно закрепить обязанность за муниципальным образованием по формированию инженерной инфраструктуры для участков, предоставляемых многодетным семьям;
– или компенсировать затраты многодетных семей на подключение коммуникаций к предоставляемому земельному участку;
– реализовать участие субъекта РФ в целевой программе финансирования работ по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой.
Библиографический список
1. Барсукова Г. Н. Арендные земельные отношения / Г. Н. Барсукова, К. А. Юрченко // Труды Кубанского государственного аграрного университета. – 2013. – № 42. – С. 20–24.2. Барсукова Г. Н. История земельных отношений и землеустройства: учеб. пособие / Г. Н. Барсукова, К. А. Юрченко, Н. М. Радчевский // Краснодар, 2011. – 463 с.
3. Деревенец Д. К. Экономика землеустройства: учеб. пособие / Г. Н. Барсукова, Д. К. Деревенец // Краснодар: КубГАУ, 2013. – 296.
4. Забугин Н. Н. Ведение государственного кадастра недвижимости в муниципальном образовании (районе, городе): учеб.-метод. пособие / Н. Н. Забугин, К. А. Юрченко / Краснодар: КубГАУ, 2010. – 128 с.
5. Дудник Д. В. Эффективное управление земельными ресурсами как основа развития агропромышленного комплекса / Д. В. Дудник, С. А. Дьяков, К. А. Юрченко // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 8-2 (85). – С. 1041-1045.
6. Нечаев В. И. Собственность на землю и земельные отношения: институциональный подход [Текст] / В. И. Нечаев, Г. Н. Барсукова, С. М. Резниченко // Экономика сельского хозяйства России. – 2012. – № 3. – С. 68–77.
7. Правила землепользования и застройки сельских поселений Красноармейского района [Электронный ресурс] // Официальный сайт МО Красноармейский район. – Режим доступа: http://www.krasnarm.ru/gradostroitelnaya-deyateln/558-pravila-zemlepolzovaniya-i-zastrojki-poselenij/
8. Юрченко К. А. Организационно-экономический механизм регулирования земельных отношений в аграрном секторе экономики (по материалам Краснодарского края): автореферат дис. ... канд. экон. наук / Юрченко К. А. // Кубан. гос. аграр. ун-т. Краснодар, 2015. – 22 с.
9. Yurchenko K. A. Modeling of the planting acreage structure with regard to a maintenance of the soil fertility [Text] / G. N. Barsukova, L. A. Mironenko, K. A. Yurchenko // British Journal for Social and Economic Research. – 2016. – Т. 1. – № 2. – С. 39–47.