Индекс УДК 657.1
Дата публикации: 30.06.2020

Нормативно-правовое регулирование учета затрат и калькулирования себестоимости продукции предприятия

Legal regulation of cost accounting and costing of production costs of the enterprise

Швецова Ю. С.
Почекаева О. В.

1. магистрант ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»,
Экономический факультет
2. к.э.н., доцент, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ФГБОУ ВО «ВГУВТ»

Shvetsova J.S.
Pochekaeva O.V.

1. Master student of FSBEI of HE "Moscow State University named after M.V. Lomonosov ", Faculty of Economics
2. Ph.D., Associate Professor, Associate Professor, Chair of Accounting, Analysis and Audit, «Volga State University of Water Transport»
Аннотация: В статье рассмотрены нормативные документы, регламентирующие ведение учета затрат промышленными предприятиями. Установлено наличие нормативных документов, действующих в ограниченной редакции, не соответствующих требованиям современного законодательства. Подтверждено влияние требований налогового учета при постановке бухгалтерского учета производственных затрат на предприятии, искажающих реальный уровень себестоимости.

Abstract: The article discusses the regulatory documents governing the cost accounting of industrial enterprises. The presence of regulatory documents in force in a limited edition that does not meet the requirements of modern legislation is established. The influence of tax accounting requirements when setting up accounting of production costs at the enterprise that distort the real level of cost is confirmed.
Ключевые слова: бухгалтерский учет, регулирование, затраты, себестоимость

Keywords: accounting, regulation, costs, cost


Нормативно-правовое регулирование учета затрат и калькулирования себестоимости продукции отечественных экономических субъектов представлено четырехуровневой системой, где любой принятый и введенный в действие юридический документ конкретным образом оказывает влияние на калькуляционный процесс, а каждый следующий уровень системы нормативно-правового регулирования отвечает за конкретизацию предыдущего уровня. Система нормативно-правового регулирования учета затрат и калькулирования себестоимости продукции экономических субъектов в РФ представлена четырьмя уровнями.

I уровень отвечает за регулирование учета затрат и калькулирования себестоимости продукции экономических субъектов в РФ на уровне федеральных стандартов бухгалтерского учета. Действие нормативно-правовых актов, относящихся к данному уровню, преследует цель введения единых юридических норм для ведения бухгалтерского учета на территории страны. В перечень документов, которые определяют порядок организации и ведения учета затрат и калькулирования себестоимости продукции экономических субъектов в РФ входят следующие:

— части I-II ГК РФ;

— Трудовой кодекс РФ;

— Федеральный закон «О бухгалтерском учете».

В части I ГК РФ [1] юридически закреплен набор ключевых предъявляемых к экономическим субъектам требований, т.е.:

1) наличие самостоятельного баланса в качестве формального признака экономического субъекта, образованного в форме юридического лица;

2) обязательность, связанная с утверждением годового отчета.

В этой связи стоит отметить пункты 1-3 статьи 48 части I ГК РФ, где четко обозначены критерии юридического лиц, а именно:

— согласно пункту 1, юридическим лицом признается экономический субъект, обладающий обособленным имуществом и отвечающим им по своим корпоративным обязательствам, имеет возможность от своего лица получать и реализовывать гражданские права и нести соответствующие обязанности, выступать в роли истца и ответчика в судебных процессах;

— согласно пункту 2, юридическое лицо должно иметь регистрацию в ЕГРЮЛ в любой из организационно-правовых форм хозяйствования, которые предусмотрены действующими нормами ГК РФ;

— согласно пункту 3, к юридическим лицам, на имущественный комплекс которых у их учредителей есть вещные права, относятся организации в организационно-правовых формах хозяйствования МУП и ФГУП.

Часть II ГК РФ [2] призвана регулировать правоотношения, которые возникают в ходе ведения финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов. Например, отношения по продажам товаров и услуг с определением момента признания доходов и расходов по совершаемым сделкам. В этой связи для примера можно отметить пункты 1-5 статьи 454 части II ГК РФ «Договор купли-продажи»:

— согласно пункту 1, по договору купли-продажи сторона продавца несет обязанность, связанную с передачей вещи (товара и/или услуги) во владение стороне покупателя, несущего обязанность, связанную с принятием продукта и с уплатой за него конкретной суммы денежных средств;

— согласно пункту 2, сделки по купле-продаже ценных бумаг и валютных ценностей регулируются именно данным пунктом в случае отсутствия особых правил их купли-продажи согласно действующему отечественному законодательству;

— согласно пункту 3, в ситуациях, которые предусмотрены действующими нормами ГК РФ или иным нормативно-правовым актом, особенности сделок по куплям-продажам товаров и/или услуг определяются законами и прочими юридическими актами;

— согласно пункту 4, его положения применяются к сделкам, связанным с продажами имущественных, в т.ч. цифровых, прав, при отсутствии иного содержания или характера данного рода прав;

— согласно пункту 5, в отношении отдельных видов договоров купли-продажи его положения применяются при отсутствии иных правил согласно ГК РФ о видах соглашений (договора купли-продажи в сфере розничной торговли, договора купли-продажи, связанные с поставками товаров и/или услуг, договора купли-продажи в форме контрактации, договора купли-продажи по вопросам, связанным с энергоснабжением физических и юридических лиц и др.).

В качестве следующего по уровню значимости нормативно-правовым документом выступает Трудовой кодекс РФ [3]. Его положения регулируют порядок, связанный с определением правил и норм охраны труда, аспектов трудовых взаимоотношений между всеми категориями работников внутри экономических субъектов, а также аспектов, связанных с привлечением к материальной ответственности в случае причинения ущербов из-за недостач или порчи имуществ. Включение ТК РФ в I уровень системы связано с большой ролью именно затрат по оплате труда. При расчете оплаты труда и страховых взносов нужно опираться на действующие нормы НК РФ. В частности, при расчете сумм страховых взносов стоит обратить внимание на статью 425 главы 34 части II НК РФ [4].

Ведение учета затрат и калькулирования себестоимости продукции экономических субъектов на территории РФ регламентируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» [5].

В состав документов I уровня отечественной системы юридического регулирования бухгалтерского учета в стране включены Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), утверждаемые приказами Минфина РФ.

В части учета затрат определяющим является ПБУ 10/99 «Расходы организации». В Положении дано определение расходов и их классификация на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. Согласно Положению, к расходам по обычным видам деятельности относятся расходы, связанные с изготовлением продукции, выполнением работ, оказанием услуг и их продажей, а также возмещение стоимости амортизируемых активов; расходы, связанные с приобретением материально-производственных запасов; расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки или доработки материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг.

Согласно пункту 8 ПБУ 10/99 «Расходы организации» [6] затраты при ведении обычных видов экономико-финансовой деятельности в системе РСБУ должны быть отражены в разрезе следующих групп:

— материальные издержки (затраты);

— затраты на оплату труда;

— страховые взносы (взносы во внебюджетные фонды на оплату труда персонала);

— амортизация (амортизационные отчисления с амортизируемого имущества);

— прочие (иные) затраты.

Данная группировка применяется всеми коммерческими организациями и отвечает на вопрос «что было затрачено на производство». Группировка позволяет сделать вывод о характере производства – материалоемкое, трудоемкое, фондоемкое.

Признание издержек согласно действующим правилам и принципам РСБУ происходит и при отсутствии желания извлекать доходы и в независимости от формы несения издержек экономическими субъектами (денежная, натуральная и прочая). Также при признании издержек не учитывается факт денежного покрытия затрат, а учитывается только временной аспект фактического несения затрат. Подобное требование содержится в ПБУ10/99.

Учет материальных затрат ведется согласно ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» [7], согласно которому тот или иной экономический субъект может выбрать один из ряда следующих вариантов списания затрат:

— вариант списания материальных затрат по себестоимости каждой единицы;

— вариант списания материальных затрат по средней себестоимости;

— вариант списания материальных затрат по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (способ ФИФО).

Согласно ПБУ 10/99 амортизация амортизируемого имущества признается в виде затрат согласно рассчитанным суммам амортизации согласно их первоначальной стоимости, СПИ и принятого на микроуровне метода исчисления амортизации, от которого зависит размер ежемесячно начисляемой амортизации, влияя на производственную и полную себестоимость.

Основные средства – это ключевой вид амортизируемого имущества. Согласно пункту 18 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» [8] на микроуровне допускается применение следующих методов расчета амортизации для различных групп их однородных объектов основных средств:

— линейный способ начисления амортизации амортизируемого имущества;

— метод уменьшаемого остатка;

— метод списания стоимости по сумме чисел лет СПИ;

— метод списания стоимости пропорционально объему товаров и услуг.

Начисление амортизации основных средств в бухгалтерском и налоговом и учете происходит по-разному. Отличия здесь начинаются с количества методов амортизации, которые можно использовать в бухгалтерском и налоговом учете: в первом случае их четыре, во втором – два. Но ключевое отличие здесь состоит в наличии различного лимита стоимости амортизируемого имущества. Согласно пункту 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», данный лимит составляет 40 тыс. руб., т.е. именно с этой величины балансовой стоимости активы признаются в составе основных средств.

Согласно пункту 28 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» [9] на микроуровне допускается применение следующих методов расчета амортизации для различных групп их однородных объектов нематериальных активов:

— линейный способ начисления амортизации амортизируемого имущества;

— метод уменьшаемого остатка;

— метод списания стоимости пропорционально объему товаров и услуг.

Данные о себестоимости должны отражаться в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности компании. О чем говорится в следующих Приказах Минфина России: в Приказе Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организаций [10]; в Приказе Минфина России «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)» [11].

Для этого используются следующие формы бухгалтерской (финансовой) отчетности – это «Бухгалтерский баланс», «Отчет о финансовых результатах» и «Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах». Любой экономический субъект должен сформировать свою учетную политику в ежегодном режиме с отражением в ней, в частности, рабочего плана счетов, а также метода калькулирования себестоимости товаров и услуг и т.д. Вышеуказанная обязанность для экономических субъектов регламентируется ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» [12].

К федеральным стандартам относится также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности инструкция по его применению [13]. Для учета затрат в Плане счетов предусмотрены активные счета «20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Потери от брака», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»» [13]. Затраты на этих счетах отражаются по функциональному признаку. Например, производственные затраты отражаются на счете 20, а управленческие – на счете 26. II уровень направлен на стандартизацию процесса, связанного с бухгалтерским учетом хозяйственных операций, и процесса, связанного с определением общих правил по аспектам оформления совершенных операций.

Данный уровень представлен отраслевыми стандартами. В настоящее время отраслевые стандарты разработаны для некредитных финансовых организаций, кредитных организаций, негосударственных пенсионных фондов. В настоящее время отраслевые стандарты по учету затрат не разработаны, организации руководствуются действующими отраслевыми инструкциями (указаниями). Например, предприятия машиностроения могут руководствоваться методическими материалами «по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на предприятиях машиностроения и металлообработки» [14], в части, не противоречащей действующим нормативным документам. В данном документе делается акцент на использование нормативного метода учета затрат на предприятиях данной отрасли.

III уровень системы нормативно-правового регулирования учета затрат и калькулирования себестоимости продукции экономических субъектов в РФ представлен рекомендациями в области бухгалтерского учета, а именно методологическими указаниями, разъяснениями и указаниями по отдельным (узким) вопросам бухгалтерского учета. Подобные нормативно-правовые документы утверждаются и вводятся в действие в стране на уровне министерств, ведомств, профессиональных объединений бухгалтеров, аудиторов и разных госорганов исполнительной власти.

К документам данного уровня, затрагивающие учет затрат, можно отнести методические указания  — по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, по бухгалтерскому учету основных средств, по бухгалтерскому учету специальной одежды, а также рекомендации по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях. Данные документы развивают нормы, заложенные в документах I и II уровней.

Кроме вышеуказанных документов не отменены и действуют в ограниченной редакции «Основные положения по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях» [15]. В данном документе приведен состав затрат, формирующих себестоимость продукции (работ, услуг), дана классификация затрат по месту возникновения затрат (производствам, цехам, участкам и т.п.), по видам продукции, работ и услуг, по видам расходов (статьям и элементам затрат и их наполнение). Даны пояснения в отношении основного и вспомогательных производств. Отдельный раздел посвящен планированию затрат. Данный документ лежит в основе принятых отраслевых инструкций по учету затрат и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг).

Также не отменены «Типовые указания по применению нормативного метода учета затрат на производство и калькулированию нормативной (плановой) и фактической себестоимости продукции (работ)», которые раскрывают учет нормативных затрат, учет отклонений от норм и учет изменений норм [16].

IV уровень дает возможность подходить к детальному решению различных организационных вопросов непосредственно на уровне хозяйствующих субъектов. Документы этого уровня могут быть использованы, например, в виде инструкции для разработки учетной политики. Разрабатываются и вводятся в действие они приказами руководителей экономических субъектов. Учетная политика организации в части учета затрат должна раскрывать:

— систему счетов учета затрат на производство продукции (работ, услуг);

— метод учета затрат на производство;

— способ группировки затрат на производство продукции и их списания;

— статьи калькуляции, применяемые организацией;

— способ оценки незавершенного производства;

— способ распределения косвенных расходов между отдельными объектами учета и калькулирования;

— порядок и сроки погашения расходов будущих периодов;

— порядок и сроки списания прочих производственных расходов;

— вариант сводного учета затрат на производство.

Завершая составление общей характеристики системы нормативно-правового регулирования учета затрат и калькулирования себестоимости продукции экономических субъектов в РФ, необходимо отметить недопустимость юридического противоречия между собой каждого следующего уровня относительно предыдущего.

Таким образом, исчисление себестоимости на сегодняшний момент времени имеет строго регламентированный характер в рамках разработки и реализации общей рыночной стратегии экономическими субъектами.

Руководство экономических субъектов должно руководствоваться, прежде всего, нормами ГК РФ, НК РФ, ТК РФ, Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и приказами Минфина РФ. Но здесь необходимо учесть отсутствие отраслевых стандартов по учету затрат и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) и принятые в 80-х годах 20 века инструкции, что предоставляет отечественным субъектам хозяйствования довольно широкие полномочия по выбору методов калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

Библиографический список

1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019, с изм. от 12.05.2020)
2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019, с изм. от 28.04.2020)
3. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 24.04.2020)
4. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 21.05.2020)
5. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)
6. Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н (ред. от 06.04.2015) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 N 1790)
7. Приказ Минфина России от 09.06.2001 N 44н (ред. от 16.05.2016) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.07.2001 N 2806)
8. Приказ Минфина России от 30.03.2001 N 26н (ред. от 16.05.2016) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств "ПБУ 6/01" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.04.2001 N 2689)
9. Приказ Минфина России от 27.12.2007 N 153н (ред. от 16.05.2016) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007)" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.01.2008 N 10975)
10. Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н (ред. от 19.04.2019) "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 N 18023) (с изм. и доп., вступ. в силу с отчетности за 2020 год)
11. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (ред. от 08.11.2010, с изм. От 29.01.2018) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)"
12. Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н (ред. от 07.02.2020) "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету" (вместе с "Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)", "Положением по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008)") (Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2008 N 12522)
13. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению"
14. Письмо Госплана СССР N АБ-162/16-127, Минфина СССР, Госкомцен СССР N 10-86/1080, ЦСУ СССР от 10.06.1975 «О методических материалах по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на предприятиях машиностроения и металлообработки»
15. "Основные положения по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях" (утв. Госпланом СССР, Госкомцен СССР, Минфином СССР, ЦСУ СССР 20.07.1970) (ред. от 17.01.1983).
16. "Типовые указания по применению нормативного метода учета затрат на производство и калькулированию нормативной (плановой) и фактической себестоимости продукции (работ)" (утв. Минфином СССР, Госпланом СССР, Госкомцен СССР, ЦСУ СССР от 24.01.1983 N 12).