Abstract: The article reveals the definition of the concept of "native peoples of the North, Siberia and the Far East." Since a proposal was made to introduce a new definition, the concept of "indigenous small peoples of the North, Siberia and the Far East" should be excluded from legislative acts. Particular attention was paid to the legal regulation of entrepreneurial relations between the state and economic entities in the Far North. Eight directions were proposed for the development (breakthrough) of entrepreneurial activity in the Far North, adjustments were made to the federal law "On the development of small and medium-sized enterprises in the Russian Federation" to improve business and employment of the first peoples of the North, Siberia and the Far East in economic organizations.
Keywords: indigenous peoples, the Far North, territory, small peoples, living conditions, entrepreneurial activity, legal regulation, legislation.
Коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока удалось сохранить огромное количество земель. На территории РФ расположено порядка 40 видов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающие преимущественно на территории Республики Саха (Якутия), Чукотском автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе и Красноярском крае. На текущий момент законодательстве перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации имеет именно такую характеристику[1]
Таблица 1
Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ | Численность кмнс в России (чел) | Место проживания в России | Вид деятельности | |
1 | Алеуты | 482 | Камчатский край | зверобойный промысел, рыболовство и птицеловство |
2 | Алюторцы | 12 | Камчатский край | Рыболовство, оленеводство |
3 | Вепсы | 5936 | Республика Карелия, Ленинградская область, Вологодская область, Санкт -Петербург | Животноводство, рыболовство |
4 | Долганы | 7885 | Красноярский край и Республика Саха (Якутия) | Оленеводство, рыболовство |
5 | Ительмены | 3093 | Камчатский край | Рыболовство |
6 | Камчадалы | 2293 | Камчатский край и Магаданская область | Охотоведение и рыболовство |
7 | Кереки | 4 | Беринговский район Чукотского автономного округа (Мейныпильгыно, Хатырка, Беринговский) | Рыболовство и оленеводство |
8 | Кеты
| 1 219 | Ямало-Ненецкий автономный округ, Тюменская область, Томская область, Красноярский край | Рыболовство и охота. |
9 | Коряки | 7953 | Камчатский край, Магаданская область, Чукотский автономный округ, Санкт-Петербург, Красноярский край, Республика Саха (Якутия) | Оленеводство |
10 | Кумандинцы | 2900 | Кемеровская область, Алтайский край | Животноводство |
11 | Манси | 12 500 | Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ: | Охота, рыболовство, оленеводство, земледелие, скотоводство. |
12 | Нанайцы | 16 000 чел. | Еврейская автономная область, Приморский край, Сахалинская область, Республика Саха (Якутия) | Охота, оленеводство. |
13 | Нганасаны | 862 | Таймырский Долгано-Ненецкий район, Красноярский край. | Оленеводство и охота |
14 | Негидальцы | 522 | Хабаровский край | Охота, рыболовство |
15 | Ненцы | 44 640 | Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Архангельская область, Ненецкий автономный округ, | Оленеводство |
16 | Нивхи | 4466 | Сахалинская область, Хабаровский край. | Охота, рыболовство |
17 | Ороки (ульта) | 295 | Сахалинская область, Хабаровский край, Бурятия | Охота, рыболовство и охотоводство |
18 | Орочи | 1 000 | Сахалинская область, Магаданская область, Хабаровский край, | Охота |
19 | Саамы | 1771 | Приморский край | Оленеводство, рыболовство, морская и сухопутная охота. |
20 | Селькупы | 3649 | Ямало-Ненецкий автономный, Тюменская область, Томская область, Красноярский край. | Рыболовство, охота. |
21 | Сойоты | 3608 | Иркутская область, Бурятия | Охота |
22 | Тазы | 274 | Приморский край | Рыболовство, охота |
23 | Теленгиты | 3712 | Республика Алтай | Охота |
24 | Телеуты | 2700 | Кемеровская область, Республика Алтай, Алтайский край | Охота |
25 | Тофалары | 762 | Иркутская область | Охота, оленеводство |
26 | Тубалары | 1965 | Иркутская область | Охота, рыболовство |
27 | Тувинцы — тоджинцы | 4 442 | Тыва | Оленеводство |
28 | Удэгейцы | 1453 | Приморский край, Хабаровский край | Охоты, рыболовство |
29 | Ульчи | 2913 | Еврейская автономная область, Хабаровский край, Камчатский край: | Охота, рыболовство |
30 | Ханты | 31 500 | Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Тюменская область | Охота, рыболовство. |
31 | Челканцы | 1200 | Республика Алтай, Алтайский край | Земледелие, охота |
32 | Чуванцы | 1002 | Магаданская область, Чукотский автономный округ | Рыболовство, оленеводство |
33 | Чукчи | 15 908 | Чукотский автономный округ, Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Магаданская область. | Охота и оленеводство |
34 | Чулымцы | 355 | Красноярский край, Томская область | Рыболовство, земледелие |
35 | Шорцы | 13 000 | Кемеровская область, Хакасия, Алтайский край, Красноярский край. | Рыболовство, скотоводство |
36 | Эвенки | 37 131 | Республика Саха (Якутия) | Охота, оленеводство рыболовство |
37 | Эвены | 22 000 | Чукотский автономный округ, Хабаровский край, Магаданская область, Камчатский край, Якутия | Оленеводство и охота |
38 | Энцы | 227 | Таймырский Долгано-Ненецкий район, Красноярский край | Оленеводство |
39 | Эскимосы | 1738 | Чукотский автономный округ, Магаданская область: | Рыболовство, охота. |
40 | Юкагиры | 1600 | Чукотский автономный округ, Магаданская область, Республика Саха (Якутия) | Охота |
Коренным малочисленным народам удалось выжить в экстремальных условиях. Они считаются старожилами человечества, пусть и с трудом сохранили свой быт, жизненный уклад, культурные ценности. Народы продолжают активную жизнь и развитие, пусть и находятся в тяжких условиях. Температура зимой достигает отметки 68 градусов, показатели летом варьируются в диапазоне 40 градусов. К сожалению, в законодательстве их переименовали как коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока на самом деле изначально их называли исконными народами Севера[2]. Порой мы любим называть все народы, проживающие в России, например, господствующими народами и малочисленными народами. Исконные народы постоянно сравнивают с другими народами, имеющими атомное вооружение, к примеру, как Северная Корея, во главе с Ким Чен Ыном. Без этих коренных малочисленных народов мы не сохранили бы такие территории на Севере, Сибири и Дальнем Востоке. Поэтому предлагаю в законодательстве изменить определение понятия «Коренные малочисленные народы Север, Сибири и Дальнего Востока на новое определение понятия «Исконные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Российская Федерация имеет мощную вооружённую силу и на Крайнем Севере вечную мерзлоту, которую охраняют самые храбрые и отважные исконные народы Крайнего Севера. Если льды, расположенные в холодных частях, начнут таять, то сохранить свои территории будет проблематично, а про дальнейшее развитие придется поднимать отдельный вопрос. Нужно иметь крепкий иммунитет, чтобы выжить и существовать в экстремальных условиях в течении всей своей жизни. Исконные народы Севера, рискуя своей жизнью, сохранили вечную мерзлоту. В последнее время многие политики и учёные считают, что вершина человеческой цивилизации – айти технологии. На самом деле не так, когда человек достигает своего максимального развития, тогда он приходит к природе. Это и считается вершиной мировой цивилизации.
Во времена Советского союза северные народы имели большие льготы, и их приучали получать разнообразные социальные помощи от государства. Прошло много времени, а вместе с тем изменились условия жизни. Многие жители в современной жизни не адаптировались, до сих пор не нашли своего место в рыночной системе. Пострадал весь российский Север, Сибирь и Дальний Восток, многие жители потеряли работы и до сих пор уезжают в центральную часть России, но экономические проблемы остались. Основная часть населения не обеспечена работой, те, кто продолжает трудиться в родных краях, имеют низкую заработную плату. На местах молодёжь не останавливается, уезжает в центральные города России. Причина одна – нет достойных условий жизни, безработица. Традиционная хозяйственная деятельность отмирает, раньше многие обеспечивали себя охотой, рыболовством, оленеводством и табунным коневодством. Предприниматели продавали мясную продукцию, а шкуры сдавали на производства. На сегодняшний день в законодательстве больше ограничений, чем разрешений.
На местах исконного проживания народов Крайнего Севера, государство должно улучшить качество жизни населения, предоставить жителям полную занятость. В последнее время наблюдается медленное развитие предпринимательской сферы на Крайнем Севере, внедрение инноваций оттягивается на неизвестный срок. На горизонте имеются много причин, которые мешают заниматься хозяйственной деятельностью для хозяйствующих субъектов. Одной из основных причин считается завышенный налог, поэтому государство должно применить на местах льготный налог для начинающих предпринимателей, которые занимаются традиционной хозяйственной деятельностью. Многие предприниматели на Крайнем Севере занимаются следующими видами активности:
– рыболовство;
– оленеводство;
– охотничий и морской зверобойные промыслы;
– ремесленничество;
– сбор диких растений;
– табунное коневодство.
Сегодня встал вопрос о решении восьми конкретных проблем на Крайнем Севере, чтобы подтолкнуть предпринимательство к дальнейшему развитию.
Во-первых, поддержка малого бизнеса на Крайнем Севере должна осуществляться по следующей схеме: если индивидуальный предприниматель занимается, например, оленеводством, нужно урегулировать стоимость оленины на рынке, ведь завышенная цена на неё не дает ему реализовать продукцию в полной мере. Государство, объединившись с добывающими компаниями на равных условиях, должно субсидировать 50% продукции, тогда мясо оленины для потребителей станет доступным, его цена составит всего 450 рублей вместо 900 рублей, как было вначале. В связи с государственной поддержкой предпринимателей в последующем будет большой толчок для развития малого и среднего бизнеса на Крайнем Севере.
Отрасль рыболовства переживает тяжелые времена, так как появилось множество браконьеров. Рыбаки отказываются становиться индивидуальными предпринимателями, не регистрируют свою деятельность, ведь придется платить государственные налоги, что экономически не представляет выгоды. Рыбаки придерживаются нейтралитета, свободно добывают рыбу, тем самым нарушая законодательство РФ. Чтобы в дальнейшем не было нарушений, государство должно поддержать рыбаков на уровне субсидий.
Во-вторых, на Севере нужно развивать туристический бизнес для любителей экстрима и иностранных туристов. Туристическим бизнесом могут заниматься местные предприниматели Крайнего Севера, попутно привлекая новых посетителей, ведь никто из материка сюда не приедет развивать в холодный регион туристическую отрасль. Имеется ряд сложностей на Крайнем Севере, которые не осилит первопроходец:
– наличие сурового климата, экстремальные условия жизни;
– отсутствие развитой инфраструктуры;
– труднодоступность и удалённость на транспорте;
– ещё одним фактором выступает высокая густота населения.
Бизнесом остаётся заниматься местным предпринимателям, которые знают местный и традиционный уклад жизни. Прежде чем развивать данный бизнес на Крайнем Севере, нужно обучать молодых людей в лучших университетах страны. Потребуется обучение на факультете менеджера по туризму, знание экономики туристического бизнеса.
В-третьих, для развития айти технологий на местах нужно развивать майнинговые компании для добычи криптовалюты. Если сравнивать с центральной частью России, на крайнем Севере молодые люди не могут работать на улице круглогодично, в связи с погодных условий. На Крайнем Севере девять месяцев зимы, остальные месяцы быстро проходят, поэтому имеется возможность создать майнинговые пулы на местах. Последнее время многие местные молодые люди занимаются айти бизнесом и, к сожалению, по статистическим данным, многие уезжают в зарубежные страны и центральную часть России. Анализ ситуации показал, что работа айтишника не зависит от погодных условий. На Крайнем Севере нужно создавать условия для айти бизнеса, подтолкнуть эту отрасль к дальнейшему развитию, ведь она имеет колоссальные преимущества. Первые три года для развития бизнеса сделать безналоговую систему начинающим предпринимателям. Спустя три года поднять подоходный налог до трёх процентов. Еще один вид поддержки заключается в том, чтобы упредить платы за электричество, ведь работа такой системы весьма затратная в плане потребления энергии. Эта государственная поддержка должна длиться не менее трёх лет.
В-четвёртых, финансовая поддержка для начинающих предпринимателей, которые ведут традиционную хозяйственную деятельность на Крайнем Севере, например, льготное кредитование до трех миллионов рублей.
В-пятых, подготовка профессиональных кадров на Крайнем Севере и обучение местной молодёжи в престижных российских и зарубежных университетах[3]. Стимулирование повышенной стипендией во время учёбы и после окончания учёбы обязательное трудоустройство на Крайнем Севере. Время отработки выпускника составляет пять лет. Если выпускник поступает по целевому направлению в высшее учебное заведения, то затраты полностью возмещает добывающая компания, после окончании Вуза компания должна трудоустроить на работу, со своей стороны выпускник должен возместить расходы на его устройство, отрабатывая установленное время в компании. Добывающая компания, заручившись поддержкой государства, должна внедрить целевое потребительское кредитование выпускника. Всех выпускников престижных Вузов государство должно обеспечивать работой на Крайнем Севере.
В-шестых, в рыночное время важным вопросом стало выделение региональных и муниципальных сельскохозяйственных земель на частную собственность[4]. Власти обязаны поддержать переход государственных земель на собственность коневодов и оленеводов в качестве пастбищ. Со стороны государства необходима финансовая поддержка табунного коневодства и оленеводства местных традиционных хозяйств. Для развития сельского хозяйства на Крайнем Севере традиционные хозяйства обязаны увеличить поголовья местных лошадей и оленей. Государство должно найти рынок сбыта для продажи продукции, например, экспорт продукции конины и оленины в зарубежных странах в качестве деликатесных продукций. Научно доказано, что мясо конины и оленины имеет полезные свойства для здоровья людей и помогает излечить многие болезни, к примеру, как:
– туберкулёз;
– разные кожные заболевания;
– детский диатез
– брюшной тиф и т.д.
Развитие коневодства и оленеводства зависит от государственной поддержки, поэтому необходимо создавать условия труда для коневодов и оленеводов Крайнего Севера. К сожалению, в данных отраслях дефицит кадров. Эти профессии имеют широкую востребованность на рассматриваемых территориях, но в университетах отсутствуют факультеты, выпускающие специалистов требуемой квалификации. В стране необходимо принимать образовательную программу для таких нужных профессий.
В-седьмых, самой острой и актуальной проблемой считается улучшения социальных и жилищных условий для исконных народов. Потребуется вводить перемены в социальном блоке страны. Наличие жилья, соответствующего минимальным нормам, а также полноценной мобильной связи, поможет значительно улучшить проживание в суровых регионах.
В-восьмых, в настоящее время одной из направлений заработка денежных средств для хозяйствующих субъектов является передача на возмездной основе и отчуждение объектов интеллектуальной собственности и средств индивидуализаций по договору коммерческой концессии, лицензионному договору и договору отчуждения исключительных прав. Для этого государство должно обеспечивать информацией и поддерживать хозяйствующих субъектов при регистрации объектов промышленной собственности в Роспатенте.
Чтобы реализовать все вышеперечисленные необходимые проблемы на Крайнем Севере на уровне государства, в целях поддержки местных предпринимателей и обеспечением работ исконных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока необходимо внести ряд изменений в федеральном законодательстве.
Предлагается внести изменения в п. 1 ст. 24.1. Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», дополнить её в следующей редакции[5]:
а) исконные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Субъект малого или среднего предпринимательства обеспечивает занятость определённых категорий граждан, которые традиционно относятся к числу лиц, нуждающихся в особой (дополнительной) социальной защите.
Согласно регламенту федерального закона, хозяйствующим субъектам предоставляется государственная поддержка на фиксированной основе, а у жителей будут рабочие места на льготных основаниях.
В данное время страна усиленно развивает на Крайнем Севере добывающую отрасль, к сожалению, без поддержки государства не поднимется малый и средний бизнес. Без улучшения качества жизни населения не поднимем экономику страны, для этого нужны идеи развития предпринимательских направлений. Для этого молодёжь должна заниматься предпринимательской деятельности, поднимать уровень жизни на Крайнем Севере. Ведь двигателем развития экономики и человечества является современный предприниматель XXI века.
Таким образом, в силу того, что исконные народы Севера сохранили большую территорию на Крайнем Севере и Арктику Российской Федерации, в дальнейшем будут сохранять и развивать территорию на славу российского государства. Благодаря отважным исконным народам Севера территориальная целостность государства процветает. В будущем, для экономического и социального развития Северных территорий, государство обязано развивать малый и средний бизнес. Основные экономико-социальные направления необходимо поддержать государству для благополучия местных жителей Северных регионов страны. Крайний Север – это особенный край, в силу необходимости регулирования предпринимательских отношений нужно внести изменения в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
В данные изменения в законодательстве нужно добавить способы разрешения существующих правовых пробелов, присутствующих в регулировании предпринимательских отношений между государством и хозяйствующими субъектами.
Правильное правовое регулирование предпринимательской деятельности исконных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока приведёт к пути развития экономики России.
Библиографический список
1. Собрание законодательства РФ, 24.04.2006, N 17 (2 ч.), ст. 1905, "Российская газета", N 86, 25.04.2006.2. Савенков А. Н. Арктика: правовое обеспечение устойчивого развития и сотрудничества // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2018. Т. 13, № 1. С. 22-42.
3. Баттахов П.П. Особенности правового регулирования отношений в юридической, экономической и социальной сферах в Арктике // Modern Science. 2020. № 6-1. С. 292-297.
4. Кряжков B.А. Право коренных малочисленных народов Севера на национально – территориальное образование // Государство и право. 2007. № 3. С. 26-33.
5. Баттахов П.П. Социальное предпринимательство в России: некоторые вопросы правового регулирования // «Вопросы трудового права» №6. С. 17-23