Abstract: The Article is devoted to the study of the system of inter-budgetary relations in the Russian Federation. The main focus is on the relationship between the Federal center and the regions, the analysis of inter-budget transfers from the Federal budget to the budgets of the Russian Federation subjects for 2016-2018.
Keywords: budget, transfer, grants, subsidies, regions
Введение: На сегодняшний день в становлении отечественной экономики роль грамотно сформированной системы межбюджетных отношений имеет важное значение. Многие ученые видят причину появления трудностей в отечественной экономике в негативных последствиях международного экономического кризиса, результатом которого является укрепление значимости федерального экономического регулирования, в том числе межбюджетных отношений.
Объекты исследования: система межбюджетных отношений в Российской Федерации на современном этапе, состав и структура межбюджетных трансфертов.
Методы исследования: При написании статьи использовались абстрактно-логистический метод, метод анализа и синтеза.
Результаты: Для того чтобы оценить эффективность межбюджетных отношений необходимо проанализировать состав и структуру межбюджетных трансфертов, а также рассмотреть расходы федерального бюджета и определить, какую долю в них занимают межбюджетные трансферты.
Таблица 1
Динамика структуры расходов федерального бюджета в 2016-2018 гг.[1]
Наименование показателя | Значение, % | Отклонение,% | |||
2016 | 2017 | 2018 | 2017/2016 | 2018/2017 | |
Общегосударственные вопросы | 6,7 | 7,3 | 7,7 | 0,6 | 0,4 |
Национальная оборона | 22,9 | 7,6 | 7,1 | -15,3 | -0,5 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 11,6 | 10,0 | 10,2 | -1,6 | 0,2 |
Национальная экономика | 14 | 16,4 | 16,1 | 2,4 | -0,3 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 0,4 | 0,9 | 1,1 | 0,5 | 0,2 |
Охрана окружающей среды | 0,4 | 0,7 | 0,8 | 0,3 | 0,1 |
Образование | 3,6 | 4,4 | 5,0 | 0,8 | 0,6 |
Культура, кинематография | 0,5 | 0,7 | 0,7 | 0,2 | 0 |
Здравоохранение | 3,1 | 3,1 | 3,7 | 0 | 0,6 |
Социальная политика | 27,9 | 36,7 | 32,9 | 8,8 | -3,8 |
Физическая культура и спорт | 0,4 | 0,7 | 0,5 | 0,3 | -0,2 |
Средства массовой информации | 0,5 | 0,6 | 0,6 | 0,1 | 0 |
Обслуживание государственного(муниципального)долга | 3,8 | 5,2 | 5,8 | 1,4 | 0,6 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетов и бюджетной системы РФ | 4,1 | 5,8 | 7,9 | 1,7 | 2,1 |
Представленные в таблице 1 данные свидетельствуют о том, что наибольшую долю в расходах федерального бюджета занимает статья «Социальная политика»- в 2016 году — 27,9%, в 2017 году — 36,7%, 2018 — 32,9%. Настораживает отрицательная динамика на фоне «социально ориентированного бюджета» в 2018 году.
Второй по величине статьей расходов на протяжении всего исследуемого периода является «Национальная экономика»(2016 год -14%, 2017 год — 16,4% и 2018 год — 16,1%).
В 2018 году произошел прирост доли статьи «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетов и бюджетной системы РФ» (2,1%), что объясняется высоким темпом роста расходов по этой статье.
В современных условиях региональные бюджеты испытывают постоянную зависимость от денежных средств, поступающих в процессе межбюджетного перераспределения. У органов государственной власти субъектов РФ в большинстве случаев отсутствует возможность самостоятельно обеспечивать качественное исполнение своих обязательств без привлечения межбюджетных трансфертов.
Размеры межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2016–2018 годах представлены в таблице 2.
Таблица 2
Динамика межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2016–2018 годах (млрд.руб.).[2]
Наименование | 2016 | 2017 | 2018 | Изменение 2017/2016 | Изменение 2018/2017 | ||
% | Млрд.руб. | % | Млрд.руб. | ||||
Межбюджетные трансферты | 1 567,8 | 1 690,1 | 2 044,8 | 7,8 | 122,3 | 20,9 | 354,7 |
Дотации их них: | 656,2 | 759,0 | 1 035,5 | 15,7 | 102,8 | 36,4 | 276,5 |
дотации на выравнивание | 513,7 | 614,5 | 644,5 | 19,6 | 100,8 | 4,9 | 30 |
дотации на сбалансированность и гранты | 131,7 | 133,8 | 380,4 | 1,6 | 2,1 | 184,3 | 246,6 |
Субсидии | 356,5 | 419,8 | 381,8 | 17,8 | 63,3 | -9,0 | -38 |
Субвенции | 334,3 | 326,1 | 331,7 | -2,5 | -8,2 | 1,7 | 5,6 |
Иные межбюджетные трансферты | 220,8 | 185,1 | 295,8 | -16,1 | -35,7 | 59,8 | 110,7 |
В 2016 году бюджетам субъектов Российской Федерации предоставлены межбюджетные трансферты из федерального бюджета в сумме 1 567,8 млрд. руб., что на 122,3 млрд. руб. меньше, чем в 2017 году. С 2017 года по 2018 год наблюдается увеличение на 354,7 млрд. руб.(20,9%).
Общий объем дотаций бюджета РФ в 2016 году составил 656,2 млрд. руб., в 2017 году наблюдается увеличение на 15,7%, а в 2018 году на 276,5 млрд. руб., то есть на 36,4 %.
Основным видом межбюджетных трансфертов предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ продолжают оставаться дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. На протяжении анализируемого периода наблюдается тенденция к увеличению дотаций, а именно, с 2016 года по 2017 год они увеличились на 100,8 млрд. руб.(19,6%), в 2018 году еще на 30 млрд. руб.(4,9%).
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания. Цель распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации заключается в реализации гарантированных Конституцией Российской Федерации равных условий получения гражданами социальной и медицинской помощи, образования, качественного предоставления государственных и муниципальных услуг.
Методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. № 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации» (с учетом изменений).
Итоги исполнения бюджета 2016 года показали, что средний уровень фактической бюджетной обеспеченности составил 69,1% (35,7 тыс. рублей), в 2017 году этот показатель снизился на 3,4 % и составил 65,7% (36,7 тыс. руб.), а в 2018 году составил 39,8 тыс. руб.
Получателями дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в 2016 году стал 71 субъект РФ, в 2017 году — 72 субъекта Российской Федерации, а в 2018 году дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности между субъектами Российской Федерации распределены между 73 субъектами РФ.
Также, дополнительную финансовую поддержку в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в 2016 году из федерального бюджета получили регионы в общем объеме 131,7 млрд. рублей, в 2017 году — 133,8 млрд. рублей, в 2018 году — 380,4 млрд. рублей.
С 2016 года по 2017 год дотации на сбалансированность и гранты увеличились на 1,6 % или 2,1 млрд. руб., а в 2018 году суммы существенно изменились в сторону увеличения на 246,6 млрд. руб.(184,3%).
Величина субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в 2016 году составила 356,5 млрд. рублей (98 субсидий) в рамках 21 государственной программы (343,9 млрд. рублей, или 96,4% общего объема субсидий), а также в рамках непрограммных направлений деятельности (12,6 млрд. рублей, или 3,6%).
В 2017 году объем субсидий увеличился на 63,3 млрд. руб., или 17,8 % (103 субсидии) в рамках 26 государственных программ (411,8 млрд. рублей, или 98,1% общего объема субсидий), а также в рамках непрограммных направлений деятельности (8,0 млрд. рублей, или 1,9%). При этом из резервного фонда Правительства Российской Федерации в рамках оказания финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации выделено 15,5 млрд. рублей (32 субсидии).
С 2017 года по 2018 год объем субсидий увеличился на 38 млрд. рублей, (94 субсидии) в рамках 23 государственных программ (379,2 млрд. рублей, или 99,3% общего объема субсидий), а также в рамках непрограммных направлений деятельности (2,6 млрд рублей, или 0,7%). При этом из резервного фонда Правительства Российской Федерации в рамках оказания финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации выделено 18,6 млрд. рублей (22 субсидии).
С 2016 года по 2017 год субвенции снизились на 8,2 млрд. руб.(2,5%), а в 2018 году увеличились на 5,6 млрд. руб.(1,7%).
В иных межбюджетных трансфертах с 2016 года по 2018 год также наблюдаются изменения, а именно, в 2016 году они составили 220,8 млрд. руб., в 2017 году снизились на 35,7 млрд. руб.(16,1%), а в 2018 году увеличились на 110,7 млрд. руб.(59,8%).
Таблица 3
Структура межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2016–2018 годах.[3]
Наименование показателя | 2016 год
| Уд.вес. % | 2017 год | Уд.вес.% | 2018 год | Уд.вес% | |
Межбюджетные трансферты | 1 567,8 | 100,0 | 1 690,1 | 100,0 | 2 044,8 | 100,0 | |
Дотации их них: | 656,2 | 41,9 | 759,0 | 44,9 | 1 035,5 | 50,6 | |
дотации на выравнивание | 513,7 | 32,8 | 614,5 | 36,4 | 644,5 | 31,5 | |
дотации на сбалансированность и гранты | 131,7 | 8,4 | 133,8 | 7,9 | 380,4 | 18,6 | |
Субсидии | 356,5 | 22,7 | 419,8 | 24,8 | 381,8 | 18,7 | |
Субвенции | 334,3 | 21,3 | 326,1 | 19,3 | 331,7 | 16,2 | |
Иные межбюджетные трансферты | 220,8 | 14,1 | 185,1 | 11,0 | 295,8 | 14,5 |
В структуре межбюджетных трансфертов на протяжении всего исследуемого периода наибольшую долю занимают дотации, которые из общего объема межбюджетных трансфертов в 2016 году составили 41,9%, в 2017 году увеличились на 3 %, а в 2018 году еще на 5,7%.
На втором месте — субсидии, которые с 2016 года по 2017 год увеличились на 2,1%, но в 2018 году снизились на 6,1.
В 2016 году доля субвенций составила 21,3%, в 2017 году — 19,3%, а в 2018 году наблюдается снижение на 3,1%. Иные межбюджетные трансферты заняли незначительную долю в межбюджетные трансфертах, а именно, в 2016 году — 14,1%, в 2017 году — 11,0%, 2018 году — 14,5%
Выводы: Таким образом, можно сделать вывод, что в расходах федерального бюджета доля межбюджетных трансфертов увеличивается на протяжении всего исследуемого периода. В структуре межбюджетных трансфертов, предоставляемых субъектам РФ с 2016 года по 2018 год наибольшую долю заняли дотации, доля которых на протяжении всего исследуемого периода увеличивалась.
[1]Официальный сайт Федерального казначейства.-Режим доступа: https://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannyj-byudzhet/ (дата обращения 01.12.19). [Электронный ресурс].
[2]Официальный сайт министерства финансов Российской Федерации.-Режим доступа:https://www.minfin.ru/common/upload/library/2020/03/main/Ispolnenie_FB_RF_za_2019_god_predv.itogi.pdf (дата обращения 03.02.20).[Электронный ресурс].
[3]Официальный сайт министерства финансов Российской Федерации.-Режим доступа: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2020/03/main/Ispolnenie_FB_RF_za_2019_god_predv.itogi.pdf (дата обращения 03.02.20).[Электронный ресурс].
Библиографический список
1. Валиева Е.Н., Лукин А.Г. Государственные(муниципальные) финансы:учебное пособие.-М.:РУСАЙНС,2018.-144 с.2. Грицюк Т.В. Системные механизмы управления межбюджетными отношениями. Российский зарубежный опыт-М.: Едиториал УРСС, 2016.-384
3. Тедеева З.Б., Коциева М.М. Основные направления совершенствования бюджетной политики и социально-экономического развития РСО-Алания//Актуальные вопросы современной экономики. 2019. № 6-2. С. 273-277.
4.Tedeeva Z.B. Analysis of public procurement mechanism when implementing financial policy of state.В сборнике: The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. Conference: SCTCGM 2018 - Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism. Conference Chair(s): Bataev Dena Karim-Sultanovich - Doctor of Engineering Sciences, professor, director of the Complex Scientific Research Institute n. a. H.I. Ibragimov of the Russian Academy of Sciences. 2019. С. 1166-1174.
5.Официальный сайт министерства финансов Российской Федерации.-Режим доступа: https://www.minfin.ru
6. Официальный сайт Федерального казначейства.- Режим доступа:https://www.roskazna.ru