Индекс УДК 33
Дата публикации: 26.01.2021

Использование технологии блокчейн в налоговом администрировании Российской Федерации

The use of blockchain technology in the tax administration of the Russian Federation

Максимов В.П.
Облацова У.В.

1. д.ф-м.н., профессор ПГНИУ
г. Пермь, РФ
2. Студентка 2 курса ПГНИУ
Г.Пермь, РФ

Vladimir Maksimov,
Uliana Oblatsova

1.Doctor of Physics and Mathematics, Professor of Perm State National Research University
Perm, RF
2. 2nd year student of Perm State National Research University
G. Perm, RF
Аннотация: В период становления информационного общества и развития новых технологий, появляется все больше технологий для оптимизации тех или иных процессов в различных сферах. Эволюционный процесс так же затрагивает и экономику. В статье рассмотрена технология блокчейн, активно развивающаяся в последние несколько лет. Проведен анализ действующей автоматизированной системы налогового администрирования, а так же выявлены недочеты, возникающие в процессе работы. В статье рассмотрены основные преимущества внедрения технологии блокчейн в налоговое администрирование Российской Федерации, которая позволит повысить эффективность системы налогового администрирования страны, а так же повысить собираемость налогов.

Abstract: More and more technologies to optimize certain processes in various fields are emerging during the formation of the information society and the development of new technologies. The evolutionary process also affects the economy. The article discusses blockchain technology, which has been actively developing over the past few years. The current automated tax administration system was analyzed as well as shortcomings arising in the process of work were identified. The article considers the main advantages of introducing blockchain technology in the tax administration of the Russian Federation, which will increase the efficiency of the country's tax administration system, as well as increase tax collection.
Ключевые слова: цифровая экономика, налоговое администрирование, налоговый контроль, блокчейн, налоговые проверки, информационные технологии.

Keywords: digital economy, tax administration, tax control, blockchain, tax audits, information technology.


В современной науке существуют различные точки зрения на развитие общества, обобщая всю имеющуюся информацию, можно выделить следующие этапы развития общества: аграрное, индустриальное (промышленное), постиндустриальное (информационное).

Общепринято считать, что постиндустриальное общество возникает под влиянием информационных технологий и науки. Обработка больших массивов информации с помощью компьютерных технологий выходит на первый план.  Именно в постиндустриальном обществе начинает формироваться цифровая экономика.

В условиях цифровой экономики появляется возможность внедрения в процесс налогового администрирования новых информационных технологий (далее – ИТ), что повышает его качество и эффективность. Имплементация налоговыми органами современных ИТ-инструментов в условиях сформированной цифровой среды способна привести к минимизации рисков несоблюдения налогоплательщиками налогового законодательства, максимизировать эффективность налогового администрирования и приблизить показатель налогового комплаенса к 100% [1].

На фоне развития различных ИТ-технологий широкое распространение в экономике получила технология блокчейн. Уже ни для кого не секрет, что блокчейн – это важная сквозная технология цифровой экономики, с помощью которой экономика станет более эффективной. По данным Всемирного экономического форума, 10 % мирового ВВП уже в 2027 году будет сосредоточено в блокчейне [2].

Использовать технологию блокчейна для оптимизации экономических процессов можно не только в бизнес-среде, но и в сфере налогового администрирования. В переводе с английского, блокчейн можно трактовать как непрерывную цепочку блоков. В каждом блоке содержится различная информация, касающаяся сделки, таким образом, блокчейн представляет собой огромную базу данных.  Главное отличие блокчейна от базы данных – это то, что изменить или удалить уже имеющиеся записи невозможно, можно добавить только новые. Обновление информации в блокчейне происходит одновременно на множестве компьютеров, подключенных к сети интернет [3]. В связи с этим, данная технология имеет высокий уровень защиты от хакерских атак или подмене данных.

Переходя к налоговому администрированию, замечу, что в рамках мер по совершенствованию системы налогового администрирования в Российской Федерации произошло создание и внедрение автоматизированной информационной системы АИС «Налог-3» по хранению и обработке налоговой информации в едином федеральном хранилище в системе центров обработки данных (ЦОД). Внедрение нового автоматизированного рискориентированного подхода при контроле за возмещением НДС системы АСК НДС-2 стало одним из факторов, позволивших достичь роста поступлений НДС в бюджет. В целях повышения собираемости налогов налоговыми органами начиная с 2005 г. используется риск-ориентированный подход в налоговом администрировании [4].

Система АСК НДС-2, используемая в работе налоговыми органами, схожа с технологией блокчейна. Принцип работы АСК НДС-2 заключается в построении цепочек финансово-хозяйственных отношений юридических, основываясь на информации налогоплательщиков из налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС). Благодаря автоматизированной системе можно отследить поставку товара от производителя до конечного потребителя данного товара. Однако на практике не все так гладко.

В целях занижения налогооблагаемой базы, зачастую юридические лица вводят в финансовые цепочки, так называемые фирмы «однодневки». В реальности такие организации не занимаются куплей-продажей товаров, предоставления услуг или выполнения работ. Главная цель введения такой организации в цепочку финансово-хозяйственных отношений – это уход от налогообложения.

При проведении налоговых проверок, инспектора в рамках действующего законодательства, должны документально подтвердить факт отсутствия поставки такой фирмой «однодневкой» в адрес конечного получателя данного товара. В связи с этим работнику налогового органа приходится истребовать множество документов, проводить анализ информации, имеющееся в документах и выявлять нарушения. В реальном времени проведение такого анализа — трудозатратно. Одно дело, когда инспектору приходится проводить анализ десяти – двадцати счетов фактур за один налоговый период (один квартал), другое дело, когда в ходе проведения выездной налоговой проверки за 3 последних года необходимо провести анализ сотен, а то и тысяч счетов — фактур. В таких случаях человеческий фактор в значительной степени снижает эффект от автоматизированной информационной системы.

Сложны в доказательстве и взаимоотношения между дочерними компаниями или взаимозависимыми юридическими лицами, так как в проверяемом периоде между такими организациями производится не один десяток сделок.

Нельзя забывать, что в условиях глобальной мировой экономики существует экспорт и импорт товаров. В таких условиях отследить движение товара в другой стране практически невозможно.

Использование технологии блокчейна имеет большой потенциал в налоговом администрировании Российской Федерации. Оно с одной стороны позволит увеличить прозрачность сделки между контрагентами, а с другой стороны, позволит снизить затраты на подготовку налоговой отчетности, так как данный процесс является автоматизированным и обновление происходит в режиме реального времени.

В результате использования данной технологии снизятся случаи введения в цепочку финансово – хозяйственных взаимоотношений фирм «однодневок», поскольку отследить движение товара не составит труда.

В блокчейн-сетях записи о транзакциях, то есть о переводе активов (денежных средств, товаров, акций и т. д.) объединяются в блоки. Блок – это запись в распределенном реестре о нескольких транзакциях. В таком блоке отражено, кто кому и когда перевел какой объем активов. Все блоки последовательно соединяют в одну последовательную цепь.

 Цепь блокчейна неразрывна, поскольку каждый блок содержит ссылку на предыдущий. Блоки нельзя изменить или удалить, можно только добавить новые. Таким образом, всегда можно восстановить историю переходов конкретного актива из рук в руки и узнать его нынешнего владельца.

Другими словами, в сети блокчейна всегда можно отследить движение конкретного товара и его цену от производителя до конечного потребителя через цепочку посредников. В таких условиях использование фирм «однодневок» для ухода от налогообложения будет не актуально.  В результате чего, возрастут поступлении налогов в бюджет.

Блокчейн так же может стать дополнительным инструментом в борьбе против уклонения от уплаты налогов головной компанией и ее дочерними предприятиями, открывая доступ к данным по внутригрупповым операциям в режиме реального времени.

Технология блокчейна может стать для налогового органа необходимым инструментом для решения проблем соблюдения налогового законодательства, поскольку эта технология обеспечивает объективный инструмент, предназначенный, в основном, для хранения и обмена конфиденциальной информацией между несвязанными и ненадежными сторонами [5].

Подводя итоги, стоит отметить, что внедрение цифровых технологий в налоговое администрирование не является ноу-хау. Например, самые передовые решения по начислению НДС применяются в Бразилии, где электронные счета-фактуры принимаются налоговыми органами в режиме реального времени. Переход к такой системе в Бразилии происходил планово и постепенно. В Китайском городе Шэньчжэнь технология блокчейн используется для отслеживания документов (счет-фактура и квитанция) как инструмент предотвращения подделки этих документов.

Используя опыт зарубежных стран в использовании цифровых технологий в налогообложении, таких как Бразилия, КНР, Эстония и Финляндия, с учетом российских реалий, можно повысить эффективность собираемых налогов и сократить схемы ухода от налогообложения.

В то же время внедрение технологии блокчейна для юридических лиц позволит сократить издержки на содержание налоговых консультантов и снизить стоимость бухгалтерских услуг, так как в блокчейн-сети, во – первых, все транзакции, т.е. переводы, производятся в режиме реального времени, а во- вторых, сделки защищены и прозрачны. В блокчейн – сетях снижается риск возникновения мошенничества и коррупции.

В совокупности изложенных фактов, такая цифровая технология, как блокчейн приведет к повышению экономической безопасности страны, вследствие повышения эффективности собираемых налогов.

Библиографический список

1. Петухова Р.А. Развитие международного обмена налоговой информацией в процессе деофшоризации экономики // Промышленная политика в цифровой экономике: проблемы и перспективы (ЭКОПРОМ-2017): труды научно-практической конференции с зарубежным участием 16–17 ноября 2017 г. / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.В. Бабкина. Томск : Изд-во Политехнического университета, 2017.
2. Блокчейн в цифровой экономике. URL: https://events.vedomosti.ru/events/block (дата обращения 20.01.2021).
3. Блокчейн: что это такое и как его используют в финансах. URL: https://fincult.info/article/blokcheyn-chto-eto-takoe-i-kak-ego-ispolzuyut-v-finansakh/ (дата обращения 20.01.2021).
4. Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок. Приказ ФНС России от 30.05.07 г. № ММ-3-06/333. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_55729/ (дата обращения 15.12.2020).
5. Внедрение технологии блокчейн в налоговую систему. https://finance.uz/index.php/ru/fuz-menu-technology-ru/4049-vnedrenie-tekhnologii-blockchain-v-nalogovuyu-sistemu (дата обращения 05.01.2021).
6. Блокчейн – технологии в госуправлении. Мировой опыт. https://www.forbes.ru/tehnologii/343203-blokcheyn-tehnologii-v-gosupravlenii-mirovoy-opyt (дата обращения 06.01.2021).
7. Петухова Р.А., Григорьева Я.А. Налоговое администрирование в условиях цифровой экономики. // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2019. – № 46 – С. 303-316.