Индекс УДК 33
Дата публикации: 03.02.2021

Этапы выработки стратегического решения по обеспечению информационной безопасности мегаполиса

Stages of developing a strategic decision to ensure the information security of the megalopolis

Глущенко В.М.,
Новиков А.Н.,
Пронькин Н.Н.,

1. д.э.н., д.в.н., профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации – Московский городской университет управления Правительства Москвы.
2.к.э.н, доцент – Московский авиационный институт (национальный технический университет)
3. к.э.н, доцент – ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет).

Glushchenko V.M.,
Novikov A.N.,
Pronkin N.N.,

1. Doctor of Economics, Doctor of Economics, Professor, Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation - Moscow City University of Management of the Government of Moscow.
2. Ph.D., Associate Professor - Moscow Aviation Institute (National Technical University)
3. Ph.D., Associate Professor - FGAOU VO I.M. Sechenov of the Ministry of Health of the Russian Federation (Sechenov University).
Аннотация: В статье рассмотрены этапы выработки стратегических решений по обеспечению информационной безопасности московского мегаполиса.

Abstract: The article considers the stages of developing strategic decisions to ensure information security of the Moscow megalopolis.
Ключевые слова: московский мегаполис, информационная безопасность, информационные угрозы, комплекс методик и математических моделей.

Keywords: Moscow megapolis, information security, information threats, complex of methods and mathematical models.


Исходной позицией для принятия стратегического решения целесообразно считать уровень стабильности жизненно важных интересов и информационной безопасности мегаполиса в социально-экономической сфере.

Предлагаемый алгоритм обоснования стратегического решения в целом использует методы: системного анализа, теории матричных игр, экспертных оценок и математического моделирования на ПЭВМ.

Для определения оптимального (рационального) варианта стратегического решения используется комплекс методик и математических моделей на ПЭВМ.

На первом этапе – уясняются (при необходимости, уточняются) направления реализации социально-экономической политики применительно к сложившейся стратегической обстановке в мегаполисе. Затем определяется социально-экономическая стратегия в целом для мегаполиса и для отдельных административных округов, в частности.

Уточнение задачи по реализации социально-экономической политики производится на основе решений Правительства Москвы с учетом вновь принятых концептуальных и доктринальных документов, достигнутых результатов в защите жизненно важных интересов и информационной безопасности мегаполиса, изменений в геополитической и геостратегической ситуации и др.

Формируется (обновляется) банк данных для каждого административного округа, в том числе:

  • характерные для данного округа угрозы информационной безопасности, прогнозируемые их изменения на основе анализа обстановки в определенный период;
  • комплекс мер, способов, сил и средств, необходимых для предотвращения потенциального ущерба в каждом округе;
  • наиболее важные интересы мегаполиса, требующие приоритетной защиты.

Формирование возможного полного перечня угроз информационной безопасности мегаполиса осуществляется в различных областях, проявление которых возможно в социально-экономической сфере.

Исходя из влияния каждой угрозы на состояние информационной безопасности мегаполиса, с применением метода парного сравнения, определяется «важность» или «коэффициент вклада» каждой угрозы в обобщенный показатель, характеризующий информационную безопасность мегаполиса. Как правило, такая оценка проводится путем экспертизы с привлечением широкого круга специалистов из различных областей деятельности. Результаты оценки могут быть нормативно закреплены на достаточно длительный период времени.

Результатом первого этапа является социально-экономическая стратегия как рациональный вариант реализации социально-экономической политики на рассматриваемый период (система стратегических задач, сил и средств органов управления для решения этих задач; направлений строительства и развития; форм, способов и приемов по организации комплекса мер, проводимых Правительством Москвы для достижения главных целей социально-экономической политики).

На втором этапе для каждого административного округа столицы уточняются:

  • цели защиты жизненно важных интересов и информационной безопасности округа;
  • состав, объем задач структурных формирований префектур и способы их решения с учетом возможностей снижения уровня информационных угроз в результате мер по обеспечению стабильности;
  • состав, состояние, технические и стоимостные характеристики сил и средств органов управления префектур;
  • сбалансированный состав сил и средств органов управления префектур для стабильного развития. Для этой цели используется методика: «Определение оптимального состава сил и средств структурных подразделений префектур, достаточных для надежного обеспечения жизненно важных интересов и информационной безопасности города». Центральное место в этой методике занимают две модели: оптимального распределения объема задач и определения потребного состава сил и средств; оптимизации сил и средств по стоимости при заданной надежности защиты жизненно важных интересов и информационной безопасности города;
  • оптимальный (рациональный) состав, организационная структура и численность органов управления структурных подразделений префектур. Для этой цели используется методика: «Определение состава, организационной структуры и численности Префектур с учетом оптимизации органов управления»;
  • финансовые затраты органов управления Префектур в каждом округе с использованием соответствующей методики.

В целом результатами первого этапа являются: определение необходимого состава сил и средств структурных формирований префектур для каждой из заданных степеней (уровня) надежности защиты жизненно важных интересов и информационной безопасности города (низкой, средней и высокой); стоимостные оценки вариантов структурных формирований префектур до и после оптимизации. Кроме того, уточняются направления перспективного развития префектур для достижения поставленных целей.

На третьем этапе определяются мероприятия, обеспечивающие предотвращение потенциального ущерба. Определяется суммарный предотвращенный ущерб путем «сложения» всех ущербов, возникающих при реализации отобранных экспертами информационных угроз с учетом их «важности» (опасности), и вычитания потенциала защитных мероприятий. Для этой цели используется частные методики.

При определении совокупного предотвращенного ущерба наряду с прямым ущербом информационной безопасности мегаполиса оцениваются и возможные затраты, возникающие вследствие реализации защитных мероприятий.

На четвертом этапе обосновываются варианты стратегического решения. Для этой цели используется методика «Моделирование стратегического решения». Центральное место в этой методике занимает модель оценки стратегического решения.

Результатами моделирования являются оценки вариантов решения по стратегическому управлению в рассматриваемый период, из которых формируется и выбирается приемлемый вариант стратегии действий Правительства Москвы в каждом административном округе на основе объективной оценки потенциального и предотвращенного ущерба жизненно важным интересам мегаполиса от воздействия информационных угроз в социально-экономической сфере.

Библиографический список

1. Gluschenko V.M., Pronkin N.N., Simakov A.I. Analysis of the problems of ensuring information security of the megalopolis. International Journal of Professional Science. 2021. № 1. С. 43-49.
2. Glushchenko V.M., Pronkin N.N. Quality of professional training as a result of innovative educational technologies. International Journal of Professional Science. 2020. № 5. С. 16-23.
3. Ivanov N.V., Pronkin N.N. Computer as chemical reactor. International Journal of Professional Science. 2019. № 9.
4. Komarova A., Tsvetkova L., Kozlovskaya S., Pronkin N. Organisational educational systems and intelligence business systems in entrepreneurship education. Journal of Entrepreneurship Education. 2019. Т. 22. № 5.
5. Koniagina M., Belotserkovich D., Vorona-Slivinskaya L., Pronkin N. Development Trends of an Internet of Things in Context to Information Security Policy of a Person, Business and The State. Talent Development & Excellence, Vol.12, No.2s, 2020.
6. Kurilova, A., Lysenko, E., Pronkin, N., Mukhin, K., & Syromyatnikov, D. The impact of strategic outsourcing on the interaction market in entrepreneurship education. Journal of Entrepreneurship Education. 2019. Т. 22. № 4. С. 15.
7. Novikov A.N., Pronkin N.N. Smart city science management. International Journal of Professional Science. 2019. № 6.
8. Panfilova E., Lukyanova A., Pronkin N., Zatsarinnaya Е. Cloud Technology Development Alongside Public Life Digitalization. Talent Development & Excellence, Vol.12, No.2s, 2020.
9. Брянская О.Л., Глущенко В.М., Глушков С.В., Корпусова Н.С., Минаков А. В., Николаева Н.В., Новиков А.Н., Пронькин Н.Н., Смирнова Е.А., Филимонова Л.А., Фирцева С.В., Цуркан М.В., Щербакова Е.Н. Инновации, тенденции и проблемы в области экономики, управления и бизнеса: Монография. – Нижний Новгород, 2020.
10. Глущенко В.М., Новиков А.Н., Пронькин Н.Н. Количественная оценка информационной безопасности мегаполиса. Экономические исследования и разработки. 2019. № 6.
11. Глущенко В.М., Новиков А.Н., Пронькин Н.Н. Особенности формирования и содержания модели управления московским мегаполисом. Информационные и телекоммуникационные технологии. 2019. № 44. С. 32-37.
12. Глущенко В.М., Новиков А.Н., Пронькин Н.Н. Проблемы обеспечения экономической безопасности московского мегаполиса. Экономические исследования и разработки. 2020. № 1. С. 151-155.
13. Глущенко В.М., Пронькин Н.Н. Междисциплинарный подход в исследовании сложных систем. Экономические исследования и разработки. 2020. № 4.
14. Глущенко В.М., Пронькин Н.Н., Симаков А.И., Новосёлова Т.Е. Возможные подходы к оценке ущерба от информационных угроз. Экономические исследования и разработки. 2020. № 9. С. 6-13.
15. Информационная безопасность мегаполиса на примере города Москвы. Монография / Н.Н. Пронькин – М.: ООО «Экслибрис-Пресс», 2017.
16. Калачанов В.Д., Ефимова Н.С., Новиков А.Н., Пронькин Н.Н. Внедрение систем диспетчирования производства на высокотехнологичных предприятиях (на примере предприятий авиастроения). Инновации и инвестиции. 2019. № 3. С. 269-273.
17. Калачанов В.Д., Новиков А.Н., Калачанов В.В., Пронькин Н.Н. Критерии оптимального управления финансированием производственной деятельности предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности (на примере авиастроения). Организатор производства. 2016. № 1 (68). С. 61-68.
18. Калачанов В.Д., Новиков А.Н., Калачанов В.В., Пронькин Н.Н. Разработка комплексной системы критериев оптимизации финансирования производственной деятельности промышленных предприятий (на примере авиастроения). Организатор производства. 2016. № 3 (70). С. 50-61.
19. Московский мегаполис: системный анализ, междисциплинарный подход, информационные технологии управления. Монография / В.М. Глущенко, Н.Н. Пронькин, Г.Ф. Шилова и др.; под ред. В.М. Глущенко. – М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2012.
20. Новиков А.Н., Пронькин Н.Н. Внедрение инструментальных методов в управление экономикой предприятий ОПК. Вестник Академии военных наук. 2014. № 3 (48). С. 148-152.
21. Пронькин Н.Н. Инструментарий управления системой производства продукции ОПК. Вестник Академии военных наук. 2015. № 1 (50). С. 147-150.
22. Пронькин Н.Н. Информатика. учебно-методический комплекс / Москва, 2011.
23. Пронькин Н.Н. Моделирующий комплекс информационных и расчетных задач "Паритет". Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ.
24. Пронькин Н.Н. Модель управления московским мегаполисом. В сборнике: Социальные инновации и стратегическое управление сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2019. С. 35-41.
25. Пронькин Н.Н. Практика внедрения системы дистанционного обучения в МГУУ Правительства Москвы на основе E-learning 3000. Информационные и телекоммуникационные технологии. 2011. № 12. С. 72-78.
26. Пронькин Н.Н. Стратегия обеспечения информационной безопасности московского мегаполиса. Москва, 2019.
27. Пронькин Н.Н. Условия решения проблем обеспечения информационной безопасности московского мегаполиса. Экономические исследования и разработки. 2019. № 8.
28. Пронькин Н.Н., Новиков А.Н. Программно-математические методы обоснования потребности в экономических ресурсах для выполнения государственного оборонного заказа. Вестник Академии военных наук. 2014. № 4 (49). С. 122-125.
29. Пронькин Н.Н., Симаков А.И. Формирование целевой программы обеспечения информационной безопасности города Москвы. Экономические исследования и разработки. 2020. № 6.