Индекс УДК 332.1, 330.322.2
Дата публикации: 30.11.2021

Повышение инвестиционной привлекательности регионов на базе модернизации транспортной инфраструктуры

Increasing the investment attractiveness of the regions on the basis of modernization of transport infrastructure

Славянов Андрей Станиславович
доцент кафедры экономики и организации производства МГТУ им Баумана
Slavyanov Andrey Stanislavovich
Associate Professor of the Department of Economics and Organization of Production, Bauman Moscow State Technical University
Аннотация: Исследование выявило растущую неравномерность в развитии российских регионов, вызванную историческими и природно-климатическими условиями. Для нивелирования диспропорций развития регионов требуются значительные ресурсы и меры по привлечению частного капитала, что представляет серьезную проблему для бюджета в условиях санкционных и пандемийных ограничений российской экономики. Основным приоритетом инвестиционной стратегии должна стать транспортная инфраструктура, модернизация которой будет способствовать улучшению инвестиционного климата и притоку частного капитала в социально-экономическое развитие регионов.

Abstract: The study revealed a growing unevenness in the development of Russian regions caused by historical and climatic conditions. Significant resources and measures to attract private capital are required to level regional development imbalances, which poses a serious problem for the budget in the context of sanctions and pandemic restrictions of the Russian economy. The main priority of the investment strategy should be the transport infrastructure, the modernization of which will contribute to improving the investment climate and the inflow of private capital into the socio-economic development of the regions.
Ключевые слова: Инвестиционный климат, инвестиции, инвестиционный потенциал, транспортная инфраструктура, инновационное развитие.

Keywords: Investment climate, investment, investment potential, transport infrastructure, innovative development.


Введение

Одной из характерных черт российской экономики является дисбаланс в социально-экономическом развитии регионов, на устранение которого Правительство ежегодно расходует значительные средства федерального бюджета [1, 2]. Для предприятий и граждан предусмотрены различные налоговые льготы и субсидии, компенсации кредитных ставок, тарифов и другие меры, которые должны способствовать экономической активности и развитию региона. Однако, в современных условиях финансовой нестабильности мировой экономической системы, действующих санкционных и пандемийных ограничений, мероприятия, требующие значительных бюджетных расходов, могут быть оправданы только в случае их высокой результативности в краткосрочном (до пяти лет) периоде. Бюджетные средства могут быть направлены на улучшение инвестиционного климата в регионе, а его экономическое развитие должно базироваться на частном капитале.  Одним из путей повышения инвестиционной привлекательности региона авторы считают модернизацию его транспортной инфраструктуры, что должно способствовать притоку частного капитала и рабочей силы.

Методы

Для достижения цели работы, которая заключается в определении приоритетов инвестиционной стратегии государства, используется метод системного анализа, экспертных оценок, методы экономического анализа и прогнозирования.

Обсуждение/ результат

Привлечение в экономику инвестиций является важной государственной задачей, которая в условиях общей нестабильности приобретает особенно актуальное значение для развивающейся экономической системы. Для капитала, как отечественного, так и зарубежного, большое значение имеет состояние инвестиционного климата, который определяется совокупностью политических социально-экономических, культурных, правовых, финансовых и других факторов [3] Группа российских ученых (Никонова Т.В., Гаптельхаков М.Р., Гильфанов, Д. Р.) предложила разделить все факторы, оказывающие влияние на инвестиционную привлекательность региона, на две группы — мягкие (которые могут быть изменены без особых усилий) и жесткие. Географическое положение, климат, наличие полезных ископаемых, водных и других ресурсов относится к жестким факторам, которые не представляется возможным изменить даже в долгосрочном периоде. К мягким факторам следует отнести нормативно-законодательную базу региона, доступность финансовых и трудовых ресурсов, административные процедуры регистрации бизнеса, уровень государственной поддержки и др. [4]

На наш взгляд, существует еще одна группа факторов, оказывающих значительное влияние на инвестиционную привлекательность региона, в которую входят инфраструктурные факторы, в число которых входят транспорт и связь. Эта группа занимает промежуточное положение в предложенной классификации и может быть в среднесрочном периоде существенно изменена.

Под транспортной инфраструктурой будем понимать комплекс сооружений и коммуникаций транспорта, обеспечивающих работу перевозочного процесса [5]. Элементами транспортной инфраструктуры являются дороги, мосты, транспортные развязки, системы управления движением, навигационная система и др. Развитая транспортная инфраструктура позволяет повысить мобильность трудовых ресурсов, которые необходимы для реализации инвестиционных проектов, снизить транспортные издержки предприятий, что скажется на себестоимости выпускаемой продукции, увеличит транзитные потоки товаров, что создаст дополнительные рабочие места в сфере целого спектра услуг. Транспортная инфраструктура включает в себя сооружения, обеспечивающие функционирования основных видов транспорта – автомобильного, железнодорожного, трубопроводного, водного и воздушного. Для социально-экономического развития региона особое значение имеет автомобильный транспорт, который обладает перед другими существенными конкурентными преимуществами. Несмотря на то, что перевозки грузов водным транспортом считаются одними из самых дешевых, российские климатические условия не всегда позволяют его использовать в круглогодичном режиме. Кроме того, инвестиции в строительство портов и крупных судов являются достаточно рискованными и чрезвычайно затратными. Железнодорожный транспорт можно считать эффективным, если расстояние перевозки превышает тысячу километров и более. Воздушный транспорт рационально использовать при срочной транспортировке грузов и пассажиров на большие расстояния – более двух тысяч километров. Для межрегиональных перевозок специализированный автомобильный транспорт является наиболее конкурентоспособным. Малый и средний бизнес, частные предприниматели и граждане могут использовать грузовой и пассажирский транспорт разной вместимости практически в любое время года и суток, без согласований расписания, как при перевозках другими видами транспорта. Стоимость строительства и обслуживания автомобильных дорог в ряде случаев получается дешевле железнодорожных путей. Таким образом, решающее значение для социально-экономического развития региона играет именно автомобильный транспорт и его инфраструктура.

Следует отметить, что транспортная инфраструктура и социально-экономическое регионов существенно различается друг от друга [6]. Сложные и разнообразные природно-климатические условия России определили историческую неравномерность социально-экономического развития территорий страны. Зона комфортного проживания человека в России условно лежит в Центральном, Северо-Кавказском, Приволжском и Южном федеральных округах, остальные регионы, включая Северо-Западный, Уральский, Сибирский и Дальневосточный находятся в так называемой зоне условно комфортного или вовсе неблагоприятного климата. Каждый из регионов России обладает своими характерными особенностями, которые должен учитывать инвестор, определяя объект инвестиций [7]. Условно интересы инвестора, направляемые в реальный сектор экономики, можно распределить на следующие группы:

— добыча и транспортировка полезных ископаемых и других природных ресурсов;

— производство;

— инновации и образование;

— туризм.

Восточные регионы России обладают мощным природно-ресурсным потенциалом, для освоения которого требуется транспорт максимальной грузоподъемности, способный перевозить грузы на большие расстояния. Наиболее эффективным в этих условиях будет водный и железнодорожный транспорт. Инвестиции в добычу полезных ископаемых и их первичную переработку обладают высокой доходностью и считаются наименее рискованными, в связи с чем государство должно мотивировать инвестора вкладывать капитал в обустройство транспортной и социальной инфраструктуры региона.

Развитие отечественной перерабатывающей промышленности и повышение ее конкурентоспособности на мировых рынках является приоритетом Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, для реализации которой необходимо создать все условия для формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе. Развитая автотранспортная инфраструктура играет решающую роль в обеспечении нормального функционирования организаций и предприятий малого и среднего бизнеса [8], способствует развитию производственной кооперации и торговли, что существенно повышает инвестиционную привлекательность региона для частного бизнеса.

Инвестиции в инновации являются одними из самых рискованных, в связи с чем инвестор предъявляет особые требования к инфраструктуре интересующего его объекта. Развитая транспортная инфраструктура позволяет в короткие сроки завершить строительно-монтажные работы, установить оборудование и запустить новое высокотехнологичное производство. И наоборот, транспортные проблемы могут сорвать сроки сдачи объекта, увеличивают коммерческие риски, связанные с нарушением плана поставок материалов и комплектующих, используемых в производственном процессе, снижают скорость оборачиваемости запасов, что отрицательно сказывается на издержках предприятия и эффективности инвестиционного проекта. Автотранспорт, как самый мобильный, играет в инновационном процессе наиболее значимую роль среди других видов транспорта, так как позволяет оптимизировать цепи поставок наиболее эффективным способом [9].

Не менее важную роль автотранспортная инфраструктура играет в развитии туризма. Основные перевозки туристов между различными объектами на территории региона осуществляются автомобильным транспортом, в связи с чем автотранспортная инфраструктура начинает играть все более значимую роль в привлечении инвестиций в туристическую отрасль. Строительство новых отелей, ресторанов, ремонт и содержание исторических и культурных объектов требует современной транспортной инфраструктуры, способной обеспечить комфортное перемещение туристов и снабжение туристической отрасли всем необходимым.

В условиях финансовой нестабильности Правительство России не может одновременно реализовать все проекты по модернизации транспортной инфраструктуры страны, в связи с чем, особую актуальность представляет выбор приоритетных направлений инвестиционной стратегии в сфере социально-экономического развития регионов. Необходимо в первую очередь вкладывать средства в обустройство транспортной инфраструктуры в тех регионах, которые обладают максимальным инвестиционным потенциалом.

Основным показателем, позволяющим оценить качество автотранспортной инфраструктуры является соответствие автомобильных дорог нормативным требованиям [10].

Для оценки соответствия транспортной инфраструктуры инвестиционному потенциалу региона воспользуемся статистическими данными Росстата и результатами анализа инвестиционного потенциала регионов России, проведенного рейтинговым агентством RAEX за 2020 год [11].

В России можно выделить группу из 30 регионов, обладающих максимальным инвестиционным потенциалом в сфере производства, инноваций и туризма (Рисунок).

Рисунок. Рейтинг инвестиционного потенциала регионов и качество автотранспортной инфраструктуры России [10, 11].

На рисунке цифрами обозначены регионы, расположенные в порядке убывания рейтинга качества автомобильных дорог: 1 г. Москва; 2 Челябинская область; 3 г. Санкт-Петербург; 4 Ханты-Мансийский авт. округ – Югра; 5 Краснодарский край; 6 Кемеровская область; 7 Ульяновская область; 8 Республика Татарстан; 9 Московская область; 10 Ямало-Ненецкий авт. Округ; 11 Республика Башкортостан; 12 Приморский край; 13 Ленинградская область; 14 Томская область; 15 Самарская область; 16     Пермский край; 17 Красноярский край; 18 Ростовская область; 19 Новосибирская область; 20 Саратовская область; 21 Калужская область; 22 Свердловская область; 23 Иркутская область; 24 Нижегородская область; 25 Тамбовская область; 26 Республика Крым; 27 Владимирская область; 28 Воронежская область; 29 Ярославская область; 30 Алтайский край.

На Рисунке представлен общий рейтинг инвестиционного потенциала региона, включающий в себя три составляющие – промышленность, инновации, туризм. Можно выделить регионы, которые, несмотря на слабую транспортную инфраструктуру представляют большой интерес для инвесторов. К регионам, обладающими существенным уровнем инвестиционного потенциала в сфере туризма, но отстающими в своем развитии из-за неразвитой транспортной инфраструктуры можно отнести Республику Крым, Ярославскую область, Алтайский край.

Данные Росстата показывают, что половина всех автомобильных дорог в Нижегородской, Свердловской, Воронежской области не соответствует нормативным требованиям, что сдерживает их развитие, не смотря на их высокий промышленно-инвестиционный потенциал.

Из графика можно выделить ряд регионов, имеющих мощный инвестиционный потенциал в инновационной сфере, не обеспеченный в достаточной мере автотранспортной инфраструктурой. Для активизации инновационной деятельности в Новосибирской, Саратовской, Калужской, Нижегородской и Воронежской области необходима комплексная модернизация изношенной транспортной инфраструктуры.

Выводы и заключение

Проведенный анализ может служить базой для выработки рекомендаций для формирования стратегии социально-экономического развития региона. В условиях финансовой и внешнеполитической нестабильности, а также санкционных и пандемийных ограничений, предлагается в первую очередь финансировать за счет бюджета те проекты по модернизации транспортной инфраструктуры, которые дадут максимальный эффект в кратчайшие сроки. Эффект выражается в росте инвестиций в промышленное производство региона, инновационную деятельность и туризм. Проведенный анализ показывает, что приоритетными регионами здесь являются Новосибирская, Саратовская, Калужская, Нижегородская, Ярославская, Свердловская и Воронежская области, Республика Крым и Алтайский край. Проекты второй очереди должны быть направлены на строительство новых магистралей и объектов транспортной инфраструктуры в районах Севера и Дальнего Востока с целью устранения диспропорций развития регионов и сокращения оттока населения и капитала.

Благодарность: Исследование выполнено при поддержке РФФИ, проект № 20-010-00350

Acknowledgments:  The research was funded by RFBR according to the project № 20-010-00350

Библиографический список

1. Бакуменко В.Д. Механизмы выравнивания асимметрии регионального развития в условиях глобализации // Публичное управление. Харьков, 2008, с. 15-23.
2. Баранов С.В. Анализ межрегиональной дифференциации и построение рейтингов субъектов Российской Федерации // Вопросы экономики, 2005, no. 8, с. 54-75.
3. Малышев А.Л. Инвестиционная привлекательность как важный элемент инвестиционного климата в регионе //Вестник Казанского технологического университета. 2006. № 1. С. 253-257.
4. Никонова Т.В., Гаптельхаков М.Р., Гильфанов, Д. Р. Состояние И Проблемы Инвестиционной Привлекательности Региона На Примере Республики Татарстан. — Информационный издательский учебно-научный центр "Стратегия будущего", 2017. — С. 157–160.
5. Шпак А.В. Транспортная инфраструктура как ресурс развития территории // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2014. № 3 (40). С. 89-92.
6. Гребенкина С.А. Депрессивный регион: понятие и механизм оценки устойчивого развития// ЦИТИСЭ. 2019. №4. С.108-119
7. Гребенкина С.А., Хрусталев Е.Ю., Славянов А.С. Методические основы обеспечения устойчивого развития региона // Вестник Московского университета. Серия 5: География. 2020. № 1. С. 63-72.
8. Бланинин В. А., Михайловский П. В. Автотранспортная инфраструктура как фактор обеспечения экономической безопасности региона // Московский экономический журнал №5(3) 2018. С. 278 – 284.
9. Комлев И.В. Оптимизация цепи поставок ресурсов как фактор устойчивого развития организации // Аллея науки. 2018. Т. 2. № 1 (17). С. 568-572.
10. Доля автомобильных дорог общего пользования, не отвечающих нормативным требованиям на конец года. 2020. Транспорт / Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] https://rosstat.gov.ru/folder/23455?print=1
11. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов RAEX за 2020 год [Электронный ресурс] https://raex-a.ru/ratings/regions/2020#graph2