Abstract: Currently, e-commerce is an important part of financial and trade transactions. At the moment, there are more than 10 types of business models for online commerce, but the main and more often applicable models are B2C - company - consumer and B2B – company - company, as well as C2C - consumer – consumer. The COVID-19 pandemic has significantly affected the e-commerce market, and to a greater extent the catering market. In the long term, the volume of online orders will only increase. The terms of delivery and receipt of the necessary goods and the speed have increased significantly. A lot of order pick-up points have opened, the amount for free delivery has become minimal, and this attracts new customers. This scientific study presents the features of the development of e-commerce over the past few years and forecasts of its development until 2024. The factors that influence e-commerce as a young market sector are considered. Of these, we consider the most important reduction of the buyer.
Keywords: : e-commerce, e-commerce, e-commerce, pandemic, online shopping.
Введение.
E-commerce или электронная коммерция — это экономическая сфера включающая в себя все финансовые и торговые транзакции, которые осуществляются при помощи компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций [4].
На данный момент существует более 10 видов бизнес-моделей для интернет-торговли, но основными и чаще применимыми считаются модели В2С — компания — потребитель и В2В – компания — компания, так же C2C — потребитель – потребитель. Последняя — это продажа своих вещей от частного лица другому частному лицу, это такие платформы как Avito и Юла. Категория B2C представляет собой модель, в которой коммерческое предприятие выступает в качестве продавца товаров и услуг, а заказчиком (потребителем) является частное лицо [3]. В модели В2В коммерческие организации играют обе роли: и продавца, и покупателя. Эта бизнес-модель позволяет компаниям сильно расширить свои возможности, например, это и заключения масштабных сделок и контрактов, увеличение связей, активности на рынке, возможный выход на международный уровень. На данный метод сейчас выходит довольно большой процент сделок.
По миру наблюдается высокий процент прироста всех показателей e-commerce, и это доказывает, что у населения идет тенденция перехода с офлайн шоппинга, на онлайн, и огромную роль в этом сыграла пандемия в 2020 году.
Data Insight (аналитическая компания, которая специализируется на исследовании рынка электронной коммерции) в октябре 2020 года представила результаты рынка e-commerce. [5]
Российский рынок электронной коммерции в сентябре 2020 года превысил даже те рекордно высокие показатели, которые были на самом пике режима «самоизоляции» из-за пандемии COVID-19 в мае. В сентябре было совершено более 63 миллионов онлайн-заказов и это еще без учета заказов продуктов питания из офлайн магазинов. Это на 62% больше, чем в сентябре 2019 года.
Осенние результаты доказывают, что это был не кратковременный всплеск в апреле-мае, а в долгосрочной перспективе объем онлайн-заказов только возрастет.
Также растет и объем самих услуг, которые можно получить с доставкой через интернет. Буквально два года назад всего лишь несколько сетевых магазинов нашего города осуществляли доставку продуктов на дом, сейчас же ко всем сетевым магазинам подключена та или иная курьерская доставка. Людям больше не нужно тратить время на дорогу в магазин, на выбор товаров, все можно заказать из дома.
Условия доставки и получения нужных товаров и скорость выросла в разы. Открылось множество пунктов выдачи заказов, сумма для бесплатной доставки стала минимальной, это и привлекает новых покупателей.
Одна из пострадавших сфер после «самоизоляции» — это сфера общественного питания, она была закрыта полностью весной 2020, но онлайн-заказы еды на дом помогли предприятиям оставаться на рынке.
Также некоторые локальные офлайн-магазины в поиске прибыли разместили свои товары на маркетплейсы.
На данный момент можно получить почти любую услугу онлайн: репетиторы для школьников и студентов, консультации врачей, уроки игры на гитаре и многое другое.
По прогнозу вышеупомянутой Data Insight до 2024 года в России будет сохраняться стабильный рост e-commerce не менее 6% в год вследствие влияния пандемии. Дополнительный прирост объемов онлайн-продаж за счет факторов пандемии в совокупности за эти годы составит около 4,4 трлн рублей из 23,3 трлн рублей общего объема рынка (рисунок 1).
Рисунок 1 – Прогноз роста интернет-торговли
Факторы, возникшие вследствие пандемии, будут оставлять свой след на статистике на протяжении еще нескольких лет. По прогнозам, через 3 года совокупный объем онлайн-продаж будет более 1,6 трлн рублей.
К этим факторам относят:
- рост покупателей на онлайн-сервисах;
- переход многих специалистов на удаленную работу, привел к тому что часть из них переедет в менее крупные города и пригороды, возможно в частные сектора, где ассортимент услуг офлайн гораздо ниже;
- «самоизоляция» вынужденно сократила количество походов в обычные магазины;
- рост масштабов, аудитории и географии торговых онлайн-площадок, а также рост инвестиций в эту сферу;
- снижение покупательской способности, оказывает влияние, только на покупки премиального потребления среднего класса. [5]
Электронная коммерция, как молодой сегмент экономики, достаточно активно развивается, даже несмотря на кризис, смогла вырваться на новый уровень и развить под себя и логистическую составляющую, и банковскую, и рекламную, предоставив тем самым больше рабочих мест и большой прирост в экономике.
Библиографический список
1. Головенчик Галина Геннадьевна СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ // Наука и инновации. 2020. №5 (207). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-klassifikatsiya-i-osobennosti-elektronnoy-kommertsii-1 (дата обращения: 22.01.2022).2. Гончарук Ирина Владимировна ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ О ВЛИЯНИИ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ И РОССИЙСКОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2021. №1 (94). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-issledovaniy-o-vliyanii-pandemii-covid-19-na-razvitie-mirovoy-i-rossiyskoy-elektronnoy-torgovli (дата обращения: 22.01.2022).
3. Кондратьева, К. В. Электронная коммерция в России / К. В. Кондратьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 148-150. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54700/ (дата обращения: 22.01.2022).
4. Мунши А. Ю., Александрова Л. Ю., Мунши Ш. М. Состояние и динамика развития розничной торговли в России // Современные проблемы науки и образования. — 2017. — № 1–2.
5. Официальный сайт исследовательского агентства e-commerce URL:https://www.datainsight.ru/ (дата обращения: 29.03.2021)
6. Салихова Р.Р. Особенности внедрения элементов электронной торговли традиционными розничными торговыми сетями // Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – Том 9. – № 4. – с. 685-692. – doi: 10.18334/epp.9.4.41376.