Abstract: This article highlights such forms of interaction between state institutions and citizens as appeals and requests from citizens to public authorities. The right to appeal to the authorities is enshrined in legislation, is an instrument of interaction between state authorities and local governments with citizens. The modern stage of development of this institute, since 2006, is analyzed. The novelty lies not only in the consideration of such a form of interaction with the population as citizens' appeals, but also inquiries of citizens about the activities of state authorities and local self-government.
Keywords: Citizens' appeals, citizens' requests, the constitutional right of citizens to appeal, the executive body of state power.
Взаимодействие государства и гражданина – имеет пролонгированную историю своего становления и развития, так в Судебнике 1497 г. закреплялось понятие «челобитная», право граждан на обращение в адрес государя, так начался процесс институционализации этого процесса. Современный этап развития института взаимодействия государства и граждан начался в 2006 г. с выхода нового Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации», который закреплял конституционное право граждан на обращение в органы власти. Он продуцировал принятие Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Мотивы реализации права граждан на обращение в государственные органы разнообразны, это метод выражения мнения граждан, средств доведения до органов власти информации о недостатках их деятельности, способ защиты гражданами своих прав и законных интересов, а так же инструмент получение информации о деятельности государственных органов.
Сегодня, в условиях дефицита доверия населения к власти важно создать условия для обращения в органы государственной власти вне зависимости от статуса личности или коллектива, гражданства, его местожительства, социальных или финансовых возможностей.
Об участии граждан в управлении государством посредствам обращений и запросов в государственные органы написано достаточное количество исследовательских работ. В них рассматриваются формы защиты прав граждан, виды обращений граждан в государственные органы власти и органы местного самоуправления, совершенствование работы с обращениями граждан.
Авторы рассматривают взаимодействие органов государственной власти и населения с разных точек зрения, так например, отдельные аспекты истории возникновения и развития права на обращение нашли свое отражение в работах Э.Р. Адамова, М.В. Булгакова, А.В. Лаврентьевой, Л.В. Лукьянчиковой.
Для юридических наук характерно рассмотрения процесса обращения граждан как конституционно-правовой института — Г.В.Барановым, Л.Д. Воеводиным, Е.В. Зайцевой, С.А. Майоровым, В.А. Мещерягиной, М.А. Мироновым.
Рассматриваемая тема является межотраслевой и некоторыми авторами рассмотрена с точки зрения административно — правового статуса граждан
С.В. Калининой, как социальный институт обращение граждан рассмотрено
В.Н. Мотькиным, с помощью политологии рассмотрена изучаемая тема
К.В. Подъячевым.
Особое внимание на проблемы, возникающие при реализации прав граждан на обращения уделяют такие исследователи как Ю.А. Александрова, П.А. Беляков, Л.М. Вялова, И.А. Кравец, Д.С.Решетникова, Е.В.Трунина, И.В. Шевченко, А.В.Шуляева, В.Н. Южаков.
Ряд авторов рассматривают обращение и запросы граждан как административную процедуру, процесс — Е.В. Зайцева, И.А. Трофимова.
Однако большинство авторов исследовавших данный институт сходятся во мнении, что обращение граждан является способом взаимодействия государственных органов и граждан, при этом «обратная связь» может быть успешной, если с помощью обращений и запросов граждан будут решаться, хотя бы часть проблем препятствующих эффективному функционированию государственных органов и как следствие повышение доверие населения.
Институт обращений и запросов граждан выполняет три важные функции: правовую, коммуникационную и информационную. Обращения и запросы граждан являются неразрывным целым, позволяющим реализовывать формы гражданского участия в государственном управлении – не только получать актуальную информацию о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, но и непосредственно влиять на принятие управленческих решений.
Эта неразрывность прослеживается и в формах работы с обращениями и запросами граждан в государственные органы в рамках единого подхода в органах власти (учет, систематизация, обобщение), применение единых методических рекомендаций и единого типового тематического классификатора[1], что позволяет формализовать работу с обращениями и запросами граждан.
Законом четко регламентируются, что обращения и запросы могут быть адресованы государственным органам и органам местного самоуправления, требования к обращениям и запросам, сроки и порядок рассмотрения, форма ответа, круг лиц обладающих правом получать информацию о деятельности государственных органов. Что позволяет обеспечить объективное, всестороннее рассмотрение обращения и запросов граждан, а так же своевременное предоставление ответов заявителям. Кроме того, отсутствие единого толкования процесса работы в данной сфере снизит эффективность контроля за соблюдением порядка рассмотрения обращений и принять меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан. Отсутствие надлежащего контроля может привести к увеличению негативного отношения граждан к власти и снижение уровня доверия.
Статья 4 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» (далее Закон-59) дает определение, что является обращением гражданина — направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Определение запросу дано в ст. 1 Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее — Закон-8) — это обращение пользователя информацией в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа, в государственный орган или орган местного самоуправления либо к его должностному лицу о предоставлении информации о деятельности этого органа.
Несмотря на то, что обращения и запросы граждан являются неразрывным целым порядок рассмотрения обращений и запросов имеет существенные различия.
Таблица 1
Различия обращений и запросов граждан
Обращение | Запрос | |
Нормативно правовое регулирование | Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» | Федеральным законом от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» |
Виды | Предложение Заявление Жалоба | Запрос |
Форма реализации | Устно; Письменно; В виде электронного документа | Устно; Письменно; В виде электронного документа |
Субъект | Лицо, чьи права и интересы затрагивают правоотношения | Неопределенный круг лиц |
Сроки рассмотрения | В течении 30 дней (может быть продлен не более чем на 30 дней) | 30 дней (может быть продлен не более чем на 15 дней) |
Обязанность принятия к рассмотрению | Подлежит обязательному рассмотрению ст. 9 ФЗ – 59. | Государственный орган вправе не предоставлять информацию о своей деятельности по запросу в случаях установленных ст. 20 ФЗ — 8 |
Результат рассмотрения | Принятия определенных мер | Получение информации |
Обращения и запросы граждан являются действенным механизмом обратной связи государственных органов и граждан, важнейшей составляющей системы контроля качества деятельности отдельных государственных служащих и государственных органов в целом. Количество обращений и запросов граждан может служить показателем эффективности взаимодействия органов государственной власти с гражданским обществом, их доступности и публичности. Динамика изменения количества обращений и запросов, как в их общем количестве, так и по отдельным вопросам касающиеся деятельности государственных органов может быть использована в качестве критерия при построении системы управления качеством деятельности государственных органов, как на уровне отдельного государственного органа, так и в целом.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации: принята 12 декабря 1993 г. М : Юрист, 2020. – 48 с.2. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации : Федер. закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ (27.12.2018) // СЗ РФ. – 2006. – № 19. – Ст. 2060.
3. Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления» : Федер. закон от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ // CЗ РФ. – 2009. - № 1. – Ст. 2120.
4.Адамова Э.Р. Эволюция права граждан на обращение в органы государственной власти в России/Э.Р. Адамова//Бизнес в законе, 2008, № 4. С 98-100.
5. Александрова Ю.А. Обращение граждан как способ защиты прав и основных свобод /Ю.А. Александрова/ Инновационные технологии управления и права-2018-№ 1.-С 33-37.
6. Банных Г. А. и др. Институционализация взаимодействия гражданского общества с публичной властью в публично-правовых образованиях. – Издательство Уральского университета, 2018.
7. Баранова Г.В. Обращения в органы государственной власти как форма конституционной гражданской активности/Баранова Г.В.[и др.]//Известия ТулГУ. Гуманитарные науки – 2020 - №1. – С.77-86.
8. Беляков, П.А. Правовое регулирование порядка рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации и ее субъектах/П.А. Беляков// Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2014. №2.
9. Булгаков, М.Б. Структуры посадского самоуправления на государственной и мирской службах в XVII веке/М.Б. Булгаков// Отечественная история. 2005. №4. С. 94-108.
10. Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России/ Л.Д. Воеводин // Изд-во МГУ: Инфра-М- норма, 1997. 299 с. Библиогр. : С. 294-296.
11. Вялова Л.М. Порядок работы с обращениями граждан/Л.М. Вялова. М.: Изд-во МЦФЭР, 2004. 159 с.
12. Зайцева Е. В., Попов Д. А. Право граждан на обращения как форма взаимодействия государства и гражданского общества //Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий. Т. 1.—Екатеринбург, 2017. – 2017. – Т. 1. – №. 3. – С. 48-52.
13. Калинина, С.В. Право граждан РФ в органы государственной власти и местного самоуправления/С.В. Калинина// Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2009. №6. С.99-102.
14. Кравец И. А. Право на обращение граждан в органы местного самоуправления: конституционные основы, проблемы регулирования и реализации // Вестн. Новосибир. гос. ун-та. Сер. Право. – 2019. – № 2. – С. 33-47.
15. Лаврентьева, Т.В. Особенности осуществления защитных функций общественными и государственными институтами в истории Киевской и Московской Руси // Евразийский журнал региональных и политических исследований. 2012. № 12. С 37-43
16. Лукьянчикова, Л.В. Институт народных обращений в России: историко-правовой аспект // Лукьянчикова, Л.В/ Право и государство. 2016. №6.С.101-105.
17. Майорова С.А. К вопросу о реализации конституционного права граждан на обращение в государственные органы/ С.А. Майоров// Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России 2014 год, №1. С 105- 109.
18. Мещерягина В.А. Право граждан на обращение в органы исполнительной власти Российской Федерации (конституционно-правовой аспект): диссертация .кандидата Юридических наук: 12.00.02 / В.А. Мещерягина -2018.- 222 с
19. Миронов М.А. Право граждан на обращение в органы публичной власти: теория и практика/М.А. Миронов//Государство и право. 2009. 9. С. 105.
20. Мотькин. В.Н. Работа с обращениями граждан как социальный институт/ В.Н. Мотькин// Гуманитарий: актуальные вопросы науки и образования. 2010. № 3. С88-93.
21. Подъячев, К.В. Модернизация института обращений граждан и возможности повышения эффективности взаимодействия общества и власти в России/ К.В. Подъячев// Бизнес. Общество. Власть. 2008. № 3. С. 20-27.
22. Решетникова Д.С. Проблемы эффективности реализации права граждан на обращение в органы государственной власти и органы и органы местного самоуправления/Д.С.Решетникова// Бизнес-образование в экономике знаний.-2018-№ 2. –С 65-68.
23. Столярова В. Н., Зайцева Е. В. Анализ процедур работы с обращениями граждан как одной из форм защиты их прав //Урал индустриальный. Бакунинские чтения: Индустриальная модернизация Урала в XVIII—XXI вв. Т. 2.—Екатеринбург, 2014. – 2014. – С. 294-298.
24. Трофимова И. А. Правовое регулирование административных процедур по рассмотрению обращений граждан //Экономика, социология и право. – 2018. – №. 10. – С. 24-28.
25. Трунина Е.В..К вопросу совершенствования порядка рассмотрения обращения граждан в таможенных органах Российской Федерации/ Е.В.Трунина //Социально- политические науки. - 2017 - №1. С. 122 – 125.
26 Шевченко И. В. Проблемы в оргнизации работы с обращениями граждан/ И.В. Шевченко// Политик, экономика и инновации – 2018 - № 4.С. 1-4.
27. Шуляев А.В. Организация работы с обращениями граждан на муниципальном уровне управления/ Шуляева А. В. [и др.]// Власть и управление на Востоке России – 2018 - №2. – стр. 35-44.
28. Южаков В. Н., Результативность контрольно-надзорной деятельности государства с позиции граждан/В.Н. Южаков//Экономическая политика – 2019 - №1. С. 92 - 115.